Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы обучения и тренировки




Методы обучения — это способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное реше­ние поставленной задачи — освоение навыка плавания. При обу­чении плаванию используются три основные группы методов: словесные, наглядные и практические.

Словесные методы

К ним относятся: описание, объяснение, рассказ, беседа, мето­дические указания, разбор и анализ действий, команды и распоря­жения, подсчет. Используя эти методы, педагог помогает занимаю­щимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму и характер, направленность воздействия, осмыслить и устра­нить допущенные ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь педагога способствует повышению эффективности занятий.

Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помо­гая решению учебных и воспитательных задач, отражает отноше­ние педагога к своему делу и к обучаемым, стимулирует актив­ность занимающихся, уверенность в себе, интерес к занятиям.

В связи со специфическими особенностями плавания все необ­ходимые объяснения, разбор и оценка действий проводятся в под­готовительной и заключительной частях урока на суше. В воде применяются только лаконичные команды, распоряжения и под­счет, поскольку для занимающихся ухудшаются условия слыши­мости, а также возрастает опасность переохлаждения.

Описание. Используется для создания предварительного пред­ставления об изучаемом движении. Описываются наиболее харак-


терные его элементы без объяснения, почему надо делать именно так.

При обучении детей дошкольного и младшего школьного воз­раста созданию представления о характере движения способствует проговаривание вслух направления движения и его конечного ре­зультата. Например: «Гребем назад — идем вперед; гребем вправо — идем влево; гребем вниз — идем вверх» и т.д.

Объяснение. Отвечает на основной вопрос, почему надо делать именно так, и является методом развития логического, сознатель­ного отношения к учебному материалу.

Пониманию сущности движения способствует подсказка педа­гогом тех ощущений, которые должны возникать у занимающихся при правильном выполнении упражнения (например, опираться ладонью или стопой о воду, как о плотный предмет).

Рассказ. Применяется преимущественно во время игр. Если иг­ра проводится с детьми младшего школьного возраста, речь педа­гога должна быть образной, а задания — предметными.

Беседа. Проводится в форме вопросов и ответов. Повышает са­мостоятельность и активность занимающихся, помогает педагогу лучше узнать их.

Разбор и анализ действий. Проводится после выполнения како­го-либо задания или при подведении итогов урока. Анализ и обсу­ждение ошибок, допущенных при выполнении.упражнений, а так­же нарушений правил во время игры нацеливают занимающихся на корректировку своих действий.

Методические указания. Акцентируют внимание занимающих­ся на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых даст возможность правильно выполнить упраж­нение в целом. Методические указания на уроках плавания дают­ся для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после его выполнения. При этом уточняются не только отдельные элементы упражнения, но и ощу­щения, которые должны возникать при этом. Так, при выполне­нии скольжения на спине даются такие указания: «живот выше»; «на воде нужно лежать, а не сидеть».

При работе с детьми младшего возраста указания даются в фор­ме образных выражений и сравнений, что облегчает понимание сущности выполняемого движения. Например, при обучении вы­доху в воду — «дуй на воду, как на горячий чай», «задуй горящую свечу»; при обучении движениям руками и ногами — «делай дви­жения руками, как мельница», «носки ног должны быть оттянуты, как у балерины», «делай движения ногами, как лягушка».


Команды и распоряжения. Применяются для управления груп­пой и процессом обучения на уроке плавания (как на суше, так и в воде).

Команды педагога определяют: начало и окончание движения; место для принятия исходных положений при выполнении зада­ний; направление, темп и продолжительность выполнения движе­ний. Команды делятся на предварительные и исполнительные.

На уроках плавания вместо предварительных команд даются распоряжения. Например: «опустить лицо в воду»; «наклониться вперед, плечи и подбородок в воду»; «сделать глубокий вдох», «по­ложить руки на доску».

Команды и распоряжения подаются громко, четко, в повели­тельном тоне. На занятиях с дошкольниками команды не приме­няются; с детьми младшего школьного возраста — используются с большими ограничениями.

Подсчет. Применяется для создания необходимого ритма вы­полнения движений, а также для мобилизации внимания занима­ющихся на отдельных ключевых моментах техники выполняемых упражнений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, одно­сложными указаниями. Например, при изучении движений нога­ми — «раз-два-три, раз-два-три» и т.д.; при освоении выдоха в воду -короткое «вдох» и длинное «вы-ы-дох».

При необходимости акцентировать внимание на какой-то оп­ределяющей детали упражнения подсчет ведется с определенной интонацией. Например, при изучении движений ногами брассом применяется счет «раз-два и три-четыре»: «раз-два» произносится спокойно, так как соответствует медленному подтягиванию ног; «и» означает момент разведения носков в стороны (важнейший элемент движения в брассе) и подчеркивается интонацией; «три-четыре» произносится энергично, так как соответствует рабочему толчку ногами.

Подсчет применяется только на начальных этапах обучения плаванию.

Наглядные методы

Использование наглядных методов помогает создать у занима­ющихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при изучении спортивной техники. Просмотр движения с одновременным воспроизведением темпа его выпол­нения создают представление о его форме и характере. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает занимаю-


щимся понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного вос­приятия при обучении детей, поскольку у них сильно выраженная склонность к подражанию (особенно у младших школьников), что делает наглядность наиболее эффективной формой обучения.

К наглядным методам относятся показ изучаемого движения (или техники плавания); использование учебных наглядных посо­бий; применение жестикуляции.

Показ изучаемого движения (или техники способа плавания в целом) применяется на протяжении всего курса обучения. Показ техники плавания должен проводиться только квалифицирован­ным пловцом перед занятием в воде, когда группа находится на су­ше. Таким образом занимающимся предоставляется возможность видеть движения пловца в разных ракурсах (сбоку, спереди и сза­ди), а также отчетливо слышать сопутствующие объяснения педа­гога. По его заданию демонстратор акцентирует внимание на наи­более существенных элементах техники, показывая их в медлен­ном темпе, с остановкой, с максимальным расслаблением или, на­оборот, с максимальным приложением усилий.

Наряду с целостным показом техники плавания применяется показ учебных вариантов с разделением движения на части. При раздельном показе выделяются главные фазы движения (напри­мер, гребка), выполняются упражнения с фиксацией амплитуды движения (например, с остановками руки в основных фазах греб­ка) и т.д.

Показ учебных вариантов техники на суше проводится педаго­гом, а показ в воде - занимающимся, у которого лучше других по­лучается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятий, когда группа находится на суше, но и во время ос­новной части урока.

Эффективность показа во многом определяется положением педагога по отношению к группе: 1) педагог должен видеть каждо­го занимающегося, что обеспечивает контроль и управление про­цессом обучения; 2) ученики должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей основную специфику движения — его форму, характер и амплитуду.

Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих физических упражнений.

Негативный показ преподавателя — «как не надо делать» — до­пустим только при условии, если занимающиеся могут анализиро­вать свои ошибки и способны относиться к ним критически, т.е. у них не должно создаваться впечатление, будто их передразнивают.


Учебные наглядные пособия. К ним относятся рисунки, плака­ты, кинограммы. Применяются при необходимости сконцентри­ровать внимание занимающихся на статических положениях и по­следовательной смене фаз движений. Наглядные пособия отобра­жают такие детали техники или конкретного упражнения, которые трудно показать и объяснить (например, направление действия силы тяжести и выталкивающей силы; оптимальные углы сгиба­ния рук и ног в суставах при выполнении гребковых движений; ос­новные положения при выполнении ключевых упражнений тех­ники плавания).

Видеоматериалы позволяют многократно показывать как от­дельные элементы учебных вариантов техники, так и технику спортсменов высокой квалификации. Возможность показа техни­ки в разных плоскостях, крупным планом, в замедленном темпе и с остановками на отдельных деталях движения имеет огромное ди­дактическое воздействие. При обучении плаванию, где техника движений разучивается по частям, применение видеоматериалов особенно эффективно. С помощью экранного изображения зани­мающиеся получают цельное представление о способе плавания, овладение которым является конечной целью обучения.

Жестикуляция. Условия работы в бассейне (повышенный шум,
возникающий при выполнении упражнений и плавании в резуль­
тате плеска воды, брызг и др.) затрудняют восприятие занимаю­
щимися команд и указаний педагога. Поэтому преподаватели,
тренеры по плаванию применяют большой арсенал условных сиг­
налов и жестов, позволяющих им установить более тесный кон­
такт с группой. Условные сигналы и жесты не только могут заме­
нить команды преподавателя (о чем необходимо предварительно
договориться с обучаемыми), но и помогают уточнить технику
выполнения движений, предупредить или исправить возникаю­
щие ошибки....

5.2.3. Практические методы. <

Эту группу составляют методы практических упражнений, со­ревновательный и игровой методы.

Методы практических упражнений условно разделяют на две подгруппы:

1) преимущественно направленные на освоение техники плава­
ния;

2) преимущественно направленные на развитие двигательных
качеств.


Обе эти подгруппы тесно взаимосвязаны, так как обеспечивают координацию между двигательными и функциональными систе­мами организма спортсмена.

Практические методы первой подгруппы широко используют­ся при обучении, когда основной задачей является освоение и со­вершенствование техники спортивных способов плавания. Наря­ду с освоением техники, достигается совершенствование двига­тельных качеств, повышается уровень развития силы, выносливо­сти, гибкости, координации и др. На этапах начальной трениров­ки ведущее положение занимают методы второй подгруппы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных