Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Назначение дисциплины




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

УТВЕРЖДАЮПроректор по УМР _______________ Шапрова Г.Г. ____________________ 2014г.

 

Силлабус

 

по дисциплине «Градостроительная экология»

специальности: 5B042000 – «Архитектура»

специализации: по всем специализациям

 

Алматы 2014

Рабочая программа составлена по дисциплине «Градостроительная экология» в соответствии с РУПом специальности 5В042000 – «Архитектура» специализации «Архитектура», утвержденным Ученым Советом протокол № __ от ________ г. для всех форм обучения.

 

 

Рабочая программа обсуждена и рекомендована:

 

Методическим Советом факультета «Архитектуры»

 

протокол №__ от «» __________ _____ г.

 

Зав. кафедрой «Градостроительство» _________________ Козбагарова Н. Ж.

 

Председатель МС _________________ Гвоздикова Т.А.

 

Декан ФА _________________ Козбагарова Н. Ж.

 

 

Обсуждена и рекомендована Методическим Советом

 

____ _______2014 г., протокол №_____

 

 

Председатель МС __________________ Баймахамбетова Г.И.

 

Назначение дисциплины

Дисциплина «Градостроительная экология» является важнейшей составляющей при подготовке кадров в высшей архитектурной школе. Архитектура по своей сути глубоко экологична, так как является материально-пространственной средой жизнедеятельности человека. Особую роль экология играет в сфере градостроительства, поскольку в ней архитектору приходится оперировать значительными территориальными масштабами и решать проблемы расселения, размещения производства, организации массового отдыха в тесной взаимосвязи с вопросами охраны окружающей среды и здоровья человека.

2. Данные о преподавателе:

Садвокасова Гаухар Касеновна, доцент кафедры «Градостроительство» ФА

Тел. +77017355956, e-mail: gauhar-sadvokasova@mail.ru,

Консультационные часы (office-hour): по расписанию консультаций СРСП, ауд. 547, 559.

3. Данные о дисциплине:

Дисциплина «Градостроительная экология»

Распределение часов по рабочему учебному плану

Курс Семестр Количество кредитов Общая трудоемкость в часах Контактные часы СРС (час)
Всего в том числе Всего в т.ч. СРСП
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
              -    
5* 9* 2* 90*   5* 5* - 80* 2,5*

* - сведения для студентов заочной формы обучения.

4. Пререквизиты: для изучения курса «Экология и устойчивое развитие», «Архитектурное проектирование VII», «Основы градостроительства».

Постреквизиты: знания по данной дисциплине необхо­димы для изу­чения дисциплин «Градостроительная реконструкция», «Региональные особенности градостроительства», «Теория градостроительства» и для выполнения дипломного проектирования.

5. Краткое описание: Данная дисциплина представляет собой общетеоретические и практические основы архитектурного проектирования – эколого-градостроительное проектирование.

В итоге изучения дисциплины «Градостроительная экология» студент должен:

знать:

- из чего складывается научная база экологических основ архитектуры и градостроительства;

- какие прикладные аспекты экологии используются при решении конструктивных задач обще-инженерного плана, основные характеристики геоэкосистем;

- основные положения экологии человека, социальные экологии и экологии культуры;

- гигиенические аспекты контроля и охраны основных компонентов окружающей среды;

- содержание экологических программ при решении градостроительных задач на различных территориальных уровнях.

уметь:

- использовать экологические знания в практике учебного градостроительного проектирования;

оптимизировать объемно-планировочные решения по экологическим критериям;

- производить с помощью справочников простейшие расчеты экологической емкости территории, репродуктивные способности природных комплексов, уровня загрязнения основных компонентов окружающей среды;

- производить оценку качества городской среды по комплексу показателей.

иметь навыки:

- организацией учебного процесса, комплексным решением методических, педагогических и организационных задач, а также принципами обучения, отвечающими специфике деятельности архитектора;

быть компетентным:

- в вопросах общей структуры области изучения и связей между ее элементами;

- в методах критического анализа, его использования в формировании концепций, идей, теорий;

- в вопросах качества исследований в конкретной области изучения;

- в вопросах различных методов, при проверке научных теорий.

Силлабус (содержание дисциплины)

Модуль I

Содержание лекционных (Л) занятий

Л 1*. «Роль и место экологических знаний в системе подготовки архитекторов» – 1 час.

Характеристика предмета курса. Обоснование необходимости и последовательности вопросов данного курса в связи с комплексным использованием знаний. Экологические проблемы современности.

Л 2. «Основы градостроительной экологии» – 1 час.

Предмет, методы и область применения градостроительной экологии, ее научная основа. Объекты градостроительной экологии. Биосфера и расселение. Понятие экологического равновесия.

Л 3*. «Понятие о ландшафте» – 1 час.

Репродуктивная способность и геохимическая активность территории. Устойчивость природных комплексов к антропогенным нагрузкам. Экологическая емкость территории. Изучение, контроль, оценка и прогноз состояния отдельных компонентов природной среды.

Л 4. «Социальная экология и ее роль в архитектуре и градостроительстве» – 1 час.

Обусловленность градостроительных решений социально-экологическими предпосылками. Гигиенические и социальные основы градостроительной экологии. Экология человека. Понятие качества среды жизнедеятельности человека. Формирование комплексного социально-экологического подхода в теории и практике градостроительства.

Л 5*. «Инженерно-технические основы градостроительной экологии» – 1 час.

Инженерно-технические методы снижения выбросов в атмосферу, очистки сточных вод, удаления мусора. Понятие безопасных технологий. Инженерная подготовка территорий.

Л 6. «Территориально-планировочные основы градостроительной экологии. Система научно-практических работ по градостроительству» – 1 час.

Экологические проблемы рационального расселения, экологический каркас расселения. Экологические программы в системе районной планировки. Территориальные схемы охраны окружающей среды на уровне групповых систем расселения. Учет взаимодействия антропогенного и природного ландшафта. Проблемные ареалы.

Л 7*. «Моделирование городов устойчивого развития» – 1 час.

Основные проблемы современных городов. Экологическое равновесие как основной фактор Концепции Устойчивого развития. Концептуальные модели развития системного расселения и города; критерии оптимизации. Алгоритмы разработки генеральных планов городов. Экологический каркас как непременное условие устойчивости планировочных образований.

Л 8. «Экологические программы для формирования генеральных планов городов» – 1 час.

Составляющие качества городской среды. Проблемы окружающей среды города. Социально-экологический паспорт города. Охрана природы при планировке и застройке населенных мест.

 

Содержание практических (П) занятий

П 1*. «Экологические аспекты урбанизации» – 1 час.

Современная экологическая ситуация в урбанизированных ареалах. Глобальные экологические проблемы современности. Урбоэкологические принципы формирования территориальной структуры расселения. Урбанистические структуры высшего порядка – городские агломерации, урбанизированные районы, групповые формы расселения. Урбоэкологическое зонирование.

П 2. «Экологические проблемы расселения» – 1 час.

Взаимодействие комплекса факторов окружающей среды и расселения. Экологические основы решения конструктивных задач расселения.

П 3. «Региональная урбоэкология» – 1 час.

Методологические основы региональной урбоэкологии. Гигиенические основы. Технологические основы. Зоны экологических кризисов. Проблемы крупных городов и пути их решения. Комплексный социально – экологический подход как методологическая база градостроительного регулирования региональной среды обитания. Основные направления эколого – градостроительных исследований в Республике Казахстан.

П 4. «Экологические задачи районной планировки» – 1 час.

Обусловленность градостроительных решений социально-экологическими предпосылками. Гигиенические и социальные основы градостроительной экологии. Экология человека. Понятие качества среды жизнедеятельности человека. Формирование комплексного социально-экологического подхода в теории и практике градостроительства.

П 5*. «Инженерно-технические основы градостроительной экологии» – 1 час.

Инженерно-технические методы снижения выбросов в атмосферу, очистки сточных вод, удаления мусора. Понятие безопасных технологий. Инженерная подготовка территорий.

П 6. «Экологические факторы планировки городов» – 1 час.

Город как экосистема. Экосистемные характеристики города. Некоторые аспекты развития и исследования городских систем. Экология городского населения. Климатические, энергетические и химические факторы. Влияние градообразующей базы. Систематизация факторов загрязнения по видам воздействия. Техногенное влияния на городскую среду транспорта и предприятия коммунального хозяйства. Градостроительная оценка территории по экологическим факторам. Экологические проблемы городов Казахстана. Экологический анализ территории реконструируемых городов Казахстана.

П 7*. «Моделирование городов устойчивого развития» – 1 час.

Основные проблемы современных городов. Экологическое равновесие как основной фактор Концепции Устойчивого развития. Концептуальные модели развития системного расселения и города; критерии оптимизации. Алгоритмы разработки генеральных планов городов. Экологический каркас как непременное условие устойчивости планировочных образований.

П 8. «Экологические программы для формирования генеральных планов городов» – 1 час.

Составляющие качества городской среды. Проблемы окружающей среды города. Социально-экологический паспорт города. Охрана природы при планировке и застройке населенных мест.

 

Модуль II

Содержание лекционных (Л) занятий

Л 9*. «Понятие о городской среде» – 1 час.

Роль элементов природного ландшафта и их преобразования в процессе развития городов. Гигиенические аспекты качества городской среды. Формирование городских парков, озеленение городских центров и жилых районов. Социально-экологический паспорт города.

Л 10. «Основные понятия и проблемы экологии промышленности» – 1 час.

Современная тенденция развития промышленного производства. Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями. Взаимодействие промышленных предприятий с окружающей средой.

Л 11. «Архитектурная экология» – 1 час.

Предмет, задачи и суть архитектурно-градостроительной экологии.

Л 12. «Строительная экология» – 1 час.

Экологическое строительство. Новые направления строительства и отрасли производства строительных материалов, изделий и конструкций. Экологические характеристики объектов производства строительных материалов. Экология отделочных материалов.

Л 13*. «Экология жилища» – 1 час.

Гармоничное включение сооружений в природную среду. Соответствие с формы и материала сооружения климатическим условиям. Источники использования энергии. Максимальная экономия энергии, воды и других ресурсов в том числе на основе безотходных технологий. Благоприятная для человека внутренняя среда жилища. Чистота и красота окружающего природного пространства. Энергетическая рациональность здания.

Л 14. «Экология интерьера» – 1 час.

Особенности планировки экологически полноценных квартир. Экологические требования к строительным материалам, конструкциям домов и их инженерному оборудованию. Нормативные и другие экологические качества жилья. Фэн-шуй интерьера (понятие, задачи и ее суть).

Л 15. «Экологический мониторинг жилищного фонда» – 1 час.

Цели, структура и задачи национальной2 системы мониторинга окружающей среды (НСМОС). Понятие предельной допустимой экологической нагрузки (ПДЭН), принципы ее формирования.

 

Содержание практических (П) занятий

П 9*. «Гигиенические нормативы качества отдельных компонентов окружающей среды» – 1 час.

Контроль загрязнения окружающей среды, виды загрязнений (физическое, химическое, биологическое). Понятие о ПДК (предельно – допустимая концентрация), ПДВ (предел допустимого выброса) и других показателей. Социальные нормативы качества искусственной среды жизнеобеспечения и безопасности человека. Минимально – допустимые нормы качества среды по социальным показателям. Эстетические аспекты градостроительной экологии. Экология культуры. Историческая среда и система охраны памятников культуры.

П 10. «Основные понятия и проблемы экологии промышленности» – 1 час.

Современная тенденция развития промышленного производства. Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями. Взаимодействие промышленных предприятий с окружающей средой.

П 11. «Формирование городской среды» – 1 час.

Роль элементов природного ландшафта и их преобразование в процессе развития городов. Гигиенические аспекты качества городской среды. Социально – культурные и эстетические аспекты формирование городской среды. Формирование городских парков, озеленение городских центров жилых районов. Понятие комплексного показателя качества городской среды. Социально – экологический паспорт города.

П 12. «Условия экологического равновесия» – 1 час.

Концепции и модели устойчивого развития городов. Экологическое равновесие в градостроительстве. Экологический каркас региона. Экологическое зонирование района и агломерации. Природный каркас городов. Методы охраны окружающей среды. Экологические аспекты устойчивого развития городов Казахстана.

П 13*. «Современное состояние экожилья» – 1 час.

Экологические проекты архитектурного проектирования. Энергосберегающие и энергоэффективные дома. Биоклиматические дома. Энергопассивные жилые дома. Экологическое домостроение в Казахстане.

П 14. «Условия экологичности зданий. Экологические требования к архитектурно – планировочным и объемным решениям здания» – 1 час.

Функциональная комфортность инсоляционный режим, - одно из важнейших условий гигиеничности застройки. Методы улучшения инсоляции помещений при реконструкции застройки. Аэрационный режим застройки. Влияния среды на окружение здания.

П 15. «Видеоэкология» – 1 час.

Основные понятия и проблемы видеоэкологии (созерцание монотонного, многократно повторяющегося ряда архитектурных деталей, «психологическое загрязнение»).

Структура и содержание Силлабуса для студента

Международная образовательная корпорация SYLLABUS
Дисциплина: «Градостроительная экология» 2 кредит часов: лекционных 15 (5*) часов: практических15 (5*) ассоц. проф. Садвокасова Г. К. ФА 7 (9*) семестр 2014-2015 учебный год

* - сведения для студентов заочной формы обучения.

Модуль I






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных