Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ




 

К средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг относятся нематериальные объекты, представляющие собой различные обозначения (словесные, изобразительные, звуковые и т.п.), позволяющие выделить лицо, его товар, работу или услугу из числа им подобных. Средства индивидуализации получают правовую охрану в интересах лиц, участвующих в гражданском обороте в качестве предпринимателей.

Статья 128 ГК приравнивает средства индивидуализации к результатам интеллектуальной деятельности, распространяя на них правовой режим исключительных прав (интеллектуальной собственности). ГК относит к средствам индивидуализации фирменное наименование и коммерческое обозначение, товарный знак и знак обслуживания, а также наименование места происхождения товара (ст. 138, 1027 ГК).

 

§ 1. Фирменное наименование и коммерческое обозначение

 

1. Фирменное наименование. Оно является средством индивидуализации участников гражданского оборота - юридических лиц.

В действующем законодательстве РФ имеются лишь разрозненные нормы, касающиеся фирменных наименований. Они содержатся в ряде статей ГК (ст. 54, 96, 113, 132, 138, 1027 и др.), а также в Законе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 5), Законе об акционерных обществах (ст. 4), Законе об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 4) и др. До настоящего времени в определенной части действует также Положение о фирме, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 г. <1> (далее - Положение о фирме 1927 г.).

--------------------------------

<1> Собрание законов и распоряжений РКП СССР. 1927. N 40. Ст. 394, 395; 1928. N 24. Ст. 213.

 

Определение фирменного наименования в законодательстве не содержится. В юридической литературе его обычно формулируют как обозначение юридического лица, под которым оно выступает в гражданском обороте и которое позволяет отличить его от других участников оборота <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Изд. 2-е. М., 2001. С. 571; Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). М., 2000. С. 331.

 

Фирменное наименование должно содержать определенную информацию, которая для разных видов юридических лиц может быть различной. Например, фирменное наименование акционерного общества должно включать указание на то, что общество является акционерным, а также на тип общества (п. 2 ст. 96 ГК, ст. 4 Закона об акционерных обществах). Фирменное наименование государственного или муниципального унитарного предприятия должно указывать на собственника его имущества (п. 3 ст. 113 ГК, ст. 4 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Этим объясняется наличие в фирменном наименовании двух взаимосвязанных, но самостоятельных частей: корпуса, включающего сведения об организационно-правовой форме юридического лица, и произвольной части, являющейся собственно названием данного лица. В произвольную часть могут быть включены и другие необязательные элементы.

Фирменное наименование не должно содержать обозначения, способные ввести в заблуждение. Так, если изменено название населенного пункта, включенного в фирменное наименование, в такое наименование должны быть внесены изменения (п. 7 Положения о фирме 1927 г.). Также в фирменное наименование необходимо своевременно вносить изменения обязательных элементов его корпуса (например, в отношении организационно-правовой формы юридического лица).

Некоторые слова и словосочетания могут включаться в состав фирменных наименований только при соблюдении определенных условий. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1463 "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация" <1> указанные наименования, а также слово "федеральный" и образованные на их основе слова и словосочетания используются в названиях организаций (кроме политических партий, профсоюзов, религиозных объединений и общероссийских общественных объединений) на основе актов Президента РФ, Правительства РФ или с разрешения специальной правительственной комиссии. Использовать в фирменном наименовании слова "банк", "кредитная организация" имеют право только организации, обладающие лицензией на осуществление банковской деятельности (ст. 7 Закона о банках).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5816.

 

В учредительных документах юридического лица должно быть указано его полное фирменное наименование на русском языке, а также могут содержаться сокращенное фирменное наименование и наименование на иностранном языке.

2. Субъекты права на фирменное наименование. Ими могут быть только юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (п. 4 ст. 54 ГК). Простые товарищества, а также представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц не имеют фирменных наименований, так как не являются юридическими лицами.

Права иностранных юридических лиц на фирменные наименования могут охраняться в РФ непосредственно на основании ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., согласно которой фирменное наименование охраняется во всех странах-участницах без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Основным условием конвенционной охраны является предоставление охраны фирменного наименования в одной из стран - участниц Конвенции, причем форма такой охраны не имеет значения. Таким образом, иностранный обладатель прав на фирменное наименование может получить охрану такого наименования в РФ даже при отсутствии его регистрации.

3. Возникновение права на фирменное наименование. В России традиционно отсутствовала система специальной регистрации фирменных наименований. Положение о фирме 1927 г. прямо указывало, что фирменное наименование не подлежит какой-либо особой регистрации, независимой от регистрации предприятия (п. 10). В настоящее время п. 4 ст. 54 ГК предусматривает, что фирменное наименование должно быть зарегистрировано в установленном порядке, однако такого специального порядка регистрации фирменных наименований нет.

Право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации юридического лица. Орган, осуществляющий такую регистрацию, фактически проводит проверку фирменного наименования на новизну. Право на фирменное наименование действует на территории всей РФ, однако проверка в отсутствии Единого государственного реестра юридических лиц до недавнего времени осуществлялась в рамках регистрационного реестра юридических лиц, существующего в данном регионе, и не охватывала всех фирменных наименований, зарегистрированных в РФ <1>. В результате в различных регионах страны могут существовать юридические лица с одинаковыми фирменными наименованиями.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585.

 

В случае спора приоритет будет отдаваться лицу, имеющему более раннюю дату регистрации. Исключение из этого правила было установлено Постановлением Верховного Совета РФ от 15 апреля 1993 г. N 4814-1 "О правопреемстве фирменных наименований акционируемых государственных предприятий" <1>, согласно которому такие предприятия вправе сохранить фирменное наименование, а все акционерные общества, имеющие идентичные фирменные наименования, должны в 30-дневный срок произвести соответствующую перерегистрацию уставных документов.

--------------------------------

<1> Ведомости РФ. 1993. N 17. Ст. 614.

 

4. Содержание права на фирменное наименование. Право на фирменное наименование является исключительным правом. Коммерческая организация - правообладатель может свободно использовать фирменное наименование для своей индивидуализации, в том числе вправе совершать под ним гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, защищать нарушенные или оспариваемые права, помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, использовать его в публикациях рекламного характера, объявлениях и т.п. Правообладатель имеет право требовать от всех третьих лиц воздерживаться от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему права на фирменное наименование. В частности, он вправе пресекать использование наименования тождественного или сходного до степени смешения с его фирменным наименованием другими лицами.

Практика идет по пути признания фирменных наименований тождественными (сходными до степени смешения), если в результате их полного совпадения возникает коллизия интересов их обладателей и вводятся в заблуждение потребители. Подобных последствий, как правило, не возникает, если деятельность юридических лиц происходит на разной территории или в разных деловых сферах. Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил в письме от 29 мая 1992 г. N С-13/ОПИ-122 "Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике", что если одно и то же название (т.е. произвольная часть фирменного наименования) присвоено предприятиям с различной организационно-правовой формой, то они могут выступать в обороте с одним и тем же названием <1>.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1992. N 1.

 

Не является нарушением права на фирменное наименование его упоминание без разрешения правообладателя любыми заинтересованными лицами (например, в информационных и аналитических публикациях, в прессе, в обобщениях судебной практики и т.п.).

Юридическое лицо может обладать только одним фирменным наименованием. Кроме того, его обязанностью является участие в гражданском обороте под этим фирменным наименованием. Эти требования направлены на то, чтобы не вводить в заблуждение других участников экономического оборота и потребителей.

Право на фирменное наименование действует бессрочно, пока данное юридическое лицо продолжает оставаться зарегистрированным под этим наименованием. Изменение фирменного наименования может быть обусловлено как волеизъявлением юридического лица, так и его реорганизацией.

5. Распоряжение правом. Вопрос о том, возможна ли уступка права на фирменное наименование, является спорным. Из содержания п. 2 ст. 132 и п. 2 ст. 559 ГК вытекает возможность перехода права на фирменное наименование по договору купли-продажи предприятия. Поскольку право на фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица (ст. 54 ГК), а не предприятия, то могут возникать ситуации, когда при переходе права на фирменное наименование вместе с проданным предприятием юридическое лицо - продавец лишается возможности использовать наименование, под которым оно зарегистрировано. Многие специалисты считают, что фирменное наименование по своей природе и назначению имеет значительное сходство с именем гражданина, поэтому является неотчуждаемым и не может переходить по договору купли-продажи предприятия <1>. Эта позиция нашла подтверждение в информационном письме Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37, в котором указано, что "наименование является формальным неотъемлемым признаком юридического лица" (п. 18) <2>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006 (издание пятое, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики).

 

<1> См., например: комментарий Г.Е. Авилова к ст. 559 ГК в кн.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Изд. 4-е / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2003. С. 170.

<2> Вестник ВАС РФ. 1999. N 2.

 

ГК предусматривает предоставление права на использование фирменного наименования на основании лицензионного договора. Такая возможность вытекает из договора коммерческой концессии, относящегося к договорам лицензионного типа (ст. 1027 ГК). По общему правилу на основании договора коммерческой концессии пользователю предоставляется неисключительная лицензия, так как правообладатель сохраняет права самостоятельно пользоваться фирменным наименованием и заключать аналогичные договоры с другими лицами. Использование уже зарекомендовавшего себя фирменного наименования правообладателя может значительно повысить конкурентоспособность товаров и услуг пользователя. Поэтому прекращение принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование без замены их новыми аналогичными правами влечет прекращение договора коммерческой концессии (п. 3 ст. 1037 ГК). Изменение правообладателем своего фирменного наименования дает право пользователю потребовать расторжения договора и возмещения убытков либо согласиться на то, что договор будет действовать в отношении нового наименования. В этом случае пользователь может потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения (ст. 1039 ГК).

6. Коммерческое обозначение. Наряду с фирменным наименованием, которое индивидуализирует юридическое лицо, ГК вводит понятие коммерческого обозначения (ст. 1027, 1032, 1039 и 1040). Коммерческое обозначение может служить для индивидуализации производственных единиц (предприятия, магазина, ресторана, цеха или отдельного производства), не являющихся юридическими лицами. Оно может использоваться в рекламе, в отношениях с контрагентами по договорам и т.п. Коммерческое обозначение состоит только из оригинального названия, не требует специальной регистрации и должно охраняться в силу своей известности.

 

§ 2. Товарные знаки

 

Товарные знаки являются инструментом индивидуализации товаров, работ и услуг субъекта предпринимательской деятельности. Они позволяют отличать товары, работы и услуги от других однородных с ними товаров, работ и услуг, повышают их конкурентоспособность. Ценность товарных знаков, получивших известность у потребителей, может быть очень высока. В последнее десятилетие в России количество ежегодно подаваемых заявок на регистрацию товарных знаков неуклонно возрастает. Так, в 2005 г. в Роспатент было подано 47 087 заявок, что на 15% больше, чем в 2004 г. В настоящее время в РФ действует свыше 186 000 товарных знаков <1>. Вопросы, связанные с правовой охраной товарных знаков, регулируются Законом о товарных знаках и рядом подзаконных актов.

--------------------------------

<1> Аналитические материалы и статистика по некоторым направлениям деятельности Роспатента в 2005 г. // http://www.fips.ru/.

 

1. Товарный знак и знак обслуживания. В ст. 1 Закона о товарных знаках дается определение товарного знака и знака обслуживания как обозначений, служащих для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Правовые режимы этих обозначений по существу одинаковы: только товарный знак предназначен для индивидуализации товаров, а знак обслуживания - для индивидуализации работ или услуг. Закон, используя понятие товарного знака, одновременно имеет в виду и знак обслуживания.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (ст. 5 Закона о товарных знаках). При этом Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утв. Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 <1>, к "другим обозначениям" относят также звуковые, световые и иные обозначения. Под словесными обозначениями понимаются слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости. Объемными изображениям считаются трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур. Регистрация товарного знака допускается в любом цвете или цветовом сочетании.

--------------------------------

<1> БНА РФ. 2003. N 23.

 

В Законе о товарных знаках в отличие от Патентного закона не формулируются критерии охраноспособности товарных знаков, а лишь содержится подробный перечень случаев, в которых обозначения не могут получить правовую охрану в качестве товарных знаков. Ряд оснований для отказа в регистрации являются абсолютными, т.е. безусловными (ст. 6 Закона о товарных знаках). В качестве товарных знаков не регистрируются обозначения, не обладающие различительной способностью или состоящие только из элементов:

а) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

б) являющихся общепринятыми символами и терминами;

в) характеризующих товары (указывающих на их вид, качество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта);

г) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Перечисленные элементы могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых, если не занимают в нем доминирующего положения. Регистрация подобных обозначений запрещена потому, что они просто не могут служить средством индивидуализации. Данные правила не применяются в отношении аналогичных обозначений, которые тем не менее приобрели различительную способность в результате их использования.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков различных официальных обозначений: государственных гербов и флагов, наименований международных межправительственных организаций, их эмблем, официальных контрольных, гарантийных и пробирных клейм, печатей, наград или сходных с ними до степени смешения обозначений. Такие элементы могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемого элемента с согласия соответствующего компетентного органа.

Не допускается регистрация обозначений, которые представляют собой или содержат элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, а также противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Еще одним абсолютным основанием для отказа в регистрации является тождество обозначений или их сходство до степени смешения с официальными наименованиями или изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или уполномоченных ими лиц.

Кроме того, в соответствии с международным договором установлен запрет на регистрацию обозначений, охраняемых государством - участником данного международного договора, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с его территории и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин и спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

Статья 7 Закона о товарных знаках предусматривает иные основания для отказа в регистрации, когда отказ возможен после дополнительного исследования содержания заявленного обозначения. Так, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию или охраняемыми в РФ и имеющими более ранний приоритет, а также с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в РФ. Однако с согласия правообладателя такая регистрация возможна.

Не регистрируются в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с Законом РФ (за исключением случаев, когда эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями).

Наконец, не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные:

а) охраняемому в РФ фирменному наименованию или его части в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в РФ возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

б) названию известного в РФ на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемников, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

в) фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследников.

2. Коллективный знак. Он является разновидностью товарного знака, существование которого обусловлено ст. 7.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в РФ коллективный знак, предназначенный для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками (ст. 20 Закона о товарных знаках).

Особенностью оформления коллективного знака является то, что в Роспатент одновременно с заявкой на его регистрацию должен быть представлен устав коллективного знака. Он содержит наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя, перечень лиц, имеющих право пользования этим знаком (членов коллективного знака), цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его использования, порядок контроля за использованием, ответственность за нарушение устава коллективного знака (п. 1 ст. 21 Закона о товарных знаках).

Правообладатель должен уведомлять Роспатент об изменениях в уставе коллективного знака. В случае использования его на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена полностью или частично на основании решения суда, принятого по заявлению любого лица.

Характерной особенностью коллективного знака является то, что такой знак и исключительное право на его использование не могут быть переданы лицам, не являющимся его членами. Использование коллективного знака не лишает каждого его члена возможности использовать и свои собственные товарные знаки.

3. Общеизвестный товарный знак. Это обозначение, которое в результате его интенсивного использования в отношении товаров, работ или услуг конкретного лица стало широко известно в РФ среди потребителей этих или однородных с ними товаров, работ или услуг. По заявлению производителя общеизвестным товарным знаком могут быть признаны: а) товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании регистрации; б) товарный знак, охраняемый на территории РФ без регистрации в соответствии с международным договором РФ; в) обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ. Товарный знак или обозначение не могут быть признаны общеизвестным товарным знаком, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака иного лица, предназначенного для использования в отношении однородных товаров (ст. 19.1 Закона о товарных знаках).

Общеизвестный товарный знак получает ту же правовую охрану, что и обычный товарный знак. Однако, если общеизвестным товарным знаком признается уже ранее зарегистрированный товарный знак, ему предоставляется определенное преимущество, поскольку правовая охрана такого знака распространяется и на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, при условии, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с правообладателем и может ущемить его законные интересы.

Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения Палаты по патентным спорам, принятого по заявлению соответствующего лица, и действует бессрочно. Приказом Роспатента от 17 марта 2000 г. N 38 утверждены Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> БНА РФ. 2000. N 23.

 

4. Субъекты прав на товарные знаки. Ими могут быть юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 2 Закона о товарных знаках).

Иностранные юридические и физические лица пользуются правами на товарные знаки наравне с российскими юридическими и физическими лицами в силу международных договоров РФ (ч. 1 ст. 47 Закона о товарных знаках).

5. Возникновение прав на товарные знаки. Основанием предоставления правовой охраны товарному знаку является его государственная регистрация, осуществляемая в установленном законом порядке <1>. В Роспатент подается заявка на регистрацию товарного знака, содержащая: заявление в установленной форме; заявляемое обозначение; перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация (сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков), и описание заявленного обозначения. К заявке прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки.

--------------------------------

<1> Правовая охрана может предоставляться товарным знакам также в силу международных договоров РФ. Например, в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков может быть подана международная заявка на товарный знак.

 

Роспатент проводит по заявке экспертизу, состоящую из двух этапов. Формальная экспертиза осуществляется с целью проверки содержания заявки, наличия необходимых документов и их соответствия установленным требованиям. На этом этапе определяется дата подачи заявки. По результатам формальной экспертизы принимается решение о принятии заявки к рассмотрению или об отказе в принятии ее к рассмотрению.

На следующем этапе производится экспертиза заявленного обозначения, в ходе которой проверяется его соответствие условиям охраноспособности товарного знака и устанавливается приоритет.

Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в Роспатент. Заявитель может также воспользоваться конвенционным или выставочным приоритетом, если заявка подана им в течение 6 месяцев с даты подачи первой заявки в стране - участнице Парижской конвенции или с даты помещения товарного знака на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок на территории одного из государств - участников Конвенции. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного или выставочного приоритета, обязан указать это при подаче заявки или в течение 2 месяцев с даты ее подачи в Роспатент и приложить все необходимые документы (либо представить их не позднее 3 месяцев с даты подачи заявки). Приоритет товарного знака может также устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака (ст. 9 Закона о товарных знаках).

По результатам экспертизы заявленного обозначения Роспатент выносит решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. В случаях, когда заявленное обозначение соответствует требованиям охраноспособности только в отношении части товаров, указанных в заявке, выносится решение о регистрации товарного знака в отношении этой части товаров.

После получения документа об уплате государственной пошлины Роспатент производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ и выдает свидетельство на товарный знак, удостоверяющее приоритет товарного знака и подтверждающее исключительное право на этот знак. Сведения, относящиеся к регистрации товарного знака и внесенные в Государственный реестр, публикуются в официальном бюллетене Роспатента <1>.

--------------------------------

<1> См.: Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утв. Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 // БНА РФ. 2003. N 23.

 

Регистрация товарного знака действует до истечения 10 лет, считая с даты подачи заявки в Роспатент (ст. 16 Закона о товарных знаках). Срок действия регистрации может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на 10 лет, причем количество таких продлений не ограничено.

6. Содержание исключительного права на товарный знак состоит в том, что правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения правообладателя (п. 1 ст. 4 Закона о товарных знаках). Свидетельство на товарный знак удостоверяет исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве (ст. 3 Закона о товарных знаках). Другое лицо вправе зарегистрировать аналогичный товарный знак на свое имя в отношении другой группы товаров.

Нарушением исключительного права правообладателя признается использование без разрешения в гражданском обороте на территории России товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров: а) на товарах (их этикетках и упаковках), которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории России, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию России; б) при выполнении работ, оказании услуг; в) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; г) в предложениях товаров к продаже; д) в сети Интернет (в доменном имени). Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, считаются контрафактными (п. 2 ст. 4 Закона о товарных знаках).

Ограничением исключительного права на товарный знак является случай исчерпания прав (ст. 23 Закона о товарных знаках): любое лицо, на законных основаниях приобретшее товары с нанесенными на них товарными знаками, вправе указывать эти знаки производителя товара в своей рекламе, объявлениях, вывесках и т.п.

Особенностью осуществления прав на товарный знак является обязанность правообладателя использовать товарный знак. Если он не используется непрерывно в течение любых 3 лет после регистрации, то его правовая охрана может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров (ст. 22 Закона о товарных знаках). Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием может быть подано в Палату по патентным спорам любым лицом по истечении указанных 3 лет. Доказательства использования товарного знака представляются правообладателем. Палата по патентным спорам может принять во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по не зависящим от него обстоятельствам.

В целях оповещения о своих правах на товарный знак, а также в качестве предупредительной меры против возможных нарушений правообладатель может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы "R" в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак", свидетельствующую о регистрации данного товарного знака в РФ (ст. 24 Закона о товарных знаках).

7. Распоряжение правом на товарный знак может происходить в форме договора уступки товарного знака и в форме предоставления лицензии на его использование.

Договор уступки исключительного права на товарный знак может быть заключен как в отношении всех товаров, для которых этот знак зарегистрирован, так и для их части. Товарный знак можно уступить только юридическому лицу или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность.

Уступка прав на товарный знак не допускается, если может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя (ст. 25 Закона о товарных знаках). Однако неопределенность этого критерия делает его применение затруднительным. Например, первоначальный владелец товарного знака пытался признать договор уступки товарного знака недействительным, так как из-за крайне низкого качества товара, выпускаемого новым владельцем знака, по его мнению, создавалось искаженное представление о товаре и его прежнем изготовителе. Тем не менее Президиум ВАС РФ указал, что выпуск товаров ненадлежащего качества не может служить основанием для признания сделки по уступке товарного знака недействительной, поскольку договор уступки товарного знака не связывает его нового владельца уровнем качества товаров предыдущего владельца <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 8 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29 июля 1997 г. N 19) // Вестник ВАС РФ. 1997. N 10.

 

Лицензионные договоры являются распространенным способом предоставления прав на использование товарного знака в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия (абз. 2 ст. 26 Закона о товарных знаках). Лицензионный договор должен точно определять объем предоставляемых прав: срок представления лицензии, перечень товаров, для которых допускается использование товарного знака, и т.п.

Как для договора уступки товарного знака, так и для лицензионного договора обязательна регистрация в Роспатенте, без которой такие договоры будут признаны недействительными на основании ст. 27 Закона о товарных знаках.

8. Прекращение прав на товарные знаки. Любое лицо может оспорить в Палате по патентным спорам предоставление правовой охраны товарному знаку.

В течение всего срока действия охраны ее предоставление товарному знаку может быть признано недействительным полностью или частично, если охрана была предоставлена с нарушением абсолютных (ст. 6 Закона о товарных знаках) и некоторых иных оснований для отказа в регистрации (п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках), а также в случае регистрации товарного знака на имя физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (п. 3 ст. 2 Закона о товарных знаках). Такие же последствия влечет предоставление охраны на имя агента или представителя лица, являющегося обладателем исключительного права на товарный знак в одном из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, с нарушением требований, установленных этой Конвенцией. И наконец, регистрация признается недействительной, если связанные с ней действия правообладателя признаны актом недобросовестной конкуренции (п. 1 ст. 28 Закона о товарных знаках) <1>.

--------------------------------

<1> В этом случае заявление о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку подается не в Палату по патентным спорам, а в Роспатент.

 

В случаях, когда регистрация товарного знака была произведена с нарушением требований п. п. 1 и 2 ст. 7 Закона о товарных знаках, предусматривающих основания для отказа в регистрации товарного знака, она может быть оспорена в течение 5 лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене Роспатента.

Признание правовой охраны товарного знака недействительной полностью влечет за собой прекращение исключительного права на такой товарный знак и аннулирование его регистрации. Если правовая охрана товарного знака признается недействительной частично, то на него должно быть выдано новое свидетельство.

Кроме того, правовая охрана товарного знака может быть прекращена: а) в связи с истечением срока действия регистрации товарного знака; б) на основании вступившего в законную силу решения суда о досрочном прекращении действия охраны коллективного знака в связи с его использованием на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками (п. 3 ст. 21 Закона о товарных знаках); в) на основании решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием; г) на основании решения Роспатента о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае ликвидации юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физического лица - правообладателя; д) в случае отказа от нее правообладателя; е) по решению Палаты по патентным спорам в случае превращения зарегистрированного товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

 

§ 3. Наименования мест происхождения товаров

 

1. Наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности (другого географического объекта) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 30 Закона о товарных знаках). К наименованиям мест происхождения товаров относят названия народных промыслов (гжель), пищевых продуктов (пармская ветчина), минеральных вод (ессентуки), спиртных напитков (шампанское) и т.п. Таким образом, это название географической местности, в которой производятся определенные товары, обладающие характерными свойствами, выделяющими их среди товаров такого типа. Причем между условиями производства в данной местности и свойствами товаров существует установленная связь. Людской фактор - это традиции производства, а природный фактор - климат, почва и прочие внешние условия, а также особенности самого товара (например, химический состав минеральной воды).

Право использования наименования места происхождения товара предоставляется только при производстве товара, отвечающего определенным стандартам, в данном географическом месте. При переводе предприятия в другую местность оно утрачивается. Распоряжение таким правом невозможно. В этом смысле наименования места происхождения товаров кардинально отличаются от товарных знаков.

Не может быть признано наименованием места происхождения товара такое обозначение, которое, хотя и содержит название географического объекта, но вошло в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления (например, полтавская колбаса, вологодское масло).

2. Субъектами прав на наименование места происхождения товара могут быть как юридические, так и физические лица, причем не только индивидуальные предприниматели. Первоначально должно быть зарегистрировано само наименование места происхождения товара. Лицо, его зарегистрировавшее, одновременно получает право пользования этим наименованием, если производимый им товар отвечает установленным требованиям. Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому другому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же основными свойствами (п. 3 ст. 31 Закона о товарных знаках).

Права на регистрацию наименований мест происхождения товаров предоставляются иностранным юридическим и физическим лицам на основе принципа взаимности, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 2 ст. 47 и ст. 48 Закона о товарных знаках). В настоящее время из всех международных соглашений, касающихся наименований мест происхождения товаров, РФ состоит только в Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

3. Регистрация наименований мест происхождения товаров осуществляется в Роспатенте (ст. 32 и 33 Закона о товарных знаках). Действуют Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, утв. Приказом Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 24 <1>. На основании решения о регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении права пользования этим наименованием Роспатент регистрирует его в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (далее - Государственный реестр), а также выдает свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара (ст. 35 Закона о товарных знаках).

--------------------------------

<1> БНА РФ. 2003. N 22.

 

Регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно. Срок действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара составляет 10 лет с даты подачи заявки и продлевается каждые 10 лет при условии представления обладателем свидетельства заключения компетентного органа, в котором подтверждается, что это лицо производит в границах соответствующего географического объекта товар, обладающий указанными в Государственном реестре свойствами (ст. 35 и 36 Закона о товарных знаках).

4. Право использования наименования места происхождения товара. Это право на основании регистрации может возникнуть у любого лица, производящего в данной местности товары, отвечающие определенным стандартам. Использованием наименования места происхождения товара считается указание его на товаре, этикетках, упаковке товара, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот. Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам, а также осуществлять уступку своего права. Приобретение права каждым новым лицом осуществляется в виде подачи новой заявки, т.е. обладать правом использования наименования места происхождения товара одновременно могут несколько или даже много лиц.

Лицо, не имеющее свидетельства, не может использовать зарегистрированное наименование места происхождения товара, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и т.п. Запрещается указывать наименование места происхождения товара в переводе, а также использовать сходное обозначение для однородных товаров, если это способно ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товаров.

В качестве предупредительной меры против возможных нарушений обладатель прав может наносить предупредительную маркировку, свидетельствующую о регистрации данного объекта в России в виде словесного обозначения "зарегистрированное наименование места происхождения товара", или "зарегистрированное НМПТ" (ст. 41 Закона о товарных знаках).

5. Прекращение правовой охраны. Предоставление правовой охраны наименованию места происхождения товара может быть оспорено и признано недействительным в течение всего срока ее действия. Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара также может быть признано недействительным в течение всего срока его действия, если оно было выдано в нарушение установленных требований, а также в связи с признанием недействительным предоставления охраны наименованию места происхождения товара (ст. 42 Закона о товарных знаках).

Правовая охрана наименования места происхождения товара может быть прекращена в связи с исчезновением характерных для данного географического объекта условий и невозможностью производства товара, обладающего указанными в Государственном реестре свойствами, а также в связи с утратой иностранными юридическими или физическими лицами права на данное наименование в стране происхождения товара (п. 1 ст. 42.1 Закона о товарных знаках).

Действие свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара может быть прекращено Роспатентом: а) в связи с утратой товаром особых свойств, указанных в Государственном реестре в отношении данного наименования места происхождения товара; б) в связи с прекращением правовой охраны наименования места происхождения товара; в) в случае ликвидации юридического лица - обладателя свидетельства; г) на основании заявления обладателя свидетельства, поданного в Роспатент.

 

Приложение

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Ко всем главам Учебника

 

1. Гражданское право. Т. 3. Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. Изд. 3-е. М., 2006.

2. Гражданское право: Учебник. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Изд. 4-е. М., 2003.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006 (издание пятое, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики).

 

3. Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. Изд. 5-е. М., 2006.

4. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 2. М., 2005.

5. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (переиздание). М., 1994.

 

К главам 28 - 30

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное).

 

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2004.

2. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999.

3. Ем В.С. Договор продажи недвижимости (Научно-практический комментарий действующего законодательства) // Законодательство. 2005. N 10.

4. Закон о защите прав потребителей. Комментарий к Закону и практике его применения / Отв. ред. А.Е. Шерстобитов. М., 2004.

5. Логофет Д.Д. Договор транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу // Право и экономика. 2003. N 4.

6. Сейнароев Б.М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. N 6, 7.

 

К главе 31

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное).

 

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2004.

2. Витрянский В.В. Договор аренды и его виды. М., 1999.

3. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М., 1996.

 

К главе 32

 

1. Крашенинников П.В. Сделки с жилыми помещениями. Комментарий гражданского и жилищного законодательства и практика его применения. Изд. 5-е. М., 2005.

2. Жилищный кодекс РФ. Постатейный комментарий / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2005.

3. Литовкин В.Н. Комментарий к ЖК РФ. М., 2005.

4. Толстой Ю.К. Жилищное право. М., 1996.

 

К главам 34 - 35

 

1. Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 1999.

2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002.

3. Ринг М.П. Договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. М., 1967.

4. Юшкевич С.П. Договор строительного подряда. М., 2002.

 

К главе 36

 

1. Кабалкин А.Ю. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 1998. N 3, 4.

2. Романец Ю.В. Договор возмездного оказания услуг // Закон. 1999. N 10.

3. Садиков О.Н., Мякинина А.В. Гражданско-правовая ответственность туристической фирмы перед туристом // Законодательство и экономика. 2004. N 2.

 

К главе 37

 

1. Витрянский В.В. Договор перевозки. М., 2001.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник В.А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2007.

 

2. Егиазаров В.А. Транспортное право. М., 2005.

3. Егиазаров В.А., Ляндрес В.Б. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта РФ (постатейный). М., 2004.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (под ред. Г.Г. Иванова) включен в информационный банк согласно публикации - Спарк, 2000.

 

4. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2001.

5. Садиков О.Н. Транспортное право на пороге XXI столетия. Вестник Международного университета (в Москве). Серия "Право". Выпуск IV. М., 2000.

 

К главам 38 - 42

 

1. Агарков М.М. Основы банковского права. М., 1994 (переиздание).

2. Витрянский В.В. Договоры банковского вклада, банковского счета и банковские расчеты. М., 2006.

3. Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. М., 2001.

4. Ефимова Л.Г. Правовые проблемы безналичных денег // Хозяйство и право. 1997. N 1, 2.

5. Кредитные организации в России: Правовой аспект / Под ред. Е.А. Павлодского. М., 2006.

6. Новоселова Л.А. Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг. М., 2003.

7. Павлодский Е.А. Договоры граждан и организаций с банками. М., 2000.

8. Сарбаш С.В. Договор банковского счета: проблемы доктрины и судебная практика. М., 1999.

 

К главе 43

 

1. Брагинский М.И. Договор хранения. М., 1999.

 

К главе 44

 

1. Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право. М., 2001.

2. Брагинский М.И. Договор страхования. М., 2001.

3. Граве К.А., Лунц Л.А. Страхование. М., 1960.

4. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М., 1947.

5. Фогельсон Ю.Б. Введение в страховое право. М., 2001.

 

К главе 45

 

1. Егоров А.В. Предмет договора комиссии // Актуальные проблемы гражданского права. Сборник статей. Вып. 5. М., 2002.

2. Крылов С. Соотношение договора поручения и доверенности // Российская юстиция. 1999. N 9.

3. Сосновский А.Ф. Комиссионная торговля: Правовые вопросы. М., 1989.

 

К главе 46

 

1. Дозорцев В.А. Доверительное управление имуществом. В кн.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. М., 1996.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Л.Ю. Михеевой "Доверительное управление имуществом. Комментарий законодательства" включена в информационный банк.

 

2. Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом. М., 1999.

 

К главе 47

 

1. Бобков С.А. Коммерческая концессия как институт в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2002. N 10.

2. Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе РФ // Хозяйство и право. 1997. N 12.

3. Новосельцев О.В. Оценка коммерческой концессии // Хозяйство и право. 2000. N 3.

4. Орлова О.А. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров // Законодательство и экономика. 2003. N 6.

 

К главе 48

 

1. Брагинский М.И. Договоры, направленные на создание коллективных образований. М., 2004.

 

К главе 50

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья В.А. Белова "Игра и пари как институты гражданского права" включена в информационный банк.

 

1. Белов В.А. Игры и пари как институт гражданского права // Закон. 1999. N 9, 10.

 

К главе 51

 

1. Белякова А.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. Теория и практика. М., 1986.

2. Иоффе О.С. Обязательства по возмещению вреда. Л., 1952.

3. Красавчиков О.А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности // Избранные труды: В 2 т. Т. 2. М., 2005.

4. Маковский А.Л. Гражданская ответственность государства за акты власти // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998.

5. Смирнов В.Т., Собчак А.А. Общее учение о деликтных обязательствах в советском гражданском праве. Л., 1983.

6. Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и обязательства из неосновательного обогащения. М., 1951.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография А.М. Эрделевского "Компенсация морального вреда. Комментарий" включена в информационный банк согласно публикации - БЕК, 2000.

 

7. Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: Анализ и комментарий законодательства и судебной практики. Изд. 3-е. М., 2004.

8. Ярошенко К.Б. Обязательства вследствие причинения вреда // Гражданское право России. Обязательственное право. Курс лекций. М., 2004.

 

К главе 53

 

1. Гущин В.А. Наследственное право. М., 2002.

2. Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. Наследственное право: Комментарий законодательства и практика его применения. М., 2003.

3. Наследственное право / Отв. ред. К.Б. Ярошенко. М., 2005.

4. Сушков А.А. Завещание, вступление в наследство, раздел имущества. М., 2002.

 

К главам 54 - 57

 

1. Антимонов С.Б., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957.

2. Городов О.А. Патентное право. Учебное пособие. М., 2005.

3. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исследовательский центр частного права. М., 2003.

4. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). М., 2000.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография С.А. Горленко, А.Д. Корчагина, В.В. Орловой "Комментарий к Закону "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Охрана интеллектуальной собственности в России. Сборник законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями" (отв. ред. Л.А. Трахтенгерц, науч. ред. В.М. Жуйков) включена в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, 2005.

 

5. Корчагин А.Д., Орлова В.В., Горленко С.А. Комментарий к Закону "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". М., 2003.

6. Охрана интеллектуальной собственности в России. Сборник законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями / Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М., 2005.

7. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Изд. 3-е. М., 2005.

8. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956.

 

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных