Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.




ВВЕДЕНИЕ.

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений.

Во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению роли в экономической сфере. Государство ставит своей целью не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Большинство экономистов сходится в понимании того, что «невидимая рука рынка» обязана дополняться «видимой рукой государства».

Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и реализацию. Не менее важной функцией является стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста.

Цель данной работы – проанализировать цели и методы антиинфляционной государственной политики.

При написании работы использовались учебные пособия и учебники, монографии и научные статьи в периодических изданиях.

СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ.

Понятие инфляции.

Инфляция – устойчивый и непрерывный рост цен, вызванным избытком денежной массы в обращении и обесценивание национальной валюты. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребитель (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). В таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызовет расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Корни такого явления, как инфляция, всегда кроются в ошибках проводимой государственной политики. Причинами могут послужить весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия по денежной эмиссии и многое другое по отдельности и в совокупности.

Виды инфляции.

Классификация инфляционного процесса по источникам возникновения:

Ø Инфляция спроса – имеет место в том случае, когда денежные расходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг.

Ø Инфляция предложения – вызывается увеличением издержек на единицу продукции, прежде всего увеличением номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию.

Наиболее известна классификация инфляции по ее интенсивности:

Ø Нормальная инфляция – темпы растут медленно.

Ø Умеренная инфляция (ползучая) –такая инфляция признается в целом безвредной.

Ø Галопирующая инфляция – характеризуется ростом цен от 20 до 2000% в год; в этих условиях невозможно контролировать не только рост цен, но и экономическое развитие в целом.

Ø Гиперинфляция – начинается при повышении цен более чем на 50% в месяц на протяжении длительного срока.

Ø Астогнация – рост цен до 1000% в год.

Ø Стагфляция - рост цен до 100% в месяц.

Различаю также открытую (ценовую) или скрытую (подавленную) инфляцию:

Ø Открытая выражается в непосредственно наблюдаемом, систематическом повышении уровня цен.

Ø Скрытая инфляция проявляется в растущем товарном дефиците, появлении “черного” рынка с непомерно высокими ценами при формальной стабильности цен.

По соотносительности роста цен по различным товарным группам:

Ø Сбалансированная инфляция – цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Такой тип инфляция не опасен для бизнеса.

Ø Несбалансированная инфляция – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях. Этот вид инфляции очень опасен для производителей.

В соответствии с критерием ожидаемости также выделяется два вида инфляции:

Ø Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности.

Ø Неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен.

В. Андрианов в статье «Инфляция и методы ее регулирования» подчеркивает тесную связь между собой всех видов инфляции и влияния их друг на друга.[1]

1.3. Причины инфляции.

1. Отсутствие должного контроля над денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег.

2. Диспропорциональность – несбалансированность государственных расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета.

3. Инфляция, вызванная повышением зарплаты.

4. “Импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны.

5. Инфляционные ожидания – возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие.

Все эти причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

Отдельное предприятие, конкретный бизнес не могут бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. В антиинфляционной политике можно выделить два подхода.

В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции. В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных