ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Международные и национальные премии в области качестваЛекция 6
1. Важным механизмом мотивации предприятий и организаций к непрерывному совершенствованию своей деятельности являются конкурсы на соискание премий в области качества. Премия Деминга. У чреждена в 1951 г. в Японии в честь большого вклада У.Э. Деминга в развитие подходов к управлению качеством. Приз Деминга присуждается всем компаниям, чья деятельность соответствует установленным в модели премии требованиям. Цель заключается в подтверждении гарантии со стороны компании постоянно совершенствовать деятельность и после получения премии. Среди участников конкурса нет проигравших. В компаниях, не ставших победителями, оценка осуществляется еще дважды в течение трех лет. Положение о премии для предприятий содержит систему оценочных показателей, сгруппированных по следующим 10 критериям - ключевым моментам в деятельности претендента (табл. 12.1). Таблица 12.1 Составляющие оценки в соответствии с моделью премии У.Э. Деминга
Среди 150 компаний Японии, которые получили приз Деминга в периоде 1951 по 1999 г., такие всемирно известные фирмы, как Nippon Electric, Kawasaki Steel, Hitachi Ltd, Fugi Photo Film Ltd, Nissan Motor, Toyota Limited, Kansai Electric Power и Fuji Xerox. В 1987 г. указом президента США Р. Рейгана была учреждена национальная премия страны в области качества (премия М. Болдриджа). Она стала движущей силой в преобразовании американского менеджмента в период, когда американские компании столкнулись с серьезной конкуренцией на международном рынке, в первую очередь со стороны японских производителей. Основная цель присуждения премии заключается в выявлении лидеров в области управления качеством среди американских компаний. Каждый лауреат премии обязан распространять свой опыт и достижения в области качества. Рис. 12.1. Процедура оценки претендентов на национальную премию М. Болдриджа
Самооценка, а впоследствии и экспертная оценка деятельности конкурсантов осуществляются в соответствии с определенным набором критериев. Критерии модели М. Болдриджа включают семь основных индикаторов успешности предприятия (рис. 12.2). Победителей отбирают путем оценки по всем критериям с использованием 1000-балльной шкалы, поэтому несоответствие даже по одному из них понижает шансы организации на получение премии. Основные составляющие этих критериев, а также их весомость приведены в табл. 12.2 [19]. Среди обладателей премии М. Болдриджа, применяющих известные методологии обеспечения качества, можно отметить: Eastman Chemical, получившую премию в 1993 г. и более 10 лет применяющую стандарты ИСО 9000; обладателя премий 1988 и 2002 г. корпорацию Motorola, являющуюся пионером внедрения методологии «Шесть сигм»; первого обладателя премии среди учреждений здравоохранения SSM Health Care, разработавшего собственную систему непрерывного повышения качества; победителя 1999 г. — корпорацию STMicroelectronics, которая в своей работе успешно совмещает принципы, установленные стандартами ИСО 9000, методологию «Шесть сигм» и критерии премии М. Болдриджа [19].
Таблица 12.2 Распределение оценок по критериям премии М. Болдриджа
Барбадосская национальная награда для промышленности основана в 1976 г. за управление качеством, в 1990 г. — за качество продукции. Ее цель — показать промышленному сектору важность качества и признать компании, достигшие выдающихся успехов в этой области. Награда является государственной. Разработанная им проверочная анкета используется для получения информации о состоянии качества на предприятии. Эта анкета содержит 35 характерных вопросов, основанных на компонентных критериях, подобных критериям, указанным в Британском стандарте BS 5750. Ее элементами служат: СМК; методы процедур моделирования; эффективность операций; надежность товаров и услуг; уважение персонала; иерархическая система в структуре качества; документация. Бразильская национальная награда за качество основана в 1992 г. Она была учреждена для признания компаний, достигших значительных успехов в применении концепции всеобщего управления качеством. Критерии оценки аналогичны критериям награды М. Болдриджа, однако имеют дополнительные требования, характерные для Бразилии. Колумбийская национальная награда за качество была основана в 1976 г. для признания компаний, разрабатывающих программы по качеству. В 1991 г. она была реструктурирована, чтобы также служить средством оценки. Кроме того, награда помогает распространить концепцию всеобщего управления качеством и внедрить эти процессы в производственный сектор Колумбии. Основные оценки заимствованы из МС ИСО версии 1994 г.: удовлетворение запросов клиента; людские ресурсы; улучшение качества и страховка; лидерство; увеличение доходов; информация о качестве; стратегия качества; отношения с поставщиками; физическая обстановка и условия воздействия. Награда «Знак Q» (знак качества) была основана в 1991 г. Гонконгским советом по «Знаку Q», который управляет процессом награждения, используя схему, в соответствии с которой продукция и система качества предприятия должны удовлетворять строгим требованиям совета. В основе награды — национальная премия за качество М. Болдриджа. Ее присуждают предприятиям, которые достигли выдающихся результатов по применению TQM или длительное время пропагандируют процесс управления качеством. Критериями оценки выступают: стратегическое планирование качества; гарантия качества продукции и услуг; удовлетворение потребителей; информация и анализ; результаты качества. Национальная награда за качество Р. Ганди была учреждена Бюро стандартов Индии в 1991 г. для признания индийских компаний, отличающихся достижениями в области качества и в управлении качеством. Цель награды заключается в осознании требований к превосходству в качестве и распространении информации об успешных стратегиях качества и выгодах, получаемых от применения этих стратегий Критерии оценки претендующей на награду организации рассматриваются по следующим параметрам: управление ответственностью за качество; система качества; план развития и приложение; качество поставок; управление производством, возможности процесса и применение статистических методов; контроль материалов и прослеживаемость; проверка продукции; управление измерениями и тестирующее оборудование и др. Премия по качеству Великобритании, учрежденная в 1994 г., совместима с европейской моделью делового совершенства. Присуждается ежегодно торговым организациям Великобритании в стране и за рубежом. Вручается премьер-министром в Лондоне. Датская премия по качеству, учрежденная в 1993 г., основана на европейской модели всеобщего управления качеством и присуждается ежегодно. Вручается министром промышленности на специальной церемонии во время Всемирного дня качества. Шведская премия по качеству, учрежденная в 1992 г., основана на модели премии М. Болдриджа и присуждается ежегодно. Вручается королем Швеции. 352 Глава 12. Международные и национальные премии в области качества Премия стимулирования Исландской ассоциации по качеству, учрежденная в 1993 г., основана на моделях премий М. Болдриджа и У.Э. Де-минга, Датской и Шведской национальных премий, Европейской премии по качеству. Присуждается ежегодно одному национальному претенденту, выбранному из шести компаний: трех государственных и трех частных, отобранных членами ассоциации. Вручается премьер-министром на специальной церемонии во время Всемирного дня качества. Высшая премия Ирландской ассоциации по качеству основана в 1982 г на моделях премий М. Болдриджа и У.Э. Деминга, Датской и Шведской национальных премий, Европейской премии по качеству. Присуждается ежегодно одному из десяти лауреатов региональных премий (восьми промышленных предприятий и двух предприятий сферы услуг). Вручается президентом страны на специальной церемонии в Дублине. Французская премия по качеству, учрежденная в 1992 г., основана на моделях премии М. Болдриджа и Европейской премии по качеству. Присуждается ежегодно малым и средним предприятиям — лауреатам региональных премий. Вручается министром промышленности в Париже. Бельгийская премия по качеству, учрежденная в 1990 г., основана на европейской модели всеобщего управления качеством. Присуждается малым, средним и крупным предприятиям с 1994 г. ежегодно (до 1994 г. - один раз в два года). Вручается министром правительства на каком-либо крупном предприятии. Голландская премия по качеству, учрежденная в 1992 г., максимально приближена к европейской модели всеобщего управления качеством. Ежегодно присуждается одна главная премия компаниям разных категорий. Кроме того, существует номинация «признание качества» для малых компаний. Вручается на специальной церемонии в Амстердаме. Норвежская премия по качеству, учрежденная в 1992 г., основана на моделях премии М. Болдриджа и Европейской премии по качеству и присуждается ежегодно. Вручается на специальной церемонии, которая проводится в мае года, следующего за годом присуждения премии. Финская премия по качеству, учрежденная в 1991 г., основана на модели премии М. Болдриджа. Присуждается ежегодно малым и средним предприятиям. Вручается премьер-министром на специальной церемонии во время Всемирного дня качества. В основе премии по качеству Словацкой Республики, учрежденной в 1994 г., лежат шесть из девяти критериев Европейской премии по ка честву. Присуждается ежегодно и вручается министром экономики на специальной церемонии во время Всемирного дня качества. Несмотря на многообразие существующих моделей, можно выделить черты, объединяющие их. 1. Общие цели учреждения премий по качеству: определение организаций-лидеров, которые могут быть примером в работе по качеству, предоставление любой организации ориентиров для постоянного совершенствования ее деятельности на основе использования метода самооценки. 2. Балльная оценка участников конкурса на соискание премий по заранее установленному комплексу критериев. Это позволяет четко отделить данные премии от других премий и конкурсов по качеству, существующих в странах мирового сообщества. Национальные и региональные премии — это оценочные системы. 3. Наличие двух групп критериев в модели премии, по которым осуществляется оценка участников: возможности (усилия организации в области управления качеством и совершенствования деятельности) и результаты использования этих возможностей, причем соотношение между группами критериев в моделях практически всех премий приблизительно равное. 4. Используемые методы оценки в отличие от оценки СМ К при сертификации носят более гибкий характер. 5. Примерно одинаковая процедура организации проведения конкурсов на соискание премий в области качества, включающая: заочную оценку по материалам, представленным на конкурс (самооценку); принятие решения о выходе на следующий этап; обследование конкурсантов на местах; повторное, окончательное рассмотрение оценки жюри; принятие решения о победителях; награждение победителей. 2. Европейская премия по качеству (European Quality Award - EQA) учреждена Европейским фондом управления качеством (European Foundation for Quality Management — EFQM). Награды присуждаются ежегодно начиная с 1992 г. В конкурсе принимают участие компании из многих стран мира. Первая премия была вручена в Мадриде европейскому отделению американской фирмы Xerox — Rank Xerox Limited [15]. Основным мотивом создания этой организации стала потребность в разработке европейской модели повышения качества на основе использования опыта, накопленного при оценке соискателей премий М. Болдриджа в США и У.Э. Деминга в Японии. Разработанная модель получила название модели делового совершенства. Цели и задачи, которые преследовали создатели Европейской премии по качеству, заключаются в следующем:
Фундаментальными принципами, на которых базируется модель делового совершенства, являются 8 принципов СМК. Модель EFQM исходит из следующих предпосылок: уровень совершенства предприятия оценивается деловыми показателями, а также полнотой удовлетворенности потребителей, собственных сотрудников и общества в целом, достигается же он за счет правильного управления, основанного на выработанных стратегиях и политике, посредством соответствующего использования персонала, партнеров, ресурсов и процессов. В настоящее время модель делового совершенства EFQM представляет собой добровольно применяемую организациями схему оценки достигнутых результатов в продвижении к деловому совершенству (рис. 12.3). Рис. 12.3. Модель делового совершенства [14]
Рис.12.4. Составляющие критериев модели делового совершенства Основу самооценки по критериям модели составляет подход, получивший название RADAR (Results, Approach, Deployment, Assessment and Review). Он включает четыре элемента: результаты, подход, развертывание, оценка и обзор (рис. 12.5). В свою очередь в каждый элемент входят определенные характеристики. Рис. 12.5.Оценочный инструмент RADAR В конце 2001 г. EFQM принял схему признания соответствия организаций действующим европейским стандартам и нормам, установив для них три уровня делового совершенства: Уровень 1. Европейская премия по качеству. Ее присуждают на основе строгого и требовательного анализа деятельности тех организаций-претендентов или их отдельных подразделений, которые могут рассматриваться в качестве образцов для подражания на национальном или европейском уровне и обладают не менее чем пятилетним опытом непрерывного совершенствования. Существуют три уровня признания: лауреат, призер и финалист. Уровень 2. Организация, признанная совершенной. Этот уровень установлен фондом для признания заслуг организаций или их подразделений, имеющих большой опыт проведения самооценки с использованием модели делового совершенства EFQM. Для присуждения почетного звания «Совершенная организация» проводится оценка соискателей на основе всех критериев модели, которая позволяет выявить сильные стороны организации и установить те области ее деятельности, которые требуют улучшения. Уровень 3. Организация, приверженная принципам делового совершенства. Это звание установлено для организаций, только начинающих путь к достижению делового совершенства. Основное внимание при их оценке уделяют оказанию помощи в определении текущего состояния и установлении приоритетных направлений совершенствования. 3. Премии Правительства РФ в области качества учреждены постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. №423. Согласно Положению о премии, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 206, премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Что же дают российским предприятиям и организациям участие и победа в конкурсе? - обеспечивают их лауреатам имидж лидера, репутацию надежного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции или услуги, способствуют привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и увеличению доли рынка, ведут к росту прибыли и, соответственно, открывают новые деловые возможности. - реализуется коммерческий интерес. Символика премии, используемая в товаросопроводительной документации, в рекламе, в буклетах, на стендах, о многом говорит потребителю и потенциальному партнеру. - приносит европейскую известность. Журнал «European Quality», издаваемый Европейской организацией по качеству, в постоянном разделе «Победители национальных премий» ежегодно публикует информацию об итогах конкурсов прошедшего года и их лауреатах, в том числе о лауреатах конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества. Это создает нашим предприятиям репутацию надежного производителя высококачественной продукции (услуг), содействует повышению их конкурентоспособности на европейском и мировом рынках. - знакомит организации с современным инструментом для целенаправленного развития — методом самооценки. Участие в конкурсе открывает совершенно новые горизонты, позволяет увидеть, что СМК, выстроенная по стандартам ИСО серии 9000, — лишь начальный этап в движении к современному, хорошо организованному предприятию. - подготовка отчета по самооценке дает предприятию возможность получить оценку независимых квалифицированных экспертов о реальном состоянии дел с обеспечением качества в организации. Основные условия участияв конкурсе: 1) добровольность; 2) возможность участия предприятий и организаций различных отраслей экономики (сфер деятельности); 3) обязательства лауреатов содействовать заинтересованным организациям в ознакомлении со своим опытом; 4) обеспечение со стороны технического секретариата полной конфиденциальности в отношении информации, полученной от участника. Ограничения участия в конкурсе заключаются в следующем. 1. Организации, занимающиеся производством вооружений, военной и специальной техники, представляют материалы только в области продукции гражданского назначения. 2. К конкурсу не допускаются организации, в отношении которых приняты решения об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве). 3. Организации-лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе не ранее чем через пять лет после присуждения премии. 4. К рассмотрению принимаются материалы участников, полученные не менее чем за год до объявления конкурса.
Рис. 12.6. Этапы проведения конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества Рис. 12.7. Модель Премии Правительства РФ в области качества
Организации — участницы конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей две группы критериев. Первая характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»); вторая характеризует то, что достигнуто («результаты»). При этом каждый из девяти критериев модели содержит определенные составляющие и рекомендуемые области оценки. В свою очередь каждая составляющая содержит рекомендуемые области оценки. Оценка по группе критериев «возможности» проводится по трем элементам: 1) совершенству подхода: обоснованность (насколько подход логически обоснован; разработаны ли процессы;насколько подход ориентирован на потребности заинтересованных сторон); интегрированность (в какой степени внедряемые передовые подходы интегрированы в рабочие процессы;насколько подход согласован с другими подходами, используемыми в организации) 2) полноте подхода: внедрение, т.е. насколько широко применяется подход (на разных уровнях управления организацией; в разных подразделениях и областях деятельности; применительно к соответствующим процессам;применительно к соответствующим видам продукции и услуг); системность (насколько структурированно, комплексно применяется подход)
3) оценке и пересмотру подхода: измерение, т.е. насколько регулярно проводятся измерения эффективности подхода и его развертывания на разных уровнях управления применительно к соответствующим видам продукции и услуг; изучение, т.е. насколько широко определяются и изучаются примеры лучшей практики и возможности для улучшений; улучшение, т.е. в какой степени результаты измерений и изучения лучшей практики используются для определения, ранжирования, планирования и внедрения улучшений. Оценка по группе критериев «результаты» проводится по значениям достигнутых показателей, т.е. по достижениям и по полноте охвата этими показателями различных направлений деятельности организации. При оценке достижений учитываются следующие характеристики: а) тенденции: позитивные тенденции и (или) поддерживаемый уровень хорошей работы; б) целевые показатели:показатели соответствуют целям организации; показатели достигнуты; в) сравнение с достижениями «статистически средних» организаций в соответствующей отрасли, в регионе и (или) «лучших в классе» организаций; г) причины: результаты обусловлены применяемым подходом. При оценке полноты охвата направлений деятельности учитывается: насколько представленные показатели охватывают все соответствующие направления деятельности организации; насколько полно представленные показатели охватывают результаты, относящиеся к каждой составляющей критерия; насколько представленные показатели характерны для организации. По результатам оценки каждой из составляющих критериев модели эксперты заполняют оценочный лист с указанием сильных сторон, областей, где можно ввести улучшения, а также с выставлением оценок. Общая оценка организации определяется путем суммирования баллов по критериям 1—9 модели премии, после чего эксперты заполняют суммарный оценочный лист. Полученный результат позволит определить место, которое занимает организация среди участников конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества.
После учреждения в России национальной премии в области качества число региональных конкурсов значительно возросло: Так, по инициативе Центра испытаний и сертификации распоряжениями губернатора Санкт-Петербурга от 7 июля 1997 г. № 680-р и губернатора Ленинградской области от 31 июля 1997 г. № 265-рг были учреждены премии Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области по качеству, гармонизированные с российской премией в части модели и критериев оценки. С 1997 г. в Пензенской области проводится ежегодный конкурс «За лучшие показатели качества». Учредителями конкурса являются правительство области, Пензенский ЦСМ и научный центр Поволжского отделения Академии проблем качества. Цель этого конкурса — стимулирование к созданию и внедрению СМК на предприятиях различных форм собственности и различных видов деятельности. С 1998 г. в Нижегородской области проводится ежегодный конкурс по присуждению премии губернатора «За высокое качество продукции и услуг». Его основная цель — привлечение внимания специалистов и руководителей предприятий и организаций к проблемам качества и конкурентоспособности, повышение авторитета тех предприятий, которые работают над реализацией задач социально-экономического развития региона через решение проблем качества. Конкурс по модели правительственной премии проводится с 1998 г. и в Саратовской области. Кроме того, там утвержден конкурс для предприятий различных форм собственности на соискание премии по качеству имени Б.А. Дубовикова — разработчика первой широко известной в нашей стране саратовской системы бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК и заказчику с первого предъявления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|