Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Восприятие и смысл трагического. Трагическое как мироощущение.




Основания трагического в жизни: 1) утрата человека в жизни (не всяка утрата трагична). Утрата фундаментальных человеческих ценностей → необратимые изменения (утрата дела жизни, Родины). Трагическое открывает законы жизни. Причина трагического – противоречивость бытия, ее крайняя форма – антагонизм, когда компромисс невозможен. Конфликт – динамическая форма трагического – прямое столкновение антагонически непримиримых начал → гибель одного или обоих. Есть страдающий субъект – он ничего не пытается изменить сознательно или нет, он не борется – он жертва и это правда. А есть осознанное противостояние основанное на непримиримости, здесь добровольный выбор пути к смерти. Это люди свободного выбора. Для человека понимающего трагическое как плохое и тяжелое нет именно трагического. В трагическом – преодоление, возвышение, путь от страха к победе. У греков это катарсис. Трагическое это колебание между положительным и отрицательным. Переживая отрицательное, тяжелое чувства мысли превращая горе в трагическое (это лучше вместе). Первое переживание трагического – страх и сострадание, боль, скорбь, переживание утраты, но уже здесь есть зародыш просветления в приставке со- участие, - страдание это возвышение над утилитарностью. Человек переживает и осмысливает, собирая свою волю. Переживая трагическое человек открывает жестокие проявления жизни – человек узнает, возвышается и просветляется. Открытие трагической истины ведет к свободе. Открытое вроде бы не оставляет надежд, но это не вся правда, т.к. есть другая сторона, не только неизбежность утраты, но масштаб и фундаментальную значимость утрачиваемых ценностей → человек приобретает для себя утраченные ценности. Мы переживаем не только гибель ценностей, но и их возрождение. «Оптимизм воли» вопреки знанию, человек настаивает чтобы быть собой и сохранять фундаментальные ценности – здесь прорыв в свободу в идентичность с собой. Переживания безысходности готовят человека к изменениям. Человеческое остается непоколебимым – суть и значимость трагического. Мужество – внутренняя сила, верность чему-то, воля к жизни, связь человека с жизнью, ее ценностями – утверждение в трагическом. Именно поэтому трагическое неустранимо в нормальной человеческой культуре.

 

14. Комическое: структура и функции. Основные формы комического.

Нередко комическое отождествляется со смешным. Но важно помнить, что комическое не равно смеху, смех имеет разные причины. Смех в комическом – это реакция на определенное содержание. Комическое противоположно трагическому. В трагическом человека заставляют терять, он принужден к утрате. В комическом человек сам идет на утрату. Утрата не положительна, а отрицательна. Комическое правдиво, заставляя видеть что есть, преодолевая ложные ценности как обман. Субъективное выражение комизма – смех, хохот – это победа над антиценностью. Это эстетическая критика реальности, расставание с ложными ценностями. Комизм – уход от иллюзий, обмана. Комизм – утверждение здоровых начал жизни, отрицая больное. Смех побуждает к игре – например карнавал. Структура комического: это единственная эстетическая ценность, в которой субъект выступает не только реципиентом, приемником информации; в комическом нужна творческая роль самого субъекта. Свобода у субъекта позволяет ему нарушить серьезные условия существования, которые препятствуют комизму. В комическом не нужна определенная дистанция, субъект должен разрушить ее, хотя объект и сам здесь субъект. Когда эта дистанция ломается – комическое. Дистанция фамильярного контакта, которая уравнивает субъект и объект и создает превосходство субъекта над объектом, и развязывает руки субъекту. Игра с объектом, его разглядывание в попытке сорвать с него маску. Смешно тогда, когда некое противоречие в объекте. Чтобы стало смешно, некая антиценность должна быть проявлена в некой несообразности объекта. В эстетике это называется комическое несоответствие. Комическое несоответствие – форма существования комического, так же, как и трагический конфликт – форма бытия трагического. Отсюда две взаимосвязанные способности субъекта: остроумие – способность создавать комическое несоответствие; соединение несоединимого. Модификации комического: прежде всего это модификации объектного характера, которые можно рассматривать с точки зрения комического.1.Чистый или формальный комизм. Формально возвышенное или трагическое быть не может. Прекрасное – может, форма прекрасного сама по себе. Комизм, лишенный малейшего критического содержания – игра слов, шутка, каламбур. Смеются не над чем-то, а вместе с чем-то. 2. Юмор – одна из модификаций содержательного комического, а не просто чувство. 3.Сатира. Различия с юмором: юмор – комизм, направленный на явление, положительного в своей сути; явление настолько хорошо, что мы не стремимся уничтожить его смехом, но ничего не может быть идеальным. Юмор – смех мягкий, добрый в своей основе, сочувствующий, легкий. Сатира – дополнение юмора, она направлена на явления, отрицательные по своей сущности, выражает отношение к явлению, в принципе не приемлемом для человека. Сатирический смех жесткий, злой, разоблачающий, уничтожающий. 4. Гротеск - комическое несоответствие в фантастической форме. В основе гротеска – гипербола порока и доведение его до космических масштабов. У гротеска две стороны: сторона насмешническая, издевающаяся и сторона игровая. Не только ужас, но и восторг. Ирония и сарказм – еще две категории комического, субъектные модификации, обозначающие определенный тип позиций, особенностей комического отношения. Ирония – комизм, к которому субъект причастен, но смысл завуалирован самим субъектом. В иронии два слоя – текстовой и подтекстовый. Подтекст как бы отрицает текст, образуя с ним некоторое противоречивое единство. Ирония также требует интеллекта. Ирония – скрытый комизм, хула под видом похвалы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных