Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Баумгартен Александр Готлиб




ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКА ОВД

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

ПО ТЕМЕ:

 

«Предмет и значение эстетики»

 

 

Санкт Петербург

Назаренко А.М.

Эстетическая культура сотрудника ОВД: Фондовая лекция по теме: «Предмет и значение эстетики». - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012, 19 с.

 

Краткая аннотация: Фондовая лекция рассматривает место эстетики в системе гуманитарного знания; раскрывает структуру эстетического сознания; прослеживает эволюцию эстетических идей в историческом развитии.

 

 

Рассмотрена на заседании предметно-методической секции кафедры, и одобрена на заседании кафедры философии, протокол № 6 от «12» января 2012 г. Рекомендована для организации учебных занятий.

 

Рецензенты:

 

С.Г. Чукин, доктор философских наук, профессор

кафедры гуманитарных и социальных наук

(Санкт-Петербургский военный институт МВД России);

 

А.Г. Никулин, кандидат философских наук, доцент,

начальник кафедры социологии и политологии

(Санкт-Петербургский университет МВД университет МВД России)


© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2012

 

 

"УТВЕРЖДАЮ"

Начальник кафедры философии

и социологии

полковник полиции

 

В.В. Балахонский

«12» января 2012 г.

 

 

Тема:

 

Предмет и значение эстетики

 

План лекции:

 

1. Понятие духовной культуры. Эстетика в системе гуманитарного знания.

2. Особенности предмета эстетики. Эстетика в свете истории.

3. Эстетическая культура как неотъемлемый элемент профессионализма сотрудника ОВД.

 

 

1. Эстетика в системе гуманитарного знания. Эстетика - наука об эстетическом в действительности, о сущности и законах эстетического познания и эстетической дея­тельности человека, об общих законах развития искусства как специфической формы отражения и преобразования мира. Слово «эстетика» греческого происхождения, в переводе означающее «имеющий отношение к чувственному восприятию». Эстетика изучает всю совокупность эстетических переживаний и чувств, эстетических отношений человека к действительности, в том числе и искусство, как наиболее яркую форму проявления этих отношений. Эстетика изучает как эстетические чувства, вкусы, эстетические идеалы человека, так и эстетические стороны са­мой действительности и их отражение в искусстве.

Эстетика - философская дисциплина, так как изучает одну из форм общественного сознания - эстетическое, художественное освоение действительности. Эстетика зародилась в глубокой древности в результате потребности осмысления художественной практики, которая проявлялась и искусстве и других видах челове­ческой деятельности. Эстетика изучает различные проявления эстетического (прекрасное, возвышенное, героическое и т. д.) в действительности и искусстве, сферы проявления эстетического и особенности эстетической деятельности.

Эстетическое в действительности выступает как вырази­тельная форма предметов и явлений. Конкретная, чувственно воспринимаемая вещь обладает для человека двоякой ценно­стью. С одной стороны, она необходима практически, удовле­творяет определенную материальную потребность человека как орудие труда, предмет потребления (например, инструмент, пи­ща, одежда, жилье и т. п.). С другой стороны, в форме любого предмета (в его структуре, окраске, фактуре, размере, конфигу­рации, облике) отражены его качественные свойства - природ­ные (организованность его частей, полпота выражения особен­ностей его вида и рода, степень и уровень его развития) и соци­альные (мастерство создавшего его человека, соответствие исполпенни замыслу мастера, гармоническое соотношение с дру­гими, находящимися с ним в ансамбле предметами).

Под выразительностью формы, образующей! эстетическое свойство явления, мы понимаем способность формы наилучшим образом выявить и раскрыть его множественные стороны.

В самой действительности содержатся объективные осно­вы для эстетического подхода к ее явлениям, т. е. для оценки этих явлений с точки зрения соответствия их форм и содержания, с точки зрения степени полноты воплощения в предметах, вещах, организмах их меры, в количестве - качества, во внешнем облике - организованности, целесообразности, закономерности. Каж­дый конкретный предмет, каждое индивидуальное явление, каж­дая вещь выступают как эстетический объект, которому прису­щи определенные реально существующие свойства, могущие быть воспринятыми как эстетические.

На основе эстетического отражения и познания действитель­ности формируется и эстетическое отношение к ней. Красота вы­зывает эстетическое наслаждение, безобразие порождает чувство отвращения. Таким образом, эстетическое отношение к действи­тельности имеет явно выраженный оценочный характер. Предмет эстетического отношения оказывает определенное оценочно ок­рашенное эмоциональное воздействие на человека («притяжение» или «отталкивание», удовольствие или неудовольствие).

Баумгартен Александр Готлиб

Баумгартен (Baumgarten) Александр Готлиб (17.6.1714, Берлин, ‒ 26.5.1762, Франкфурт-на-Одере), немецкий философ школы Х. Вольфа, родоначальник эстетики как особой философской дисциплины. Был профессором университета во Франкфурте-на-Одере. В гносеологии вслед за немецкими мыслителями Г. Лейбницем и Вольфом различал высшее (рассудочное) познание ‒ предмет логики, и низшее (чувственное) познание, теорию которого Б. впервые назвал «эстетикой». Последняя оказалась одновременно у Б. и теорией прекрасного, поскольку чувственное, неотчётливое восприятие совершенства связывалось им с наслаждением прекрасным. Совершенство или красоту явления Б. усматривал в согласии трёх основных элементов: содержания, порядка и выражения. Рассмотрение эстетических явлений с точки зрения теории познания, впервые осуществленное Б., имело исключительное значение для последующего развития немецкой классической эстетики. Б. внёс большой вклад в развитие философской терминологии; он широко употреблял термины «субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение которых зачастую ошибочно приписывается Канту.

Иммануил Кант (1724 - 1804)

«Критика способности суждения» (1790) — эстетика






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных