ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПОВЕСТИ О МОНГОЛО – ТАТАРСКОМ НАШЕСТВИИ 5 страницаОтражая подъем национального самосознания, эта литература возрождает и развивает лучшие традиции XI—XIII вв.: ее гражданско-патриотический, героический пафос, ее документальный и эмоционально-экспрессивные стили. Сепаратистским областническим тенденциям феодальных верхов Новгорода и Твери противостоит народная идея единства Руси под эгидой сильной великокняжеской власти, единого политического государственного центра. Впервые в литературе начинает звучать голос торгово-посадского населения: появляется новый тип писателя — автор «Повести о нашествии на Москву Тохтамыша», автор «Повести о Псковском взятии». Возникновение и развитие рационалистического еретического движения в Новгороде, Пскове и Москве свидетельствует о тех сдвигах, которые произошли в сознании посада, об усилении его активности в идеологической и художественной жизни. Возникает интерес к светскому повествованию с развернутым занимательным сюжетом. Это приводит к изменению жанровой структуры, как исторических повестей, так и житий. Возрастает интерес и к внутренним состояниям человеческой души, психологическим переживаниям, динамике чувств и эмоций. Борение чувств выражает мастер живописного «психологического портрета» Феофан Грек, переполняющие душу чувства восторга, удивления и благоговения передает в своих житиях Епифаний Премудрый. Вместе с тем и изобразительное искусство, и литература воплощают идеал красоты душевной гармонии, идеал человека, безраздельно отдающегося служению идее всеобщего братства и мира. (Сергий Радонежский в изображении Епифания Премудрого, «Троица» Андрея Рублева). Появление этих новых явлений в литературе конца XIV—XV вв. позволяет ряду исследователей говорить о литературе Предвозрождения. Однако этот вопрос нуждается в специальном обстоятельном изучении. Факты литературного развития данного периода свидетельствуют о господстве церковной идеологии, возрождении и развитии традиций литературы XI—XIII вв. Ломки традиционных жанровых структур не наблюдается. Литература и искусство продолжают развиваться в русле средневекового миросозерцания и средневековых форм. Основные усилия русского народа были направлены на борьбу с монголо-татарскими поработителями, на созидание единого централизованного государства. «Долго Россия оставалась чуждою Европе,— писал А. С. Пушкин.— Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности римско-католического мира. Великая Эпоха Возрождения не имела на нее никакого влияния; рыцарство не одушевило предков наших чистыми восторгами, и благодетельное потрясение, произведенное крестовыми походами, не отозвалось в краях оцепеневшего севера».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В каких произведениях и как отразились исторические события 1380 г.— битвы на поле Куликовом? 2. Каковы черты сходства «Задонщины» и «Слова о полку Игореве» и в чем состоит отличие «Задонщины» от «Слова»? 3. Какова образная система «Задонщины», каков ее художественный пафос и каковы особенности стиля? 4. Каков характер изображения исторических событий и героев в «Сказании о Мамаевом побоище»? 5. Каковы идейно-художественные особенности «Повести о Московском взятии от царя Тохтамыша»? 6. Когда и как начинает формироваться политическая теория «Москва — третий Рим» («Повесть о взятии Царьграда» и «Повести о Вавилонском царстве»)? 7. Проблема формирования эмоционально-экспрессивного стиля. Как она решается в современной науке? 8. «Слово о житии и преставлении... Дмитрия Ивановича». Каково своеобразие его идейного содержания и стиля? 9. Дайте общую характеристику творчества Епифания Премудрого. 10. Каков характер героев произведений Епифания Премудрого и каковы художественные принципы их изображения? 11. Дайте общую характеристику стиля «плетения словес» Епифания Премудрого. 12. Каковы основные темы, жанры и стилистические особенности новгородской литературы XV века? 13. Как отразились в Новгородской литературе XV в. идеи еретических движений «стригольников» и «жидовствующих»? 14. Каково идейно-художественное содержание «Повести о Псковском взятии»? 15. Какие основные произведения созданы в Твери в XIV—XV вв.? Дайте их краткую характеристику.
ЛИТЕРАТУРА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|