Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность любви и неприязни к мушрикам.




Любовь и неприязнь это чувства, которые не возникают просто так. Человек безразличен к тому чего не знает или не имеет отношения. Поэтому любовь или ненависть к мушрикам основаны на причинах. Вот некоторые причины, из-за которых людей любят: щедрость; наличие богатсва; наличие силы, власти; хороший характер; наличие единобожия; наличие хороших качеств таких-как справедливость, честность, храбрость; родственные связи; красота и т.д..

Вот причины, из-за которых испытывают неприязнь (они противоположны вышеперечисленным): скупость, слабость, бедность, наличия ширка, несправедливость, трусость, лживость и т.д.. Все эти качества могут присутствовать как у муслимов так и у мушриков, кроме двух, которые и являются самыми большими причинами любви и неприязни: единобожие и ширк.

Ширк величайшая в мире несправедливость и ничто не может сравниться с ним по скверности. Поэтому неприязнь единобожника, направленная на ширк, должна быть самой большой из всех неприязней направленных на что-либо. Испытывать отвращение, ненавидеть от всей души ширк (ложных божеств) есть основа веры и таухида «Ляя иляhя илляЛлаh». Человек не сможет стать муслимом пока не будет чувствовать вражду к ширку подобно Ибраhиму как об этом Аллах сказал: «Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы со своими отцами? Все они являются моими врагами, кроме Господа миров». (Поэты, 75-77).

А затем, как следствие этого, пока не будет чувствовать неприязнь и вражду и к носителям ширка - Аллах сказал: «Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха». (Испытуемая, 4). Для лучшего понимания Аллах уподобляет ложных божеств на нечистоты - Аллах сказал: «Избегайте же скверны идолов». (Хадж, 30). И как следствие этого носителей ширка на нечисть - Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми». (Покаяние, 28).

Подобно тому, как нормальный человек обладающий зрением питает отвращение к нечистотам и нечистым людям (вымазанных в этих нечистотах), человек обладающий верой и таухидом питает отвращение и неприязнь к ширку и носителям ширка (мушрикам). Здесь зрение и обоняние уподобляется вере. И если некто, не питает отвращения к нечистотам и нечистым, значит он слеп и без обоняния. Точно также, кто не питает неприязнь и вражду к мушрикам и ширку слеп сердцем, не обладает верой и таухидом. Аллах сказал: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами». (Преграды, 179).

Любовь направленная к мушрику, может быть направлена только на его человеческие качества, которые мы выше перечислили, если он не враждебен к Исляму и муслимам. Но эта любовь не может приблизиться, а тем более сравняться или пересилить неприязнь, направленную на его основное качество; на то, что является сутью мушрика - совершение ширка. Если эта любовь перейдет рамки дозволенного и приблизиться по силе к отвращению, то это будет большим грехом и харамом. Если же эта любовь сравниться с отвращением, то это уже превратиться в любовь-куфр; одним из проявлений этого является то, что любовь направленная на мушрика толкает делать обладателя любви уступки по поводу Исляма, показывать согласие их деяниям ширка, подчиняться им, предпочитать их мусульманам и Исляму.

Разрешенная любовь, со временем можем перейти границы дозволенного и ввести обладателя в харам, а затем и в большой куфр. Поэтому запрещено часто общаться с мушриками, жить с ними без причин, быть откровенными с ними и т.д., так как это увеличивает симпатию и привязанность. Подобно тому, как ширк это величайшее зло, которое нужно ненавидеть больше всего, и с которым нужно бороться (враждовать), таухид есть величайшее добро, которое нужно любить больше всего и быть приверженным ему. Поэтому у нас должна быть определнная любовь, направленная на таухид, которым обладает каждый мусульманин. Если наряду с таухидом, в нем присутствуют грехи (кроме больших ширка и куфра), то конечно образуется (она и должна образоваться) некоторая неприязнь, направленная на грехи, но эта неприязнь не может пересилить любовь к таухиду, ибо никакой грех не сможет устоять против таухида (конечно кроме больших ширка и куфра, ибо наличие их аннулирует таухид, и любовь направленную к нему со стороны мусульман).

Любовь направленная к единобожнику должна быть равна неприязни направленной к многобожнику и следовательно, любовь направленная к мушрику должна быть намного меньше неприязни направленной к мусульманину; так, что мусульманин, обладающий всеми возможными скверными качествами и грехами, должен быть милее и любимее мушрика, наделенного всевозможными добродетелями и благами. Чья любовь, направленная на мушрика заставит предпочитать его мусульманам и Исляму, вот такая любовь уже стала любовью куфром. Аллах сказал: «Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает, таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху». (Семейство Имрана, 28).

То же самое касается и любви к мирской жизни. Аллах сказал: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения. Это – потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей». (Пчелы, 106-107).

А также касается и любви к следующим восьми вещам и вещам подобным им. Аллах сказал: Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей». (Покаяние, 24).


Склоняться к неверным: Аллах сказал: «Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки». (Худ, 113).

 

Словарные значения слова ар-Рукун, из которого произвелось выражение "не склоняйтесь" - (لاَ تَرْكَنُوا) следующие: опираться; полагаться; склоняться; соглашаться. См. “Тафсир аль-Къуртуби”.

Къатада сказал: “не склоняйтесь означает: «не любите и не подчиняйтесь»”.

Абуль-‘Алия толковал это выражение как: “не показывайте согласие их деяниям”.

‘Али бин Абу Тяльхя передавая от Ибн ‘Аббяса, толкует это выражение как: “не подлизывайтесь к неверным, отвергайте их куфры и показывайте реакцию и несогласие их деяниям куфра”. Аналогичное толкование приводит и Ибн Зяйд.

‘Ауф передавая от Ибн ‘Аббяса, толкует это выражение как: “не склоняйтесь к их куфру”.

Ибн Джурайдж с передачей от Ибн ‘Аббяса это выражение толкует как: “не склоняйтесь им вообще никак”.

Все эти смыслы близки друг другу и выражают примерно одно и тоже, так как они взаимозависимы и взаимозаменяемы. Слово "несправедливые" можно толковать и как "мушрики" и как "несправедливые и грешные муслимы". См. “Тафсир аль-Къуртуби” и “Тафсир Ибн Кясир”.

Если склонение выполняется по отношению к грешным муслимам, то это будет или харамом или нежелательным (мякрух), в зависимости от вида деяний. Если же по отношению к неверным, то склоняться будет куфром. Это равносильно следующим правилам: "согласие к куфру есть куфр", "согласие хараму есть харам", "согласие макруху есть макрух", "согласие разрешенному разрешено", " согласие добру есть добро".

Некто спросил Суфьяна ас-Сяури: “Я шью платья несправедливым (тиранам). Считаюсь ли я помощником несправедливых?”. Суфьян ответил: “Нет, не считаешься, ибо ты сам уже стал несправедливым (делая это). Помощниками несправедливых могут считаться те, кто продал тебе иглу”

Склоняться к неверным, подчиняясь их желаниям, идя на уступки в области Ислямских положений и установлений есть куфр. Аллах сказал: «Они чуть было не отклонили тебя от того, что Мы дали тебе в откровении, дабы ты выдумал про Нас нечто другое. Вот тогда ты стал бы их возлюбленным. Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас!» (Ночной Перенос, 73-75).

Имям аль-Къушяйри приводит следующее объяснение: “Посланник Аллаха , ни в коем случае и не думал склоняться. Наоборот, смысл аята таков: «Если бы не было бы милости и благосклонности Аллаха к тебе, ты склонился бы к их желаниям. Но по милости Аллаха ты не склонился к ним» ”. См. “Тафсир аль-Къуртуби”.

Это подобно следующим аятам, где Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не следуйте по стопам сатаны. А если кто следует по стопам сатаны, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному. И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы. Однако Аллах очищает того, кого пожелает. Аллах – Слышащий, Знающий». (Свет, 21).Также Аллах сказал: «Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку (или схватили бы его крепко), а потом перерезали бы ему аорту, и никто из вас не избавил бы его». (Неизбежное, 44-47).

Ибн ‘Аббяс сказал: “Посланник Аллаха , был невинен. Но это есть предостережение общине его, чтобы никто из общины не вздумал бы склоняться к мушрикам, идя на уступки в области законов и установлений Аллаха ”. См. “Тафсир аль-Къуртуби”.

Подлизываться к неверным, стараться им угодить: Аллах сказал: «Мы отправили тебя с истиной добрым вестником и предостерегающим увещевателем, и ты не будешь спрошен об обитателях Ада. Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии. Скажи: «Путь Аллаха – это прямой путь». Если же ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то Аллах не будет тебе ни Покровителем, ни Помощником». (Корова, 119-120). Также Аллах сказал: «Посему не повинуйся обвиняющим во лжи! Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы. Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному». (Письменная Трость, 8-10).

Аллах сообщает, что неверные не будут довольны мусульманами, пока они не последуют их страстям, желаниям и учениям. Пока муслимы будут в Исляме, они не будут довольны и не перестанут стараться перетянуть их на свою сторону. Неверные настолько низки, что торгуются, ищут компромиссы даже если изменят своей религии. Мусульмане же следуя приказу Аллаха , гордо идут прямейшим путем и нисколько не сходят с него, склоняясь к неверным или пытаясь угодить им.

 

Вот как толкуют выражение «Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы» учёные-толкователи:

  1. “Они хотели бы чтобы ты стал неверным, тогда и они продолжали бы оставаться неверными”. Это выражение приводят, такие ученые как: Ибн ‘Аббяс, Атийя, ад-Дяххакъ, ас-Судди, Суфьян ас-Сяури.
  1. “Они хотели бы чтобы ты сделал некоторые уступки, тогда и они бы сделали ряд уступок”. Это выражение приводят, такие ученые как: Ибн ‘Аббяс, Муджяхид, Къатядя.
  1. “Они хотели бы чтобы ты смягчился в отношении их (в отношении их ширка), тогда и они бы смягчились бы”. Это выражение приводят, такие ученые как: аль-Фярра, аль-Кутяби.
  1. “Они хотели бы чтобы ты склонился к ним и сошел бы с истины, тогда и они бы смягчились бы”. Это выражение приводят, такие ученые как: Муджяхид, Абу Джяфяр.

 

  1. “Они хотели бы чтобы ты сказал ложное (слово ширка или харама), тогда и они бы сказали бы ложное”. Это выражение приводят, такие ученые как: ар-Раби’ б. Аняс.
  1. “Они хотели бы чтобы ты бросил это дело (таухид), тогда и они бы последовали бы за тобой”. Это выражение приводят, такие ученые как: аль-Къатядя.
  1. “Они хотели бы чтобы ты отошел частично от своего дела (таухида), тогда и они бы частично изменили свое поведение”. Это выражение приводят, такие ученые как: Хясян аль-Бясри.

 

  1. “Они хотели бы чтобы ты стал двуличным, неискренним (находился бы в своей религии, но не возражал бы против их религии), тогда и они бы стали двуличными”. Это выражение приводят, такие ученые как: Зяйд б. Аслям, аль-Хясян.

 

Абу Бякр ибн аль-‘Араби сказал, что все мнения не противоречат арабскому языку, но из всех предпочел à [1] и [5] ß

 

Имям аль-Къуртуби передав все эти мнения, сказал: “Все они достоверны, так как слово «уступчив» настолько обширно, чтобы включить в себя все эти объяснения”. Также передал, что “"быть уступчивым" означает одновременно и мягко разговаривать, что непорицаемо, и быть лицемером, отклоняясь от истины и делая уступки в религии, что порицаемо и есть куфр. Но посланник Аллаха , не совершал ни одного. Заметим, что действовать, согласно вышеприведенным восьми значениям выражения "быть мягким", является куфром. Быть просто мягким, добрым без совершения уступок и лицемерия разрешено по отношению к мирным неверным, но является харамом по отношению к враждебным неверным”. См. “Тафсир аль-Къуртуби”.

 


Не считать неверных и мушриков неверными: Аллах сказал: «Скажи: «О неверующие!» (Неверные, 1). Также Аллах сказал: «Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха». (Испытуемая, 4). И еще Аллах сказал: «Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде (или забывает то, ради чего он взывал прежде), и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути. Скажи: «Попользуйся благами со своим неверием немного! Воистину, ты будешь одним из обитателей Огня». Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом». (Толпы, 8-9).

Подчиняться неверным: Мухяммяд ибн ‘Абдуль-Уаххяб сказал следующее: “Ислям состоит из двух основ. Первая основа: «Поклоняться единому Аллаху, не придавая Ему сотоварищей и призывать к этому людей; при этом проявлять дружественность к тем, кто это принял, и показывать враждебность и делать такфир тех, кто этого не принял»”.

Аллах описывая Ибрахима сказал: «Я удаляюсь от вас и от того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, и обращаюсь с мольбой к моему Господу. Быть может, благодаря молитвам к моему Господу я не буду несчастен». (Мярйям, 48).Поэтому, как указано в аяте, необходимо избегать и удаляться от ширка и мушриков одновременно. И даже удаление от мушриков прежде, чем от ширка, потому как сами объекты ширка не являются таковыми, если не будут те, которые поклоняются этим объектам. Аллах объясняет эту истину следующим образом: «Прекрасным примером для вас были Ибраhим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха». (Испытуемая, 4).

Потому Аллаh сообщая нам об Ибраhиме и тех, кто был с ним говорит: «Прекрасным примером для вас были Ибраhим и те, кто был с ним». То есть в них есть для нас прекрасный пример. Обратите внимание на то, что сказали Ибраhим и те, кто был сним: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха». Учёные-толкователи (муфяссиры) обращают наше внимание на то, что Ибраhим со своими сторонниками говорят об отречении от неверных прежде, чем об отречении от объектов их поклонений. Второе на что нужно обратить внимание, это то, что они отвергают только лишь неверных, потому как отвергая неверных, они автоматически отвергают все их объекты и обряды поклонений, в том виде, в котором они их делают. И третье, то, что они сказали: «… между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха». Посмотрите, вражда прежде ненависти. Хотя улямя отмечает, что человеку свойственно прежде возненавидеть, чтобы враждовать. Причина в том, что ненависть к их объектам поклонений и к тому как они поклоняются, уже есть. И в конце аята устанавливается ограничение, что если они, неверные, покаются и уверуют в одного Аллаhа , то вражда и ненависть прекратятся.

Вот этот аят и составляет доказательство Мухяммяда ибн ‘Абдуль-Уаhhяба. Этот аят включает в себя такие действия как призыв к таухиду, удаление от ширка, отвергание ширка, проявление дружественности к обладателям таухида и одновременно ставит в условие считать неверными тех, кто покинул таухид, совершая деяния ширка. Аллаh говорит следующее о мушриках: «Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде (или забывает то, ради чего он взывал прежде), и равняет с Аллаhом других, чтобы сбить других с Его пути. Скажи: «Попользуйся благами со своим неверием немного! Воистину, ты будешь одним из обитателей Огня». (Толпы, 8). Аллаh в этом и других аятах сообщает, что мушрики есть кафиры и приказывает нам говорить это мушрикам. Для того чтобы человек мог обладать таухидом ему необходимо, покинуть совершающих ширк мушриков и сам ширк.

Мухяммяд ибн ‘Абдуль-Уаhhяб сказал: Вторая основа: «Поклоняться только Аллаhу , избегать ширка и показывать враждебность тем, кто находится в ширке, делать им такфир и проявлять жесткость в этом. В этом вопросе нет места дружелюбности. Только таким образом может выполниться таухид. Это есть религия посланников, и все посланники предупреждали свои народы о ширке и требовали покинуть его»”.

Аллаh сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаhу и избегайте тагута!» (Пчелы, 36). Также Аллаh сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (Пророки, 25). Муслим, не должен делать уступки в области вероубеждений. Аллаh сказал: Скажи: «Бегите же к Аллаhу. Воистину, я являюсь для вас предостерегающим и разъясняющим увещевателем от Него. Не поклоняйтесь наряду с Аллаhом другому божеству. Воистину, я являюсь для вас предостерегающим и разъясняющим увещевателем от Него». (Рассеивающие, 50-51).

Именно из-за этого призыва таухида, распространяемый посланником Аллаhа и сподвижниками, они испытали столько мучений. Потому как посланник Аллаhа , призывая мушриков унизил их религию, верования и их божества. Мусульманин не должен проявлять уаля к мушрикам. Аллаh сказал: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду». (Покаяние, 5). Также Аллаh сказал: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение (фитня) и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаhу». (Добыча, 39). Аллаh обвинил мушриков в неверии. Поэтому и мы должны считать их неверными. Это входит в смысл формулы «Ляя иляhя илляЛлаh». Смысл этой формулы завершится только при наличии отвергания мушриков. В различных хадисах на формулу таухида наложены условия, без которых таухид недействителен. Перечислим некоторые условия: знать смысл формулы, искренность, прямота, уверенность и другие. Для того чтобы человек был мусульманином он должен выполнить все эти условия. Одним из этих условий и является отвергание мушриков.

Мухяммяд ибн ‘Абдуль-Уаhhяб сказал: “ Существует много видов противодействия таухиду и соответственно различные группы людей по-разному нарушают таухид. Самая злостная в отношении к таухиду партия это те, которые, противодействуют Исляму во всех сферах. Они взяли ширк за образ жизни и отвергли таухид, объявив его ложным. На сегодняшний день многие люди из этой группы. Другая группа людей, несмотря на то, что они поклоняются только Аллаhу не делают такфир мушриков и не проявляют враждебности к ним”.

Несомненно, что тот, кто не отвергает и не отдаляется от мушриков, не знает таухид и не применяет его на практике, ибо таухид имеет смысл при наличии совершения этих действий.

Мухяммяд ибн ‘Абдуль-Уаhhяб сказал: “Некоторые проявляют враждебность к мушрикам, но не считают их неверными”.

Причиной этого снова является незнание смысла формулы «Ляя иляhя илляЛлаh». Подобно тому, как формула требует отвергания ширка, точно также она требует отвергания и удаления от тех, кто совершает ширк. Эта истина сообщается в двух сурах очищения F «аль-Ихляс» и «аль-Кяяфирун». Кроме того Ислямские ученые единогласны (иджма’) в этом вопросе.

Мухяммяд ибн ‘Абдуль-Уаhhяб относительно выражения проходящго в аяте F «Испытуемая, 4» говорит следующее: “Кто не сделает такфир того, кого Къур*ан назвал кяфиром, тот противится тому, что принесли посланники Аллаhа ”.

Мухяммяд ибн ‘Абдуль-Уаhhяб продолжает: “Некоторые не любят таухид и не питают неприязнь к тому к чему необходимо питать неприязнь”.

Тот, кто не любит таухид не может быть единобожником, так как таухид эта та религия, которой доволен Аллаh и относительно которой, Он сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислям». (Трапеза, 3).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорит: “Искренность происходит от любви к Аллаhу и от стремления получить довольство Аллаhа. Кто любит Аллаhа, тот любит и религию. Если он не любит Аллаhа, не любит и религию”. См. “Мяджму’уль-фятявя”.

Мухяммяд ибн ‘Абдуль-Уаhhяб говорит: “Есть и такие кто не любит ширк, но и не питает к ней неприязни”.

Такое положение человека показывает, что он еще не покинул ширк. В то время как он должен был отвергнуть ширк, он не отверг его и поэтому не вошел в Ислям.

Мухяммяд ибн ‘Абдуль-Уаhhяб говорит: “Некоторые не делают такфир мушриков по причине незнания деяний”.

Аллаh сказал: «Верьте только тем, кто последовал вашей религии, дабы никто не получил то, что получили вы, и не препирался с вами перед вашим Господом». Скажи: «Воистину, верным руководством является руководство Аллаhа». (Семейство Имрана, 73).

Хяфиз Ибн Кясир в тафсире аята сказал: “Выражение: «Верьте только тем, кто последовал вашей религии…» означает: «Не доверяйте им тайны» ”. Аллаh сказал: «О те, которые уверовали! Не берите неверующих себе в помощники и друзья вместо верующих. Неужели вы хотите предоставить Аллаhу очевидный довод против вас самих?» (Женщины, 144). См. “Тафсир Ибн Кясир”.

Шейх ар-Рази сказал: “Знай, что Аллаh в данном аяте указал на лицемеров, которые мечутся между муслимами и неверными, Аллаh высказал им порицание и наказал муслимам не следовать пути лицемеров.

Имям Кяффяль сказал: “Этот аят включает в себя запрет дружить с лицемерами. Аллаh как бы сказал следующее: «Вот я вам описал положение лицемеров, (что они берут неверных в покровители). Поэтому не берите и вы лицемеров в покровители и помощники». Выражение: «Неужели вы хотите предоставить Аллаhу очевидный довод...» означает: «Хотите ли вы дать посланнику Аллаhа , и другим муслимам против себя доказательство того, что вы лицемеры. Или же хотите ли вы дать Аллаhу против себя довод, чтобы он подверг вас наказанию»”. См. “Тафсир ар-Рази”.

Шейх ас-Сямяркянди сказал: “Аят означает следующее: «О верующие не берите покровителями неверных. Хотите ли вы, беря неверных в покровители, дать Аллаhу против себя довод. Если вы сделаете это, то Аллаh исключит вас из своего покровительства и накажет вас»”. См “Тафсир ас-Сямяркянди”.

Аллаh сказал: «Ты видишь, что многие из них дружат с неверующими. Скверно то, что уготовили им их души, ведь поэтому Аллаh разгневался на них. Они будут мучаться вечно. Если бы они уверовали в Аллаhа, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами». (Трапеза, 80-81).

Хяфиз Ибн Кясир сказал: “Муджяhид сказал, что здесь описываются лицемры. Выражение «Скверно то, что уготовили им их души...» о значает: «Как плохо то, что уготовали их души заслужив гнев Аллаhа до самого Судного Дня по причине того, что они взяли в покровители неверных. Если бы у них была вера в Аллаhа, посланника и Къур*ан они не совершили бы преступление, быть врагом мусульманам, Аллаhу, посланнику и Къур*ану»”. См. “Тафсир Ибн Кясир”.

Аллаh сказал: «Следуй тому, что дано тебе в откровении от твоего Господа. Нет божества, кроме Него. И отвернись от многобожников». (Скот, 106).

Шейх ас-Сямяркянди сказал: “Верующим приказано отворачиваться от неверных, не показывать согласия их речам (куфра), не следовать их путем. Следовать путем неверных угрожает вере. Потому, что следовать сторонникам куфра означает показывать согласие их куфру. А согласие к куфру есть куфр. Аллаh сказал: «Прекрасным примером для вас были Ибраhим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаhа. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаhа». (Испытуемая, 4). В аяте выражение «Мы отрекаемся от вас…» упомянулось раньше чем выражение «…и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаhа...». В этом есть определенный смысл и урок для нас. Необходимо сначала удалиться от мушриков, а затем и от их божеств, так как отвергать мушриков важнее, чем отвергать просто божеств. Это так потому, что некоторые могут отвергать ширк, но при этом продолжать связь с мушриками. Тот же, кто отверг мушриков, значит отверг и их ширк. И главная причина их отвергания, это то, что они совершают ширк”. См “Тафсир ас-Сямяркянди”.

Границы уаля

С точки зрения внешней и внутренней стороны дела, уаля с мушриками можно разделить на три части, следующим образом:

 

1 -Тот, кто находится в согласии с мушриками и внутренне и внешне, соединяется и подчиняется им на практике, склоняется к ним сердцем или любит их, вышел из Исляма и стал неверным. Не имеет значения находится ли он под икрахом или нет, так как он принимает их и находится в согласии с ними всесторонне. О людях такого типа Аллаh сказал: «Гнев Аллаhа падет на тех, кто отрекся от Аллаhа после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения». (Пчелы, 106).

 

2 - Тот, кто не выявляя этого наружу, проявляет уаля сердцем, а внешне выглядит против мушриков тоже является неверным. Из-за того, что он внешне практикует Ислям он обезопасил себя и своеимущество от мусульман, но в действительности он мунафик и получит наказание в мире вечном. Про них Аллаh сказал: «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды. А затем они будут возвращены в великие мучения». (Покаяние, 101).

 

3 - Те, кто в сердце против мушриков и не согласен с ними и их деяниями, но проявляющие им уаля деяниями на практике. Таких людей два вида:

 

а). Те, кто делает это под пытками или под угрозой смерти (в положении икраха). Это разрешено при условии, что сердце будет полно верой и как только они спасутся от икраха, они должны проявить свою веру наружу и объявить, что они против мушриков. Аммяр б. Ясир попал в такое положение и по этому поводу были ниспосланы следующие аяты - Аллаh сказал: «Гнев Аллаhа падет на тех, кто отрекся от Аллаhа после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения. Это – потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллаh не ведет прямым путем неверующих людей. Аллаh запечатал их сердца, слух и зрение. Они и есть беспечные невежды. Несомненно, в Последней жизни они окажутся потерпевшими убыток». (Пчелы, 106-109). Также Аллаh сказал: «Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает, таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаhу, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их. Аллаh предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаhу предстоит прибытие». (Семейство Имрана, 28). По некоторым толкованиям этого аята, здесь разрешается не проявлять открытую враждебность, проявлять определенную дружелюбность в периоды когда сила на стороне неверных, естественно при условии не делать уступок в Исляме (например, не показывать согласия ширку и хараму, не подчиняться, не проявлять уаля-куфр и уаля-харам и т.д.). По другим толкованиям здесь под опасением подразумевается икрах. В таком случае, аят выражает такой же смысл, что и в суре F«Пчелы, 106».

б). Те, кто в сердце против мушриков, но наряду с этим внешне проявляют им уаля не находясь в положении икраха, единственно для того, чтобы сохранить рабочее место или лидерское положение или из опасения за имущество, родину, детей и т.п.. Такие люди входят в куфр и становятся вероотступниками. То, что они в сердце ненавидят мушриков и несогласны с ними положения не меняет. Аллаh о людях такого типа сказал: «Это – потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллаh не ведет прямым путем неверующих людей. Аллаh запечатал их сердца, слух и зрение. Они и есть беспечные невежды. Несомненно, в Последней жизни они окажутся потерпевшими убыток». (Пчелы, 107-109). Причина вводящая их в куфр не незнание, не неприязнь к Исляму и не стремление к ложному. Причина этому то, что они более любят и предпочитают земную жизнь, чем загробную. Многие отговорки, которыми пытаются оправдываться такие люди, ничто иное как обман шайтана и украшение им ложного. Шайтан и его друзья пугают их несущественными опасностями и они воспринимают это как достаточный икрах для того, чтобы подчиняться мушрикам и быть в согласии с ними, а затем пытаются обмануть людей, стараясь представить своё положение как икрах. Но ученые определили суть настоящего икраха.

Шейх-уль Ислям Ибн Таймия по поводу этого говорит следующее: “После того, как мы разъяснили виды икраха в зависимости от степени принуждения и перечислили мнения мазхабов на этот счет, необхадимо заметить, что икрах достаточный в дарованиях и подобных вещах не считается достаточным для произнесения слов куфра. Имям Ахмяд во многих местах с доказательствами сообщил, что для человека, которого склоняют к куфру, положение икраха не возникает при угрозе словом. Икрах становится действительным только при наличии пыток, мучений или ареста”. См. “Мяджму’у аль-фятявя”.

Например, если женщина опасаясь развода или плохого отношения к себе подарит калым мужу, она имеет право отказаться от этого, так как муж поставил ее в вынужденное положение. В данном случае опасность развода или плохое отношение считается действительным икрахом для женщины. Но, та же самая вынужденность не считается икрахом для совершения деяний куфра. Точно также если некто опасается, что неверные воспрепятствуют его женитьбе, то это опасение не будет икрахом для того, чтобы произносить слова куфра. Теперь, если в свете этих фактов оценить настоящее положение людей, то увидим, что следующий хадис становится еще более осмысленным.

Сообщается, что посланник Аллаhа , сказал: Поистине, началась эта религия, будучи чуждой и закончится чуждой ”. Этот хадис приводят Муслим «Имян232», Ахмяд «Мусняд», Ибн Мяджя и ат-Тирмизи.

Также Ибн Таймия говорит: «Аллаh сказал: «Гнев Аллаhа падет на тех, кто отрекся от Аллаhа после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения». (Пчелы, 106). Этот аят несет в себе угрозу для тех, кто говорит слова неверия, и объявляет неверными делающих это, кроме тех, кто находится под икрахом и сердце его полно веры. Если будет спрошено, что означает выражение «...раскрыл грудь для неверия...», на это следует ответить таким образом: «Это выражение следует толковать в контексте аята и согласовывать с начальной частью аята. Согласно этому любой, кто без икраха совершил деяние куфра, раскрыл тем самым свое сердце куфру». В противном случае между началом и концовкой аята возникнет противоречие. Если преположить что кафиром объявляется только, тот кто раскрыл сердце куфру, а не тот, кто совершил деяния куфра, то в таком случае исключение тех, кто под икрахом, стало бы бессмысленным. Ведь раскрывать сердце куфру является куфром в любом случае; и для тех, кто под икрахом и для тех, кто не под икрахом. Значит верно следующее: «Кто совершит деяние куфра или произнесет слово куфра без положения икраха, считается сделавшим это добровольно и становится кафиром». Это доказывает следующий аят - Аллаh сказал: «Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: «Насмехайтесь! Аллаh непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь». Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллаhом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали грешниками». (Покаяние, 64-66). Они говорили: «Мы сказали слово неверия не веря в это, наоборот мы сказали это будучи погруженными в беседу и шутки». Несмотря на это, Аллаh сообщает, что они стали неверными после того, как уверовали и что надсмехаться над аятами Аллаhа является куфром. Такое слово же невозможно сказать, кроме как добровольно (по своему желанию). Если бы у них в сердцах имелась вера, то она воспрепятствовала бы тому, чтобы говорить такие слова.

Не может быть никакого сомнения в том, что тот, кто произносит слова ругательства по отношению к Аллаhу и посланнику Аллаhа с внутренним желанием, становится неверным будь он под икрахом, будь без икраха. А также становится неверным тот, кто произнесет слова неверия без положения икраха по своей воле (независимо от того желал он внутренне этого или нет). Такой человек становится неверным и внешне (для нас) и внутренне (для Аллаhа ). Неверно говорить, что он стал неверным только внешне, но внутренне может быть и верующим. Аллаh сообщил некоторые слова неверных и утвердил, что они стали неверными и заслужили мучения из-за того, что произнесли эти слова: «Не уверовали те, которые говорят: «Аллаh является третьим в троице». (Трапеза, 73). Также Аллаh сказал: «Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллаh – это Мессия, сын Марьям». (Трапеза, 17). Если сердце человека дейстительно верило бы в истинность посланника и если бы на самом деле любило и уважало бы его, то разве человек смог бы поносить посланника Аллаhа . Это возможно только в том случае если человек пренебрегает посланником Аллаhа . Таким образом стало ясно, что вера может иметь место только наряду с любовью и уважением к посланнику Аллаhа . Мусульмане знают, что совершать деяния куфра влечет за собой великое наказание в День Суда, поэтому они ненавидят эти деяния и содрогаются от одной мысли совершить их. Кафир же тоже может знать, что это куфр и что ждет того, кто совершит их, но несмотря на это любовь к земной жизни может побудить неверного совершить эти деяния».

Далее шейх говорит: «Раз Аллаh угрожает им наказанием, значит в сердцах таких людей не может быть веры к Аллаhу или признания Его. Конечно такой человек может знать и признавать Аллаhа , но его это признание не является действительным, по причине того, что он возлюбил эту жизнь сильнее будущей. С другой стороны, Аллаh исключил из угрозы тех, кто находится под икрахом. Если бы правило «неверным может быть только тот, кто совершает деяния куфра желая этого сердцем, с удовольствием» было бы верным, то исключать из неверных тех, кто находится под икрахом было бы бессмысленно. Потому, что совершать таким образом деяния куфра так и так является неверием; хоть под икрахом, хоть без икраха. Таким образом, точно установлено то, что произносить слова куфра, совершать деяния куфра без икраха, является куфром. Выражение: «…кто сам раскрыл грудь для неверия...» не означает, что неверным станет только тот, кто сделает деяние куфра с удовольствием. Это означает: «Кто совершит деяние куфра из-за предпочтения земной жизни к загробной». В связи с этим есть хадис, в котором сообщается со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха сказал: “Спешите совершать праведные дела, ибо настанет время смут, подобных частям темной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным (кафир), и когда вечером будет он верующим, а утром – неверным, продающим свою религию за мирские блага”. Муслим 118.

 

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаhу – Господу миров!

Мир и благословение Аллаhа нашему пророку Мухяммяду,

Членам его семьи и всем его сподвижникам.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных