Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 1. НЕМЕХАНИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТОРГОВЫЙ ИНВЕНТАРЬ




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам директора по учебной работе Директор УО МГТК

______________С.И.Лобановский __________________ Г.В.Космач

 

«_____» ________________ 20__г «______» _________________ 20__г

 

ОБОРУДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

ТОРГОВЛИ

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по специальности 2-25 01 31 «ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА»

 

г. Минск

2014 г

 

Автор: Окунева О.А., преподаватель УО МГТК

 

 

Рассмотрена и одобрена на заседании

цикловой комиссии оргтехнических дисциплин

Протокол № _____ от «____» _________ 20 __ г.

Председатель комиссии ____________ Хмельницкая И.Н.

СПРАВКА

 

Предмет «Торговое оборудование» рассчитан на 60 академических часов, из которых 26 часов приходится на теоретические занятия и 34 часа – на практические.

Теоретические занятия могут проводиться в виде уроков-лекций, эвристических бесед, проблемных семинаров, уроков на производстве, экскурсий и т.п.

При изложении теоретического материала следует использовать информацию о новейших достижениях науки и техники в области технического оснащения предприятий торговли.

Наряду с изучением теоретического материала большое значение отводится проведению практических занятий, которые проводятся с целью закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений и навыков по соответствующим темам предмета. Практические занятия проходят с использованием следующих видов торгового оборудования: весов электронных ТВ-SA3; ВЭ-15Т; электронная контрольно-кассовая машина ЭЛИТА ЭКР-1200; Специальная компьютерная система, торговый инвентарь.

Изучение предмета должно способствовать развитию творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельности, формированию профессионального мышления.

Последовательность изучения учебного материала обусловлена взаимосвязью его разделов и логикой профессиональной практической деятельности.

При изучении предмета необходимо учитывать межпредметные связи с дисциплинами: «Основы охраны труда», «Основы энергосбережения», «Теоретические основы товароведения», «Товароведение продовольственных товаров», «Товароведение непродовольственных товаров», «Экономика предприятий», «Организация торговли».

Учащиеся должны знать: о сновной вид, назначение, устройство, принцип действия, правила безопасной эксплуатации торгового оборудования.

Учащиеся должны уметь: устанавливать весоизмерительное оборудование, взвешивать товары и определять их стоимость; подготавливать к работе кассовые суммирующие аппараты, проводить расчетные операции и оформлять кассовую документацию; решать задачи по выбору типов торгового оборудования и расчету потребности в нем.

Внеаудиторно учащиеся самостоятельно могут подготавливать доклады, сообщения, составлять таблицы, кроссворды для систематизации учебного материала.

Важное место при изучении курса должно быть отведено широкому использованию наглядных пособий (образцов современного торгового оборудования, плакатов, схем) и технических средств обучения.

С целью осуществления текущего контроля занятий и проверки уровня усвоения материала проводятся тематические и обязательные контрольные работы: обязательная контрольная работа №1 по теме «Весоизмерительное оборудование», обязательная контрольная работа №2 по теме «Контрольно-кассовое оборудование» и тематическая контрольная работа по теме «Холодильное оборудование».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программой предмета «Торговое оборудование» предусмотрено изучение основных направлений научно-технического прогресса в торговле, современного торгового оборудования и его эксплуатация.

Изучение предмета должно способствовать развитию творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельности, формированию профессионального мышления.

Последовательность изучения учебного материала обусловлена взаимосвязью его разделов и логикой профессиональной практической деятельности.

При изучении предмета необходимо учитывать межпредметные связи с дисциплинами: «Основы охраны труда», «Основы энергосбережения», «Теоретические основы товароведения», «Товароведение продовольственных товаров», «Товароведение непродовольственных товаров», «Экономика предприятий», «Организация торговли».

Методика изучения предмета строится на основе сочетания теоретических и практических занятий.

Теоретические занятия могут проводиться в виде уроков-лекций, эвристических бесед, проблемных семинаров, уроков на производстве, экскурсий и т.п.

При изложении теоретического материала следует использовать информацию о новейших достижениях науки и техники в области технического оснащения предприятий торговли.

Учащиеся должны знать: о сновной вид, назначение, устройство, принцип действия, правила безопасной эксплуатации торгового оборудования.

Наряду с изучением теоретического материала большое значение отводится проведению практических занятий, которые проводятся с целью закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений и навыков по соответствующим темам предмета.

Учащиеся должны уметь: устанавливать весоизмерительное оборудование, взвешивать товары и определять их стоимость; подготавливать к работе кассовые суммирующие аппараты, проводить расчетные операции и оформлять кассовую документацию; решать задачи по выбору типов торгового оборудования и расчету потребности в нем.

Внеаудиторно учащиеся самостоятельно могут подготавливать доклады, сообщения, составлять таблицы, кроссворды для систематизации учебного материала.

Важное место при изучении курса должно быть отведено широкому использованию наглядных пособий (образцов современного торгового оборудования, плакатов, схем) и технических средств обучения.

С целью осуществления текущего контроля занятий и проверки уровня усвоения материала проводятся тематические и обязательные контрольные работы.

Тематический план является примерным. Преподаватель имеет право вносить обоснованные изменения в содержание и последовательность изложения изучаемого материала, в распределение учебных часов по разделам и темам (в пределах общего бюджетного времени, отводимого на всю дисциплину), а также заменять задания отдельных практических работ другими, сходными по содержанию. Все изменения должны рассматриваться предметной (цикловой) комиссией и утверждаться заместителем руководителя учреждения образования по учебной работе.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Торговое оборудование»

 

 

Специальность 2-25 01 10 ” Коммерческая деятельность”

 

 

  Тема Количество часов
всего В т.ч. на практические работы
     
Введение    
1. Немеханическое торговое оборудование и торговый инвентарь Практическое занятие№1Изучение характеристик торгового инвентаря. Определение эффективности использования тор- говых площадей    
2. Весоизмерительное оборудование      
3.Фасовочно-упаковочное оборудование    
4. Контрольно-кассовое оборудование    
5. Холодильное оборудование    
Обязательная контрольная работа№1    
6. Подъемно-транспортное оборудование    
ИТОГО    

 

 


Список литературы:

 

  1. Арустамов Э.А. Оборудование предприятий торговли. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000.
  2. Арустамов Э.А. Торгово-техническое оборудование. – М.: Экономика, 1984.
  3. Архипов В.А. Торговое оборудование. – М.: Экономика, 1990.
  4. Архипцев Н.Е. Торговое холодильное оборудование. – М.: Экономика, 1990.
  5. Бизюк В.И. Торгово-технологическое оборудование. – М.: Экономика, 1990.
  6. Войтик Н.К. Оборудование предприятий торговли, Мн.: БГЭУ, 2000.
  7. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – М.: Маркетинг, 2001
  8. Пашков Б.И., Гаевский С.И., Харитонов И.И. Торговая техника. – М.: Экономика, 1980.
  9. Прафентьева Т.Р. Оборудование, инвентарь и механизмы. – М.: Высшая школа, 1989.
  10. Улейский Н.Т., Улейская Р.И. Оборудование торговых предприятий. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2001.
  11. Шуляков Л.В. Оборудование предприятий торговли. – Мн.: ООО Новое знание, 2004.
  12. Шуляков Л.В. Торгово-технологическое оборудование. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004.
  13. Шуменков Л.В. Торгово-технологическое оборудование, Мн.: Высшая школа, 2004.

 

ТЕМА 1. НЕМЕХАНИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТОРГОВЫЙ ИНВЕНТАРЬ

 

План:

 

1. Значение торговой мебели в торгово-оперативном процессе магазина.

2. Классификация торговой мебели.

3. Требования, предъявляемые к торговой мебели.

4. Характеристика основных видов торговой мебели

5. Тара-оборудование.

6. Торговый инвентарь и его основные виды.

7. Расчет потребности в торговой мебели.

 

1.

 

Торгово-оперативный процесс в магазине состоит из последовательных операций: приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, выкладки, показа, продажи, расчета за проданный товар. Для выполнения этих операций помещения магазинов оснащают немеханическим торговым оборудованием (торговой мебелью).

Для рациональной организации торгового процесса необходимо правильно выбрать тип мебели и определить ее количество. Правильно подобранный набор мебели позволяет:

- максимально использовать торговую и складскую площади магазина;

- расширить ассортимент товаров;

- сократить товарные потери;

- внедрить прогрессивные формы продажи;

- улучшить интерьер торгового зала;

- повысить производительности труда работников торговли и, как следствие, улучшить обслуживание

покупателей.

При выборе мебели для оснащения магазина учитывают способ обслуживания покупателей, особенности продажи и хранения отдельных групп товаров, объем их продажи, частоту пополнения запасов.

2.

 

Мебель для торговых предприятий классифицируют по следующим признакам: (раздаточный материал).

По месту использования: - оборудование для торговых залов

- для подсобных помещений и складов

По способу установки: - пристенная

- островная

- настенная

- встроенная

По товарному профилю: - специализированная

- универсальная

По назначению: - для хранения товаров

- для подготовки товаров к продаже

- для приемки товаров по качеству

- для показа товаров

- для выкладки и продажи товаров

- для транспортировки и продажи

По материалу изготовления: - металлическая

- деревянная

- комбинированная

По конструкции: - неразборная

- сборная

 

 

3.

Размеры и конструкция торговой мебели должны быть тесно увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в значительной степени способствуют ее типизация, унификация и стандартизация, которые входят в состав технических требований, предъявляемых к торговой мебели.

Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на устранение излишнего многообразия и отбор наиболее совершенных, отвечающих современным требованиям типов торговой мебели.

Унификация – приведение к единообразию форм, конструкций и размеров деталей, из которых производится сборка торговой мебели.

Мебель, изготовленная из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов. Для оценки уровня унификации торговой мебели может быть использована формула:

К = Q1 / Q2

где Q1 - количество унифицированных элементов, входящих в изделие;

Q2 - общее количество элементов, входящих в изделие.

Стандартизация торговой мебели предусматривает установление нормативных требований к размерам, материалам, качеству изготовления, правилам приемки, маркировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели.

Типизация, унификация и стандартизация позволяют отобрать наиболее рациональные типы мебели и на основе широкой взаимозаменяемости деталей ускорить производство и внедрение в торговую сеть мебели высокого качества и низкой себестоимости.

Эксплуатационные требования предусматривают создание максимальных удобств как для покупателей, так и для продавцов. А именно: возможность удобной выкладки и наглядной демонстрации товаров, наличие достаточной емкости для укладки рабочего запаса товаров, возможность оперативного пополнения этого запаса, обеспечение сохранности товаров, соответствие конструкции оптимальному использованию площади торгового зала.

Для увеличения количества продаваемых товаров и улучшения обслуживания покупателей необходимо обеспечить свободный доступ к товару, правильно его показать, а это означает, что торговая мебель должна иметь максимальную площадь выкладки.

Эргономические требования предусматривают, что размеры торговой мебели должны быть разработаны с учетом роста и пропорции фигуры человека, и обеспечивать минимальную утомляемость обслуживающего персонала, а также хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним покупателей. Так, высоту торговых горок устанавливают в соответствии с ростом человека (200 -220см.), а глубину полки – в соответствии с длиной вытянутой руки (60-80см.). Самая оптимальная высота размещения товаров от 80см. до 180см. Верхние полки располагают на высоте не более 200см., а нижние – не ниже 25см. от уровня пола. Ширина верхней полки должна быть не более30см., а нижней – не более 60см. Верхнюю зону горок рекомендуется использовать для установки освещения и рекламных приспособлений.

Экономические требования. Мебель должна быть недорогой и экономичной в эксплуатации. В качестве материалов для изготовления мебели следует использовать заменители древесины, пластмассы и металл. Экономичность эксплуатации мебели зависит от простоты и удобства ее конструкции, надежности, прочности, удобства для работников торговли и покупателей, вместимости оборудования. Рассчитано, что выставочная площадь мебели должна быть хотя бы в два с половиной раза больше установочной, т.е. на минимальной торговой площади мебели должен быть обеспечен максимальный показ товаров.

Эстетические требования определяют форму, пропорции и цвет мебели в соответствии с назначением и художественным оформлением зала. Мебель должна быть открытой, малозаметной, иметь цвет, который бы выделял товар. Источники освещения должны обращать внимание покупателя на товар, но не оказывать слепящего действия. По форме, цвету и пропорциям мебель должна гармонировать с общим интерьером торгового зала магазина.

Санитарно-гигиенические требования. Мебель должна иметь такую конструкцию, чтобы ее можно было легко очищать от загрязнений. Поверхность мебели должна быть гладкой, без выступов, углублений, острых углов и щелей. Для изготовления мебели необходимо использовать материалы, которые не вступают во взаимодействие с товарами, и с которых легко удаляются пыль и грязь с помощью обычных моющих средств.

4.

 

Основными видами мебели для организации продажи товаров в торговом зале являются горки, прилавки, витрины, контейнеры, кассовые кабины.

1. Горки предназначены для выкладки показа, продажи и хранения рабочего запаса товаров. Они могут быть пристенные, островные, привитринные и торцевые.

Пристенные горки имеют полки с одной стороны. На верхних кронштейнах этих горок располагаются светильники.

Полки островных горок навешивают с обеих сторон.

Привитринные горки сходны по конструкции с островными, но устанавливают их вдоль оконных витрин. На стороне, обращенной к оконной витрине, выкладывают товар так, чтобы его можно было рассмотреть с улицы. Торговые горки по высоте одинаковы с островными и устанавливаются в торец линии островных горок.

В некоторых горках вместо нижней полки сконструированы подшкафники для хранения рабочего запаса товаров.

В магазинах продовольственных товаров используют:

Специализированные горки для продажи определенного ассортимента товаров.

а) Горки для овощей и фруктов оборудованы корзинами, которые устанавливают на полках или навешивают непосредственно на кронштейны. Расположенные в верхней части наклонные зеркала позволяют покупателям хорошо рассмотреть товары.

б) Горки для хлебобулочных изделий имеют наклонные полки для выкладки хлеба и подшкафник для хранения рабочего запаса товаров. Полки с лицевой стороны оснащены высокими бортиками (чтобы хлеб не падал), а подшкафник – небольшой полкой для сумок покупателей. Хлеб выкладывают со стороны подсобного помещения.

в) Пристенные горки с полками-кассетами служат для продажи кондитерских изделий.

В магазинах непродовольственных товаров применяются горки для продажи определенных видов товаров, на которых используются различные специальные приспособления-кассеты, штанги, корзины и др.

а) Горки для продажи мелких товаров – авторучек, мелкой галантереи, бижутерии и др. – оснащают кассетами.

б) Горки для изделий, вывешиваемых на плечиках – детской одежды, мужски рубашек, трикотажа – снабжают наклонными кронштейнами, закрепленными на задней стенке или горизонтальными штангами с ценникодержателями.

в) Головные уборы демонстрируют на проволочных кронштейнах с кольцом на конце, которые вставляются в задний перфорированный щит. Такие горки оборудуют вращающимися зеркалами.

г) Горки для продажи обуви оснащают кронштейнами длиной 600 мм., закрепленными в задней стенке. В нижней части горки устанавливаются зеркала.

д) Образцы тканей навешиваются на выдвижные кронштейны, снабженные ценникодержателями, а ткани в рулонах выкладывают на полки.

е) Для выкладки и продажи готового платья используют вешало. Вешала бывают различной конструкции: круглые и прямоугольные; одноярусные и двухъярусные; передвижные и стационарные; с зеркалом в торцевой части и без него.

Кроме основных типов мебели, в магазинах, торгующих готовыми платьями, устанавливают примерочные кабины. Они оснащаются зеркалами и вешалками для одежды покупателей.

Для примерки обуви в торговом зале устанавливаются банкетки.

2. Прилавки используют при традиционном методе обслуживания покупателей. Они бывают с витриной и без витрины.

Прилавок с витриной имеет встроенную верхнюю часть из стекла для выкладки и демонстрации товаров. С внешней стороны прилавок оборудован неширокой полкой для сумок покупателей, а со стороны продавца – выдвижными ящиками или полками для хранения товаров и инвентаря.

3. Витрины предназначены для демонстрации товаров внутри магазина. Они состоят из стеклянных стенок и стеклянных полок. Витрины различают пристенные и островные. Островные витрины имеют стеклянные стенки с четырех сторон.

4. Кассовые кабины предназначены для установки контрольно-кассовой машины и расчета с покупателями. Они оснащены выдвижным ящиком, полкой для хранения кассовых лент и кронштейном с лампой для местного освещения. Некоторые кабины оснащаются электромеханическим конвейером для продвижения покупок.

Оборудование для хранения товаров на складах:

Для укладки и хранения товаров применяют стеллажи и поддоны.

1) Стеллажи по назначению делятся на универсальные и специальные, по конструкции – на сборно-разборные и неразборные.

а) Универсальные стеллажи используют для хранения различных товаров в таре или на поддонах. Различают:

- полочные стеллажи – представляют собой несколько рядов горизонтальных полок, укрепленных на вертикальных стойках;

- клеточные стеллажи – горизонтальные полки разделены вертикальными перегородками. Их используют для хранения мелкоштучных товаров в коробках или пачках, а также для размещения товаров по сортам, видам и другим признакам;

- ящичные стеллажи служат для хранения мелкоштучных товаров (радиодеталей, фототоваров и др.). Ячейками в них служат ящики.

б) Специальные стеллажи предназначены для хранения определенных товаров (напр. швейных) или товаров, имеющих нестандартные размеры (напр. труб). Их подразделяют на:

- стоечные стеллажи – состоят из горизонтальной рамы с укрепленными на ней стойками;

- механические – это вешала, предназначенные для хранения изделий на плечиках.

На выбор того или иного типа стеллажа влияет ассортимент хранимых товаров, габариты тарных мест, используемое подъемно-транспортное оборудование.

Количество стеллажей можно определить по формуле:

Qст = Qт/Vст, где

Qст – количество стеллажей;

Qт – объем товаров, подлежащих хранению в стеллажах, м3

Vст – емкость стеллажа, м3

Емкость стеллажа можно определить как произведение количества ячеек (Кя) в стеллаже на фактическую емкость одной ячейки (Vя): Vст = КяVя

2) Поддоны применяют для хранения товаров, их перемещения и транспортировки. Товары, уложенные на поддон, перемещают с помощью подъемно-транспортного оборудования. По устройству поддоны делятся на плоские, стоечные и ящичные:

а) плоские - состоят из опорных стоек и сплошного или решетчатого настила для укладки товаров. Между опорами оставлены проемы для ввода вилочного захвата тележек или электропогрузчика;

б) стоечные – имеют четыре стойки, которые закреплены горизонтальными перегородками. Это позволяет производить многоярусную укладку грузов (картонных коробок, мелкоштучных товаров);

в) ящичные поддоны – имеют съемные или несъемные ящики с крышкой или без нее. В них укладывают товары в коробках, свертках, легкоповреждаемые грузы.

3) Лари и бункеры используют для хранения бакалейных товаров. Бывают прямоугольной, круглой или конической формы, сверху имеют загрузочное устройство, а снизу – высыпной люк.

 

5.

 

Тара-оборудование – это контейнеры различной конструкции, предназначенные одновременно для транспортирования, хранения и продажи товаров в магазинах самообслуживания. Тару-оборудование применяют для организации прогрессивной технологии товародвижения от поставщиков в торговую сеть. На складе поставщика ее загружают фасованными товарами, транспортируют в магазин на специализированном автотранспорте, разгружают с помощью подъемно-транспортного оборудования и доставляют в торговый зал самообслуживания. Таким образом, тара-оборудование позволят создавать производственно-торговые комплексы: оптовая база – торговый зал магазина; предприятие-изготовитель – торговый зал магазина и т.д. Товары загружают в тару-оборудование на фабриках, заводах или оптовых предприятиях и доставляют непосредственно в торговый зал.

Преимущества использования тары-оборудования:

- устраняются лишние звенья на пути движения товаров от поставщиков до торгового зала;

- ликвидируется ручная перекладка товаров и сокращается численность работников, занятых перемещением грузов;

- сокращается время на погрузку и разгрузку автомобилей в 5 раз;

- расходы на доставку 1 т. грузов снижаются на 40 – 45%;

- сокращаются товарные потери

- эффективнее на 25% используются торговые помещения

- облегчается труд работников торговли и создаются необходимые удобства для покупателей.

Конструктивные особенности тары-оборудования: в зависимости от конструкции опор основания различают контейнеры 3-х типов: в виде стоек (ТОС), в виде колес (ТОК) и в виде комбинации стоек и колес (ТОСК). Конструкция тары-оборудования может быть неразборной, сборно-разборной, складной и разборно-складной. К основным деталям ее относятся: основание, стенки, крышка, дверки и приспособления для выкладки товаров. К новым видам тары-оборудования относится контейнер-стеллаж для штучных изделий. Он состоит из платформы (днища), стоек каркаса, разъемных и неразъемных полок, верхней ограждающей панели, колес. Разъемные полки контейнера-стеллажа разделены на части; составленные попарно, они обеспечивают хорошую выкладку товаров. Контейнер является передвижным, но при необходимости может фиксироваться, становясь неподвижным.

Использование тары-оборудования является прогрессивным методом доставки товаров в торговые предприятия, однако имеет и ряд сложностей:

- проходы в отдельных магазинах слишком узкие для передвижения контейнеров;

- приемные помещения не приспособлены для непосредственной разгрузки тары-оборудования (отсутствуют рампы);

- необходимо использовать специализированный транспорт, оборудованный фургоном со встроенным бортподъемником.

 

6.

В практике

7.

 

При выборе оптимального набора мебели необходимо основываться на следующих принципах:

1. соответствие мебели товарному профилю и размерам торгового зала магазина;

2. соответствие методу продажи товаров;

3. использование мебели, обеспечивающей эффективное использование площади торгового зала;

4. учет особенностей хранения, объема продаж и частоты пополнения запасов товаров.

Основным показателем при выборе мебели является ее демонстрационная площадь, т.е. площадь мебели, предназначенная непосредственно для выкладки и демонстрации товаров. Чем выше этот показатель, тем эффективнее торгово-экономический процесс. Демонстрационная площадь должна составлять 75-82% торговой площади магазина.

Очень важным показателем является отношение демонстрационной площади к установочной. Установочной называют площадь, занимаемую основанием мебели. Рациональное использование торговой площади достигается, если установочная площадь составляет не менее 30% площади торгового зала.

 

Контрольные вопросы:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных