Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы ликвидационного процесса




В процессе ликвидации хозяйственных обществ условно можно выделить три этапа:

-1-й этап - публикация сообщения о ликвидации хозяйственного общества;

-2-й этап - составление промежуточного ликвидационного баланса;

-3-й этап - завершение ликвидационного процесса (составление ликвидационного баланса).

 

Первый этап ликвидационного процесса. На первом этапе ликвидационного процесса ликвидационная комиссия обязана поместить в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества.

В целях определения порядка и сроков предъявления кредиторами требований к ликвидируемому обществу данное сообщение должно содержать следующие сведения:

1) полное наименование юридического лица;

2) местонахождение юридического лица;

3) наименование органа, принявшего решение о ликвидации;

4) ИНН/КПП, ОГРН ликвидируемого юридического лица;

5) порядок и сроки заявления требований кредиторов;

6) способ связи с ликвидационной комиссией.

Ликвидационная комиссия обязана также не менее чем за три месяца до фактического увольнения представить соответствующему профсоюзному органу информацию о возможном массовом высвобождении работников (ст. 82 ТК РФ).

Одновременно ликвидационная комиссия должна письменно уведомить всех кредиторов. При этом срок предъявления требований кредиторами должен быть не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации организации (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

На данном этапе ликвидационная комиссия должна выявить кредиторов общества и уведомить их о его ликвидации, а также принять меры к получению дебиторской задолженности и определению всех должников ликвидируемого общества.

На практике возникает проблема, связанная с ответом на вопрос о том, вправе ли налоговый орган осуществлять действия по бесспорному взысканию с налогоплательщика налогов и сборов, если налогоплательщик принял решение о добровольной ликвидации и создании ликвидационной комиссии. Как показывает практика, суды отказывают в удовлетворении исковых заявлений налоговых органов

 

Второй этап ликвидационного процесса. По окончании срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, отражающий общее имущественное состояние общества на данный момент, а также выявленные в течение двух месяцев кредиторские и дебиторские задолженности. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников (абз. 2 п. 2 ст. 63 ГК РФ).

После утверждения учредителями (участниками) промежуточного ликвидационного баланса ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрационный орган представляется уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по установленной форме и промежуточный ликвидационный баланс.

При представлении в регистрационный (ФНС) орган уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по установленной форме регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает (направляет) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по установленной форме и выписку из ЕГРЮЛ.

До составления ликвидационного баланса ликвидационная комиссия завершает расчеты с дебиторами и кредиторами.

В целях обеспечения удовлетворения всех признанных требований кредиторов ликвидационная комиссия при недостаточности денежных средств у ликвидируемого общества должна осуществить продажу с публичных торгов имущества данного общества (причем реализуются основные фонды и, если возможно, нематериальные активы, например, ноу-хау; материалы, сырье должны быть либо реализованы, либо переоценены, либо списаны с приложением акта списания или переоценки).

Порядок проведения торгов устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

При рассмотрении споров, связанных с порядком проведения торгов в рамках ликвидационного процесса, судебно-арбитражная практика исходит из того, что продажа имущества ликвидационной комиссией должна быть осуществлена с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений <1>. Сделки, совершенные с нарушением этого требования, являются ничтожными

 

На основании промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия производит выплаты кредиторам ликвидируемого общества в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. При этом установлено, что выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся только по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При недостаточности имущества ликвидируемого общества оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными (п. 6 ст. 64 ГК РФ).

Судебно-арбитражная практика исходит из необходимости обоснования и доказанности факта недостаточности денежных средств у ликвидируемого субъекта с целью продажи его имущества

 

Третий этап ликвидационного процесса. После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о государственной регистрации. В случаях, установленных законодательством, утверждение ликвидационного баланса осуществляется по согласованию с уполномоченными органами (ст. 23 Закона о банках и банковской деятельности, п. 2 ст. 50.42 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <1>, п. 7 ст. 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"

 

Имущество, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами, распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

-в первую очередь осуществляются выплаты по голосующим акциям общества, которые должны быть выкуплены у владельцев по их требованию, в случае если последние голосовали против либо не участвовали в принятии решений: о реорганизации общества, совершении крупной сделки, а также внесении изменений и дополнений в устав, принятии новой редакции устава, ограничивающих права владельцев указанных акций;

-во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;

-в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами - владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций (ст. 23 Закона об АО).

 

Статья 58 Закона об ООО устанавливает две очереди распределения имущества ликвидируемого общества между его участниками:

-в первую очередь осуществляется выплата распределенной, но не выплаченной части прибыли;

-во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Данное положение устанавливает специальное правило на случай, когда имеющегося у ликвидируемого общества имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов первой очереди.

Причем ликвидационная комиссия, установив после завершения расчетов с кредиторами недостаточность имущества общества для распределения невыплаченной прибыли, сразу приступает к распределению имущества общества между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале. Подобная норма содержится и в Законе об АО (абз. 2 п. 2 ст. 23).

В соответствии с п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

При принятии документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица регистрирующий орган не вправе требовать представления каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

На основании представленного заявления регистрирующий орган вносит запись о государственной регистрации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по установленной форме и выписку из единого реестра по месту нахождения юридического лица.

 

vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!