ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Назначение дисциплиныМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ
Силлабус
по дисциплине «Градостроительная экология» специальности: 5B042000 – «Архитектура» специализации: по всем специализациям
Алматы 2014 Рабочая программа составлена по дисциплине «Градостроительная экология» в соответствии с РУПом специальности 5В042000 – «Архитектура» специализации «Архитектура», утвержденным Ученым Советом протокол № __ от ________ г. для всех форм обучения.
Рабочая программа обсуждена и рекомендована:
Методическим Советом факультета «Архитектуры»
протокол №__ от «» __________ _____ г.
Зав. кафедрой «Градостроительство» _________________ Козбагарова Н. Ж.
Председатель МС _________________ Гвоздикова Т.А.
Декан ФА _________________ Козбагарова Н. Ж.
Обсуждена и рекомендована Методическим Советом
____ _______2014 г., протокол №_____
Председатель МС __________________ Баймахамбетова Г.И.
Назначение дисциплины Дисциплина «Градостроительная экология» является важнейшей составляющей при подготовке кадров в высшей архитектурной школе. Архитектура по своей сути глубоко экологична, так как является материально-пространственной средой жизнедеятельности человека. Особую роль экология играет в сфере градостроительства, поскольку в ней архитектору приходится оперировать значительными территориальными масштабами и решать проблемы расселения, размещения производства, организации массового отдыха в тесной взаимосвязи с вопросами охраны окружающей среды и здоровья человека. 2. Данные о преподавателе: Садвокасова Гаухар Касеновна, доцент кафедры «Градостроительство» ФА Тел. +77017355956, e-mail: gauhar-sadvokasova@mail.ru, Консультационные часы (office-hour): по расписанию консультаций СРСП, ауд. 547, 559. 3. Данные о дисциплине: Дисциплина «Градостроительная экология» Распределение часов по рабочему учебному плану
* - сведения для студентов заочной формы обучения. 4. Пререквизиты: для изучения курса «Экология и устойчивое развитие», «Архитектурное проектирование VII», «Основы градостроительства». Постреквизиты: знания по данной дисциплине необходимы для изучения дисциплин «Градостроительная реконструкция», «Региональные особенности градостроительства», «Теория градостроительства» и для выполнения дипломного проектирования. 5. Краткое описание: Данная дисциплина представляет собой общетеоретические и практические основы архитектурного проектирования – эколого-градостроительное проектирование. В итоге изучения дисциплины «Градостроительная экология» студент должен: знать: - из чего складывается научная база экологических основ архитектуры и градостроительства; - какие прикладные аспекты экологии используются при решении конструктивных задач обще-инженерного плана, основные характеристики геоэкосистем; - основные положения экологии человека, социальные экологии и экологии культуры; - гигиенические аспекты контроля и охраны основных компонентов окружающей среды; - содержание экологических программ при решении градостроительных задач на различных территориальных уровнях. уметь: - использовать экологические знания в практике учебного градостроительного проектирования; оптимизировать объемно-планировочные решения по экологическим критериям; - производить с помощью справочников простейшие расчеты экологической емкости территории, репродуктивные способности природных комплексов, уровня загрязнения основных компонентов окружающей среды; - производить оценку качества городской среды по комплексу показателей. иметь навыки: - организацией учебного процесса, комплексным решением методических, педагогических и организационных задач, а также принципами обучения, отвечающими специфике деятельности архитектора; быть компетентным: - в вопросах общей структуры области изучения и связей между ее элементами; - в методах критического анализа, его использования в формировании концепций, идей, теорий; - в вопросах качества исследований в конкретной области изучения; - в вопросах различных методов, при проверке научных теорий. Силлабус (содержание дисциплины) Модуль I Содержание лекционных (Л) занятий Л 1*. «Роль и место экологических знаний в системе подготовки архитекторов» – 1 час. Характеристика предмета курса. Обоснование необходимости и последовательности вопросов данного курса в связи с комплексным использованием знаний. Экологические проблемы современности. Л 2. «Основы градостроительной экологии» – 1 час. Предмет, методы и область применения градостроительной экологии, ее научная основа. Объекты градостроительной экологии. Биосфера и расселение. Понятие экологического равновесия. Л 3*. «Понятие о ландшафте» – 1 час. Репродуктивная способность и геохимическая активность территории. Устойчивость природных комплексов к антропогенным нагрузкам. Экологическая емкость территории. Изучение, контроль, оценка и прогноз состояния отдельных компонентов природной среды. Л 4. «Социальная экология и ее роль в архитектуре и градостроительстве» – 1 час. Обусловленность градостроительных решений социально-экологическими предпосылками. Гигиенические и социальные основы градостроительной экологии. Экология человека. Понятие качества среды жизнедеятельности человека. Формирование комплексного социально-экологического подхода в теории и практике градостроительства. Л 5*. «Инженерно-технические основы градостроительной экологии» – 1 час. Инженерно-технические методы снижения выбросов в атмосферу, очистки сточных вод, удаления мусора. Понятие безопасных технологий. Инженерная подготовка территорий. Л 6. «Территориально-планировочные основы градостроительной экологии. Система научно-практических работ по градостроительству» – 1 час. Экологические проблемы рационального расселения, экологический каркас расселения. Экологические программы в системе районной планировки. Территориальные схемы охраны окружающей среды на уровне групповых систем расселения. Учет взаимодействия антропогенного и природного ландшафта. Проблемные ареалы. Л 7*. «Моделирование городов устойчивого развития» – 1 час. Основные проблемы современных городов. Экологическое равновесие как основной фактор Концепции Устойчивого развития. Концептуальные модели развития системного расселения и города; критерии оптимизации. Алгоритмы разработки генеральных планов городов. Экологический каркас как непременное условие устойчивости планировочных образований. Л 8. «Экологические программы для формирования генеральных планов городов» – 1 час. Составляющие качества городской среды. Проблемы окружающей среды города. Социально-экологический паспорт города. Охрана природы при планировке и застройке населенных мест.
Содержание практических (П) занятий П 1*. «Экологические аспекты урбанизации» – 1 час. Современная экологическая ситуация в урбанизированных ареалах. Глобальные экологические проблемы современности. Урбоэкологические принципы формирования территориальной структуры расселения. Урбанистические структуры высшего порядка – городские агломерации, урбанизированные районы, групповые формы расселения. Урбоэкологическое зонирование. П 2. «Экологические проблемы расселения» – 1 час. Взаимодействие комплекса факторов окружающей среды и расселения. Экологические основы решения конструктивных задач расселения. П 3. «Региональная урбоэкология» – 1 час. Методологические основы региональной урбоэкологии. Гигиенические основы. Технологические основы. Зоны экологических кризисов. Проблемы крупных городов и пути их решения. Комплексный социально – экологический подход как методологическая база градостроительного регулирования региональной среды обитания. Основные направления эколого – градостроительных исследований в Республике Казахстан. П 4. «Экологические задачи районной планировки» – 1 час. Обусловленность градостроительных решений социально-экологическими предпосылками. Гигиенические и социальные основы градостроительной экологии. Экология человека. Понятие качества среды жизнедеятельности человека. Формирование комплексного социально-экологического подхода в теории и практике градостроительства. П 5*. «Инженерно-технические основы градостроительной экологии» – 1 час. Инженерно-технические методы снижения выбросов в атмосферу, очистки сточных вод, удаления мусора. Понятие безопасных технологий. Инженерная подготовка территорий. П 6. «Экологические факторы планировки городов» – 1 час. Город как экосистема. Экосистемные характеристики города. Некоторые аспекты развития и исследования городских систем. Экология городского населения. Климатические, энергетические и химические факторы. Влияние градообразующей базы. Систематизация факторов загрязнения по видам воздействия. Техногенное влияния на городскую среду транспорта и предприятия коммунального хозяйства. Градостроительная оценка территории по экологическим факторам. Экологические проблемы городов Казахстана. Экологический анализ территории реконструируемых городов Казахстана. П 7*. «Моделирование городов устойчивого развития» – 1 час. Основные проблемы современных городов. Экологическое равновесие как основной фактор Концепции Устойчивого развития. Концептуальные модели развития системного расселения и города; критерии оптимизации. Алгоритмы разработки генеральных планов городов. Экологический каркас как непременное условие устойчивости планировочных образований. П 8. «Экологические программы для формирования генеральных планов городов» – 1 час. Составляющие качества городской среды. Проблемы окружающей среды города. Социально-экологический паспорт города. Охрана природы при планировке и застройке населенных мест.
Модуль II Содержание лекционных (Л) занятий Л 9*. «Понятие о городской среде» – 1 час. Роль элементов природного ландшафта и их преобразования в процессе развития городов. Гигиенические аспекты качества городской среды. Формирование городских парков, озеленение городских центров и жилых районов. Социально-экологический паспорт города. Л 10. «Основные понятия и проблемы экологии промышленности» – 1 час. Современная тенденция развития промышленного производства. Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями. Взаимодействие промышленных предприятий с окружающей средой. Л 11. «Архитектурная экология» – 1 час. Предмет, задачи и суть архитектурно-градостроительной экологии. Л 12. «Строительная экология» – 1 час. Экологическое строительство. Новые направления строительства и отрасли производства строительных материалов, изделий и конструкций. Экологические характеристики объектов производства строительных материалов. Экология отделочных материалов. Л 13*. «Экология жилища» – 1 час. Гармоничное включение сооружений в природную среду. Соответствие с формы и материала сооружения климатическим условиям. Источники использования энергии. Максимальная экономия энергии, воды и других ресурсов в том числе на основе безотходных технологий. Благоприятная для человека внутренняя среда жилища. Чистота и красота окружающего природного пространства. Энергетическая рациональность здания. Л 14. «Экология интерьера» – 1 час. Особенности планировки экологически полноценных квартир. Экологические требования к строительным материалам, конструкциям домов и их инженерному оборудованию. Нормативные и другие экологические качества жилья. Фэн-шуй интерьера (понятие, задачи и ее суть). Л 15. «Экологический мониторинг жилищного фонда» – 1 час. Цели, структура и задачи национальной2 системы мониторинга окружающей среды (НСМОС). Понятие предельной допустимой экологической нагрузки (ПДЭН), принципы ее формирования.
Содержание практических (П) занятий П 9*. «Гигиенические нормативы качества отдельных компонентов окружающей среды» – 1 час. Контроль загрязнения окружающей среды, виды загрязнений (физическое, химическое, биологическое). Понятие о ПДК (предельно – допустимая концентрация), ПДВ (предел допустимого выброса) и других показателей. Социальные нормативы качества искусственной среды жизнеобеспечения и безопасности человека. Минимально – допустимые нормы качества среды по социальным показателям. Эстетические аспекты градостроительной экологии. Экология культуры. Историческая среда и система охраны памятников культуры. П 10. «Основные понятия и проблемы экологии промышленности» – 1 час. Современная тенденция развития промышленного производства. Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями. Взаимодействие промышленных предприятий с окружающей средой. П 11. «Формирование городской среды» – 1 час. Роль элементов природного ландшафта и их преобразование в процессе развития городов. Гигиенические аспекты качества городской среды. Социально – культурные и эстетические аспекты формирование городской среды. Формирование городских парков, озеленение городских центров жилых районов. Понятие комплексного показателя качества городской среды. Социально – экологический паспорт города. П 12. «Условия экологического равновесия» – 1 час. Концепции и модели устойчивого развития городов. Экологическое равновесие в градостроительстве. Экологический каркас региона. Экологическое зонирование района и агломерации. Природный каркас городов. Методы охраны окружающей среды. Экологические аспекты устойчивого развития городов Казахстана. П 13*. «Современное состояние экожилья» – 1 час. Экологические проекты архитектурного проектирования. Энергосберегающие и энергоэффективные дома. Биоклиматические дома. Энергопассивные жилые дома. Экологическое домостроение в Казахстане. П 14. «Условия экологичности зданий. Экологические требования к архитектурно – планировочным и объемным решениям здания» – 1 час. Функциональная комфортность инсоляционный режим, - одно из важнейших условий гигиеничности застройки. Методы улучшения инсоляции помещений при реконструкции застройки. Аэрационный режим застройки. Влияния среды на окружение здания. П 15. «Видеоэкология» – 1 час. Основные понятия и проблемы видеоэкологии (созерцание монотонного, многократно повторяющегося ряда архитектурных деталей, «психологическое загрязнение»). Структура и содержание Силлабуса для студента
* - сведения для студентов заочной формы обучения. Модуль I Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|