Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА БЕЛАРУСИ. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ.




Денежная система функционирует в соответствии с приня­тым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Рес­публики Беларусь» и последующими законодательными ак­тами, определяющими механизм функционирования денеж­но-кредитной системы. В 1992 г. в оборот был введен белорус­ский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятель­ности в Республике Беларусь» и ст. 136 Конституции Респуб­лики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банков­ская система, включающая Национальный банк (первый уро­вень), банки (унитарные, акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финан­совые организации (второй уровень). Правовой основой фун­кционирования национальной банковской системы в настоя­щее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2001 г.

Банковская система Республики Беларусь развивается до­статочно быстрыми темпами. Совокупный уставный фонд по системе банков за 2007 г. увеличился на 783,5 млрд руб., или на 21 %, и к концу года достиг 4,5 трлн руб. Объем норматив­ного (собственного) капитала банковской системы по состоя­нию на 1 января 2008 г. составил 6,5 трлн руб., увеличившись Ш истекший год на 1377 млрд руб., или на 26,7 % (прогнозный прирост на 2007 г. в целом — 18—19 %). Основным источником роста собственного капитала явилась прибыль банков. Пока­затель достаточности нормативного (собственного) капитала (отношение капитала банка к активам, взвешенным с учетом риска) в целом по системе на 1 января 2008 г. составил 19,3 %, что в 2,4 раза превышает установленный для отдельного банка норматив (8 %).

Банковская система Республики Беларусь (на 2007 г.) вклю­чает 27 банков, из которых 23 банка с участием иностранного капитала, в том числе 7 банков со 100 % иностранным капи­талом. Основной объем капитала банковской системы (око­ло 85 %) сосредоточен в пяти системообразующих банках: ОАО «Белагропромбанк», АСБ «Беларусбанк», «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белинвестбанк». На территории Беларуси находятся 7 представительств иностран­ных банков: 3 латвийских банка, 1 немецкий, 1 литовский, 1 ук­раинский и представительство Межгосударственного банка.

Продолжалось развитие системы безналичных расчетов с использованием платежных карт. К началу 2008 г. в обращении находилось 4,8 млн карточек международных и внутренних систем расчетов (прирост за год составил 24%). Количество функционирующих банкоматов достигло 2025 единиц (при­рост 31 %), инфокиосков - 1360 (прирост 39%), платежных терминалов в организациях торговли и сервиса — 9205 (при­рост 52 %). Количество организаций торговли (сервиса), ос­пашенных платежными терминалами, увеличилось до 6654. За истекший год их число возросло на 36 % (на 1775 единиц).

Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в 2007 г. характе­ризуется следующими показателями: проведено 52,6 млн пла­тежей на сумму 510 трлн руб. Количество проведенных плате­жей в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 8,5 %, сумма - на 8,2 %. В 2007 г. среднедневной оборот соста­вил 2 трлн руб. (208,9 тыс. платежей). Указанные цифры отра­жают обшее повышение деловой активности хозяйствующих субъектов в 2007 г., увеличение объемов совершаемых банками операций на валютном и фондовом рынках, а также на рынке межбанковских ресурсов.

В целом объем привлеченных денежных средств населения увеличился за 2007 г. на 2,7 трлн руб., или на 34 %, и к 1 января 2008 г. достиг 10,7 трлн руб. Если на начало 2007 г. в среднем на одного жителя республики приходилось 823 тыс. руб. сбереже­ний, размешенных в банковских вкладах и сберегательных сер­тификатах, то на 1 января 2008 г. — 1103 тыс. руб. В долларовом эквиваленте это составляет 513 долл.США, что в 1,3 раза боль­ше по сравнению с началом прошлого года. Вторым по объему ресурсом банков являются средства субъектов хозяйствования. Их величина к началу текущего года составила 9,5 трлн руб., или почти 23 %.

Особенностью 2007 г. стал ускоренный рост средств, при­влеченных банками от нерезидентов. Их объем увеличился в 1,8 раза (достигнув 5,3 трлн руб.), а доля в ресурсной базе — с 10 до 13 %. Прибыль, полученная банками за 2007 г., составила 602, i млрд руб., что в 1,5 раза больше, чем за предыдущий год.


50. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЫ.

Денежно-кредитная политика – это комбинация целей и средств (институтов), с помощью которых ее носитель (как правило, центральный банк страны) посредством регулирования денег, а также косвенно спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общеэкономической политики. Виды денежно-кредитной политики: стратегическая и текущая.

Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства.

Текущая денежно-кредитная политика составляет комбинацию целей и средств, предназначенных для регулирования экономических процессов и является прерогативой центрального банка страны.

Инструментами денежно-кредитной политики являются:

ü законы,

ü распоряжения,

ü предписания,

ü указы и директивы, касающиеся денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача – регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя:

Ø определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год),

Ø разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей,

Ø конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы,

Ø развитие рынка ценных бумаг,

Ø политику валютного регулирования,

Ø направления международного сотрудничества и др.

Основные направления взаимосвязаны с макроэкономической государственной политикой:

v прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период,

v бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период),

v с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны).

В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся:

þ чистый внутренний рублевый кредит Национального банка,

þ рублевая денежная база,

þ валовые рублевые кредиты банков,

þ чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования,

þ чистая эмиссия Национального банка.

Основной целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы. В настоящее время национальная денежно-кредитная политика направлена на повышение роли банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики.

В то же время проблемным остается развитие финансово-кредитной системы страны обеспечивается за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон.

Особое внимание уделяется созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно обеспечивается за счет совершенствования законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фонда гарантирования вкладов в Национальном Банке Республики Беларусь.

В Республике Беларусь в условиях социально ориентированной рыночной экономики задача государства состоит в регулировании рыночных преобразований в экономике и осуществлении социальной защиты людей. Как указывается в «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г.», стратегическими целями социально-экономического развития являются оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств.

Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь в первом полугодии 2010 г. была направлена, прежде всего, на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного развития. Если кратко охарактеризовать с этих позиций итоги прошедшего полугодия, нужно выделить следующее:

© обеспечивается устойчивая динамика курса белорусского рубля к корзине иностранных валют;

© снижаются процентные ставки депозитного и кредитного рынков;

© продолжается рост показателей банковского сектора страны;

© эффективно, надежно и безопасно функционирует платежная система.

Макроэкономическая ситуация, в которой осуществлялась реализация денежно-кредитной политики в прошедшем полугодии, характеризовалась ускорением темпов роста объемов производства и потребления на фоне замедления инфляционных процессов.

Увеличение внутреннего и внешнего спроса способствовало восстановлению темпов роста ВВП. Объем ВВП в первом полугодии 2010г. составил 69,5трлн. руб. В сопоставимых ценах он увеличился на 6,6%, в то время как за аналогичный период прошлого года – только на 0,3%.

Позитивной тенденцией является значительное сокращение запасов готовой продукции. Если в первом полугодии 2009г. соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства составляло 94,6%, то в первом полугодии 2010г. оно снизилось до 60,7%.

Важной характеристикой макроэкономической ситуации рассматриваемого периода стало замедление инфляционных процессов. Прирост индекса потребительских цен в июне 2010г. по сравнению с декабрем 2009г. составил 4,1%. Это значительно ниже уровня аналогичного периода прошлого года (7,3%) и соответствует темпам инфляции в соседних государствах. Так, за первое полугодие 2010г. потребительские цены в России выросли на 4,4%, в Украине – на 3,3%, в Казахстане – на 4,4%.

Ситуация во внешней торговле в значительной степени определялась темпами восстановления деловой активности и экономического роста в странах – основных торговых партнерах. По предварительным данным платежного баланса, объем экспорта товаров и услуг в фактических ценах в январе – мае 2010г. составил 11 млрд. долл. США. Это на 27,9% больше, чем в аналогичном периоде 2009г.

Следует констатировать, что импорт увеличивался более медленными темпами, чем экспорт. Объем импорта товаров и услуг по отношению к январю—маю 2009г. увеличился на 15,4% и достиг 12,8 млрд. долл. США. В результате сложилось отрицательное сальдо внешней торговли в размере 1,8 млрд. долл. США. Однако его величина в 1,4 раза меньше, чем в январе – мае 2009г.

Курсовая политика в течение января-июня 2010г. обеспечивала устойчивость курса белорусского рубля. В течение всего полугодия стоимость корзины иностранных валют находилась вблизи центрального значения установленного коридора допустимых колебаний – плюс/минус 10% от уровня на начало года.

На 1июля 2010г. курс белорусского рубля по отношению к корзине иностранных валют составил 1 025,16 руб., укрепившись с начала года на 1,1%.

Динамика обменного курса белорусского рубля отдельным валютам, входящим в состав корзины, определялась динамикой их взаимных курсов на мировом рынке. Ситуация в первом полугодии 2010 г. характеризовалась прежде всего ослаблением курса евро по отношению к доллару США.

Ставка рефинансирования за отчетный период снижалась трижды. Если на начало 2010г. ее уровень составлял 13,5% годовых, то к концу полугодия ставка рефинансирования достигла 12% годовых. Это соответствует верхней границе прогноза, установленного Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год. С 14 июля 2010г. ставка рефинансирования составляет 11,5% годовых.

Среднее значение ставки рефинансирования за первое полугодие 2010г. составило 12,8%. Это на 1,1 процентного пункта меньше, чем за первое полугодие 2009г.

Аналогично были снижены процентные ставки по операциям Национального банка Республики Беларусь.

В итоге реализация целей, задач и мероприятий денежно-кредитной политики в 2010г. будет способствовать повышению темпов устойчивого социально-экономического развития страны.

Таким образом, до конца года банковской системе в целях достижения параметров, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год, и содействия позитивным тенденциям в экономике предстоит уделить особое внимание следующим направлениям работы:

ü наращивание ресурсной базы, уставного фонда и нормативного капитала, в том числе с участием иностранного капитала;

ü активизация работы по привлечению ресурсов на зарубежных рынках, содействие привлечению в экономику страны иностранных инвестиций;

ü кредитная поддержка реального сектора экономики, прежде всего инвестиционных проектов;

ü проведение взвешенной процентной политики, обеспечивающей повышение доступности кредитов;

ü постоянный контроль качества кредитного портфеля, недопущение роста проблемных активов;

ü безусловное соблюдение нормативов безопасного функционирования.

В итоге реализация целей, задач и мероприятий денежно-кредитной политики в 2010г. будет способствовать повышению темпов устойчивого социально-экономического развития страны.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных