Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обзор учебных программ по предмету «Музыка» для общеобразовательных школ.

В конце 70-х – начале 80-х годов в школах начинается реализация программы композитора и академика Д.Б. Кабалевского. Им была сделана попытка выхода к единому целостному уроку искусства. Д.Б. Кабалевский рассматривал преподавание музыки как живого образного искусства. Такой подход требует разработки принципов, вытекающих из самой природы искусства. Методическая система Д.Б. Кабалевского базируется на тезисе о том, что музыка должна быть не изучаемым, а наблюдаемым явлением. Цель программы – общедуховное развитие учащихся на основе их общения с музыкой и обретение музыкальной культуры. Д.Б.Кабалевский считал, что для преподавания искусства нужно создавать собственные принципы, вытекающие из природы искусства и коренным образом отличающиеся от общедидактических принципов, т.к. «для изучения музыки эти принципы, разумеется, нужны, но, если они не проникнуты живым дыханием самой музыки, они остаются абстрактной схемой, вырождающейся в конце концов в догматические «правила педагогики», способные лишь формально «упорядочить» процесс обучения, но лишить его радости, эмоциональной наполненности…» [Д.Б.Кабалевский «О перестройке – с оптимизмом, но без прикрас». // Коммунист. – 1986. - №14 – стр. 15.]

Согласно концепции Д.Б. Кабалевского, тематизм, разрабо­танный под его руководством и изложенный в программе по му­зыке, исходит из основных закономерностей музыкального ис­кусства. В своей совокупности учебные темы отражают «различные грани музыки как единого целого».

В дальнейшем, основываясь на этой позиции, последователями Д.Б. Кабалевского были разработаны различные варианты учеб­ных программ по музыке, отличающиеся своим конкретным со­держанием, но близкие по общей направленности тематизма.

В основе другого подхода к разработке тематизма уроков музы­ки на первом плане — различные формы отражения окружающей жизни и ее взаимодействия с музыкой. В этом случае темы форму­лируются как та или иная грань жизни, жизненного опыта ребен­ка, общества в целом. Такая направленность, в частности, прису­ща программе по музыке, разработанной Г. С. Ригиной. В последние годы этой линии придерживаются в своих программах И. В. Кошмина, Т. И. Бакланова и ряд других педагогов-музыкантов.

В программе, разработанной авторским коллективом под руко­водством Ю.Б.Алиева, находят своеобразное претворение как та, так и другая позиции. В программе Ю.Б. Алиева большое внимание уделяется хоровому пению учащихся, межпредметным связям, разнообразию видам музыкальной деятельности школьников. Методика Ю.Б. Алиева соединяет проблемно-поисковые и репродуктивные методы представления и усвоения музыкального материала. Большое внимание уделяется в программе развитию у школьников способности стилеразличения. Авторами разработана система организации контроля за качеством усвоения и обратной связи в процессе музыкального обучения.

В программе, разработанной авторским коллективом под руко­водством Ю.Б.Алиева, находят своеобразное претворение как та, так и другая позиции.

Программа Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетичнеского тонуса учащихся, снятие с них нервно-психических перегрузок.

Цель – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Методологическим основанием программы являются совре­менные научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.

Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в посто­янных связях и отношениях с произведениями мировой музы­кальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.

Основные методические принципы построения программы:

- принцип увлеченности;

- принцип триединства деятельности композитора—исполни­теля—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкаль­ного мышления школьников во всех формах общения с музы­кой;

- принцип тождества и контраста, сходства и различия реа­лизуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка;

- принцип интонационности выступает как ведущий прин­цип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с об­щедуховным;

- принцип диалога культур.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смыс­ла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилисти­ческие, языковые особенности определяют подходы к разра­ботке содержания урока, в котором другие виды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духов­ном опыте человека.

В программе активно используется метод проектов – средство активизации познавательной деятельности, развития креатив­ности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств.

В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализа­ция жизненных и художественных впечатлений школьников, творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирова­ние, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.

Итогом деятельности учащихся по проекту может стать письменная творческая работа, которую они затем публично защищают. Защита проекта может проходить в форме коллек­тивного творческого дела: соревнования команд (КВН), музы­кального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спек­такля (театрализации), представления для младших школьни­ков, фестиваля искусств и др.

Основными критериями оценки ученического проекта могут быть следующие:

•актуальность темы и предлагаемых решений, практиче­ская направленность и значимость работы;

• полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;

• умение делать выводы и обобщения;

• самостоятельность суждений, уровень творчества участни­ков проекта, оригинальность раскрытия темы, решений;

• умение аргументировать собственную точку зрения;

• художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; лите­ратурное и сценическое сопровождение защиты проекта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практическое занятие № 1. Цель работы. Научиться определять состав атома: структуру ядра и электронной оболочки | Примеры решения задач 1 страница


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных