ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Баумгартен Александр ГотлибЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКА ОВД ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ:
«Предмет и значение эстетики»
Санкт Петербург Назаренко А.М. Эстетическая культура сотрудника ОВД: Фондовая лекция по теме: «Предмет и значение эстетики». - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012, 19 с.
Краткая аннотация: Фондовая лекция рассматривает место эстетики в системе гуманитарного знания; раскрывает структуру эстетического сознания; прослеживает эволюцию эстетических идей в историческом развитии.
Рассмотрена на заседании предметно-методической секции кафедры, и одобрена на заседании кафедры философии, протокол № 6 от «12» января 2012 г. Рекомендована для организации учебных занятий.
Рецензенты:
С.Г. Чукин, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук (Санкт-Петербургский военный институт МВД России);
А.Г. Никулин, кандидат философских наук, доцент, начальник кафедры социологии и политологии (Санкт-Петербургский университет МВД университет МВД России) © Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012
"УТВЕРЖДАЮ" Начальник кафедры философии и социологии полковник полиции
В.В. Балахонский «12» января 2012 г.
Тема:
Предмет и значение эстетики
План лекции:
1. Понятие духовной культуры. Эстетика в системе гуманитарного знания. 2. Особенности предмета эстетики. Эстетика в свете истории. 3. Эстетическая культура как неотъемлемый элемент профессионализма сотрудника ОВД.
1. Эстетика в системе гуманитарного знания. Эстетика - наука об эстетическом в действительности, о сущности и законах эстетического познания и эстетической деятельности человека, об общих законах развития искусства как специфической формы отражения и преобразования мира. Слово «эстетика» греческого происхождения, в переводе означающее «имеющий отношение к чувственному восприятию». Эстетика изучает всю совокупность эстетических переживаний и чувств, эстетических отношений человека к действительности, в том числе и искусство, как наиболее яркую форму проявления этих отношений. Эстетика изучает как эстетические чувства, вкусы, эстетические идеалы человека, так и эстетические стороны самой действительности и их отражение в искусстве. Эстетика - философская дисциплина, так как изучает одну из форм общественного сознания - эстетическое, художественное освоение действительности. Эстетика зародилась в глубокой древности в результате потребности осмысления художественной практики, которая проявлялась и искусстве и других видах человеческой деятельности. Эстетика изучает различные проявления эстетического (прекрасное, возвышенное, героическое и т. д.) в действительности и искусстве, сферы проявления эстетического и особенности эстетической деятельности. Эстетическое в действительности выступает как выразительная форма предметов и явлений. Конкретная, чувственно воспринимаемая вещь обладает для человека двоякой ценностью. С одной стороны, она необходима практически, удовлетворяет определенную материальную потребность человека как орудие труда, предмет потребления (например, инструмент, пища, одежда, жилье и т. п.). С другой стороны, в форме любого предмета (в его структуре, окраске, фактуре, размере, конфигурации, облике) отражены его качественные свойства - природные (организованность его частей, полпота выражения особенностей его вида и рода, степень и уровень его развития) и социальные (мастерство создавшего его человека, соответствие исполпенни замыслу мастера, гармоническое соотношение с другими, находящимися с ним в ансамбле предметами). Под выразительностью формы, образующей! эстетическое свойство явления, мы понимаем способность формы наилучшим образом выявить и раскрыть его множественные стороны. В самой действительности содержатся объективные основы для эстетического подхода к ее явлениям, т. е. для оценки этих явлений с точки зрения соответствия их форм и содержания, с точки зрения степени полноты воплощения в предметах, вещах, организмах их меры, в количестве - качества, во внешнем облике - организованности, целесообразности, закономерности. Каждый конкретный предмет, каждое индивидуальное явление, каждая вещь выступают как эстетический объект, которому присущи определенные реально существующие свойства, могущие быть воспринятыми как эстетические. На основе эстетического отражения и познания действительности формируется и эстетическое отношение к ней. Красота вызывает эстетическое наслаждение, безобразие порождает чувство отвращения. Таким образом, эстетическое отношение к действительности имеет явно выраженный оценочный характер. Предмет эстетического отношения оказывает определенное оценочно окрашенное эмоциональное воздействие на человека («притяжение» или «отталкивание», удовольствие или неудовольствие). Баумгартен Александр Готлиб Баумгартен (Baumgarten) Александр Готлиб (17.6.1714, Берлин, ‒ 26.5.1762, Франкфурт-на-Одере), немецкий философ школы Х. Вольфа, родоначальник эстетики как особой философской дисциплины. Был профессором университета во Франкфурте-на-Одере. В гносеологии вслед за немецкими мыслителями Г. Лейбницем и Вольфом различал высшее (рассудочное) познание ‒ предмет логики, и низшее (чувственное) познание, теорию которого Б. впервые назвал «эстетикой». Последняя оказалась одновременно у Б. и теорией прекрасного, поскольку чувственное, неотчётливое восприятие совершенства связывалось им с наслаждением прекрасным. Совершенство или красоту явления Б. усматривал в согласии трёх основных элементов: содержания, порядка и выражения. Рассмотрение эстетических явлений с точки зрения теории познания, впервые осуществленное Б., имело исключительное значение для последующего развития немецкой классической эстетики. Б. внёс большой вклад в развитие философской терминологии; он широко употреблял термины «субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение которых зачастую ошибочно приписывается Канту. Иммануил Кант (1724 - 1804) «Критика способности суждения» (1790) — эстетика Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|