Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Примерные тестовые задания для контрольной работы (аудиторной)




№ 1

Укажите, какой группе индоевропейской семьи принадлежат языки

 

испанский   1. Славянская группа 2. Германская группа 3. Романская группа
русский  
французский  
польский  
итальянский    

 

№ 2

Укажите, к какой семье принадлежат языки

 

английский   1. Индоевропейские языки 2. Тюркские языки 3. Угро-финские (финно-угорские) языки 4. Тунгусо-маньчжурские языки
немецкий  
французский  
татарский  
эстонский  
русский  

 

№ 3

В свободной клетке рядом с дефиницией укажите соответствующий ей термин, выбрав нужный ответ в правой части.

 

Языки, в которых формы слова образуются не путем изменения флексии, а путем механического присоединения стандартных аффиксов к неизменяемым основам или корням.     1. Аморфные (корневые, изолирующие) языки   2. Синтетические языки   3. Агглютинативные языки   4 Инкорпорирующие (полисинтетические) языки   5. Аналитические языки  
Языки, у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения (падежа, числа, лица, времени и т.д.) выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов.    
Языки, в которых грамматические значения (отношения между словами в предложении) выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения.    

№ 4

В свободной клетке рядом с дефиницией укажите соответствующий ей термин, выбрав нужный ответ в правой части.

 

Субстрат       1. Язык отдельных социальных групп, сообществ, искусственно создаваемый с целью языкового обособления (иногда “потайной” язык), отличающийся главным образом наличием слов, непонятных людям непосвященным.   2. Разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью.   3. Нормированный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т. д.   4. Язык, вышедший из употребления и сохраняющийся в письменных памятниках, в виде исключения также в регламентированном употреблении.   5. Деятельность человека, использующего средства языка для создания текста с целью общения, сообщения и/или воздействия.   6. Язык местного населения, вытесненный языком пришельцев, но оказавший влияние на него.
Диалект    
Речь      
Мёртвый язык      

 

№ 5

В свободной клетке рядом с дефиницией укажите соответствующий ей термин, выбрав нужный ответ в правой части.

 

Грамматическая форма слова     1. Составная форма, образуемая сочетанием служебного и знаменательного слов. 2. Простая форма, образованная путем слияния основы и формообразующих аффиксов и флексии. 3. Формы одного и того же слова, образованные от разных корней или основ. 4. Совокупность однородных грамматических значений. 5. Абстракт­ное значение слова, отвлечённое от его лексического значения и свойственное целому классу словесных форм. 6. Единство грамматического значения и способа его выражения. 7. Морфонологический состав основы, указывающий па мотивированную связь ее звучания с данным значением.
Супплетивные формы слов    
Аналитическая форма слова    
Синтетическая форма слова    

№ 6

В свободной клетке рядом с дефиницией укажите соответствующий ей термин, выбрав нужный ответ в правой части.

 

Синтагматика       4. Рассмотрение единиц языка как совокупности структурных единиц, связанных отношениями противопоставления, но сопоставляемых друг с другом, включение их в ряды “по вертикали” — столбики (падежные формы одного склоняемого слова или личные формы одного глагола, один и тот же корень в разных аффиксальных окружениях, ряд позиционно чередующихся звуков).   5. Исследование языка, заключающееся в последовательном разделении текста на все менее протяженные соположенные единицы, которые сосуществуют, сочетаются между собой, но отличаются одна от другой; включение их в ряды “по горизонтали” (слово в пределах высказывания, морфема в пределах слова, звук в пределах звукосочетания).
Парадигматика      

 

 

№ 7

В свободной клетке рядом с дефиницией укажите соответствующий ей термин, выбрав нужный ответ в правой части.

 

Семиотика     1. Отрасль языкознания, ограничивающая предмет своего исследования внутренними соотношениями и связями в системе языка в отвлечении от таких проблем, как взаимоотношения языка и мышления, связь языка с обществом и т. п.   2. Совокупность групп (ветвей) языков, сходство которых объясняется общностью происхождения.   3. Раздел языкознания, изучающий значения слов и выражений и изменения этих значений.   4. Историческая последовательность развития отдельных языковых явлений и развитие системы языка в целом как предмет лингвистического изучения.   5. Состояние языка на определенном этапе исторического развития в качестве цельной системы лексических, грамматических и фонетических элементов как предмет лингвистического изучения.   6. Наука о знаковых системах.  
Семасиология    
Структурная лингвистика    
Языковая семья    

№ 8.

В свободной клетке рядом с термином укажите его дефиницию, выбрав нужный ответ в правой части.

 

Синонимы     1. Слова, тождественные по написанию и произношению, но разные по значению   2. Слова, имеющие противоположные значения.   3. Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении.   4. Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезниовением тех реалий, которые они обозначали. 5. Устарелые для определенной эпохи, вышедшие из употребления языковые элементы (слова, выражения, аффиксы), замененные другими.   6. Слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим.   7. Слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки.
Паронимы    
Омонимы    
Антонимы    
Архаизмы      
Историзмы      

 

 

№ 9.

В свободной клетке рядом с термином укажите его дефиницию, выбрав нужный ответ в правой части.

 

Ассимиляция     1. Частичное приспособление артикуляции согласного и гласного, обычно стоящих рядом, заключающееся в том, что начало артикуляции последующего звука приспособляется к окончанию артикуляции предшествующего звука или, наоборот, окончание артикуляции предшествующего звука приспособляется к началу артикуляции последующего звука. 2. Артикуляция звуков, при которой губы вытягиваются вперед и принимают форму круглого отверстия (колечка). 3. Дополнительный к основной артикуляции подъем средней части языка к твердому нёбу, резко повышающий характерный тон и шум (так называемое смягчение согласных) 4. Первая фаза артикуляции звука, когда органы речи переходят от предшествующего положения к положению, необходимому для артикуляции данного звука 5. Ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении). 6. Уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношениях.
Палатализация    
Аккомодация    

 

 

№ 10

В свободной клетке рядом с термином укажите соответствующий ему термин-синоним, выбрав нужный ответ в правой части.

 

Смычно-щелевые согласные   1. Лабиализация 2. Взрывные согласные 3. Акцент 4. Фрикативные согласные 5. Уподобление 6. Аффрикаты 7. Отступ
Ассимиляция  
Смычные согласные  
Огубление  
Рекурсия  
Щелевые согласные  
Ударение  

 

№ 11

В свободной клетке укажите, в каких звуках реализуется фонема, выбрав нужный ответ в правой части.

 

< а >   1. [ ä ] 5. [ û] 2. [ ъ ] 6. [ Ù] 3. [ иэ ] 7. [ ê] 4. [ ы ]
< о >  
< э >  
< и >  

 

№ 12

В свободной клетке укажите признаки гласных и согласных фонем.

 

Признаки гласных звуков       1. Лабиализованный 2. Переднего ряда 3. Переднеязычный 4. Палатальный 5. Редуцированный 6. Сонорный
Признаки согласных звуков      

 

№ 13

Укажите, в каких аллофонах выступает фонема < о > в словах:

 

стекло   1. [ ö ] 5. [ о˙] 2. [ ъ ] 6. [ Ù] 3. [ ˙о] 4. [ о ]
столик  
стёжка  
полярный  
покатился  

 

№ 14 Укажите дифференциальные признаки фонем

 

< п’> и < в’ >   1. Глухость / звонкость 2. Твердость / мягкость 3. Смычность / смычнопроходность 4. Смычность / фрикативность 5. Шумность / сонорность
< н > и < т >  
< г’ > и < х >  
< т’ > и < д >  
< ф > и < в >  
< м > и < б’ >  

 

 

А 1

Способ образования форм слова и производных слов механическим присоединением стандартных аффиксов к неизменяемым (лишенным внутренней флексии) основам или корням. Каждый аффикс имеет только одно грамматическое значение, равно как каждое грамматическое значение выражается всегда одним и тем же аффиксом.   1) аккомодация 2) агглютинация 3) аппликация 4) ассимиляция 5) аббревиация

А 2

Состояние языка на определенном этапе исторического развития в качестве цельной системы лексических, грамматических и фонетических элементов как предмет лингвистического изучения.   1) диахрония 2) парадигматика 3) синтагматика 4) синхрония 5) консонантизм

А 3

Исследование языка, заключающееся в последовательном разделении текста на все менее протяженные соположенные единицы, которые сосуществуют, сочетаются между собой, но отличаются одна от другой; включение их в ряды “по горизонтали” (слово в пределах высказывания, морфема в пределах слова, звук в пределах звукосочетания).   1) интерференция 2) синхрония 3) диахрония 4) синтагматика 5) парадигматика

А 4

Языки, в которых все грамматические значения обычно передаются в составе слова, характеризующегося длинной последовательностью морфем   1) инкорпорирующие (полисинтетические) языки 2) языки аналитического строя 3) аморфные языки 4) флективные языки

А 5

Татарский язык относится к группе   1) славянских языков 2) тюркских языков 3) финно-угорских языков 4) романских языков 5) балтийских языков

А 6

Дополнительный к основной артикуляции подъем средней части языка к твердому нёбу, резко повышающий характерный тон и шум (так называемое смягчение согласных).   1) аккомодация 2) редукция 3) палатализация 4) диссимиляция 5) ассимиляция

А 7

Аллофоном какой фонемы является выделенный звук (по Московской фонологической школе)? медок [м’Иедок]   1. <а> 2. <о> 3. <е>

А 8

Какому принципу орфографии подчиняется правописание выделенных орфограмм? РАСпилить, РАЗбить   1. Традиционно-историческому 2. Фонетическому 3. Фонематическому 4. Морфологическому

А 9

Какому принципу орфографии подчиняется правописание выделенных орфограмм? туШЬ, туШ   1. Традиционно-историческому 2. Фонетическому 3. Фонематическому 4. Морфологическому

А 10

Определите способ образования переносного значения слова: ГУСЕНИЦА трактора   1. Метафора 2. Метонимия 3. Синекдоха

 

В 1

Укажите, к какой семье принадлежат языки  
английский   1. Индоевропейские языки 2. Тюркские языки 3. Угро-финские (финно-угорские) языки 4. Тунгусо-маньчжурские языки
немецкий  
французский  
татарский  
эстонский  
русский  

В 2

Грамматическая форма слова     1. Составная форма, образуемая сочетанием служебного и знаменательного слов. 2. Простая форма, образованная путем слияния основы и формообразующих аффиксов и флексии. 3. Формы одного и того же слова, образованные от разных корней или основ. 4. Совокупность однородных грамматических значений. 5. Абстракт­ное значение слова, отвлечённое от его лексического значения и свойственное целому классу словесных форм. 6. Единство грамматического значения и способа его выражения. 7. Морфонологический состав основы, указывающий па мотивированную связь ее звучания с данным значением.

В 3

Ассимиляция     1. Частичное приспособление артикуляции согласного и гласного, обычно стоящих рядом, заключающееся в том, что начало артикуляции последующего звука приспособляется к окончанию артикуляции предшествующего звука или, наоборот, окончание артикуляции предшествующего звука приспособляется к началу артикуляции последующего звука. 2. Артикуляция звуков, при которой губы вытягиваются вперед и принимают форму круглого отверстия (колечка). 3. Дополнительный к основной артикуляции подъем средней части языка к твердому нёбу, резко повышающий характерный тон и шум (так называемое смягчение согласных) 4. Первая фаза артикуляции звука, когда органы речи переходят от предшествующего положения к положению, необходимому для артикуляции данного звука 5. Ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении). 6. Уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношениях.
Палатализация    
Аккомодация    

В 4

В свободной клетке рядом с термином укажите соответствующий ему термин-синоним, выбрав нужный ответ в правой части.
Смычно-щелевые согласные   1. Лабиализация 2. Взрывные согласные 3. Акцент 4. Фрикативные согласные 5. Уподобление 6. Аффрикаты 7. Отступ
Ассимиляция  
Смычные согласные  
Огубление  
Рекурсия  
Щелевые согласные  
Ударение  

В 5

Укажите, какие формы русского глагола можно образовать аналитическим способом:
1. Настоящее время глагола  
2. Превосходная степень прилагательного
3. Будущее время глагола
4. Сослагательное наклонение глагола
5. Действительное причастие настоящего времени
6. Сравнительная степень наречия

 

С

Проанализируйте, сравните и проиллюстрируйте примерами две формулировки о дифференциальных признаках фонемы:

1) … одни из признаков фонем – «являются различительными (или дифференциальными), когда только по данному признаку какая-либо фонема отличается от другой…; другие признаки – неразличительные, а лишь «наполняющие» состав фонемы «интегральные», так как нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку» (А.А. Реформатский. Введение в языковедение).

2) Так называемые дифференциальные признаки фонем – это «физические или физиологические признаки, рассмотренные в функциональном аспекте» (В.М.Солнцев. Язык как системно-структурное образование).

 

Примерные вопросы к экзамену.

1. Языкознание как наука. Общее и частное языкознание. Разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками.

2. Язык и общество. Общественная сущность языка.

3. Социальная дифференциация национального (этнического) языка. Профессиональные и социальные арго (жаргон, сленг). Гендерлекты. Идиолекты.

4. Территориальная дифференциация национального (этнического) языка. Диалекты (наречия, говоры).

5. Литературный язык и его функционально-стилевые разновидности. Норма и узус. Варианты норм.

6. Государственные, межнациональные и международные языки.

7. Языковое родство. Сравнительно-исторический метод в языкознании.

8. Генеалогическая классификация языков. Место русского языка в генеалогической классификации.

9. Язык как системно-структурное образование. Понятие о системе и структуре. Понятие о языковых уровнях (ярусах). Основные единицы языка.

10. Парадигматические и синтагматические отношения между единицами языка.

11. Язык как знаковая система. Основные признаки и свойства языкового знака. Отличие естественного языка от других знаковых систем.

12. Язык и речь.

13. Язык и мышление.

14. Вопрос о развитии языка. Экстралингвистические (внешние) и интралингвистические (внутренние) факторы формирования и развития языков.

15. Исторические изменения различных ярусов языковой структуры.

16. Проблема глоттогенеза. Основные гипотезы происхождения языка.

17. Взаимодействие языков. Понятие субстрата, суперстрата, адстрата. Языковая интерференция. Языковой союз.

18. Синхрония и диахрония в языке.

19. Фонетика как лингвистическая наука. Аспекты изучения звуков (акустический, артикуляционный, функциональный).

20. Понятие фонемы и её аллофонов. Функции фонемы. Сильные и слабые позиции фонем. Принципы отнесения звуков к одной фонеме.

21. Система гласных фонем. Парадигматика гласных звуков (фонем). Синтагматика гласных звуков (фонем). Редукция. Аккомодация.

22. Система согласных фонем. Парадигматика согласных звуков (фонем). Синтагматика согласных звуков (фонем). Ассимиляция. Диссимиляция.

23. Изменения в количестве и последовательности звуков в слове. Диереза, эпентеза, протеза, метатеза.

24. Фонетическое членение звукового потока. Фраза, синтагма, такт (фонетическое слово), слог, звук. Энклитики и проклитики.

25. Ударение и его виды (фразовое и логическое; динамическое, количественное и музыкальное; связанное и свободное; подвижное и неподвижное). Роль ударения в языке.

26. Происхождение и основные этапы развития письма. Использование пиктографии, идеографии и фонографии в современном обществе.

27. Основные принципы русской графики и орфографии.

28. Слово как единица языка. Основные признаки слова. Функции слова.

29. Лексическое значение. Соотношение лексического значения и понятия. Семантическая структура слова. Семный состав значения слова.

30. Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Виды переноса наименований (метафора, функциональный перенос, метонимия, синекдоха). Типы лексических значений.

31. Омонимия. Отличие омонимии от многозначности. Виды омонимов.

32. Синонимия и синонимы. Виды синонимов.

33. Этимология. Понятие внутренней формы слова.

34. Явление «табу». Эвфемизмы.

35. Лексикография. Основные виды лингвистических словарей.

36. Исторические изменения в словарном составе языка. Историзмы, архаизмы. Неологизмы.

37. Фразеология. Виды фразеологизмов (фразеологические сращения, единства и сочетания).

38. Грамматическое значение, его виды и средства выражения.

39. Структура слова. Понятие морфемы. Виды морфем. Деривационное и реляционное значение морфем.

40. Грамматическая форма как единство грамматического значения и грамматического способа. Грамматическая категория.

41. Синтетические грамматические способы. Аффиксация, фонемное чередование, сложение, повторы, ударение, супплетивизм.

42. Аналитические грамматические способы. Способ служебных слов, способ порядка слов, способ интонации.

43. Типологическая (морфологическая) классификация языков. Агглютинативные языки. Флективные языки. Аморфные (корневые, изолирующие) языки. Аналитические и синтетические языки. Место русского языка в типологической классификации.

44. Части речи и принципы их выделения.

45. Словосочетание. Типы словосочетаний. Виды подчинительной связи между компонентами словосочетаний.

46. Предложение как основная единица синтаксиса. Предикативность как важнейшее свойство предложения. Типы предложений.


Экзаменационная оценка по дисциплине складывается: 1) из оценки ответа на вопрос по билету; 2) из оценки спецвопроса (собеседования по теме реферата); 3) из оценки за знание и понимание лингвистических терминов; 4) из оценки за две контрольные работы (тестирование).

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится:

1) за безупречный ответ на вопрос по экзаменационному билету, способность осмыслить и применять знания на конкретном языковом материале;

2) за свободное изложение содержания темы реферата, понимание сущности вопроса;

3) за знание и понимание лингвистической терминологии, умение использовать соответствующие лингвистические термины при ответе на вопросы (1-3);

4) при общей оценке учитываются результаты 2-х контрольных работ («5» - от 100 до 80% правильных ответов; «4» – от 55 до 80 % правильных ответов; «3» – от 30 до 54 % правильных ответов; «2» – менее 30 % правильных ответов).

Оценка «ХОРОШО» ставится:

1) за в целом правильный и осмысленный ответ на вопрос по экзаменационному билету (допускаются отдельные неточности и неполнота в ответе, которые устраняются студентом при дополнительных вопросах экзаменатора);

2) за в целом правильное изложение содержания темы реферата, понимание сущности вопроса (допускаются отдельные неточности и неполнота в ответе, которые устраняются студентом при дополнительных вопросах экзаменатора);

3) за в целом правильное понимание лингвистической терминологии;

4) при общей оценке учитываются результаты 2-х контрольных работ («5» - от 100 до 80% правильных ответов; «4» – от 55 до 80 % правильных ответов; «3» – от 30 до 54 % правильных ответов; «2» – менее 30 % правильных ответов).

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится:

1) за в целом правильный, но неполный или с ошибками ответ на вопрос по экзаменационному билету (студент исправляет ошибки при дополнительных вопросах экзаменатора);

2) за в целом правильное изложение содержания темы реферата (но студент не в состоянии оторваться от текста, не может привести конкретных примеров; Хотя на наводящие вопросы экзаменатора отвечает правильно);

3) за понимание хотя и с отдельными «пробелами» лингвистической терминологии;

4) при общей оценке учитываются результаты 2-х контрольных работ («5» - от 100 до 80% правильных ответов; «4» – от 55 до 80 % правильных ответов; «3» – от 30 до 54 % правильных ответов; «2» – менее 30 % правильных ответов).

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится:

1) за отказ отвечать на вопрос по экзаменационному билету (по причине неготовности) или за списанный (скаченный) ответ;

2) за механическое изложение содержания темы реферата (реферат явно скачен из интернета, студент не в состоянии оторваться от текста, не может привести конкретных примеров; не может прокомментировать ни один из тезисов реферата, не имеет представления о содержании литературы по теме);

3) за незнание большей части лингвистических терминов из разных разделов языкознания;

4) при общей оценке учитываются результаты 2-х контрольных работ («5» - от 100 до 80% правильных ответов; «4» – от 55 до 80 % правильных ответов; «3» – от 30 до 54 % правильных ответов; «2» – менее 30 % правильных ответов).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных