Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема личности и толпы (по роману




М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Индивидуальность человеческая, по

своей природе, не терпит отчуждения и

одиночества, жаждет сочувствия и

доверенности себе подобных.

В. Г. Белинский

План

I Проблема личности и толпы – вечная тема художественной литературы.

II Взаимоотношение толпы и свободной личности.

1. Двойственность человеческой природы: личная воля и власть обстоятельств.

- сегодняшнее государство со своими законами лишает человека свободы действий

- законы сковывают личность

2. Преодолев власть обстоятельств:

а) свобода мыслей Иешуа Га – Ноцри;

б) Мастер и его роман;

- он человек, который не хочет ловчить, приспосабливаться

- он говорит то, что думает

- для него не существует авторитетов и общественного мнения

в) «Что же нужно было этой женщине? … ей нужен был он, Мастер…»

3. Несвобода победила свободу?

4. «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гёте).

- фантастические картины реалистически м отивированы

- Воланд сам расправляется с нечистью

- в Воланде – гуманистические начала самого Булгакова

5. «Судимы…сообразно с делами своими» (Библия):

а) скверные метаморфозы личности;

б) «он не заслужил света, он заслужил покой».

6. Человека прощает человек.
III Актуальность проблемы толпы и личности.

 

Цитаты к сочинению.

1. «Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Всё это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора».

К. Паустовский

2. «… глобальная мысль о человеке и человечности, о смысле жизни и смысле творчества как содержания жизни, о добре и зле как исключительно конкретных категориях – вот что двигало Булгаковым -романистом».

Олег Михайлов

 

Тема № 22

Слово о Булгакове

Мера жизни не в её длительности, а в

том, как вы использовали её.

М. Монтель

План

I Великая, непредсказуемая сила – время.
II Булгаков – лирик и сатирик, бытописатель и фантаст,

юморист и философ. Как всё это соединилось в одном человеке?

1. Первые шаги в творческой жизни М. Булгакова.

2. Воплощение духа семьи Булгаковых в романе

«Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

- герои жили в семье, где свои традиции, свои человеческие законы, где чувство долга перед Родиной составляет коренную черту их нравственного кодекса

- у героев сложились свои представления о человеке, о государстве, о морали, о счастье

- напутствие умирающей матери: «Дружно живите»

- герои вместе переживают великие и страшные события

3. Жизнь в смоленской глухомани («Записки юного врача»).

4. Начало новой жизни в Советской России и впечатления М. Булгакова («Записки на манжетах»).

- о начале новой жизни

5. Три сатирические повести – «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»: какие разные судьбы…

- повести – предостережения

6. Драматургическая карьера Булгакова – «Бег», «Багровый остров», «Дни Турбиных», «Адам и Ева», «Блаженство», «Кабала Святош» - пьесы, которые не стареют.

- автор в пьесах – «над белыми и красными»

- автор в пьесах – «над» социальными, политическими установками
7. «Я – мистический писатель» («Мастер и Маргарита»).

- противостояние истинной свободы и несвободы

- Иешуа Га – Ноцри – приговорён к смерти, но он – свободен

- люди Москвы – люди несвободные

III «Написанное нельзя уничтожить», или, как утверждает Воланд, «рукописи не

горят».

 

Тема № 23

Слово о Булгакове

Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть

долгая жизнь.

Леонардо Да Винчи

План

I Маскарад булгаковских типов, отразивших целую эпоху со всех сторон.
II Вечный Булгаков: герои и жизнь.

1. Бунтарь в жизни (мысли и выводы):

а) семья, Киев, Алексеевский спуск, «Белая гвардия», 1891 – 1918 годы – весьма беспечное начало;

б) смоленская глухомань, «Записки юного врача»: походить, на жизнь посмотреть;

в) 1921 год, Москва, «Записки на манжетах», литотдел, изгнания – «… но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну!» Сарказм?

г) 1923 год, первые фельетоны, «Дьяволиада» - судьба маленького человека, выпавшего винтика из огромной бюрократической машины. К чему человек не привыкнет?

д) «Роковые яйца» - красный луч, плодящий гадов – не семнадцатый ли год?

е) 1925 год, «Собачье сердце» - новое общество, новые идеи, а может, новый человек? Булгаков в роли провидца;

ж) «Белая гвардия» - резня во имя идей: кому это нужно? Спасение интеллигенции – дело рук самой интеллигенции;

з) «Мастер и Маргарита» - у человека можно забрать всё, но думать и мыслить свободно ему не запретишь.

2. Обида на жизнь? «Что вижу, то пишу» или борьба за идеи? Источник писательских сил Булгакова.

3. Писатель и его герои – одно лицо?

III Мастер слова, слога, жизни и свободы.

 

Тема № 24

«Поэзия сверкает серебром имён и слов…» (обзор поэтических шедевров начала ХХ века)

Подлинная нравственность непосредственно

поэтична, а поэзия, в свою очередь, -

опосредствованно нравственна.

Жан Поль

План

I Поэзия начала века – это продолжение лучших традиций поэзии XIX века.
II «Серебряный век» русской поэзии.

1. Временные рамки этого периода.

- конец XIX - начало XX века

2. Поиски духовной красоты в лирике символистов:

а) В. Брюсов: откровение художника – это шаг к вечности. Образ Мечты в его поэзии;

- «Валерий Брюсов больше любит прекрасный призрак жизни, мечту,

украшенную метафорами, чем саму жизнь» (И. Анненский)

-«математическая точность слова, гармоничность стиха,

нежность чувств, исключительная пламенность и страстность…»

(И. Семибратова)

б) А. Блок – художник – жрец у алтаря «зари восходящей»;

- «открывается просвет в некие «иные миры», видимые

внутренним оком» (Б. И. Соловьёв)

в) К. Бальмонт «к Стихиям людям бедным показал … светлый путь».

- «главная из жизненных стихий для Бальмонта – Огонь… состояние «современной души», по Бальмонту, - это горение, пожар чувств, любовный экстаз» (К. М. Азадовский)

-«… в природе ищет идеал красоты, неустанно повторяя: «Будем как Солнце!» И сам несёт в себе незатухающее горение…»

(Л. А. Смирнова)

3. Акмеизм с мечтой о «шестом чувстве»:

а) С. Городецкий – открытие зримой красоты;

б) А. Ахматова – преображение мук «нелюбви» в полёт птицы – песни;

- «чувство нашло себе новое выражение» (Б. М. Эйхенбаум)

в) Н.Гумилёв – поэзия «дальних странствий», «мечта сделать скудную землю» «звездою, огнём пронзимой насквозь»;

- «Страна Гумилёва- это какой-то остров, где-то за водоворотом и «клокочущими пенами» океана» (В. Брюсов)

г) О. Мандельштам – притяжение к конкретным реалиям окружающего

мира.

-«в стихах всё подчинено мысли» (Е. Зноско-Боровский)

- «герой остро переживает внутреннюю, душевную неуютность»

(Л. А. Смирнова)

4. Освобождение от культуры в футуризме:

а) В. Хлебников – идея соотношения временных пластов: XIX век -

к грядущему;

- «… поэзия и проза служили своеобразным выходом

интеллектуальных озарений художника и мыслителя,

одновременно являя собой и новый литературный мир,

создаваемый Хлебниковым» (С. Бавин)

б) В. Маяковский – проповедование эстетики «самовитого» слова.

- «… он стремился к воссозданию необычных зрительных образов,

к усложнённости и деформации их» (К. Д. Муратова)

III Мечты о новых возможностях человека.

 

Цитаты к сочинению.

1. Всё пройдёт, лишь мысль поэта

Блещет вечной красотой…

В. Брюсов

2. Поэзия, не поступайся ширью,

Храни живую точность: точность тайн.

Не занимайся точками в пунктире

И зёрен в мере хлеба не считай.

Б. Пастернак

 

Тема № 25






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных