Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Международные и национальные премии в области качества

Лекция 6

  1. Национальные премии в области качества
  2. Европейская премия в области качества
  3. Премия правительства РФ в области качества: модель и механизм реализации

1.

Важным механизмом мотивации предприятий и организаций к не­прерывному совершенствованию своей деятельности являются кон­курсы на соискание премий в области качества.

Премия Деминга. У чреждена в 1951 г. в Японии в честь большого вклада У.Э. Деминга в развитие подходов к управлению качеством. Приз Деминга присуждается всем компаниям, чья деятельность соответствует установленным в модели премии требованиям. Цель за­ключается в подтверждении гарантии со стороны компании постоян­но совершенствовать деятельность и после получения премии. Среди участников конкурса нет проигравших. В компаниях, не ставших по­бедителями, оценка осуществляется еще дважды в течение трех лет.

Положение о премии для предприятий содержит систему оценоч­ных показателей, сгруппированных по следующим 10 критериям - ключевым моментам в деятельности претендента (табл. 12.1).

Таблица 12.1 Составляющие оценки в соответствии с моделью премии У.Э. Деминга

Критерии Составляющие (области оценки)
Политика и цели Менеджмент и политика в области качества Методы для установления политики Предназначение и составляющие политики Использование статистических методов Коммуникации и распространение политики Пересмотр политики и определение возможностей ее развития Взаимосвязь между политикой и планированием
Организация и ее функционирование Прозрачность власти и ответственность Делегирование полномочий Межфункциональное взаимодействие Деятельность групп Вовлечение персонала Использование результатов деятельности кружков качества Управление качеством / управленческая диагностика
Образование и его развитие План обучения и достигнутые результаты Понимание качества и подход к управлению качествомОбучение статистическим подходам и методам, а также их распространение. Осознание результатов. Обучение заинтересованных компаний (особеннопродавцов, партнеров и дистрибьюторов). Деятельность кружков качества. Система предложений по совершенствованиюи ее статус
Сбор, распростране­ние и использование информации Сбор внешней информации Межфункциональные коммуникации Скорость коммуникаций (применение компьютернойтехники) Переработка информации, ее статистический анализи использование
Анализ Выбор важнейших целей и направлений совершенст­вования Назначение аналитических методов Применение статистических методов Связь с внутренней производственной технологией Анализ качества и процессов Использование результатов анализа Действия, направленные на совершенствование деятельности
Стандартизация Система стандартов Методы введения, пересмотра и отмены стандартов Содержание стандартов Применение статистических методов Накопление технологий Применение стандартов
Управление (контроль) Система менеджмента качества и другие взаимосвязан­ные элементы, такие как затраты на качество, произво дительность, объем производства Точки и направления контроля Применение статистических методов и инструментов, таких как контрольные карты Содействие деятельности кружков качества Статус управленческой деятельности Управленческие должности
Обеспечение Развитие новых методов производства и обслуживания (развертывание функции качества, анализ, надежный контроль и конструкторские разработки) Предупредительная деятельность по безопасности и про­изводственной дисциплине Степень удовлетворенности потребителей Проектирование процессов, анализ, контроль и улуч­шение процессов Возможности процессов Оснастка и инспектирование ее состояния Управление продвижением, сбытом, закупками и об­служиванием Система обеспечения качества и ее состояние Применение статистических методов Оценка и аудит качества Статус обеспечения качества
Результаты Измерение результатовРеальные прямые результаты, такие как качество, обслуживание, объем, цена, прибыль, безопасностьи окружающая среда Неосязаемые результаты Соответствие достигнутого состояния планируемымрезультатам
Дальнейшие планы Реальное понимание текущей ситуации Меры для решения проблем брака Перспективные планы развития Взаимосвязь между перспективным и оперативнымпланированием
     

Среди 150 компаний Японии, которые получили приз Деминга в периоде 1951 по 1999 г., такие всемирно известные фирмы, как Nippon Electric, Kawasaki Steel, Hitachi Ltd, Fugi Photo Film Ltd, Nissan Motor, Toyota Limited, Kansai Electric Power и Fuji Xerox.

В 1987 г. указом президента США Р. Рейгана была учреждена наци­ональная премия страны в области качества (премия М. Болдриджа). Она стала движущей силой в преобразовании американского менеджмента в период, когда аме­риканские компании столкнулись с серьезной конкуренцией на меж­дународном рынке, в первую очередь со стороны японских произво­дителей.

Основная цель присуждения премии заключается в выявлении ли­деров в области управления качеством среди американских компаний. Каждый лауреат премии обязан распространять свой опыт и достиже­ния в области качества.

Рис. 12.1. Процедура оценки претендентов на национальную премию М. Бол­дриджа

 

Самооценка, а впо­следствии и экспертная оценка деятельности конкурсантов осуществ­ляются в соответствии с определенным набором критериев. Критерии модели М. Болдриджа включают семь основных индикаторов успеш­ности предприятия (рис. 12.2). Победителей отбирают путем оценки по всем критериям с исполь­зованием 1000-балльной шкалы, поэтому несоответствие даже по одному из них понижает шансы организации на получение премии.

Основные составляющие этих критериев, а также их весомость при­ведены в табл. 12.2 [19].

Среди обладателей премии М. Болдриджа, применяющих извест­ные методологии обеспечения качества, можно отметить: Eastman Chemical, получившую премию в 1993 г. и более 10 лет применяющую стандарты ИСО 9000; обладателя премий 1988 и 2002 г. корпорацию Motorola, являющуюся пионером внедрения методологии «Шесть сигм»; первого обладателя премии среди учреждений здравоохранения SSM Health Care, разработавшего собственную систему непрерывного повы­шения качества; победителя 1999 г. — корпорацию STMicroelectronics, которая в своей работе успешно совмещает принципы, установленные стандартами ИСО 9000, методологию «Шесть сигм» и критерии пре­мии М. Болдриджа [19].

 

Таблица 12.2 Распределение оценок по критериям премии М. Болдриджа

Критерии Макси­мальные баллы Суммарная оценка по критериям
1. Лидерство 1.1. Руководство организацией 1.2. Социальная ответственность    
2. Стратегическое планирование 2.1. Разработка стратегии 2.2. Реализация стратегии    
3. Ориентация на потребителя 3.1. Знание рынка и потребителей 3.2. Взаимоотношения с потребителями    
4. Оценка, анализ и управление знаниями 4.1. Измерения и анализ эффективности работы 4.2. Информационное обеспечение и управление знаниями    
5. Внимание к человеческим ресурсам 5.1. Система организации труда 5.2. Обучение и мотивация сотрудников 5.3. Благосостояние работников и их удовлетворен­ность работой в организации    
6. Управление процессами 6.1. Процессы создания добавочной стоимости 6.2. Вспомогательные процессы    
7. Деловые результаты 7.1. Результаты для потребителей 7.2. Производство продукции и предоставление услуг 7.3. Финансовые и торговые показатели 7.4. Результаты для работников 7.5. Достижения в повышении эффективности органи­зации 7.6. Выполнение обязательств перед государством и об­ществом    
Итого    

Барбадосская национальная награда для промышленности основана в 1976 г. за управление качеством, в 1990 г. — за качество продукции. Ее цель — показать промышленному сектору важность качества и при­знать компании, достигшие выдающихся успехов в этой области. На­града является государственной. Разработанная им провероч­ная анкета используется для получения информации о состоянии ка­чества на предприятии. Эта анкета содержит 35 характерных вопро­сов, основанных на компонентных критериях, подобных критериям, указанным в Британском стандарте BS 5750. Ее элементами служат: СМК; методы процедур моделирования; эффективность операций; на­дежность товаров и услуг; уважение персонала; иерархическая систе­ма в структуре качества; документация.

Бразильская национальная награда за качество основана в 1992 г. Она была учреждена для признания компаний, достигших значительных успехов в применении концепции всеобщего управления качеством. Критерии оценки аналогичны критериям награды М. Болдриджа, од­нако имеют дополнительные требования, характерные для Бразилии.

Колумбийская национальная награда за качество была основана в 1976 г. для признания компаний, разрабатывающих программы по ка­честву. В 1991 г. она была реструктурирована, чтобы также служить сред­ством оценки. Кроме того, награда помогает распространить концеп­цию всеобщего управления качеством и внедрить эти процессы в производственный сектор Колумбии. Основные оценки заимствова­ны из МС ИСО версии 1994 г.: удовлетворение запросов клиента; люд­ские ресурсы; улучшение качества и страховка; лидерство; увеличение доходов; информация о качестве; стратегия качества; отношения с по­ставщиками; физическая обстановка и условия воздействия.

Награда «Знак Q» (знак качества) была основана в 1991 г. Гонконг­ским советом по «Знаку Q», который управляет процессом награждения, используя схему, в соответствии с которой продукция и система качества предприятия должны удовлетворять строгим требованиям совета. В основе награды — национальная премия за качество М. Бол­дриджа. Ее присуждают предприятиям, которые достигли выдающихся результатов по применению TQM или длительное время пропагандиру­ют процесс управления качеством. Критериями оценки выступают: стра­тегическое планирование качества; гарантия качества продукции и ус­луг; удовлетворение потребителей; информация и анализ; результаты качества.

Национальная награда за качество Р. Ганди была учреждена Бюро стандартов Индии в 1991 г. для признания индийских компаний, от­личающихся достижениями в области качества и в управлении каче­ством. Цель награды заключается в осознании требований к превос­ходству в качестве и распространении информации об успешных стратегиях качества и выгодах, получаемых от применения этих стра­тегий Критерии оценки претендующей на на­граду организации рассматриваются по следующим параметрам: управ­ление ответственностью за качество; система качества; план развития и приложение; качество поставок; управление производством, возмож­ности процесса и применение статистических методов; контроль ма­териалов и прослеживаемость; проверка продукции; управление из­мерениями и тестирующее оборудование и др.

Премия по качеству Великобритании, учрежденная в 1994 г., совме­стима с европейской моделью делового совершенства. Присуждается ежегодно торговым организациям Великобритании в стране и за рубе­жом. Вручается премьер-министром в Лондоне.

Датская премия по качеству, учрежденная в 1993 г., основана на ев­ропейской модели всеобщего управления качеством и присуждается ежегодно. Вручается министром промышленности на специальной церемонии во время Всемирного дня качества.

Шведская премия по качеству, учрежденная в 1992 г., основана на модели премии М. Болдриджа и присуждается ежегодно. Вручается королем Швеции. 352 Глава 12. Международные и национальные премии в области качества

Премия стимулирования Исландской ассоциации по качеству, учреж­денная в 1993 г., основана на моделях премий М. Болдриджа и У.Э. Де-минга, Датской и Шведской национальных премий, Европейской пре­мии по качеству. Присуждается ежегодно одному национальному претенденту, выбранному из шести компаний: трех государственных и трех частных, отобранных членами ассоциации. Вручается премьер-министром на специальной церемонии во время Всемирного дня ка­чества.

Высшая премия Ирландской ассоциации по качеству основана в 1982 г на моделях премий М. Болдриджа и У.Э. Деминга, Датской и Шведской национальных премий, Европейской премии по качеству. Присуждает­ся ежегодно одному из десяти лауреатов региональных премий (восьми промышленных предприятий и двух предприятий сферы услуг). Вруча­ется президентом страны на специальной церемонии в Дублине.

Французская премия по качеству, учрежденная в 1992 г., основана на моделях премии М. Болдриджа и Европейской премии по качеству. При­суждается ежегодно малым и средним предприятиям — лауреатам реги­ональных премий. Вручается министром промышленности в Париже.

Бельгийская премия по качеству, учрежденная в 1990 г., основана на европейской модели всеобщего управления качеством. Присужда­ется малым, средним и крупным предприятиям с 1994 г. ежегодно (до 1994 г. - один раз в два года). Вручается министром правительства на каком-либо крупном предприятии.

Голландская премия по качеству, учрежденная в 1992 г., максималь­но приближена к европейской модели всеобщего управления каче­ством. Ежегодно присуждается одна главная премия компаниям раз­ных категорий. Кроме того, существует номинация «признание ка­чества» для малых компаний. Вручается на специальной церемонии в Амстердаме.

Норвежская премия по качеству, учрежденная в 1992 г., основана на моделях премии М. Болдриджа и Европейской премии по качеству и присуждается ежегодно. Вручается на специальной церемонии, кото­рая проводится в мае года, следующего за годом присуждения премии.

Финская премия по качеству, учрежденная в 1991 г., основана на модели премии М. Болдриджа. Присуждается ежегодно малым и сред­ним предприятиям. Вручается премьер-министром на специальной церемонии во время Всемирного дня качества.

В основе премии по качеству Словацкой Республики, учрежденной в 1994 г., лежат шесть из девяти критериев Европейской премии по ка честву. Присуждается ежегодно и вручается министром экономики на специальной церемонии во время Всемирного дня качества.

Несмотря на многообразие существующих моделей, можно выде­лить черты, объединяющие их.

1. Общие цели учреждения премий по качеству: определение орга­низаций-лидеров, которые могут быть примером в работе по качеству, предоставление любой организации ориентиров для постоянного со­вершенствования ее деятельности на основе использования метода самооценки.

2. Балльная оценка участников конкурса на соискание премий по заранее установленному комплексу критериев. Это позволяет четко отделить данные премии от других премий и конкурсов по качеству, существующих в странах мирового сообщества. Национальные и ре­гиональные премии — это оценочные системы.

3. Наличие двух групп критериев в модели премии, по которым осуществляется оценка участников: возможности (усилия организа­ции в области управления качеством и совершенствования деятельно­сти) и результаты использования этих возможностей, причем соотно­шение между группами критериев в моделях практически всех премий приблизительно равное.

4. Используемые методы оценки в отличие от оценки СМ К при сер­тификации носят более гибкий характер.

5. Примерно одинаковая процедура организации проведения кон­курсов на соискание премий в области качества, включающая: заочную оценку по материалам, представленным на конкурс (самооценку); при­нятие решения о выходе на следующий этап; обследование конкурсан­тов на местах; повторное, окончательное рассмотрение оценки жюри; принятие решения о победителях; награждение победителей.

2.

Европейская премия по качеству (European Quality Award - EQA) учреждена Европейским фондом управления качеством (European Foun­dation for Quality Management — EFQM).

На­грады присуждаются ежегодно начиная с 1992 г. В конкурсе принимают участие компании из многих стран мира. Первая премия была вручена в Мадриде европейскому отделению американской фирмы Xerox — Rank Xerox Limited [15].

Основным мотивом создания этой организации стала потребность в разработке европейской модели повышения каче­ства на основе использования опыта, накопленного при оценке соис­кателей премий М. Болдриджа в США и У.Э. Деминга в Японии.

Разработанная модель получила название модели делового совер­шенства.

Цели и задачи, которые преследовали создатели Европейской премии по качеству, заключаются в следующем:

  • стимулировании европейских предприятий и организаций к проведению мероприятий, направленных на достижение де­лового совершенства, т.е. на повышение уровня удовлетво­ренности потребителей и собственных работников, а также на получение более высоких деловых результатов и положи­тельное влияние на общество;
  • оказании помощи менеджерам европейских организаций в ускоренном внедрении принципов TQM как решающего фак­тора в достижении глобальной конкурентоспособности.

Фундаментальными принципами, на которых базируется модель делового совершенства, являются 8 принципов СМК.

Модель EFQM исходит из следующих предпосылок: уровень совершенства предприятия оценивается деловыми показате­лями, а также полнотой удовлетворенности потребителей, собствен­ных сотрудников и общества в целом, достигается же он за счет пра­вильного управления, основанного на выработанных стратегиях и политике, посредством соответствующего использования персонала, партнеров, ресурсов и процессов.

В настоящее время модель делового совершенства EFQM представляет собой добровольно применяемую организациями схему оценки достигнутых результатов в продвижении к деловому совершенству (рис. 12.3).

Рис. 12.3. Модель делового совершенства [14]


Рис.12.4. Составляющие критериев модели делового совершенства

Основу самооценки по критериям модели составляет подход, по­лучивший название RADAR (Results, Approach, Deployment, Assessment and Review). Он включает четыре элемента: результаты, подход, раз­вертывание, оценка и обзор (рис. 12.5).

В свою очередь в каждый элемент входят определенные характери­стики.

Рис. 12.5.Оценочный инструмент RADAR

В конце 2001 г. EFQM принял схему признания соответствия орга­низаций действующим европейским стандартам и нормам, установив для них три уровня делового совершенства:

Уровень 1. Европейская премия по качеству. Ее присуждают на основе строгого и требовательного анализа деятельности тех организаций-пре­тендентов или их отдельных подразделений, которые могут рассматри­ваться в качестве образцов для подражания на национальном или евро­пейском уровне и обладают не менее чем пятилетним опытом непре­рывного совершенствования. Существуют три уровня признания: лауреат, призер и финалист.

Уровень 2. Организация, признанная совершенной. Этот уровень ус­тановлен фондом для признания заслуг организаций или их подраз­делений, имеющих большой опыт проведения самооценки с исполь­зованием модели делового совершенства EFQM. Для присуждения почетного звания «Совершенная организация» проводится оценка со­искателей на основе всех критериев модели, которая позволяет выявить сильные стороны организации и установить те области ее деятельнос­ти, которые требуют улучшения. Уровень 3. Организация, приверженная принципам делового совершен­ства. Это звание установлено для организаций, только начинающих путь к достижению делового совершенства. Основное внимание при их оценке уделяют оказанию помощи в определении текущего состо­яния и установлении приоритетных направлений совершенствования.

3.

Премии Правительства РФ в области качества учреждены поста­новлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. №423. Согласно По­ложению о премии, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 206, премии присуждаются ежегодно на кон­курсной основе организациям за достижение значительных результа­тов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасно­сти, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством.

Что же дают российским предприятиям и организациям участие и победа в конкурсе?

- обеспечивают их лауреатам имидж лидера, репутацию надежного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции или услуги, способствуют привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и увеличению доли рынка, ведут к росту прибыли и, соответственно, открывают новые деловые возможности.

- реализуется коммерческий интерес. Символика премии, используемая в товаросопроводительной документации, в рекламе, в буклетах, на стендах, о многом говорит потребителю и потенциально­му партнеру.

- приносит европейскую известность. Журнал «European Quality», издаваемый Европейской орга­низацией по качеству, в постоянном разделе «Победители национальных премий» ежегодно публикует информацию об итогах конкурсов прошед­шего года и их лауреатах, в том числе о лауреатах конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества. Это создает нашим пред­приятиям репутацию надежного производителя высококачественной продукции (услуг), содействует повышению их конкурентоспособнос­ти на европейском и мировом рынках.

- знакомит организации с современным инструментом для целенаправленного раз­вития — методом самооценки. Участие в конкурсе открывает совершен­но новые горизонты, позволяет увидеть, что СМК, выстроенная по стан­дартам ИСО серии 9000, — лишь начальный этап в движении к совре­менному, хорошо организованному предприятию.

- подготовка отчета по самооценке дает предприятию воз­можность получить оценку независимых квалифицированных экспер­тов о реальном состоянии дел с обеспечением качества в организации.

Основные условия участияв конкурсе:

1) добровольность;

2) возможность участия предприятий и организаций различных отраслей экономики (сфер деятельности);

3) обязательства лауреатов содействовать заинтересованным орга­низациям в ознакомлении со своим опытом;

4) обеспечение со стороны технического секретариата полной кон­фиденциальности в отношении информации, полученной от участника.

Ограничения участия в конкурсе заключаются в следующем.

1. Организации, занимающиеся производством вооружений, воен­ной и специальной техники, представляют материалы только в обла­сти продукции гражданского назначения.

2. К конкурсу не допускаются организации, в отношении которых приняты решения об осуществлении процедур, предусмотренных за­конодательством РФ о несостоятельности (банкротстве).

3. Организации-лауреаты имеют право на повторное участие в кон­курсе не ранее чем через пять лет после присуждения премии.

4. К рассмотрению принимаются материалы участников, получен­ные не менее чем за год до объявления конкурса.

 

Рис. 12.6. Этапы проведения конкурса на соискание Премии Правитель­ства РФ в области качества

Рис. 12.7. Модель Премии Правительства РФ в области качества

 

Организации — участницы конкурса оцени­ваются в баллах по модели, включающей две группы критериев. Пер­вая характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»); вторая характери­зует то, что достигнуто («результаты»).

При этом каждый из девяти критериев модели содержит опреде­ленные составляющие и рекомендуемые области оценки.

В свою очередь каждая составляющая содержит рекомендуемые области оценки.

Оценка по группе критериев «возможности» проводится по трем элементам:

1) совершенству подхода: обоснованность (насколько подход логически обоснован; разработаны ли процессы;насколько подход ориентирован на потребности заинтересо­ванных сторон); интегрированность (в какой степени внедряемые передовые подходы интегриро­ваны в рабочие процессы;насколько подход согласован с другими подходами, исполь­зуемыми в организации)

2) полноте подхода: внедрение, т.е. насколько широко применяется подход (на разных уровнях управления организацией; в разных подразделениях и областях деятельности; применительно к соответствующим процессам;применительно к соответствующим видам продукции и услуг); системность (насколько структурированно, комплексно при­меняется подход)

 

3) оценке и пересмотру подхода: измерение, т.е. насколько регулярно проводятся измерения эф­фективности подхода и его развертывания на разных уровнях управ­ления применительно к соответствующим видам продукции и услуг; изучение, т.е. насколько широко определяются и изучаются при­меры лучшей практики и возможности для улучшений; улучшение, т.е. в какой степени результаты измерений и изуче­ния лучшей практики используются для определения, ранжирования, планирования и внедрения улучшений.

Оценка по группе критериев «результаты» проводится по значениям достигнутых показателей, т.е. по достижениям и по полноте охвата эти­ми показателями различных направлений деятельности организации.

При оценке достижений учитываются следующие характеристики:

а) тенденции: позитивные тенденции и (или) поддерживаемый уро­вень хорошей работы;

б) целевые показатели:показатели соответствуют целям организации; показатели достигнуты;

в) сравнение с достижениями «статистически средних» организа­ций в соответствующей отрасли, в регионе и (или) «лучших в классе» организаций;

г) причины: результаты обусловлены применяемым подходом.

При оценке полноты охвата направлений деятельности учитывается: насколько представленные показатели охватывают все соот­ветствующие направления деятельности организации; насколько полно представленные показатели охватывают ре­зультаты, относящиеся к каждой составляющей критерия; насколько представленные показатели характерны для орга­низации.

По результатам оценки каждой из составляющих критериев моде­ли эксперты заполняют оценочный лист с указанием сильных сторон, областей, где можно ввести улучшения, а также с вы­ставлением оценок.

Общая оценка организации определяется путем суммирования бал­лов по критериям 1—9 модели премии, после чего эксперты заполняют суммарный оценочный лист. Полученный результат позво­лит определить место, которое занимает организация среди участников конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества.

 

После учреждения в России национальной премии в области каче­ства число региональных конкурсов значительно возросло:

Так, по инициативе Центра испытаний и сертификации распоряжениями гу­бернатора Санкт-Петербурга от 7 июля 1997 г. № 680-р и губернатора Ленинградской области от 31 июля 1997 г. № 265-рг были учреждены премии Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области по качеству, гармонизированные с российской премией в части модели и критериев оценки.

С 1997 г. в Пензенской области проводится ежегодный конкурс «За лучшие показатели качества». Учредителями конкурса являются правительство области, Пензенский ЦСМ и научный центр Поволж­ского отделения Академии проблем качества. Цель этого конкурса — стимулирование к созданию и внедрению СМК на предприятиях раз­личных форм собственности и различных видов деятельности.

С 1998 г. в Нижегородской области проводится ежегодный конкурс по присуждению премии губернатора «За высокое качество продукции и услуг». Его основная цель — привлечение внимания специалистов и руководителей предприятий и организаций к проблемам качества и кон­курентоспособности, повышение авторитета тех предприятий, кото­рые работают над реализацией задач социально-экономического раз­вития региона через решение проблем качества.

Конкурс по модели правительственной премии проводится с 1998 г. и в Саратовской области. Кроме того, там утвержден конкурс для пред­приятий различных форм собственности на соискание премии по ка­честву имени Б.А. Дубовикова — разработчика первой широко извест­ной в нашей стране саратовской системы бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК и заказчику с первого предъявления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функция распределения концентрации примеси по глубине и технологические режимы. | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных