Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техника передач мяча снизу




Описание техники передач мяча сверху и снизу дано на основании данных киносъемки электромиографии (Электромиография - методика, позволяющая определять степень биоэлектрической активности мышц. Она широко применяется в исследованиях нервно-мышечного аппарата спортсмена) и динамографии. Техника выполнения нижних передач имеет свои особенности, во-первых, зависит от скорости полета мяча, а во-вторых, от траектории его полета.

При полете мяча со скоростью 6,4 м/с исходное положение игрока в момент подготовки к передаче мяча снизу следующее: ноги согнуты в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах соответственно на 72,104 и 72°; туловище наклонено вперед относительно вертикальной оси, проходящей через опору, на 48° (рис. 14), руки в локтевом и лучезапястном суставах выпрямлены, предплечья супинированы и сведены друг к другу (это положение рук сохраняется и в момент приема мяча). Скорость движения частей туловища и степень мышечного напряжения рук в исходном положении минимальны.

В подготовительной фазе волейболист вначале незначительно увеличивает угол сгибания ног в коленных и голеностопных суставах, опуская общий ЦТТ вниз, а затем активным разгибанием ног и выпрямлением туловища повышает его, одновременно смещая руки вперед-вверх, навстречу мячу. На приведенной циклограмме эта фаза движения длится 0,12 с, постепенно увеличивается движение всех суставов руки и плавно повышается биоэлектрическая активность мышц рук (см. рис. 14). К моменту соприкосновения рук с мячом скорость их движения заметно снижается, что свидетельствует о более медленном, приторможенном разгибании ног к началу рабочей фазы. Снижение скорости движения рук в данном случае - необходимое условие мягкого соприкосновения предплечий с мячом и сообщения ему нового движения по заданной траектории.

Рис. 14. Передача снизу мяча, летящего со скоростью 6,4 м/с: 1 - циклограмма; 2 - график скоростей передвижения суставов (сплошная линия - лучезапястный сустав, пунктирная - локтевой, точечная - плечевой); 3 - хронограмма движения по фазам; 4 - контурограмма; 5 - ЭМГ (А - двуглавая мышца плеча; Б - трехглавая; В - общий сгибатель кисти и пальцев; Г - общий разгибатель кисти и пальцев)

Длительность касания рук с мячом в рабочей фазе - 0,04 с, скорость вылета мяча больше встречной - 9,6 м/с. Смещение рук вперед-вверх сопровождается увеличением амплитуды биопотенциалов мышц рук и осуществляется главным образом выпрямлением туловища в тазобедренных суставах. Это подтверждается изменением угла между бедром и туловищем (на 30°) и незначительным увеличением угла между бедром и голенью (на 30°). Далее в течение 0,3 с игрок выполняет сопровождающее движение руками, которое постепенно замедляется (см. рис. 14). Значительно разгибаются ноги (до 141°), что характеризует активность этого движения в данной фазе. Биоэлектрическая активность мышц рук в фазе сопровождения мяча постепенно снижается. В результате изменения угла в тазобедренном суставе до 144° туловище выпрямляется и имеет в этот момент наклон в вертикальной оси 29°.

Таким образом, техника передачи снизу мяча, летящего со скоростью 6,4 м/с, характеризуется плавным движением выпрямленных рук, смещающихся вперед-вверх, выпрямлением туловища и разгибанием ног в коленных и голеностопных суставах, которое несколько притормаживается к моменту соприкосновения рук с мячом. Плавное увеличение биоэлектрической активности мышц к началу рабочей фазы и постепенное ее снижение в фазе сопровождения мяча свидетельствуют о системности мышечной иннервации и соответствуют пластичному и свободному движению рук в данном способе выполнения передачи.

При полете мяча со скоростью 18 м/с в исходном положении волейболист сохраняет более вертикальное положение туловища, ноги согнуты под углом 113°, угол между бедром и туловищем составляет 120°, что на 48° превышает угол сгибания в тазобедренном суставе при рассмотренной выше передаче. В связи с этим наклон туловища вперед менее выражен и составляет 25° относительно вертикали. Уже в исходном положении при подготовке к приему мяча, летящего с большой скоростью, несколько повышается биоэлектрическая активность мышц рук (рис. 15). Это можно объяснить предупредительной иннервацией, направленной на постепенное включение координационных механизмов к предстоящей деятельности. Повышение показателей амплитуды на ЭМГ в данном случае предшествует более значительным мышечным напряжениям в рабочей фазе при амортизации мяча, летящего с большой встречной скоростью.

В подготовительной фазе принимающая поверхность рук перемещается вперед-вверх, скорость движения рук замедляется до 2 м/с, тогда как в этой фазе передачи, рассмотренной нами раньше, скорость движения рук увеличивается (до 8 м/с). В этой фазе движения появляются залпы импульсов с более высокой амплитудой, особенно увеличивающейся у двуглавой мышцы плеча. Постепенное возрастание амплитуды биопотенциалов свидетельствует о соразмерном мышечном напряжении рук к моменту их соприкосновения с мячом. Чрезмерно быстрое увеличение мышечного напряжения рук не создает условий для амортизации, оно сопровождается резким отскоком мяча от принимающей поверхности рук.

Далее, в этой же фазе плечевой сустав и принимающая поверхность рук последовательно смещаются вверх - назад, что достигается разгибанием ног в голеностопных и коленных суставах и особенно выпрямлением туловища в тазобедренном суставе. Изменение положения стоп говорит об активных усилиях ног, направленных на отталкивание от опоры.

Рис. 15.

В фазе амортизации (см. рис. 15) ЦТТ тела игрока под действием ранее приложенных усилий продолжает перемещаться вверх - назад. Принимающая поверхность рук в результате напряженного отведения предплечья до соприкосновения с мячом движется вниз - назад. При этом наибольшая амплитуда импульсов наблюдается в двуглавой и особенно в трехглавой мышцах плеча и менее значительная - в общем разгибателе кисти и пальцев. При отсутствии активного движения рук в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах это напряжение носит изометрический характер и направлено на поддержание их в выпрямленном положении и отведении предплечий вниз - назад. Руки соприкасаются с мячом в течение 0,02 с, скорость их движения в пространстве становится минимальной - в пределах 0-1,5 м/с. Снижение скорости движения рук навстречу мячу в рабочей фазе - одно из основных условий, способствующих смягчению силы удара и снижению скорости полета мяча после соприкосновения его с руками до 9,9 м/с.

В дальнейшем скорость движения рук незначительно увеличивается (3-3,5 м/с). Угол между туловищем и плечом на протяжении всех фаз движения находится в пределах 40°, поэтому при смещении плечевого сустава назад - вверх движение предплечий направлено не вперед-вверх, а вверх - назад. При этом угол между предплечьем и вертикальной осью туловища от кадра 15 до кадра 23 (см. рис. 15) почти не изменяется. В результате кисть не обгоняет предплечье, предплечье - плечо и плечо - плечевой сустав. Кадр 47 показывает момент приземления игрока после безопорной фазы и подчеркивает направление перемещения туловища.

Рис. 16. Нижняя передача

Нижняя передача может выполняться после перемещения вперед, если мяч падает сравнительно с невысокой скоростью перед игроком. При этом (рис. 16) волейболист находится в игровой стойке, определив траекторию полета мяча, быстро и мягко перемещается вперед, постепенно в ходе перемещения подготавливая руки к приему мяча, и занимает исходное положение. Затем либо просто подставляет принимающую поверхность супинированных предплечий под мяч (при скорости полета мяча более 7-8 м/с), либо подбивает его встречным движением рук с одновременным разгибанием туловища и рук.

Рис. 17. Расположение принимающей поверхности рук

Нижняя передача может выполняться после перемещения вправо и влево при полете мяча в стороне от игрока. При этом перемещение производится приставным шагом, его мягкость и плавность достигается благодаря неполному выпрямлению ног. Во время перемещения волейболист, определив место падения (или полета) мяча, подготавливает руки к его приему. Исходное положение игрока и расположение принимающей поверхности рук может быть таким, как показано на рис. 17, 18.

Рис. 18. Расположение принимающей поверхности рук
Рис. 19. Прием мяча снизу руками с падением перекатом на спину

Прием мяча снизу руками с падением перекатом на спину используется тогда, когда мяч летит в стороне от игрока или падает перед ним. Точный отскок мяча вверх достигается симметричным расположением сведенных вместе кистей рук. Выполняя этот прием, волейболист, находящийся в игровой стойке, начинает перемещение в сторону полета мяча. Перемещение производится на согнутых ногах. После нескольких приставных или обыкновенных шагов игрок делает последний широкий шаг-выпад в сторону летящего мяча. Во время всего перемещения волейболист постепенно снижает ЦТТ туловища вниз, к бедру опорной ноги. При этом сзади стоящая нога - прямая и касается внутренним сводом стопы поверхности площадки. Руки волейболиста (кисти соединены вместе) вытянуты вперед - вниз в сторону приближающегося мяча (рис. 19). Этим и заканчивается подготовительная фаза движений. В основной фазе игрок продолжает сгибание ноги, находящейся на выпаде, смещает туловище за опору, отрывает от поверхности площадки сзади стоящую ногу и подбивает руками опускающийся мяч. После этого в заключительной фазе следует приземление с опорой на руку, бедро - таз и перекат на спине, с переворотом через левое (правое) плечо с выходом в положение упора лежа (см. рис. 19). Перекат с последующим за ним переворотом осуществляется развиваемой туловищем инерцией, получаемой в результате перемещения, быстрого снижения ОЦТ, выведения его за опору и отталкивания от нее в момент приема мяча. Из положения упора лежа волейболист может быстро встать на ноги и включиться в игру.

Техника приема мяча снизу одной рукой с падением - перекатом на бедро - спину выполняется аналогично описываемому выше способу, за исключением фазы приема мяча, который производится одной рукой.

Рис. 20. Нижний прием мяча от нападающих ударов в низком приседе
Рис. 21. Нижний прием мяча от нападающих ударов с опорой о колено

Нижний прием мяча от нападающих ударов при полете мяча с большой скоростью в зону расположения игрока может также иметь много разновидностей. При полете мяча под острым углом к поверхности площадки волейболист может принимать мяч в низком приседе (рис. 20) или с опорой о колено (рис. 21).

Нижний прием мячей, летящих с подачи или от нападающего удара по более пологой траектории, выполняется в безопорных положениях. При этом, если мяч летит на уровне игрока, последний, оттолкнувшись от опоры, принимает мяч на супинированные предплечья так, как показано на рис. 22, 23. При полете мяча в стороне от волейболиста для того, чтобы мяч не отрикошетил от принимающей поверхности рук в сторону, игрок в безопорном положении поднимает правое (левое) предплечье и плечо, опуская левое (правое) предплечье и плечо. Этим движением обеспечивается направленный отскок мяча в поле на разыгрывающего волейболиста. В этих способах приема мяч соприкасается не только с серединой предплечий (оптимальный вариант техники), но и с местом сочленения плеча и предплечья.

Рис. 22. Нижний прием мячей, летящих с подачи или от нападающего удара по пологой траектории

Техника приема мяча снизу одной и двумя руками с опорой на руки- и падением перекатом на грудь - живот является незаменимым приемом в тех случаях, когда мяч летит далеко от игрока или неожиданно изменяет траекторию своего полета. Умение использовать прием мяча с падением значительно повышает игровую активность и расширяет возможности игры в защите.

Рис. 23. Нижний прием мячей, летящих с подачи или от нападающего удара по пологой траектории

Наиболее распространенный и широко применяемый среди мужчин-волейболистов - прием мяча снизу в падении с опорой на руки и падением-перекатом на грудь-живот. Учитывая анатомо-физиологические особенности организма, женщинам не рекомендуется выполнять данный технический прием.

Весь цикл движений этого игрового приема можно расчленить на ряд последовательных фаз. Быстрое перемещение по площадке с заключительным шагом-выпадом, отталкивание от опоры, безопорную фазу с приемом мяча и приземление с опорой на руки падением-перекатом на грудь-живот (рис. 24).

В подготовительной фазе, выполняя последний шаг передвижения, игрок постепенно выпрямляет правую ногу и переносит вес туловища на выставленную вперед левую ногу. В этот момент наклон туловища вперед значительно увеличивается, руки игрока опущены вниз и подготавливаются для вынесения вперед для приема мяча.

Рис. 24. Прием мяча снизу в падении

В фазе отталкивания от опоры левая нога почти выпрямлена и соприкасается с поверхностью площадки лишь носком стопы, завершающим толчковое движение. В результате этих движений ЦТТ игрока смещается вперед-вверх, а туловище выносится за опору и наклоняется вперед, руки выносятся для приема мяча, бедро правой согнутой ноги располагается горизонтально поверхности площадки.

В безопорной фазе левая нога, отталкиваясь от опоры, начинает смещение вверх, а затем вниз и приближается к правой. Туловище игрока перемещается в пространстве вперед-вверх, угол его наклона к горизонтали увеличивается. Закрепленная ладонная часть кисти правой руки (кулак или тыльная сторона кисти) подбивает падающий мяч. Смещение руки направлено вниз для опоры о площадку. После подбивания мяча правая рука также движется вниз и участвует в опоре.

Приземление начинается с опоры рук, которые, сгибаясь в локтевых суставах, способствуют соприкосновению груди, а затем живота с поверхностью площадки. Перекат происходит плавно и сопровождается скольжением туловища по площадке. Для предотвращения травм подбородка игрок в момент приземления отклоняет голову несколько назад.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных