Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Моторика в детском возрасте




Мы рассмотрим те исследования, в которых изучались дети или (в некоторых случаях) сравнивались дети и взрослые.

Различия между мужчинами и женщинами в особенностях моторного поведения начал изучать Г. Гейманс. В своих исследованиях он обнаружил, что мальчиков считают более подвижными («с трудом могут сидеть смирно») и предпочитающими активные игры (однако это было справедливо лишь для гимназий, в реальных же училищах таких различий между мальчиками и девочками не было). В свою очередь, девочки-гимназистки характеризовались спокойным поведением (имеется в виду характеристика именно моторики, а не эмоциональности). Взрослые же женщины, по мнению испытуемых, подвижны и деятельны более,


Моторика в детском возрасте 105

чем мужчины, часто жестикулируют, вскакивают с места, ходят по комнате. Помимо этого, по мнению экспертов мужского пола, мужчины значительно чаще женщин любят заниматься спортом (имелись в виду прогулки, езда на велосипеде, бег на коньках, игра в кегли, бильярд, охота и т. д.), но эксперты-женщины считали, что мужчины и женщины любят спортивные занятия в равной степени. Других данных о моторике в исследованиях Гейманса нет.

Как можно прокомментировать эти данные? В гимназиях наблюдалась типичная картина — поведение и мальчиков и девочек полностью соответствовало гендерному стереотипу. Но вот в реальных училищах мы видим отклонение от стереотипа. Возможно, в этих училищах уже встречались девочки, которые не любили спокойные игры и были не менее подвижны, чем мальчики. Запомним этот результат — он свидетельствует о наличии по крайней мере двух типов испытуемых: гендерно-типичных и гендерно-атипичных девочек и мальчиков. Главной характеристикой моторики взрослых женщин оказалась их более высокая, чем у мужчин, эмоциональность. Кроме того, в данных Гейманса имеется важная особенность, которая часто будет встречаться в более поздних гендерных исследованиях: это несовпадение ауто- и гетеростереотипов (т. е. мнений о поведении представителей своего и противоположного пола).

Теперь рассмотрим данные исследований моторики двух полов, приведенные в обзоре Э. Маккоби и К. Жаклин (Maccoby, Jacklin, 1978). В исследованиях Бейс-венгера, а также Экерта изучалась моторика детей (в первом случае им было 2-4 года, а во втором — 3-4 года): они решали моторные задачи в ответ на визуальные и аудиторные стимулы. Было установлено, что в этом возрасте половых различий в моторике нет.

В исследовании Вери измерялись скорость и точность зрительно-моторных реакций у взрослых испытуемых (18-21 год), решавших различные моторные задач. Исследование показало, что женщины превосходят мужчин по этим показателям.

Однако приведенные результаты не позволяют считать, что половые различия в моторике возникают только во взрослые годы. Во-первых, эти данные относятся к разным проявлениям моторики, и, во-вторых, они противоречат данным Б. Г. Ананьева (1968) о более быстрых реакциях мужчин по сравнению с женщинами.

В целом, очевидно, что более соответствуют истине факты, приводимые Е. П. Ильиным (2002): о преимуществе мальчиков в двигательной активности и их большей потребности в движении и о более раннем созревании моторики у девочек.

Е. А. Аркин приводит экспериментальные данные (в том числе и собственные) о половых различиях в мышечной усталости, или выносливости-утомляемости при выполнении нетяжелой работы. В 4-5 лет девочки демонстрировали меньшую утомляемость, чем мальчики.

Превосходство же в силе мышц (измерения делались с помощью динамометра) у мальчиков наблюдалось уже в 6 с половиной лет и сохранялось и во взрослости.

Исследование Е. А. Аркина (1927)

Испытуемые: здоровые дети обоего пола 4-5 лет.

Залание: поднять с пола через короткие равномерные промежутки на одну и ту же высоту (около 1 м) предмет одной и той же тяжести (600 г).


\

106 Глава 4. Психомоторика

Результаты: мальчики вначале выполняли задание с большим подъемом, чем девочки, однако после 10 повторений проявляли признаки усталости и к 16-му разу оказывались не способны продолжать работу; девочки же были более устойчивыми к утомлению и достигали максимума при 26-м повторении задания.

Обратимся к другим экспериментальным фактам из книги Б. Г. Ананьева. Интересно исследование моторного поведения, проведенное А. В. Ярмоленко (1929).

Мальчики всех возрастов (имеются в виду лишь те периоды, которые изучала А. В. Ярмоленко) ходили быстрее девочек. Хватательные же движения вплоть до 15 лет (когда мальчики догоняли девочек) быстрее осуществляли девочки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных