ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предромантизм: некоторые аспекты истории и теорииКАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филологический факультет Кафедра русской литературы
ПРЕДРОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ЗАРОЖДЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ
КАЗАНЬ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филологический факультет Кафедра русской литературы
ПРЕДРОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ЗАРОЖДЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Учебно-методическое пособие Для студентов, магистрантов и аспирантов Филологического факультета
КАЗАНЬ УДК 882.0 ББК 83.3 (2 Рос=Рус) Р89
Печатается по решению редакционно-издательского совета филологического факультета Казанского университета
Рекомендовано кафедрой русской литературы Казанского государственного университета
Рецензенты: проф., д.ф.н. А.В.Петров (Магнитогорский государственный университет) доц., к.ф.н. М.М.Сидорова (Казанский государственный университет)
Р89Предромантизм в русской: зарождение, эволюция, перспективы: Учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов и аспирантов филологического факультета / Сост.А.Н.Пашкуров. – Казань, 2008. - 67 с. УДК 882.0 ББК 83.3 (2 Рос=Рус)
Вводные замечания Основная цель данного пособия – показать картину жанрово-родовых и образно-тематических модификаций литературы русского предромантизма рубежа XVIII-XIX веков, в контексте общего историко-литературного процесса этого времени. В ряде локальных случаев привлекается также контекст предшествующего (барокко и некоторые стили древнерусской литературы) и последующего (романтизм XIX века, символизм рубежа XIX-XX столетий) литературного развития. Вспомогательная методическая задача – углубить и совершенствовать, на примере конкретных произведений литературы предромантизма, навыки анализа переходных литературно-эстетических явлений. Данное учебно-методическое пособие, разработанное в ходе чтения авторского спецкурса для магистрантов кафедры, может быть также рекомендовано студентам, бакалаврам, аспирантам и соискателям. Его материалы используются и в читаемых общеобразовательных курсах: «История русской литературы XVIII века» и «История русской литературы первой половины XIX века». Для удобства восприятия лекционного блока и самостоятельной подготовки студентов, а также в помощь им при написании итоговой контрольной работы, - весь материал поделен на пять тематических разделов. Внутри каждого из них представлены: соответствующий раздел общей программы, основные вопросы для самопроверки и самостоятельной подготовки к зачету, а также перечень основных рекомендуемых художественных произведений. В конце пособия приводится полный текст авторской заключительной лекции («Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» как итог русского предромантизма»). Далее следуют приложения. В первом из них (Приложение 1) дан сводный список научной литературы по проблемам предромантизма. Приложение 2 включает предлагаемую тематику возможных контрольных письменных работ по спецкурсу. Приложение 3 – корпус оснеовных художественных произведений литературы русского предромантизма конца XVIII – начала XIX веков. В Приложении 4 приводится ряд показательных образцов лирики русского предромантизма (с характерными для нее: мотивами «легкой поэзии», темой Меланхолии, поэтикой «бурного» пейзажа, архетипическим образом Гения и некот.др.). Соответственно, Приложение 5 – пример конкретного комплексного анализа одного из показательных произведений русской предромантической поэзии («Сила Гения» М.Н.Муравьева). Приложение 6 носит прикладной учебно-методический характер: с целью помочь магистрантам в самопроверке при усвоении материала спецкурса, равно как и в связи с переходом всей системы образования на балльно-рейтинговую систему, здесь даны некоторые примеры тестовых заданий. СОДЕРЖАНИЕ
Предромантизм: некоторые аспекты истории и теории (вводная лекция)………………………………………………………………………………..6 Введение в курс. Теория и обшая эстетическая система предромантизма…………………………………………………………………..11 Тема I. Поэтика предромантизма в русской философской лирике……………………………………………………………………………… 12 Занятие 1. Русская предромантическая поэзия и традиции Э.Юнга………………………………………………………………………………12 Занятие 2. Тема Гения в поэзии русского предромантизма……13 Занятие 3. Феномен «легкой поэзии» в предромантизме………15 Тема II. Лироэпические формы русской предромантической поэзии (предромантическая поэма)……………………………………………………..17 Тема III. Оссианизм в русской литературе XVIII – начала XIX веков…………………………………………………………………………………19 Тема IV. Предромантическая проза в России………………………….21 Тема V. Проблематика драматургии русского предромантизма…… 23 Заключительная лекция. Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» как итог русского предромантизма……………………………………………..25 Постскриптум. «Диалоги»: предромантизм и система русской лирики XIX – начала XX веков……………………………………………………………32 Приложение 1. Общая рекомендуемая к курсу литература по теории и истории предромантизма…………………………………………………….. 33 Приложение 2. Примерная тематика аттестационных письменных работ…………………………………………………………………………………43 Приложение 3. Основные источники………………….………………….45 Приложение 4. Некоторые примеры лирики русского предромантизма………………………………………………………………… 48 Приложение 5. Манифест русского предромантизма – «Сила Гения» М.Н.Муравьева (образец анализа поэтического текста)……………………60 Приложение 6. Тестовые задания……….……………………………… 64
Предромантизм: некоторые аспекты истории и теории (вводная лекция) Предромантизм – очень своеобразный литературный феномен, с ярко выраженной переходностью своего характера. Даже хронологические его границы, тем более – в пестрейший период последней четверти XVIII столетия в России – постоянно, в концепциях различных исследователей, подвергаются корректировке. Так или иначе, время господства этого направления в русской литературе признается современными учеными от психологической лирики и поздних поэм Хераскова и балладных опытов Муравьева (1760-1780-е годы) – через карамзинский «Московский журнал» (1791) - вплоть до творческих моделей Батюшкова, Гнедича, а в некоторых случаях – даже Дениса Давыдова (1800-1820-е годы)[1]. Сам термин был введен в науку о литературе исследователями французской словесности в начале XX века: почти одновременно его использовали в своих трудах Поль Азар («Этюды по истории французской литературы», 1907) и Даниэль Морне («Романтизм во Франции XVIII века», 1909). К 1920-1930-м годам научная концепция внове открытого явления была наиболее полно разработана в исследованиях голландца Поля ван Тигема. В западном литературоведении, с этого времени и по сей день, наиболее частотен термин «преромантизм». В 1910-е годы в России идея о существовании в западных литературах рубежа XVIII-XIX веков последовательно проводится А.Н.Веселовским, используя в новом научном контексте кальку с итальянского, ученый именует исследуемый феномен – «до-романтизм». Наконец, к 1950-1960-м годам в отечественной науке окончательно закрепляется термин «предромантизм». Понятийная сущность термина («преромантизм» / «доромантизм» / «предромантизм») также все еще достаточно подвижна. Как замечал в начале XX века академик А.Н.Веселовский, целый ряд ярких примет направления «заключен» в поэтике баллады: «Присоединим к таинственному пейзажу […] оссиановские туманы и мир экзотических призраков – и у нас […] целая система представлений и образов, питавших балладу […] это не романтизм […], а доромантизм (итальянцы называли его preromantismo) на почве чувствительности …». В итоге, уже на закате дореволюционного литературоведения – и вплоть до ярких работ Г.Гуковского, Д.Благого, Л.Пумпянского[2] возникает устойчивая тенденция отказать предромантизму в «суверенности», увидеть в нем нечто, фактически неразделимое с сентиментализмом (западные слависты, наоборот берут за точку отсчета предромантизм, а сентиментализм, по крайней мере – в России, объявляют не более как «внутривидовым» явлением в нем – показательна в этом свете идея Р.Нойхойзера о предромантизме Карамзина. С другой стороны, попытки «отстоять» предромантизм нередко ведут к стремлению составить максимально полные и точные «списки» его черт – которые (списки) на деле оказываются, правда, нередко полуповторением основных постулатов романтической теории. Показательна «модель» предромантизма, предложенная Л.Суханеком (в его книге «Предромантизм в России», 1990): «1. Оригинальность - реакция на псевдоклассический нормативизм; […] 2. Культ воображения, наития и Гения; 3. Ключевое внимание к сфере человеческих эмоций […] – равно отличающееся и от «чувствительности» сентиментализма и от психологизма романтизма; […] 4. Идеализация средневековья, интерес к народно-исторической теме; 5. Увлечение […] дикой, зловещей, таинственной природой […] <и> фантастикой, чудесным, так называемым «надприродным»». В сходном русле работала и А.В.Архипова, еще более «смешав» предромантизм с романтизмом своим предложением считать за его (их!) мировоззренческую основу «психологизм, историзм, народность». В.А.Западов более определенен, предлагая считать «опознавательными знаками» феномена предромантизма выдвижение человеческой индивидуальности с окружающим ее «объективно-реальным, конкретно-чувственным миром»[3] и «отказ от […] «подражания образцам»» в пользу «концепции гениальности и творческого» вдохновения. В.Н.Касаткина, конкретизируя гипотезы предшественников, «добавляет» в научно-исследовательскую картину такую существенную черту предромантического «экзистенциализма», как «выражение неудовлетворения жизнью и меланхолия». Ряд ученых-филологов (от Р.Нойхойзера в 1960 – 1970-е годы – до А.И.Разживина и его исследований уже начала XXI века), в рамках общей проблемы предромантического историзма (и фольклоризма) склонны усматривать прозрачное «предшествующее влияние» просветительских концепций Руссо и Гердера[4]. Прямые родственные параллели, нередко даже – в «обход» более близкого историко-литературного контекста, проводятся современными интерпретаторами наследия предромантизма и с такими далекими в принципе по времени явлениями как барокко или классицизм («мистериальность», становление проблемы поэтической избранности (гениальности), трансформация поздней оды и др.). В недавней диссертации Е.И.Кузьминой предпринята еще более интересная попытка: найти созвучия между литературой, традиционно считавшейся (пред)романтической, и таким самобытным явлением, как русский неоклассицизм. Черты последнего в развитии исследователь находит в творчестве целого ряда поэтов последней четверти XVIII – первых десятилетий XIX веков: от Муравьева и Львова – до Жуковского и Батюшкова. В целом, обобщая концепцию ученого, можно говорить о том, что, по ее мнению, именно новое видение античности стимулирует фольклористические изыски писателей конца XVIII – начала XIX столетий (в том числе, прежде всего – идея «высокой свободы» с целью «…возвысить предмет поэтического изображения»), новое прочтение гердеровской теории истории, рецепцию европейского оссианизма (к примеру, в опытах В.Капниста, Г.Державина) и др. Амбивалентная природа предромантизма ведет к тому, что сущность его полно отображается в ряде характерных диалектических оппозиций: 1) «ночная поэтика» как «кладбищенская», знак бренности, преходящести – и символ человеческого Бессмертия, стремления в Бесконечность и приобщения к Богу; 2) оптимистический гуманистический пафос (в том числе через темы восприятия мира как Чуда, Гения и Мечты) - в противостоянии мотивам раздвоенности, катастрофичности и трагизма[5]; 3) мифологизм, в том числе – как мировоззрение, намечающее путь из ограниченного человеческого Бытия к новому осмыслению «объективно-чувственного» мира Природы; 4) «готическая школа» и оссианизм в новоевропейской литературной традиции как воплощение предромантической рефлексии, выходящей уже и к романтическому культу «мировой скорби»; 5) философия смерти и Бессмертия в юнгианстве[6]. Очевидные отголоски предромантизма продолжают жизнь и в последующем литературном развитии, что показательно, особенно актуализируясь в словесности порубежных периодов. Так, в литературе Серебряного века, при общем возросшем интересе к поэзии XVIII века (в т.ч. – к предромантическим изыскам позднего Г.Р.Державина), очень востребованной оказывается неоготическая поэтика, характерный культ Гениальности и т.п. В современной постмодернистской ситуации не обошлось дело без подтекстового «воспоминания» о принципах предромантической иронии и игры. Безусловно важно, возвращаясь к ближнему для предромантизма контексту русской словесности XVIII – начала XIX веков, иметь в виду его творческие диалоги с поэтикой барокко, классицизма и сентиментализма. В литературе барокко конца XVII – начала XVIII веков предромантизму, в частности, наиболее близки оказываются такие принципы, как: - диалектика Разума и Чувств, - смешение жанров и стилей (вспомним: проблему соединения остроумного с серьезным, синкретичный жанр трагедокомедии и т.п.), - представления о Поэте как «посланнике» и «переводчике» богов (через мифологемы Солнца и Пути готовится, в частности, будущий культ Гения), - характерная метафоризация Бытия (напр., уже в поэмах школы С.Полоцкого устойчиво варьируется мистический архетипический образ Вселенной, возникшей из Хаоса, что затем получит свое логическое развитие в масонской предромантической поэме М.Хераскова – «Вселенная»). К характерному, ключевому для классицизма, понятию Красоты (Образец – как воплощение вечности эстетического Идеала), предромантизм в диалоге с ним добавляет новые смысловые виды: Ужасного, Экзотического (модификация – так наз. Готическое), Народного и некот.др. Исследователями западной словесности Нового времени пре(д)романтизм изучается уже давно и, к настоящему моменту, острота научных дискуссий и противоречий уже достаточно стихла. От классических трудов академиков М.Алексеева и В.Жирмунского (первая половина XX века) – к работам Н.Михальской и Н.Соловьевой (1970-1980-е гг.) – и к современным аналитическим монографиям М.Ладыгина, Вл.Лукова, И.Вершинина (2000-е годы)… - налицо, разветвленная и единая одновременно, научная школа. Среди исследователей феномена предромантизма в русской словесности подобного согласия пока еще нет. Очевидна все еще тенденция «сосуществования» отдельных авторских школ, каждая из каковых возникает вокруг определенного ученого. В настоящее время определились и завоевали свои позиции школы таких литературоведов, как: А. Проф. Владимир Александрович Западов (Ленинградский – Санкт-петербургский педагогический институт / университет), наиболее известны из его последователей: Светлана Александровна Сионова (Елецкий университет им.И.А.Бунина) и Римма Михайловна Лазарчук (Череповецкий университет); Б. Акад. Вера Николаевна Аношкина (Москва, Московский государственный областной университет). В 2006 году ученицей В.Н.Аношкиной – Татьяной Васильевной Федосеевой (Рязанский университет) защищена докторская диссертация по проблемам прозы и драматургии русского предромантизма; В. Проф. Валентин Иванович Федоров (Московский государственный педагогический университет). Значительное внимание предромантизму ученый уделил в своей докторской диссертации, легшей позднее в основу классического учебника «История русской литературы XVIII века» (первое издание – 1982 г.). Продолжили исследования В.И.Федорова его коллеги и ученики: проф. Сергей Николаевич Травников, доц. Ирина Николаевна Гаврилкова Г. Проф. Анатолий Ильич Разживин (Елабужский педагогический университет). Круг научных интересов этого литературоведа связан прежде всего с поэмами русского предромантизма. В начале 2000-х годов ученик А.И.Разживина Эмиль Наильевич Валеев защитил диссертацию по творчеству одного из виднейших поэтов русского предромантизма – Гавриила Каменева. Кроме того, вопросы русского предромантизма, и в первую очередь – аспекты изучения предромантической мифопоэтики, активно разрабатываются: в Магнитогорском университете (проф. Алексей Владимирович Петров), а также в ближнем Зарубежье: в Белоруссии (проф. Татьяна Евгеньевна Автухович, Гродненский университет), в Украине (доц. Анастасия Валентиновна Попович, Херсонский университет). Постскриптум Некоторые издания (журналы, альманахи) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|