Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы изложения дипломной работы




Каждый автор вырабатывает свой стиль изложения мыслей, являющийся совершенно особым, субъективным способом подачи материала. Но практика подготовки дипломных работ указывает на то, что каждый автор должен придерживаться следующих принципиальных норм.

В рукописи необходимо избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока предыдущая не получила полного, законченного выражения.

Нельзя чрезмерно усложнять фразы, это даже для специалиста затрудняет восприятие и сохранение в памяти ее содержания.

Следует избегать выражений, содержание которых передает мысль нечетко.

Не рекомендуется чрезмерное дробление фраз "ради простоты", так как это может привести к разрыву самой мысли и затруднить установление взаимосвязей между ее фрагментами. Трудности содержательного восприятия предложения зависят не только от его длины, но и от построения. Фраза даже в 50…60 слов может быть нормально воспринимаема при логическом и последовательном движении мысли и соответствующем этому движению четком и однозначном языковом оформлении. Но если части разбиваются многословной вставкой, если фраза обрастает многочисленными оборотами и "оборотами в оборотах", попутными замечаниями и оговорками, то она часто становится трудно воспринимаемой, раздражает читателя.

Текст дипломной работы лучше воспринимается, если в нем исключены тавтологии, частое повторение одних и тех же слов и выражений, сочетания в одной фразе нескольких свистящих и шипящих букв.

Изложение должно быть беспристрастным, содержать критическую оценку существующих точек зрения, высказанных в литературе по данному вопросу, даже если факты не в пользу автора. Если же следует включить спорное мнение, то точку зрения автора по этому вопросу следует оговорить.

В тексте желательно меньше делать ссылок на себя, но если это все-таки необходимо, то употреблять выражения от третьего лица: "автор полагает", "по нашему мнению" и т. д.

Не рекомендуется перегружать рукопись цифрами, цитатами, иллюстрациями, так как это отвлекает внимание читателя и затрудняет понимание содержания. В то же время не следует совсем отказываться от такого вспомогательного материала, поскольку это позволяет читателю проверить результаты, полученные в исследовании. Весь вспомогательный материал удобнее привести в рукописи в виде приложения. Использованные в рукописи цитаты должны иметь точные ссылки на источники.

Важнейшим условием академического стиля должны быть логичность, точность, ясность и простота.

Изложение материала должно подчиняться основным законам логики.

1. Закон тождества, в соответствии с которым предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения о предмете одно знание не подменялось другим. Этот закон направлен против такого недостатка, как неопределенность, неконкретность. Нередко эти недочеты становятся причиной такой логической ошибки, как подмена тезиса: начав развивать одну мысль, пишущий в процессе рассуждения незаметно для себя начинает говорить уже о чем-то другом, новом,

2. Закон противоречия, согласно которому не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, а другое отрицает.

3. Закон исключенного третьего, основной смысл которого состоит в следующем: если имеются два противоречащих друг другу суждения о предмете, то одно из них истинно, а другое ложно, между ними не может быть ничего среднего, такого суждения, которое было бы истинным в том же отношении.

4. Закон достаточного основания, согласно которому, чтобы признать суждение истинным, нужно обосновывать свою точку зрения, нужно доказывать истинность выдвигаемых положений, последовательность и аргументированность высказываний.

Изложение материала должно быть точным, ясным и простым. Точность и ясность взаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Однако о точности высказывания должен заботиться автор, а то, насколько ясно изложена мысль, оценивает рецензент и научный руководитель. Чтобы изложение материала было точным, слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке: слово должно быть адекватно выражаемому им понятию. Псевдонаучный стиль часто становится причиной неуместного комизма речи, поэтому не следует усложнять текст там, где можно выразить мысль просто.

Точность и ясность речи обусловлены не только целенаправленным выбором слов и выражений, не менее важно правильное построение грамматических конструкций, строгое размещение слов в предложении, точное следование нормам связи слов. Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов в предложении.

При написании дипломной работы целесообразно придерживаться общего плана изложения (хотя возможны и индивидуальные отклонения). Еще раз стоит напомнить: структура работы должна быть четкой и обоснованной так, чтобы была видна логика решения проблемы. По ходу изложения следует не противоречить себе и не допускать грубых грамматических или фактических ошибок. Вначале продумывается название (заглавие) работы, которое должно быть кратким, конкретным, отвечающим содержанию

Введение - краткое вступление, в котором автор вводит читателя в круг проблем, дает постановку основного вопроса исследования, чтобы подготовить к лучшему усвоению изложенного материала. Во введении требуется отразить следующие моменты:

1) определить тему работы;

2) обосновать выбор темы, определить ее актуальность и значимость для науки и практики;

3) установить границы исследования (объект, предмет, хронологические и/или географические рамки);

4) определить основную цель и подчиненных ей более частных задач работы;

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................ 2

Навигационно-географический очерк................................. 4

1. Редакционно-подготовительные работы................................. 8

2. Составление оригинала морской карты................................... 11

2.1.Общие положения.................................... 11

2.2. Подготовительные работы.................................. 12

2.3. Вычисление и вычерчивание картографической сетки и рамки......................................... 13

2.4. Приведение картографических материалов в проекцию и масштаб составляемой карты.................................. 14

2.5. Составление морских карт методом вычерчивания на глянцевом пластике по подкладываемым материалам................................ 15

2.6. Корректура составительского оригинала................................... 18

Заключение...................................... 20

Список основной использованной литературы и источников................................. 21

Приложения.................................. 23

Рис. 6. Пример оформления оглавления академической работы

5) определить теоретические основы и базовый метод исследования.

Не следует при этом затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах.

В диссертациях к этому перечню добавляется отчет об апробации результатов работы и о предшествующих ей публикациях.

За Введением идет следующий самостоятельный раздел - краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу. Здесь важно уметь отделить основную литературу от менее существенной. Это имеет немаловажное значение для читателя, так как позволяет ему определить положение работы в общей структуре публикаций по данной теме.

В основном содержании работы отражаются материалы, методы, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследования. При написании этого раздела нужно мысленно сформулировать вопросы по предлагаемому материалу, которые могут прежде всего заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ. Как было отмечено выше, особое внимание следует обращать на точность используемых в тексте слов и выражений, не допускать возможности двусмысленного их толкования.

В основном содержании можно выделить стандартные подразделы. В огромном большинстве случаев работы делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы; в практической части рассматривается конкретный текстовой или эмпирический материал. Последовательность расположения указанных частей зависит от предпочтений автора, а также от предпочтений научного руководителя. Некоторые исследователи предпочитают проанализировать конкретный материал, а затем на основе этого анализа сделать теоретические обобщения; другие сначала описывают основные положения и гипотезы, а затем применяют или проверяют их на конкретном материале. По опыту можно сказать, что второй вариант более легок для изложения.

Необходимо, чтобы все разделы и подразделы были соизмеримы друг с другом как по детальности структурного деления, так и по объему.

Новые (или впервые упоминаемые в данном тексте) термины или понятия необходимо подробно разъяснить. Общеизвестные и даже специальные термины и понятия раскрывать необязательно, так как академическая работа, как правило, предназначена для подготовленного читателя, для специалистов.

В конце каждого раздела основного содержания обычно требуется составить краткие выводы из предшествующего изложения, однако это требование не так уж строго. Главное, чтобы разделы были соединены друг с другом логическим переходом, без слишком явных смысловых разрывов.

Цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению (в виде таблиц, диаграмм, графиков) при соблюдении особой точности, так как неверные цифры могут привести к ошибочным выводам. Если же какой-то цифровой материал можно с достаточной ясностью и краткостью изложить в самом тексте, то его не следует облекать в табличную форму. Нет необходимости также вносить в таблицы величины, которые выражаются для всех строк одинаковыми цифрами (удобнее их сообщать в основном тексте).

Таблица - это перечень сведений, цифровых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. Материал в таблице систематизирован, цифры выступают на первый план, слова, как правило, не повторяются. Таблицы обычно широко представлены в научных и технических текстах.

Каждая таблица, приведенная в тексте, должна включать следующие элементы (рис. 7):

1) нумерационный заголовок (номер таблицы), который может быть либо "сквозной" по всей работе (табл. 19), либо по разделам, например (табл. 7.3);

2) тематический заголовок (название таблицы);

3) шапку, расположенную в верхней части (головка);

4) основную часть, состоящую из боковика (слева) и прографки (справа), членимой на части как вертикальными, так и горизонтальными линиями в соответствии с общим количеством показателей, рассматриваемых в таблице. Вертикальные ряды в таблицах называются колонками, графами или столбцами; горизонтальные - строками.

ТАБЛИЦА 1

(нумерационный заголовок)

Выпуск продукции на заводе по декадам месяца, тыс. руб.

(тематический заголовок)

 

 

5) определить теоретические основы и базовый метод исследования.

Не следует при этом затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах.

В диссертациях к этому перечню добавляется отчет об апробации результатов работы и о предшествующих ей публикациях.

За Введением идет следующий самостоятельный раздел - краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу. Здесь важно уметь отделить основную литературу от менее существенной. Это имеет немаловажное значение для читателя, так как позволяет ему определить положение работы в общей структуре публикаций по данной теме.

В основном содержании работы отражаются материалы, методы, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследования. При написании этого раздела нужно мысленно сформулировать вопросы по предлагаемому материалу, которые могут прежде всего заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ. Как было отмечено выше, особое внимание следует обращать на точность используемых в тексте слов и выражений, не допускать возможности двусмысленного их толкования.

В основном содержании можно выделить стандартные подразделы. В огромном большинстве случаев работы делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы; в практической части рассматривается конкретный текстовой или эмпирический материал. Последовательность расположения указанных частей зависит от предпочтений автора, а также от предпочтений научного руководителя. Некоторые исследователи предпочитают проанализировать конкретный материал, а затем на основе этого анализа сделать теоретические обобщения; другие сначала описывают основные положения и гипотезы, а затем применяют или проверяют их на конкретном материале. По опыту можно сказать, что второй вариант более легок для изложения.

Необходимо, чтобы все разделы и подразделы были соизмеримы друг с другом как по детальности структурного деления, так и по объему.

Новые (или впервые упоминаемые в данном тексте) термины или понятия необходимо подробно разъяснить. Общеизвестные и даже специальные термины и понятия раскрывать необязательно, так как академическая работа, как правило, предназначена для подготовленного читателя, для специалистов.

В конце каждого раздела основного содержания обычно требуется составить краткие выводы из предшествующего изложения, однако это требование не так уж строго. Главное, чтобы разделы были соединены друг с другом логическим переходом, без слишком явных смысловых разрывов.

Цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению (в виде таблиц, диаграмм, графиков) при соблюдении особой точности, так как неверные цифры могут привести к ошибочным выводам. Если же какой-то цифровой материал можно с достаточной ясностью и краткостью изложить в самом тексте, то его не следует облекать в табличную форму. Нет необходимости также вносить в таблицы величины, которые выражаются для всех строк одинаковыми цифрами (удобнее их сообщать в основном тексте).

Таблица - это перечень сведений, цифровых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. Материал в таблице систематизирован, цифры выступают на первый план, слова, как правило, не повторяются. Таблицы обычно широко представлены в научных и технических текстах.

Каждая таблица, приведенная в тексте, должна включать следующие элементы (рис. 7):

1) нумерационный заголовок (номер таблицы), который может быть либо "сквозной" по всей работе (табл. 19), либо по разделам, например (табл. 7.3);

2) тематический заголовок (название таблицы);

3) шапку, расположенную в верхней части (головка);

4) основную часть, состоящую из боковика (слева) и прографки (справа), членимой на части как вертикальными, так и горизонтальными линиями в соответствии с общим количеством показателей, рассматриваемых в таблице. Вертикальные ряды в таблицах называются колонками, графами или столбцами; горизонтальные - строками.

ТАБЛИЦА 1

(нумерационный заголовок)

Выпуск продукции на заводе по декадам месяца, тыс. руб.

(тематический заголовок)

Рис. 7. Пример таблицы в тексте академической работы.

Особое внимание надо обратить на названия граф. Таблица должна содержать ответы минимум на четыре вопроса: что, когда, где, откуда. Данные, общие для каждой ячейки графы (например, единица измерения), выносят в заголовок графы; данные, общие для всех ячеек таблицы, -в ее тематический заголовок. Если в ячейках имеются пропуски, их надо указать (проставить прочерки) или пояснить, что они значат. Оставлять ячейку пустой не рекомендуется. Текст к таблицам дается очень краткий, в нем указываются только основные взаимоотношения и выводы, которые вытекают из цифрового материала.

Разновидностью таблицы является вывод. Вывод - это таблица без вертикальных и горизонтальных линеек:

Рост национального дохода, %:

(1970 г. = 100%)

Отточие и в таблице, и в выводе помогает правильно соотнести строки боковика и прографки; оно не является обязательным.

При редактировании таблиц необходимо выполнять следующие требования:

1. Заголовок каждой графы должен располагаться непосредственно над ней.

2. Все колонки и боковик должны иметь название.

3. Заголовок таблицы должен быть кратким и полностью отражать ее содержание. Его следует помещать над таблицей посередине. Наряду с заголовком таблицы указывают ее порядковый номер (если таблиц несколько).

4. Заголовки граф таблицы пишут с прописной буквы, а подзаголовки - со строчной в том случае, если они грамматически подчинены старшему заголовку. Заголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. Заголовки граф дают в форме единственного или множественного числа (по смыслу). В конце заголовков и подзаголовков граф точку не ставят. Диагональное деление головки таблицы не допускается.

5. При переносе таблицы на следующие страницы заголовок помещают только над первой частью. На новых страницах ставят заголовок "Продолжение таблицы" (если таблица на этой странице не кончается) или "Окончание таблицы" (если таблица здесь завершается). Если в тексте несколько таблиц, то после слова "Продолжение" или "Окончание" указывают порядковый номер таблицы:

Продолжение табл. 6.

6. В таблице не должно быть пустых граф. Данные, повторяющиеся в каждой строке колонки, выносятся в тематический заголовок.

7. Не следует включать в таблицу отдельную графу "Единицы измерения". Общую для всех данных в строке единицу физической величины указывают в соответствующей строке боковика таблицы.

Слова "более/ не более", "менее/не менее", "в пределах" и другие ограничительные понятия нельзя указывать в таблицах рядом с числовым значением параметра. Они должны быть помещены в боковике рядом с наименованием соответствующего показателя после единицы физической величины.

8. Графу N п/п (Номер по порядку) приводят только в том случае, если на номер строки есть ссылка в тексте.

9. Порядковую нумерацию графам устанавливают только тогда, когда эти номера фактически используются в тексте (например, при ссылке на ту или иную графу) или если таблица переносится на другую страницу текста. В последнем случае номера граф повторяют на новой странице. В таблицах необходимо избегать написания больших чисел полностью, следует использовать запись в сокращенном или укрупненном виде, например, вместо 2 525 000 т писать 2,525 тыс. т и указать в заголовке, что целые числа в этой графе выражаются в млн т.

10. Текст строк начинают с прописной буквы. Если повторяющийся текст состоит из двух или более строк, при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее - кавычками. Нельзя заменять кавычками цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначения марок материалов и габариты продукции.

11. При отсутствии данных в графах таблиц следует ставить прочерки (тире).

12. Особое внимание необходимо обращать на расположение цифровых данных: десятки следует располагать под десятками, сотни - под сотнями, тысячи - под тысячами, десятые доли надо ставить под десятыми, сотые - под сотыми, тысячные - под тысячными и т.д.

13. "Примечания" составляют в таблице отдельную колонку в том случае, когда ими сопровождают сведения всех или большинства строк. Если примечания единичны, их помещают под таблицей.

14. Таблица должна быть, по возможности, компактной.

Формулы сопровождают многие научные работы. Написание математических формул должно быть особенно четким и ясным. Многие прописные и строчные буквы имеют сходное начертание, например: русские с, к, о или латинские s, u, z. Это обязывает автора точно придерживаться размера букв в формулах. Кроме того, в русском и латинском алфавитах имеются легко смешиваемые буквы, например: П и Н, С и Е, d и b, О и Q и др., поэтому все элементы букв следует писать предельно четко.

Формулы, как правило, располагаются в красную строку, т.е. посередине листа. Если формулы небольшие и несложные, не имеющие самостоятельного значения, допускается включать их в строку текста, не вынося в красную строку. Формулы, на которые в дальнейшем изложении делается ссылка, нумеруются по порядку у правого края страницы арабскими цифрами, заключенными в скобки, без точки.

Расшифровка символов, включенных в формулу, дается под формулой либо в строчку, либо в виде колонки. В обоих случаях после символа перед его расшифровкой ставится тире. Принятый порядок расположения пояснений сохраняется единым на протяжении всей рукописи. Например:

Частица воды, движущаяся на закруглении, испытывает действие центробежной силы

Р1=,

где m - масса частицы жидкости, n - к продольная скорость движения частицы, R - радиус кривизны траектории движения частицы жидкости.

Или:

где m - масса частицы жидкости;

n - продольная скорость движения частицы;

R - радиус кривизны траектории движения частицы жидкости.

Расшифровки каждого символа могут отделяться друг от друга запятой или точкой с запятой в зависимости от их внутренней сложности.

При написании формул следует следить за правильным расположением математических знаков. Знак корня (радикала) пишется так, чтобы его горизонтальная черта покрывала все подкоренное выражение, а нижняя часть корня доходила до основания этого выражения. Черта дроби должна быть равна длине наибольшего из выражений, помещенного в числителе или знаменателе. В дробных выражениях знаки +, -, = и другие должны стоять строго посередине против черты дроби и т.д. Несоблюдение элементарных правил записи алгебраических выражений приводит к искажению и неправильному толкованию формул.

Знаки препинания при написании формул ставятся в соответствии с общими правилами пунктуации, так как формула не изменяет общей грамматической структуры предложения. Перенос формул, не помещающихся в одну строку, предпочтительно делать на знаках равенства, сложения или вычитания, а на знаках умножения, деления и других только в виде исключения. Знак, на котором сделан перенос формулы, пишется в конце первой строки и повторяется в начале второй.

Выводы пишутся в конце работы как итог рассуждений в виде кратко сформулированных и пронумерованных отдельных тезисов (положений). Иногда их представляют в связанном, но предельно сжатом изложении. Но и при этом следует соблюдать принцип: в выводах надо идти от частных к более общим и важным положениям.

Характерная ошибка при написании выводов - вместо формулировки результатов исследования излагается, что делалось в данной работе и о чем уже говорилось в основном содержании. Получается повторение материала и в то же время образуется существенный пробел - фактическое отсутствие результатов.

В заключении вы должны дать обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подвести его итоги, показать справедливость выдвинутых вами новых положений, а также отразить вопросы, которые еще требуют разрешения. Иными словами, необходимо суммировать выводы и научные достижения, которые представлены в работе, а также определить направления для дальнейших исследований в данной сфере.

Заключение ни в коем случае не должно повторять выводы. Оно обычно бывает небольшим по объему, но емким по тому количеству информации, которое в нем содержится.

 

Ссылки на источники. Цитаты выделяются кавычками и снабжаются ссылками на источники. При цитировании допустимо использовать современные орфографию и пунктуацию, опускать слова, обозначая пропуск многоточием, если мысль автора не искажается. Ссылка на литературный источник дается по номеру в списке литературы, например, (23). Наряду с прямым цитированием, можно, в случае необходимости, излагать чужие мысли своими словами, но и в этом случае надо делать ссылку на первоисточник. Недословное приведение выдержки из какого-либо произведения не выделяется кавычками, но обязательно отмечается в конце фразы (32). Нельзя пользоваться порядковыми номерами списка литературы как словами для построения фраз, например, «в 25 дается определение малоотходной технологии...»

Сноски можно делать и под чертой внизу той страницы, где заканчивается цитата или изложение чужой мысли, в них указываются фамилия, инициалы автора, название работы, издательство, место и год издания, страницы. Хотя цитирование вполне допустимый прием аргументации, приводить в дипломной работе слишком много цитат не следует.

При использовании фактического материала также указывается его источник.

Иллюстрации (рисунки), таблицы, формулы. Дипломная работа должна обязательно включать таблицы, рисунки и необходимые формулы.

Иллюстрации (чертежи, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) и таблицы следует располагать непосредственно после текстов, в которых они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации и таблицы в тексте должны быть даны ссылки.

Оформление чертежей, графиков, диаграмм, схем должно соответствовать требованиям государственных стандартов.

Иллюстрация должна иметь название, которое помещают под ней. При необходимости под иллюстрацией помещают также поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрации обозначаются общим словом «Рис.», которое помещают после поясняющих данных (Приложении 6).

Слово «Таблица» и ее порядковый номер пишутся вверху над таблицей в правом углу, затем, по центру строки, дается ее название и единица измерения, если она общая для всех показателей таблицы. Заголовок таблицы выполняется строчными буквами (кроме первой прописной). Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовка и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Высота строк таблицы должна быть не менее 6 мм. Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она не умещается на одной странице. При переносе части таблицы на другой лист заголовок помещают только над первой частью, над последующими частями пишут: «Продолжение табл. I». Если части таблиц помещают рядом или на другом листе, в каждой части повторяют«шапку ». При размещении частей таблицы одна под другой - повторяется ее «боковик».

Графу «№ п/п» в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей параметров или других данных порядковые номера указывают в «боковике» таблицы перед их наименованием. Для облегчения ссылок в тексте допускается нумерация граф. Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то их указывают в заголовке каждой графы. Повторяющийся в графе текст, состоящий из одного слова, допускается заменять кавычками, если строки в таблице не разделены линиями. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словом «То же», а далее - кавычками.

Если цифровые или иные данные в таблице не приводятся, то в графе ставят прочерк.

Если таблица заимствована или рассчитана по данным статистического ежегодника или другого литературного источника, следует сделать ссылку на источник.

Нумерация таблиц, рисунков (отдельно для таблиц и рисунков) должна быть сквозной для всей выпускной работы. Пример оформления таблицы по ГОСТу 2.105- 95 приведен в Приложении 7.

Формулы и расчеты должны органически вписываться в текст, не разрывая его грамматической структуры. В тексте их надо выделять, записывая отдельной строкой и давая подробное пояснение каждому символу, когда он встречается впервые. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Пояснение значений символов и чисел (коэффициентов) следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числа (коэффициента) следует давать с новой строки. Первую строку пояснений начинают со слова «где» без двоеточия.

Формулы следует располагать по центру строки, а связывающие их слова «где», «следовательно», «откуда», «находим», «определяем» - в начале строк. Формулы следует нумеровать, особенно, если в тексте приходится на них ссылаться, порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, например: (12).

Перечисления могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов, их следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например, 1), 2), 3) и т. д. и печатать строчными буквами с абзаца. В пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений.

При приведении цифрового материала должны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами. Количественные числительные в тексте даются без падежных окончаний. Интервалы величин в виде «от и до» записываются через тире, например, 8-12 % или с. 5-7 и т. д.

При величинах, имеющих два предела, единица измерения пишется только один раз при второй цифре. Такие знаки, как №, %, пишутся только при цифровых величинах, в тексте их следует писать только словами: «номер», «процент». Математические знаки «+», «-», «=», «>», «<» и другие используются только в формулах. В тексте их следует писать словами: «плюс», «минус», «равно», «меньше», «больше».

В список литературы включаются источники, на которые в выпускной работе есть ссылки, а также те, с которыми студент ознакомился при подготовке работы: законодательные и другие нормативные документы, учебники и учебные пособия, источники статистических данных, методическая литература, монографии, сборники статей, материалы научных конференций, журнальные и газетные статьи и др.

Источники нумеруются в алфавитном порядке (по первой букве первого слова). В авторских источниках первым словом считается фамилия автора. Для каждого источника указываются: фамилия и инициалы автора (авторов); полное название книги, статьи; название журнала или сборника статей (для статей); место издания (Москва и Санкт- Петербург - сокращенно, соответственно М. и СПб., остальные города - полностью); название издательства (если имеется в выходных данных), для книг - год издания, для статей — год и номер журнала, общее количество страниц о книге (например, 206 с.) или конкретные страницы для статей (например, С. 15-18). Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1- 84. Образец оформления списка литературы приведен в Приложении 8.

Список литературы располагается непосредственно за последним листом основного текста, т. е. после раздела «Заключение».

В приложения рекомендуется включать материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть, например, материалы, дополняющие работу; таблицы вспомогательных данных; иллюстрации вспомогательного характера; акты внедрения результатов; документы (части документов), содержащие фактические данные о работе конкретных предприятий, которые иллюстрируют основное содержание работы

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его номер.

Если приложений в работе более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией. Имеющиеся в тексте приложения иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения (пример – оформление настоящих методических рекомендаций). Объем приложений не ограничивается.

В каждом случае в основном тексте в необходимых местах должны содержаться ссылки на приложения, например: «см. Приложение З».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных