Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА 3 страница




Адамова раса

§354. По сообщению духов, это было одно из тех великих переселений или одна из тех колоний духов, пришедших из иной сферы, которая дала начало расе, символизированной в лице Адама и поэтому названной Адамовой расой. Когда она появилась, Земля была населена с незапамятных времён, как и Америка, когда в неё пришли европейцы.
Адамова раса, более развитая, чем те, которые ей предшествовали на Земле, оказывается на самом деле самой культурной; это она подвигает общий прогресс. Как показывает нам "Книга Бытия", она с первых шагов проявляет способности к наукам, искусствам, промышленности, вовсе не проходя через интеллектуальное детство, что совершенно не свойственно примитивным расам, но что согласуется с мнением, что она состояла из душ, уже прогрессировавших раньше. Всё доказывает, что она появилась на Земле недавно и, может быть, находится здесь не более нескольких тысячелетий; это не противоречило бы ни геологическим событиям, ни антропологическим исследованиям, а служило бы даже к их подтверждению.
§355. Доктрина, утверждающая, что в течение 6000 лет весь род человеческий произошёл от одной индивидуальности, отвергается нынешней наукой. Главнейшие, опровергающие её соображения физического и морального порядка резюмируются в следующих пунктах.
С точки зрения физиологической, некоторые расы представляют особые характерные типы, которые и позволяют приписывать им общее происхождение. Есть различия, которые, очевидно, происходят не вследствие климата, так, например, белые, рождающиеся в стране негров, не становятся чёрными, и обратно. Солнечный жар жжёт и окрашивает эпидермис, но он никогда не превращал белого в негра, не сплющивал носа, не менял черт лица и не делал шелковистые и длинные волосы курчавыми и похожими на шерсть. В настоящее время известно, что чёрный цвет негра происходит вследствие особой подкожной ткани, свойственной этому племени.
Итак, следует рассматривать расы негритянские, монгольские, кавказские, как имеющие своё собственное происхождение и получившие начало одновременно или последовательно в различных пунктах земного шара; от их смешения произошли второстепенные разнородные расы. Физиологические отличия примитивных рас служат очевидным признаком того, что оне происходят от совершенно особых типов. Одни и те же соображения существуют для человека и животных относительно множественности родоначальников. (Гл.Х, §288 и след.)
§356. Адам и его потомки изображены в "Книге Бытия" в высшей степени развитыми людьми, так как со второго поколения они уже строят города и обрабатывают землю и металлы. Их успехи в науках и искусствах чрезвычайно быстры и постоянны. Нельзя допустить, чтобы отпрысками этого родоначальника могли быть многочисленные народы, до такой степени отсталые и с такими зачаточными признаками разума, что даже и в наши дни они близко подходят к животным; они потеряли всякий след, не сохранили даже малейшего традиционного воспоминания о том, что делали их предки. Такая радикальная разница в интеллектуальных способностях и моральном развитии доказывает с несомненной очевидностью различие происхождения.
§357. Независимо от геологических событий доказательство существования человека на Земле ранее эпохи, отмеченной "Книгой Бытия", основывается на народонаселении земного шара.
Не говоря уже о китайской хронологии, которая, как утверждают, восходит за 30.000 лет, более достоверные документы свидетельствуют о том, что Египет, Индия и другие страны были населены и процветали по крайней мере за три тысячи лет до христианской эры, следовательно, через тысячу лет после сотворения первого человека по библейской хронологии.
Позднейшие исследования и документы в наши дни не оставляют уже никакого сомнения в сношениях, существовавших между Америкой и древним Египтом, откуда следует заключить, что эта страна была уже населена в ту эпоху. Но в таком случае следовало бы принять, что потомство одного человека в тысячу лет могло покрыть большую часть земного шара; а такая производительность противоречила бы всем законам антропологии. 1
§358. Невозможность становится ещё более очевидной, если принять вместе с "Книгой Бытия", что потоп истребил весь род человеческий, исключая Ноя и его семью, которая была немногочисленна, в 1656г. от сотворения мира или за 2348 лет до христианской эры. Таким образом население земного шара начиналось бы лишь от Ноя; а когда евреи поселились в Египте через 612 лет после потопа, это было уже могущественное государство, которое было бы, следовательно, заселено, - не говоря о прочих странах, - в течении 6 веков одними только потомками Ноя, что невозможно допустить.
Заметим мимоходом, что египтяне приняли евреев, как чужестранцев; было бы странно, если бы они потеряли память общности такого близкого происхождения, тогда как они благоговейно сохраняли памятники собственной истории.
Неумолимая логика, подкреплённая фактами, самым решительным образом подтверждает, что человек находится на Земле с неограниченных времён, гораздо ранее той эпохи, которая обозначена "Книгой Бытия". То же самое относительно множественности первых родоначальников; доказать невозможность какого-нибудь предположения - значит доказать противное утверждение. Если же геология откроет достоверные следы присутствия человека ранее великого допотопного периода, доказательство будет ещё совершеннее.

Учение о падших ангелах и о потерянном рае 2

§359. Миры прогрессируют физически, перерабатывая материю, и морально посредством очищения духов, которые в них обитают. Счастье в них находится в зависимости от преобладания добра над злом, а преобладание добра есть результат морального прогресса духов. Один интеллектуальный прогресс недостаточен, потому что, и обладая разумом, они могут творить зло.
Когда какой-нибудь мир достиг периода преобразования, долженствующего возвысить его в иерархии миров, в его бесплотном и воплощённом населениях производятся изменения; вот тогда-то имеют место великие переселения и вселения духов (§§350,351). Те, которые, несмотря на свой разум и знания, упорствуют во зле и возмущении против Бога и Его законов, становясь помехой будущему моральному прогрессу и постоянной причиной нарушения покоя и счастья добрых, исключаются и переселяются в миры менее совершенные; там они применят свой разум и знания, приобретённые раньше, к прогрессу тех, среди которых они призваны жить, искупая в то же время в виде тяжёлых существований и тяжких работ свои прошлые ошибки и добровольное ожесточение.
Кем они будут среди этих народов, новых для них, ещё находящихся в младенчестве варварства, если не ангелами или падшими духами, посланными на искупление? И Земля, с которой они изгнаны, не есть ли для них потерянный рай? Не была ли она для них местом наслаждений в сравнении с той неблагодарной средой, в которую они сосланы, может быть, на тысячелетия до того дня, когда они заслужат свободу? В смутных воспоминаниях о ней, которые сохранились в душе, она представляется им как отдалённая мечта, напоминающая то, что они потеряли по собственной вине.
§360. Но в то же время, как дурные удаляются из мира, в котором они обитали, они замещаются лучшими духами, которые выходят или из духовной среды этого мира или из мира менее совершенного, покинуть который они заслужили, и для которых их новое местопребывание будет наградой. Когда таким образом духовное население обновлено и очищено от самых дурных элементов, нравственное состояние мира через несколько времени улучшается.
Эти изменения иногда частичны, т.е. ограничены одним народом, одной расой; иногда же всеобщи, когда настаёт время обновления целого мира.
§361. Адамова раса представляет все признаки изгнанной расы; составляющие её духи были сосланы на Землю, уже населённую, но людьми примитивными, невежественными, среди которых они должны были распространить просвещение при помощи принесённого ими света развитого разума. И в самом деле, не исполняет ли эта раса и до наших дней этой же роли? Умственное превосходство их показывает, что мир, из которого они пришли, был совершеннее Земли; но так как тот мир должен был войти в новую фазу прогресса, а эти духи, по своему упорству не достигшие должной высоты, были бы на нём неуместны, представляя собой задержку общему выполнению Божественного плана, то они и были исключены из него, а другие оказались достойными их заместить.
Ссылая эту расу на планету труда и страдания, Бог имел основания сказать ей: "Ты будешь в поте лица своего снискивать себе пропитание." В Своём милосердии Он обещал послать им Спасителя, т.е. Того, Который должен был озарить им путь, чтобы они вышли из этого места несчастий, из этого ада и достигли блаженства избранных. Этого Спасителя Он послал им в лице Христа, преподавшего неведомый им закон любви и милосердия, долженствовавший стать для них истинным якорем спасения.
Также, в виду известного прогресса человечества, Высшие Духи, хотя и не имеющие высоких качеств Христа, время от времени воплощаются на Земле для исполнения каких-либо миссий, в то же время совершенствуясь сами.
§362. Без перевоплощения не имела бы смысла миссия Христа, а равно и обещание, данное Богом. Предположим, в самом деле, что душа каждого человека создаётся одновременно с рождённым телом, что она только появляется и исчезает на Земле; тогда нет уже никакой связи между теми душами, которые приходили от Адама до Рождения Христа, ни между теми, которые пришли после Христа; оне все совершенно чужды друг другу. Обещание Спасителя, данное Богом, не могло относиться к потомкам Адама, если души их ещё не были созданы. Для того, чтобы согласовать миссию Христа с обещанием Божьим, следовало, чтобы оно обращалось к одним и тем же душам. Если эти души вновь созданы, то не может быть на них греха прародителя, как родоначальника только телесного, а не духовного; иначе Бог создавал бы души, отягчённые грехом, который не мог перейти на них, так как оне ещё не существовали. Таким образом, общенародное учение о первородном грехе заключает в себе необходимость связи между душами времён Адама и времён Христа, а, следовательно, и необходимость перевоплощения. Скажите, что все эти души составляют часть колонии духов, сосланных на Землю во времена Адама, и что оне были заражены пороками, которые и вызвали их изгнание из лучшего мира, и у вас будет единственное рациональное объяснение первородного греха, который свойствен всякому и не есть результат ответственности за ошибку одного, которого они никогда не знали; скажите, что эти души, или духи, неоднократно возрождаются на Земле для телесной жизни ради очищения и прогресса и что Христос приходил просветить эти самые души не только за прежние жизни их, но и для будущих, и только тогда вы дадите его миссии реальную и глубокую цель, которая может быть принята разумом.
§363. Простой пример, поражающий по своей аналогии, заставит ещё лучше понять вышеизложенные принципы.
24 мая 1864г. фрегат "Ифигения" привёз в Новую Каледонию исправительную роту, состоящую из 291 человека. Командир роты издал по приезде следующий дневной приказ:
"Ступая на эту далёкую землю, вы поняли ту роль, которая вам назначается.
По примеру наших храбрых матросов, которых вы видите перед собой, вы поможете нам среди диких племён Новой Каледонии со славой нести факел цивилизации. Не правда ли, чудная и благородная миссия? Вы достойно исполните её.
Слушайтесь совета ваших начальников, я во главе их и требую, чтобы мои слова исполнялись.
Выбор ваших командиров, офицеров, унтер-офицеров и капралов есть верная порука тех усилий, которые будут положены на то, чтобы сделать из вас превосходных солдат, скажу больше, чтобы возвысить вас до высоты хороших граждан и превратить вас в уважаемых колонистов, если вы этого хотите.
Ваша дисциплина строга, таковою она и должна быть. Отданная в наши руки, она будет тверда и непоколебима, знайте это хорошо; но в то же время она будет справедливая и отеческая и сумеет отличить заблуждения от пороков и падений."
Вот люди, изгнанные за своё дурное поведение из цивилизованной страны и в наказание посланные к варварскому народу. Что говорит им начальник? - Вы нарушили законы нашей страны, вы были в ней причиной возмущений и вас изгнали; вас прислали сюда, но вы можете искупить ваше прошлое, трудом вы можете создать себе уважаемое положение и сделаться честными гражданами. У вас чудная миссия внести культуру этим диким племенам. Дисциплина будет строга, но справедлива, и мы сумеем отличить тех, которые будут вести себя хорошо. Ваша судьба в ваших руках; вы можете улучшить её, если хотите, потому что у вас есть свободная воля.
Этим людям, сосланным в среду дикарей, не кажется ли потерянным раем их родная страна, которую они потеряли через свои ошибки и возмущения против законов? И они не кажутся ли падшими ангелами в этой стране? Слова начальника не напоминают ли слова Бога, обращённые к сосланным на землю духам: "Вы ослушались Моих законов, и потому я изгнал вас из мира, где вы могли жить мирно и счастливо; здесь вы будете обречены на труды, но своим хорошим поведением вы можете заслужить прощенье, и снова вернуть утраченную вашими проступками родину, т.е. небо."
§364. На первый взгляд идея падения как будто противоречит принципу, что духи не регрессируют, но надо помнить, что речь и не идёт о возвращении к примитивному состоянию; дух, хотя и в более низком положении, не теряет ничего из приобретённого раньше, его умственное и нравственное развитие остаётся то же, какова бы ни была среда, где он помещён; он находится в положении светского человека, осуждённого на каторгу за какие-нибудь злодеяния; конечно, он лишён прав и с социальной точки зрения унижен, но он от того не становится ни глупее, ни невежественнее.
§365. Можно ли теперь допустить, что эти люди, посланные в Новую Каледонию, сразу преобразятся в образцы добродетели? Что они отрекутся вдруг от своих прежних заблуждений? Предположить это можно бы только, не зная человечества. По той же причине духи Адамовой расы, присланные на Землю изгнания, не тотчас же сбросили с себя свою гордость и дурные инстинкты, но долго ещё сохраняли свойственные их происхождению наклонности - признаки старой закваски; так не есть ли это первородный грех?

1 Всемирная выставка 1867 г. представила мексиканские древности, которые не оставляют никаких сомнений относительно сношений, существовавших между жителями этой страны и древними египтянами.
Г-н Леон Мешдэн в записке, прибитой к стене в мексиканском храме выставки, говорил следующее: "Не следовало бы публиковать прежде времени открытия, сделанные по истории человека последней учёной экспедицией в Мексику; между тем никто не препятствует тому, чтобы с сегодняшнего дня публика знала о тех исследованиях, которые обозначили большое число городов, стёртых временем, но которые с помощью заступа и огня могут быть вырыты из-под савана. Раскопки везде уже открыли три слоя различных культур, которые, кажется, придают американскому миру сказочную древность."
Таким образом, всякий день наука приходит разоблачать факты в доктрине, которая ограничивает появление человека на Земле 6000 лет, претендуя произвести его от одного родоначальника. (А.К.)
2 Когда мы публиковали в "Revue" за январь 1862г. статью с толкованием учения о падших ангелах, мы представили эту теорию лишь как гипотезу, не имея другого авторитета, кроме личного и, может быть, спорного, потому что нам не хватало тогда достаточно полного матерьяла для абсолютного утверждения; мы представили статью под заглавием "Опыт", имея в виду вызвать её проверку, с полной решимостью отказаться от неё или изменить её, если это будет нужно. В настоящее время эта теория выдержала испытание всемирного контроля; она не только была принята огромным большинством спиритов, как самая рациональная и наиболее согласуемая с верховной справедливостью Божьей, но была подтверждена общностью учений, сообщённых духами по этому вопросу. То же самое относительно происхождения Адамовой расы. (А.К.)

Глава Двенадцатая

МОИСЕЕВА "КНИГА БЫТИЯ"

Шесть дней - Потерянный рай

Шесть дней

§366. - "Глава I. - 1. В начале сотворил Бог небо и землю. - 2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. - 3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. - 4. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. - 5. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью: и стало так. - 8. И назвал Бог твердь небом, (и увидел Бог, что это хорошо). И был вечер, и было утро: день второй.
9. И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша; и стало так. (И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша). - 10. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями: и увидел Бог, что это хорошо. - 11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и подобию её), дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его по роду его на земле. И стало так. - 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его, на земле. И увидел Бог, что это хорошо. - 13. И был вечер, и было утро: день третий.
14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов. - 15. И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. - 16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; - 17. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, - 18. И управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. - 19. И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20. И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной (и стало так). - 21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу перистую по роду её: и увидел Бог, что это хорошо. - 22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. - 23. И был вечер, и было утро: день пятый.
24. И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов и гадов, и зверей земных по роду их: и стало так. - 25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их: и увидел Бог, что это хорошо.
26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями), и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. - 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. - 28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, (и над зверями), и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землёю), и над всяким животным, пресмыкающимся на земле. - 29. И сказал Бог: вот, Я дам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. - 30. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду), пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. - 31. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый.
Глава II.- 1. Так совершены небо и земля и всё воинство их. - 2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. - 3. И благословил Бог седьмый день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. - 4. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, - 5. И всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделания земли; - 6. но пар поднимался с земли, и орошал всё лице земли. - 7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою."
§367. После объяснения происхождения и созидания Вселенной, заключающихся в предыдущих главах нашей книги и согласных с данными науки, для матерьяльной стороны, и Спиритизма, для стороны духовной, было бы полезно вникнуть в текст "Книги Бытия" Моисея, чтобы всякий мог делать сравнения и судить на основании точных данных. Несколько дополнительных пояснений будут достаточны для того, чтобы осветить те части, которые нуждаются в особых разъяснениях.
§368. В некоторых пунктах, конечно, "Книга Бытия" замечательно согласуется с научной доктриной; но было бы заблуждением думать, что достаточно заменить шесть дней творения, состоящих из двадцати четырёх часов каждый, шестью неограниченными периодами, чтобы получить полную аналогию; не меньшим заблуждением было бы думать, что за исключением нескольких слов аллегорического смысла, "Книга Бытия" и наука шаг за шагом следуют одна за другой.
§369. Заметим прежде всего, как это было уже сказано (гл.VI, §168), что число шести геологических периодов произвольно, так как насчитывается более двадцати пяти весьма характерных формаций. Это число отмечает лишь самые важнейшие фазы; оно было принято в принципе лишь для того, чтобы возможно ближе подойти к библейскому тексту, в ту эпоху, - кстати, не очень отдалённую, - когда считали долгом контролировать науку библейскими текстами. Вот почему авторы большей части космогонических теорий силились примирить их со священным текстом, чтобы скорее быть принятыми. Когда наука оперлась на экспериментальную методу, она почувствовала себя сильней и эмансипировалась; теперь уже наука контролирует "Библию", а не наоборот.
С другой стороны, геология, точкой отправления которой служит гранитная (архейская) формация, не включает в число своих периодов примитивного состояния Земли. Она не занималась также Солнцем, Луной и звёздами, ни Вселенной в её совокупности, что подлежит астрономии. Чтобы войти в рамки "Книги Бытия", надо прибавить первый период, обнимающий собою тот порядок явлений, который можно было бы назвать периодом космическим.
Кроме того, потопный период не всеми геологами рассматривается как особый период, а скорее как факт переходный, кратковременный, который почти даже не изменил и климатического состояния земного шара и не отметил новой фазы в растительном и животном царствах, так как за немногими исключениями те же периоды находятся до и после потопа. И так можно, не удаляясь от истины, не принимать его в расчёт.
§370. Следующая сравнительная таблица, в которой изложены в кратких словах явления, характеризующие каждый из шести периодов, даёт возможность охватить всё целое и судить об отношениях и различиях, которые существуют между ними и библейской "Книгой Бытия".

"Книга Бытия": 1-й день. Небо и земля. Свет.
Наука: I. Период космический, или астрономический. Скопление всемирной космической материи в одной точке пространства в туманное пятно, давшее начало через сгущение материи в различных пунктах звёздам, Солнцу, Земле, Луне и всем планетам. - Примитивное флюидическое и раскалённое состояние Земли. - Необъятная атмосфера, пропитанная парами всех вод и веществ, способных улетучиваться.

"Книга Бытия": 2-й день. Небесная твердь. - Отделение вод, находящихся над твердью, от тех, которые под твердью.
Наука: II. Первичный период. Отвердевание поверхности земного шара через охлаждение. - Образование гранитных наслоений. Атмосфера сгущённая и раскалённая, непроницаемая для солнечных лучей. - Постепенное сгущение воды и плотных материй, улетученных в воздух. - Отсутствие какой бы то ни было органической жизни.

"Книга Бытия": 3-й день. Воды, находящиеся под твердью, собираются вместе; появляется суша. - Земля и моря. - Растения.
Наука: III. Переходный период. Воды покрывают всю поверхность земного шара. - Первый слой водных осадков. - Атмосфера жаркая и сырая. - Солнечные лучи начинают прорезать туманную атмосферу. - Первые организованные существа самого зачаточного строения. - Лишаи, мхи, папоротники, плавуны, растения травянистые. Колоссальная растительность. Первые морские животные: зоофиты, полипы, ракообразные. - Каменноугольные пласты.

"Книга Бытия": 4-й день. Солнце, луна и звёзды.
Наука: IV. Вторичный период. Слегка бугроватая поверхность земли; воды неглубокие и болотистые. Температура менее раскалённая; атмосфера более чистая. Значительные толщи известняков на дне морей. Менее колоссальная растительность. - Новые породы; деревянистые растения; первые деревья. - Рыбы; большие водяные пресмыкающиеся и амфибии.

"Книга Бытия": 5-й день. Рыбы и птицы.
Наука: V. Третичный период. Сильное поднятие суши; образование континентов. Собрание вод в низких местах; образование морей. - Очищенная атмосфера; температура, приближающаяся к современной. - Гигантские наземные животные. Растения и животные современные. Птицы.

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
"Книга Бытия": 6-й день. Животные. - Человек.
Наука: VI. Период послепотопный, или современный. Наносная земля. - Растения и животные современные. - Человек.

§371. Первое следствие, вытекающее из вышеприведённой сравнительной таблицы, есть то, что творение каждого из шести дней не соответствует в строгой степени, как думают многие, каждому из шести геологических периодов. Наиболее замечательное совпадение заключается в последовательности органических существ и появлении человека последним; это факт очень важный.
Также есть совпадение, хотя и не в цифровом порядке периодов, но по самому существу дела в том месте, где говорится, что в третий день "воды под твердью собрались в одно место и появилась суша". Это выражение того, что произошло в третичном периоде, когда плотная кора, приподнимаясь, открыла континенты и вытесненные сушей воды составили моря. Тогда только и появились сухопутные животные, согласно геологии и согласно Моисею.
§372. Когда Моисей говорит, что Творение было кончено в шесть дней, разумел ли он дни в двадцать четыре часа каждый или же он понимал это слово в смысле периода, продолжительности? Первое предположение вероятнее, если сослаться на самый текст, прежде всего потому, что таков собственный смысл еврейского слова yom, в переводе - "день"; потом подробное обозначение вечера и утра, ограничивающее каждый из шести дней, даёт право предполагать, что он хотел сказать о дне обыкновенном. На этот счёт не остаётся сомнения, когда он говорит в стихе 5: "Он назвал свет днём, а тьму ночью; и был вечер и было утро, день первый". Это очевидно относится только ко дню в двадцать четыре часа, разделённому светом и тьмой. Смысл ещё точнее, когда он говорит в ст. 17 о солнце, луне и звёздах: "И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И был вечер, и было утро, день четвёртый."
К тому же всё в творении было чудесно, а если стать на путь чудес, то легко можно поверить, что Земля сотворена в шесть раз взятые двадцать четыре часа, особенно при незнании первейших законов Природы. Это верование совершенно разделялось всеми культурными народами до того момента, когда геология с фактами в руках пришла показать его невозможность.
§373. Один из тех пунктов "Книги Бытия", который наиболее подвергся критике, это сотворение солнца после света. Его пытались объяснить на основании данных самой геологии, говоря, что в первое время своего образования земная атмосфера была отягчена густыми и непрозрачными парами, не позволявшими видеть Солнца, которое в те времена не существовало для Земли. Это рассуждение было бы допустимо, если бы в ту эпоху были жители, могущие судить о присутствии или отсутствии Солнца; но, по словам самого Моисея, тогда не было ничего, кроме растений, которые однако не могли бы расти и размножаться без влияния солнечного жара.
Очевидно есть анахронизм в порядке творения Солнца, означенном Моисеем; но, намеренно или нет, он не ошибся, сказав, что свет предшествовал Солнцу.
Солнце не есть начало всемирного света, а только концентрация в одном пункте светового элемента, иначе говоря, флюидов, которые в известных случаях приобретают световые свойства. Эти флюиды, как причина, необходимо должны были предшествовать Солнцу, которое есть только следствие. Для того света, который оно распространяет, Солнце есть причина, но по отношению к тому, который оно получило, оно есть следствие.
Свечка, зажжённая в тёмной комнате, есть маленькое солнце. Что сделали для того, чтобы зажечь свечку? Развив осветительные свойства световых флюидов, сосредоточили их в одной точке; свеча есть причина распространённого в комнате света, но если бы световое начало не существовало прежде свечи, она не могла бы быть зажжена.
То же самое и с Солнцем. Заблуждение состоит в ложном понятии, в котором долго пребывали, что вся Вселенная началась одновременно с Землёй; потому и не понимали, что Солнце могло быть создано после света. Теперь известно, что прежде нашего Солнца и нашей Земли существовали миллионы солнц и земель, и, следовательно, пользовались светом. Итак, утверждение Моисея, в принципе, правильно; оно неверно в том, что создаёт Землю прежде Солнца; Земля, подчинённая Солнцу в своём движении, должна бы быть созданной после него. Этого-то и не мог знать Моисей, так как ему неизвестен был закон тяготения.
Та же мысль встречается в "Книге Бытия" древних персов. В первой главе "Зендавесты" Ормузд, повествуя о происхождении мира, говорит: "Я создал свет, который засветил солнце, луну и звёзды." Здесь форма несомненно яснее и научнее, чем у Моисея и не нуждается в комментариях.
§374. Очевидно, Моисей разделял самые примитивные космогонические верования. Как и его современники, он верил в плотность небесного свода и в небесные водные вместилища. Эта мысль выражена без аллегории и двусмысленности в следующем месте (стих 6 и след.): "Бог сказал: "Да будет твердь небесная посреди воды, да разделит она одне воды от других." Бог сотворил твердь небесную, и она отделила воды над твердью от тех, которые были под твердью." (Гл.V, Системы древнего и современного мира, §§143, 144, 145.)
Старинное верование заставило рассматривать воду, как первоначальный производящий элемент; так же Моисей не говорит ничего о создании вод, которые, казалось, уже существовали. "Тьма покрывала бездну", т.е. глубину пространства, которое воображение смутно представляло себе заполненным водами и во тьме, бывшей до создания света; вот почему Моисей говорит: "Дух Божий носился над водами." Если, как думали, земля была сотворена среди вод, то надо было её отделить; таким образом предположили, что Бог сотворил небесную твердь или плотный свод, который отделил небесные воды от земных.
Чтобы понять некоторые части "Книги Бытия", необходимо перенестись на точку зрения космогонических идей того времени, которых она служит отражением.
§375. Со времён успехов физики и астрономии подобная доктрина не может быть поддержана. 1 Тем не менее Моисей приписывает эти слова Самому Богу; а так как они явно означают неверный факт, что-нибудь одно из двух: или Бог ошибся в повествовании, которое Моисей приписывает Ему, или это повествование не есть откровение Божие. Так как нельзя принять первого предположения, то следует заключить, что Моисей выражал свои собственные мысли. (Гл.I, §3.)
§376. Моисей ближе к правде, когда говорит, что Бог сотворил человека из земли. 2 Наука показывает нам в самом деле (гл.X), что тело человека состоит из элементов, взятых из неорганической материи, иначе говоря, из земли.
Жена, созданная из ребра Адама, есть аллегория, пустая повидимому, если её понимать буквально, но глубокая по смыслу. Она имеет целью показать, что природа женщины и мужчины одинакова, что она, следовательно, равная ему перед Богом, а не особенное творение, созданное для порабощения. Вышедший из его собственного тела образ равенства поражает гораздо более, чем из той же земли; он говорит человеку, что жена равна ему, а не раба, что он должен любить её, как часть самого себя.
§377. Для некультурных умов, не имеющих никакого понятия о важнейших законах, умов, неспособных охватить целое и понять бесконечность, это чудесное и моментальное творение имело что-то фантастическое, поражающее воображение. Картина Вселенной, в несколько дней вызванной из ничего, одним актом творческой воли, была для них знаком величайшего могущества Божия. В самом деле, может ли быть более высокое и поэтическое изображение могущества, как эти слова: "Бог сказал: да будет свет! И стал свет." Бог, создающий Вселенную медленным и постепенным выполнением законов Природы, показался бы им менее великим и могущественным; им надо было что-нибудь чудесное, выходящее из обыкновенных путей, иначе они сказали бы, что Бог не искуснее людей. Они остались бы холодны и равнодушны к теории сотворения мира научной и подтверждённой доказательствами.
Не станем же отбрасывать "Книгу Бытия"; станем, напротив, изучать её, как изучают историю детства народов. Это эпопея, богатая аллегориями, скрытый смысл которых надо искать, которые надо комментировать и объяснять при свете разума и науки. Выставляя всю её поэтическую красоту, все её поучения, скрытые под завесой образных форм, надо напрямик объяснять её заблуждения в интересах самой религии. Её ещё больше будут почитать, когда эти заблуждения не будут предписываться вере, как истины, и Бог предстанет в ещё большем величии и могуществе, когда имя Его не будут примешивать к вымыслам.

Потерянный рай

§378. Глава II. - "8. И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. - 9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
15. И взял Господь Бог человека (которого создал), и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его, и хранить его. - 16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; - 17, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь."
§379. Глава III. - "1. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? - 2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть. 3. Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы нам не умереть. 4. И сказал змей жене: нет, не умрёте; - 5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. - 6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
8. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: (Адам), где ты? - 10. Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг и скрылся. - 11. И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого я запретил тебе есть? - 12. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. - 13. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. - 15. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою.
17. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. - 18. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. - В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься.
20. И нарёк Адам имя жене своей: Ева, 3 ибо она стала матерью всех живущих.
21. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их. - 22. И сказал Господь Бог: вот Адам стал, как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни."
§380. Аллегория часто под видом ничтожных и даже смешных образов, скрывает великие истины. Есть ли более нелепая сказка, как Сатурн, бог пожирающий камни, которых он принимает за своих детей? Но вместе с тем такая глубокая и правдивая философия в этом символе, если поискать его нравоучительный смысл! Сатурн - олицетворение времени; так как всё в мире есть создание времени, он отец всего существующего, но всё разрушается также временем. Сатурн, пожирающий камни, есть эмблема разрушения временем самых твёрдых тел, его детей, которые были созданы временем. И кто по этой аллегории избегает разрушения? Юпитер, эмблема высшего разума, духовного принципа, не подлежащего разрушению. Этот образ так правдив, что в современном языке, не намекая даже на древний миф, говорят о вещах повреждённых, что оне уничтожены временем.
На самом деле вся языческая мифология есть не что иное, как обширная аллегория всевозможных, хороших и дурных сторон человечества. Для тех, кто ищет в них смысл, это полный курс самой высокой мудрости, как и в наших современных баснях. Заблуждение состояло в том, что форму принимали за сущность.
§381. То же самое и с "Книгой Бытия", где следует понимать великие моральные истины под видом матерьяльных образов, которые были бы так же нелепы, если бы их принять слово в слово, как и в наших баснях диалоги и сцены, приписанные животным.
Адам - это олицетворение человечества, проступок его представляет человеческую слабость, преобладание в нём матерьяльных инстинктов, которым оно не умеет сопротивляться. 4
Древо жизни есть эмблема жизни духовной; древо познания добра и зла - это эмблема человеческой совести, которую человек приобретает, развивая свой разум, а также эмблема свободы воли, в силу которой он выбирает между добром и злом. Она отмечает тот момент, когда человек, перестав руководиться одним инстинктом, становится обладателем своей свободы и ответственным в своих поступках.
Библейский плод есть эмблема матерьяльных желаний человека, аллегория вожделений; под одной и той же фигурой здесь резюмируются поводы увлечения злом; плод этот растёт посреди сада наслаждений, чтобы показать, что соблазн находится среди самых удовольствий, и напоминает человеку, что перевес, который он даёт матерьяльным радостям, привязывает его к земле и удаляет его от духовного наслаждения. 5
Смерть, угрожающая ему, если он нарушает данное ему запрещение, предупреждает о тех последствиях, физических и моральных, которые ведут за собой нарушения законов Божьих, начертанных в совести человека. Очевидно, что здесь идёт речь не о смерти телесной, потому что Адам после проступка своего жил ещё очень долго, а, конечно, о смерти духовной, иначе говоря, о потере тех благ, которые получаются от морального развития; образом этой духовной смерти служит изгнание из райского сада.
§382. В настоящее время библейский змей далеко не представляет собою эмблемы хитрости; таким образом, не по отношению к характеру, а по отношению к форме, это есть намёк на вероломство злых советов, которые скользят, как змея, и потому часто не возбуждают недоверия. К тому же, если змей был осуждён пресмыкаться по земле за то, что он обманул жену, это значило, что прежде у него были ноги; но тогда он уже не был змеем. Для чего же наивной вере детей выставлять за истину столь очевидные аллегории, которые, извращая их суждения, заставляют их позднее смотреть на "Библию", как на сплетение абсурдных сказок?
Следует заметить, кроме того, что еврейское слово "nahasch", переведённое словом "змей", производится от корня "nahasch", что означает: делать чары, угадывать скрытые предметы, и может означать: волшебник, угадыватель. Это слово с тем же пониманием встречается в "Книге Бытия", гл.XLIV, ст.5 и 15 по поводу чаши, которую Иосиф велел положить в мешок Вениамина: "Не та ли это, из которой пьёт господин мой? И он гадает (nahasch) на ней. 6 Худо это вы сделали." "Иосиф сказал им: что вы сделали? разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно, угадает (nahasch)." В "Книге Чисел", гл.XXIII, ст.23: "Нет волшебства (nahasch) в Иакове и нет ворожбы в Израиле."
Следовательно, слово nahasch могло также получить значение змея, пресмыкающегося, которого волшебники очаровывали или пользовались им в своих волшебствах.
И только в переводе Семидесяти, - которые, по Гудсону, исказили еврейский текст во многих местах - написанном по-гречески во втором веке до Рождества Христова, слово "nahasch" было переведено словом "змей". Неточности этого перевода, без сомнения, происходят вследствие изменений, которым подвергался еврейский язык в различные промежутки; так, мёртвый еврейский язык времён Моисея отличался от обыкновенного еврейского языка, равно как и древний греческий и литературный арабский от современного греческого и арабского. 7
Итак, весьма вероятно, что Моисей разумел под обольстителем жены возбуждаемое Духом волшебства любопытное желание узнать сокрытое, что согласуется с первоначальным понятием слова "nahasch", - "угадывать"; и в другой части со следующими словами: "Богу известно, что если вы будете вкушать эти плоды, вы прозреете и будете, как боги."
Не надо забывать, что Моисей хотел уничтожить у евреев дар волшебства по примеру египтян, о чём свидетельствует его запрещение вопрошать мёртвых и Духа волшебства. (См. "Рай и Ад в разъяснении Спиритизма", гл.XII.)
§383. Место, где говорится: "И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня", есть наивный и ничего не говорящий образ, который критика не преминула выставить на вид; но в нём нет ничего, что могло бы удивить, если вспомнить какую идею о Боге создавали себе евреи примитивных времён. Для этих слабых умов, неспособных понять мысли отвлечённой, Бог должен был облечься в конкретные формы, и они относили всё к человечеству, как к единственно знакомому центру. Поэтому Моисей говорил с ними, как с детьми, в осязательных образах. В данном случае это было олицетворение высшего могущества подобно тому, как язычники олицетворяли в аллегорических фигурах добродетели, пороки и абстрактные идеи. Позднее люди освободили идею от формы, как ребёнок, ставший юношей, ищет морального смысла в тех сказках, которыми его усыпляли в детстве. Итак, следует рассматривать это место как аллегорию Божества, лично наблюдающего за Своими творениями.
§384. Если проступок Адама буквально состоит в том, что он съел плод, то несомненно, что по своему ничтожеству проступок сей не мог бы оправдать той строгости, с какою он был наказан. Нельзя также принять и того факта, который здесь обыкновенно подразумевается; или же Бог, рассматривая этот проступок как непростительное преступление, осудил бы Своё собственное творение, потому что Он создал человека с тем, чтобы он размножался. Если бы Адам в этом смысле понял запрещение есть плоды и повиновался бы этому в точности, - где было бы человечество и все планы Создателя?
Бог не создавал Адама и Еву для того, чтобы они были одни на Земле; доказательство в самых словах Его, обращённых к ним тотчас по сотворении, когда они ещё были в земном раю: "И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и властвуйте над нею." (Гл.I, ст.28.) Так как размножение человека было законом ещё в земном раю, - его изгнание не может иметь причиной предположенный факт.
Это предположение основывается на чувстве стыда, которым Адам и Ева были охвачены при виде Бога и которое заставило их спрятаться. Но самый этот стыд есть образ посредством сравнения; он символизирует смущение, которое испытывают все виновные в присутствии того, кого они оскорбили.
§385. Но, в конце концов, что же это был за грех, такой важный, что он мог поразить осуждением на вечные времена всех потомков того, кто его совершил? Каин, братоубийца, был не так строго наказан. Ни один богослов не мог логически разрешить этого вопроса, потому что все они, придерживаясь буквы, вращались в ложном кругу.
В настоящее время нам известно, что этот грех состоит не в изолированном акте, принадлежащем одному лицу, но что он содержит в себе под видом единичного аллегорического факта, собрание всех преступлений, в которых могло быть виновно ещё несовершенное земное человечество; преступлений, которые резюмируются в словах: нарушение закона Божия. Вот почему преступление первого человека, изображающего всё человечество, в свою очередь символизируется актом непослушания.
§386. Говоря Адаму, что он будет в поте лица своего добывать себе пропитание из земли, Бог символизирует обязательность труда; но почему Он из этого труда делает наказание? Что было бы из человеческого разума, если бы он не развивался работой? Что сталось бы с землёй, если бы она не была оплодотворена, преобразована, оздоровлена разумным трудом человека?
Сказано (гл.II, ст.5 и 7): "...ибо Господь не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли... И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою."
Эти слова, сопоставленные со следующими: наполняйте землю, свидетельствуют о том, что человек от самого начала своего был предназначен заселять всю землю и обрабатывать её, и, кроме того, что рай не был местом, ограниченным в одном уголке земного шара. Если возделывание земли должно было быть последствием прегрешения Адама, то из этого вытекало бы, что если бы Адам не грешил, земля осталась бы невозделанной и Божьи планы без исполнения.
Почему Он сказал жене, что она будет в болезни "родить чада своя"? Каким образом болезненные роды, которые суть следствие организма, могут быть наказанием? Почему является возмездием то, что сообразно с законами Природы? Этого богословы ещё не объяснили и не объяснят, пока не сойдут с той точки зрения, на которой они утвердились; и, тем не менее, эти слова, которые кажутся таким противоречивыми, могут быть оправданы.
§387. Заметим сперва, что если в пору создания Адама и Евы души их были вызваны из ничего, как учит Церковь, они должны были быть неопытными во всём; они не должны были бы знать, что такое смерть. Так как они были одни на Земле, они не видали никого умирающим во всё время пребывания в земном раю; как же могли они понять, в чём состояла угроза смерти, с которой Он обратился к ним? Как Ева могла понять, что рождение детей в болезнях есть наказание, так как она, впервые рождённая для жизни, не имела детей и была единственной женщиной в мире?
Таким образом, слова Божьи не могли иметь смысла для Адама и Евы. Едва вызванные из небытия, они не должны были знать, как и для чего появились; они не должны были понимать ни Создателя, ни цели данного им запрещения. Не имея ни малейшей опытности в условиях жизни, они грешили, как дети, которые поступают не рассуждая. Это делает ещё более непонятной ужасную ответственность, тяготеющую на них и на всём человеческом роде.
§388. То, что ставит в тупик теологов, объясняется Спиритизмом рационально и без затруднений посредством предыдущего существования душ и множественности воплощений; это закон, без которого всё в жизни человека есть тайна и аномалия. В самом деле, допустим, что Адам и Ева жили уже раньше, тогда всё ясно: Бог обращается к ним уже не как к детям, но как к существам, способным Его понять, - и которые понимают Его на самом деле, - явное доказательство приобретённого раньше развития. - Допустим, кроме того, что они жили в более совершенном и менее матерьяльном мире, чем наш, где работа духовная заменяет матерьяльную, что через своё сопротивление закону Бога, символизированному ослушанием, они были исключены из него и в наказание сосланы на Землю, где человек вследствие природы земного шара, принуждён работать физически, Бог имел основание сказать им: "В том же мире, где вы отныне будете жить, вы будете в поте лица снискивать себе пропитание", и сказать жене: "В болезнях будешь родить чада своя", потому что таковы условия этого мира. (Гл.XI, §347 и след.)
Итак, земной рай, следы которого напрасно искали на Земле, есть символ счастливого мира, где жил Адам, или, вернее, та раса духов, которую он олицетворяет. Изгнание из рая обозначает тот момент, когда эти духи пришли воплотиться в обитателей Земли, и происшедшие от этого изменения. Ангел с огненным мечом у райского входа символизирует невозможность для духов из низших миров проникнуть в высшие прежде, чем они заслужат их своим совершенствованием. (См. последующ. XIV гл., §418 и след.)
§389. "И сказал Каин Господу (Богу): наказание моё больше, нежели снести можно: - вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьёт меня. - И сказал ему Господь (Бог): за то всякому, кто убьёт Каина, отомстится всемеро. И сделал Господь (Бог) Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. - И пошёл Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Эдема. - И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город (vaiehi bone); и назвал город по имени сына своего: Енох." (Гл.IV, ст.13-17.)
§390. Буквальный смысл "Книги Бытия" приводит к следующим заключениям. Адам и Ева были одни в мире после изгнания их из рая; дети, Каин и Авель, явились у них только позднее. Таким образом, Каин, убив своего брата и бежавши в другую страну, не видал более ни отца, ни матери, которые вновь остались одни; и лишь спустя долгое время, когда Адаму было 130 лет, у него родился третий сын Сиф, после которого он жил ещё по библейской генеалогии 800 лет и имел дочерей и сыновей. Когда же Каин пришёл поселиться на востоке от Эдема, на земле не было никого, кроме трёх лиц: его отца, матери, и его самого. Однако у него была жена и ребёнок; какова была эта жена и где он её мог взять? Еврейский текст гласит: "он жил, строив город", а не "построив город", что означает действие в настоящем, а не в прошедшем; но город предполагает жителей, так как нельзя думать, чтобы Каин построил его для себя, своей жены и ребёнка, или, чтобы он строил его совершенно один!
Таким образом, из этого же самого рассказа следует заключить, что страна была заселена; но это не могли быть потомки Адама, так как в то время у него не было никого, кроме Каина.
Присутствие других обитателей доказывают также следующие слова: "Я буду скитаться в бегстве и всякий, кто найдёт меня - убьёт", а также данный ему Богом ответ. Кем мог он опасаться быть убитым и к чему тогда знак, положенный на него Богом ради предостережения, если он не должен был никого встречать? Если же, кроме семьи Адама, были на Земле другие люди, значит они были там прежде него; отсюда вытекает следствие, взятое из самого текста "Книги Бытия", что Адам не есть ни первый, ни единственный прародитель человеческого рода. (Гл.XI, §388.) 8
§391. Нужны были знания, которые принёс Спиритизм, об отношениях духовного начала к матерьяльному, о природе души, о сотворении её в простоте и неведении, о соединении её с плотью, о её бесконечном прогрессивном шествии через последовательные существования и различные миры, составляющие также ступени на пути совершенствования; о постепенном освобождении её от материи при помощи свободной воли, этой причине её дурных или добрых наклонностей и способностей, о феномене рождения и смерти, о состоянии духа в промежутках между воплощениями, наконец о будущем, составляющем цель её стараний совершенствоваться и её постоянства в добре, - всё это нужно было для того, чтобы бросить свет на духовную сторону Бытия.
Благодаря этому свету человек знает теперь, откуда и куда он идёт, для чего он на земле и почему он страдает; он знает, что его будущее в его руках и что продолжительность земной неволи зависит от него самого. "Книга Бытия", выйдя из рамок скудной аллегории, представляется ему во всём величии Божьей справедливости. Рассматриваемая с этой точки зрения "Книга Бытия" рассеет и победит неверие.

1 Как ни грубо заблуждение подобного верования, тем не менее и в наши дни ещё убаюкивают им детей, как священной истиной. И лишь только с трепетом осмеливаются преподаватели делать робкие попытки к его объяснению. Как же хотят, чтобы это позднее не создавало неверующих? (А.К.)
2 Еврейское слово haadam - "человек", откуда сделали Адам, и слово haadama - "земля", имеют один и тот же корень. (А.К.)
3 жизнь (А.К.)
4 В настоящее время хорошо известно, что еврейское слово haadam не есть имя собственное, но означает человека вообще, человечество, что разрушает всё здание, воздвигнутое на личности Адама. (А.К.)
5 Ни в каком тексте плод не обозначается яблоком; это слово встречается только в детских рассказах. В еврейском тексте слово "peri" имеет то же значение, что и во французском, без определения вида и может быть принято в смысле матерьяльном, моральном, аллегорическом, в собственном и в переносном. У израильтян не встречается на этот счёт никакого обязательного толкования; если слово имеет несколько значений, всякий понимает его, как хочет, лишь бы толкование согласовывалось с грамматикой. Слово "peri" переведено по-латыни словом "malum", которое одинаково относится к яблокам, как и ко всем видам плодов. Оно производится от греческого "melon", причастие глагола "melo" - интересовать, заботиться, привлекать. (А.К.)
6 Этот факт наводит на мысль, что проявление медиумизма в стакане с водой было известно египтянам. (А.К.)
7 Слово "nahasch" существовало в египетском языке со значением "негр", вероятно, потому, что негры имели дар волшебства и угадывания. Оттого, вероятно, и сфинксы у ассирийцев были изображены с лицами негров. (А.К.)
8 Эта мысль не нова. Лапейрер, учёный теолог семнадцатого века, в своей книге "Preadamites", написанной по-латыни и напечатанной в 1635г., взял из самого оригинала Библейского текста, изменённого переводами, очевидное доказательство, что Земля была заселена прежде появления Адама. В настоящее время это мнение принято многими просвещёнными духовными лицами. (А.К.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных