Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 3. Подробное изучение храма




Этот храм своими неповторимым видом на первый взгляд может показаться стоящим как бы изолировано от остальных произведений древнерусского зодчества, в частности московского. На самом деле это не так, потому что, по справедливому замечанию Забелина, Покровский собор является «типическою чертой самой Москвы, особенною чертою самобытности и своеобразия каким Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы». Эта типичность или «своенародность», Покровского собора объясняется тем, что он как памятник строительного искусства не посредственно связан со всем предшествующим развитием русского как каменного, так и деревянного зодчества.

И.Е. Забелин первый высказал мысль о том, что «в деревянном зодчестве обработка круглой, то есть многогранной шатровой, формы с течением времени достигла того, что эта форма, как красивейшая по народным понятиям, была усвоена и каменным, то есть собственно кирпичным зодчеством. Уже в XV веке в Новгородском Хутынском монастыре была построена каменная шатровая церковь Варлаама, до нас не дошедшая. Особенно распространились шатровые храмы в первой половине XVI столетия, именно в Москве».

Декоративный смысл шатрового покрытия ясно выражается в том, что внутри шатровый храм обычно имеет невысокий плоский потолок. Мнение, будто такие низкие потолки стали устраиваться с исключительной целью сохранения тепла от печей, едва ли соответствует действительности, т.к из старинных описаний шатровых церквей явствует, что подобные плоские перекрытия существовали еще до устройства в церквах (а тем более деревянных) печного отопления.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что Покровский собор был, воздвигнут в Китай – городе, а не в кремле. Объяснять это недостатком места в последнем, конечно, не приходится.

Необходимо упомянуть, что изображение собора очень популярно на изделиях из папье – Маше. На них (обычно на черном фоне крышек шкатулок) тонко кистью мастеров – кустарей, если и не всегда с полным соблюдением всех архитектурных деталей, то во всяком случае почти всегда художественно и правдиво воспроизводится в красках это величашее произведение русского народного искусства.

Покровский собор представляет собою вершину всего предшествующего развития древнерусского зодчества. Его композиция, архитектурные формы и детали были обусловлены всем развитием русского национального искусства, архитектуры. В применении декоративных мотивов строители собора допустили величайшую свободу, подчинив изумительное разнообразие деталей гармоническому единству целого.

Отличительной чертой архитектурной композиции Покровского собора является большая концентрированность его башен, так тесно поставленных на очень небольшой площадке, что занятое церквами собора пространство предельно насыщено объемами башен. Последние не могли разместиться на отведенном для них месте, рядом с друг другом, вследствие чего они как бы взаимно друг в друга проникают и ярусами громоздятся друг на друге. Это делает Покровский собор еще больше похожим на изображение городов и сложных по форме храмов на иконах, фресках и миниатюрах и связано с внедрением в архитектурную композицию идущей от живописи изобразительности и нереалистического условного пространства иконы. Вместе с тем благодаря физической тесноте расположения башен Покровского собора, художественно претворенной в образ огромного богатства форм, здание говорит с нами на своем особом языке лаконичных, но в высшей степени выразительных знаков.

Архитектурный образы глубоко проникают собой представления и мысли людей XVI века на Руси. Это связано со строгой архитектоничностью той эпохи русской культуры, в которой строительство новой государственности и новой жизни занимает центральное место. Человек постоянно сравнивается со зданием, божество – с его строителем. Развивая заимствованное из священной легенды сравнение с глиняным сосудом и горшечником, русские люди XVI века говорят об ограниченности и ничтожестве человека, сравнивая человека с постройкой, а божество – с архитектором. Это показывает, насколько выше люди XVI столетия ценили творчество зодчих по сравнению с построенным зданием, а в этом последнем – его содержание по сравнению со зданием как вещью, как формой. В приведенном обращении митрополита Филиппа к Ивану Грозному, явившемуся в успенский собор в шутовской одежде, имеются следующие слова: «…кому поревновал сицевым образом своего здания доброту изменил еси». Зиновский Отенский писал: «…человек убо пречестное божие здание есть».

Покровский собор задуман как «икона» божества, как «воображение» божественных сил. В этом отношении основоположным являются идеи Троицы и Богоридицы, которым Покровский собор был посвящен на различных этапах своего существования. После возвращения Грозного из Казанского похода был сооружен каменный храм Троицы, а вокруг него были расставлены семь деревянных церквей. Вся группа храмов, составляющая единое целое, была посвящена, вследствие господствующего значения центральной церкви, Троицы. При возведении существующего до настоящего времени каменного собора он был посвящен Покрову, т.е. Богоматери, а церковь Троицы стала восточным приделом храма.

Заключение:

Храм Василия Блаженного является выдающимся мемориальным сооружением, воздвигнутым в честь окончательной победы над Казанским и Астраханским ханствами в середине XVI века, в эпоху яркого расцвета русской архитектуры.

В архитектуре храма, рассматривая отдельные главные элементы, мы не встретим форм, ранее не известных русским зодчим.

Особенностью архитектуры храма являются пластичность обработки стен, разнообразие декоративных форм и орнаментов.

Архитектура храма Василия Блаженного, созданная по конкретному историческому случаю, не имела прямых повторений. Ни один светский или церковный феодал не мог бы построить в своем владении архитектурный памятник, подобный по своему идейно – художественному звучанию Василию Блаженному. Но значение архитектуры храма Василия Блаженного для своего последующего развития русской архитектуры было очень велико.

Считаю, что храм Василия Блаженного очень интересен.

· В какой то степени необычен.

· Привлекает к себе огромное внимание как по месту нахождения так и по архитектуре.

· Очень отличается от других древнерусских храмов.

 

 

Список литературы:

1. Брунов Н.И., Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор, Москва 1988

2. Снегирев В.Л., Памятник архитектуры. Храм Василия Блаженного, Москва 1953

3. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=7265

 

Приложение:

 

План Василия Блаженного

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных