Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






С каким сверканием катишься ты в реку!




(v–/ v–/ vv/ v–/ v–/ v–) (шесть стоп)

Приди, о муза благодатна…

(v–/ v–/ vv/ v–/ v) (четыре стопы)

Разностопный или вольный ямб связан в нашем представлении с жанром басни и с комедией А.Грибоедова «Горе от ума». Его особенность заключается в том, что в пределах одного произведения в разных стихах число ямбических стоп колеблется от одной до шести в свободной последовательности. Вольный ямб как нельзя лучше передает интонационную непринужденность и раскованность разговорной речи, как это видно на примере монолога Лизы («Горе от ума»):

Вот то-то-с, моего вы глупого сужденья (шесть стоп)

Не жалуете никогда: (четыре стопы)

Ан вот беда. (две стопы)

На что вам лучшего пророка? (четыре стопы)

Твердила я: в любви не будет в этой прока (шесть стоп)

Ни во веки веков. (три стопы)

Как все московские, ваш батюшка таков: ( шесть стоп)

Желал бы зятя он со звездами да со чинами. (шесть стоп)

А при звездах не все богаты, между нами: (шесть стоп)

Ну, разумеется, к тому б (четыре стопы)

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы; (шесть стоп)

Вот, например, полковник Скалозуб: (пять стоп)

И золотой мешок, и метит в генералы. (шесть стоп)

В русской стихотворной традиции, начиная с середины 18 века, четырехстопный и близкий к нему трехстопный хорей воспринимались как «народные» размеры, а потому поэты, стилизуя свои стихи под русскую народную песню, использовали именно эти размеры, часто чередуя их в пределах одного стихотворения («Соловей мой, соловей…», «Русская песня» А.Дельвига). Такое восприятие трех- и четырехстопного хорея объясняет и тот факт, почему этими размерами написаны сказки Пушкина («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке»), Ершова, Некрасова, Чуковского, Маршака, Михалкова. Сейчас четырехстопный хорей воспринимается как наиболее подходящий размер для детской поэзии.

Трехсложные размеры были мало употребительны у русских поэтов 18 века. В пушкинскую эпоху дактили, амфибрахии и анапесты получают распространение по преимуществу как балладные размеры («Песнь о вещем Олеге» А.Пушкина). Широкое распространение трехсложные размеры получили у Некрасова.

Существуют также особые стихотворные размеры, основанные на определенной ритмической заданности. Это древнегреческий гекзаметр и элегический дистих, состоящий из стиха гекзаметра и стиха пентаметра. Эти размеры использовались русскими поэтами не только как аналоги античных при переводе античной поэзии на русский язык, но и осваивались в качестве размеров лирических и эпических жанров русской поэзии. Например, элегический дистих широко использовался в жанре «надписи»маленького стихотворения, написанного по поводу статуи, портрета. Жуковский, наряду с переводом «Одиссеи» Гомера, гекзаметром написал стихотворную повесть «в духе средних веков» «Ундину», «индийскую» повесть «Наль и Дамаянти». Этот размер стал у русских поэтов традиционным для стихов, написанных на мотивы и в манере античных поэтов.

Другой традиционный для русской классической поэзии размер – александрийский стих. Это шестистопный ямб с попарно зарифмованными мужскими и женскими клаузулами. В эпоху классицизма александрийский стих был размером эпопеи и трагедии. В конце 18-нач.19 века он стал использоваться в жанре элегии и сатиры. Например, сатира К.Рылеева «К временщику»:

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных