Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






График выполнения и сдачи заданий СРС. №№ Название темы Содержание задания по теме Рекомендуемая литература Форма контро-ля Сроки сдачи /неделя и время/




 

№№ Название темы Содержание задания по теме Рекомендуемая литература Форма контро-ля Сроки сдачи /неделя и время/
  Язык и общество. Функции языка. Реализация функций языка в речи Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 2 / суббота с 09.30 до 12.30
  Понятие о функционально-коммуникативном статусе и ранге языка (официальный, государственный язык, язык межнационального общения, мировой язык) Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ. Проведение круглого стола 4 / суббота с 09.30 до 12.30
  Международные и искусственные языки (волапюк, эсперанто, идо, окциденталь, интеглингва, новиаль). Интерлингвистика Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 6 / суббота с 09.30 до 12.30
  Территориальная и социально-культурная дифференциация языка (говор, диалект, наречие; изоглосса; литературный язык; просторечие, арго) Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 8 / суббота с 09.30 до 12.30
  Языковая интеграция (койне, лингва, франка) Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 10 / суббота с 09.30 до 12.30
  Взаимодействие языков. Билингвизм и его типы. Понятие диглоссии Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 11 / суббота с 09.30 до 12.30
  Агглютинация и фузия – две тенденции аффиксации в языках мира Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 12 / суббота с 09.30 до 12.30
  Вопрос о внутренней флексии в лингвистике 19-20 вв. Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ: написание репродуктивного реферата-резюме 13 / суббота с 09.30 до 12.30
  Происхождение языка Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Защита продуктивного реферата-обзора основных гипотез 14 / суббота с 09.30 до 12.30
  Табу и эвфемизмы в языках мира Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 15 / суббота с 09.30 до 12.30
  Ложные друзья переводчика. Словари Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 15 / суббота с 09.30 до 12.30
  Конвергентное развитие языков. Явление субстрата и классификация романских языков на его основе Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 15 / суббота с 09.30 до 12.30
  Сингармонизм в языках мира Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Пролуктивный реферат-доклад 15 / суббота с 09.30 до 12.30
  Типы исторических языковых контактов. Скрещивание языков: субстрат и суперстрат. Смешение как результат взаимодействия неродственных и неблизкородственных языков Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 15 / суббота с 09.30 до 12.30
  Развитие языка: процессы дивергенции и конвергенции. Лингвистические и экстралингвистические факторы, стимулирующие развитие языка Чтение и конспектирование научной и методической литературы См. основную и дополнительную литературу по теме Проверка письменных работ 15 / суббота с 09.30 до 12.30
ВСЕГО  

 

Список литературы

Основная:

 

  1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. Изд. 3-е исправ. и доп., М.: Высшая школа, 1977. – 311 с.
  2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., Просвещение, 1987. - 288 с..
  3. Кочергина В.А. Введение в языкознание. Основы фонетики, фонологии. Грамматика. – М., МГУ, 1979.
  4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., Высшая школа, 1975.
  5. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., Просвещение, 2002.
  6. Вендина Т.И. Введение в языкознание. – М., Высшая школа, 2003.
  7. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.
  8. Березин, Ф.М. История лингвистических учений / Ф.М. Березин. – М., 1975.
  9. Березин, Ф.М. История русского языкознания / Ф.М. Березин. – М., 1980.
  10. Березин Ф.М. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка: Хрестоматия / Ф.М. Березин. – М., 1981.
  11. Березин, Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание: История лингвистики. М., 1979.
  12. Виноградов, В.В. История лингвистических учений / В.В. Виноградов. М., 1978.
  13. Звегинцев, В.А. История языкознания XIX и ХХ веков в очерках и извлечениях

Дополнительная:

  1. Баранников Л.И. Сборник задач и упражнений по курсу «Введение в языкознание», - Саратов, 1977
  2. Дахшлейгер М.Г.. Мирзоева Л.Ю. введение в языкознание: самоподготовка и самоконтроль. Алматы, 2001. – 67 с.
  3. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах6 условия, решения, комментарии. М., 1995
  4. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач. Изд-е 2-е, стереотипное. М.:Всшая школа, 1998
  5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов (любое издание).
  6. Будагов Р.А. История слов и история общества. – М., Просвещение, 1971. Глава 1.
  7. Виноградов В.В. Избранные труды. Т. 1-5.
  8. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., Наука, 1986.
  9. Языкознание. Энциклопедия. – М., 2003.
  10. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М., 1997.
  11. Алпатов, В.М. История лингвистических учений. Учебное пособие /
  12. В.М. Алпатов. – М.: «Языки русской культуры», 1999. – 365 с.
  13. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики (краткий очерк) / Ю.Д. Апресян. - М.: Просвещение, 1966. – 302 с.
  14. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М.,1963. Т. 1 – 2.
  15. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. Фон Гумбольдт. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 2000. – 400 с.
  16. Потебня, А.А. Избранные работы / А.А. Потебня. - М., 1989.
  17. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. – Киев: СИНТО, 1993. – 192 с.
  18. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи / Э. Сепир - М., 1993
  19. Соссюр, Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. - М.: Наука, 1977.
  20. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. – Екатеринбург.: изд. Урал. Ун-та, 1999. – 432 с.
  21. Фортунатов, Ф.Ф. Избранные труды / Ф.Ф. Фортунатов. В 2-х т. - М., 1956.
  22. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. - М.: 1984.
  23. Якобсон, Р.О. Избранные работы / Р.О. Якобсон. - М.: Прогресс, 1985.-

455 с

 

 

ГЛОССАРИЙ

Генеративная лингвистика – направление американской лингвистики ХХ в., ставившее задачу формального представления языковых структур и порождения речи.

Глоссематика – направление западноевропейского языкознания 30-50-х гг. ХХ в., попытавшееся соединить языкознание с формальной логикой.

Дескриптивная лингвистика – направления американского языкознания начала ХХ в., осуществляющее формальное описание языков на основе дистрибутивного метода.

Диахрония – изучение языковых явлений с учетом фактора изменения во времени.

Компаративистика (сравнительно-историческое языкознание) – область языкознания, объектом которой являются родственные языки, описание их эволюции во времени и пространстве.

Лингвистический метод – обобщенная совокупность теоретических установок, приемов исследования, связанных с определенной языковой теорией.

Лингвистическая школа (направление) – объединение на основе общей идеи, платформы, метода научного моделирования, создающих своеобразие

теории языка.

Синхрония – изучение языковых явлений в указанном состоянии, в отвлечении от фактора изменения во времени.

Структурализм – совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделяемыми структурными элементами и стремление к строгому формальному описанию языка.

Этнолингвистика – направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка.

Языкознание как наука -наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития

Объект языкознания -язык во всем объеме его свойств и функций, строение, функционирование и историческое развитие языка

Предмет языкознания в 20 веке -язык как универсальная, неотъемлемая принадлежность человека и языки в их многообразных и конкретно-исторических формах

Предмет языкознания в 19 веке - языки в их истории

Предмет языкознания до начала 19 века -единые общечеловеческие способы выражения мысли

Частное языкознание занимается исследованием каждого отдельного языка или группы родственных языков

Частное синхроническое языкознание описывает факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего - факты современного языка)

Частное диахроническое (историческое) языкознание прослеживает развитие языка на протяжении определенного отрезка времени

Сравнительно-историческое языкознание выясняет путем сравнения родственных языков их историческое прошлое

Общее языкознание изучает существенное и общее в разных конкретных языках, а также признаки и свойства человеческого языка вообще

Система языка (по А. Реформаторскому) -единство однородных взаимообусловленных элементов, т.е. элементов, выражающих тождественные функции

Структура языка (по А. Реформаторскому) -единство разнородных элементов в пределах целого

Письмо -совокупность начертательных знаков, служащих наиболее универсальным средством фиксации звуков речи на каком-либо материале для передачи ее на растоянии и для сохранения ее произведений во времени

Грамматология -общая теория и история письма

Адстрат -нейтральный тип языкового взаимодействия, при котором не происходит этнической ассимиляции и растворения одного языка в другом

Аккомодация -процесс, в результате которого участники коммуникативного акта приспосабливают свой акцент, диалект и другие языковые характеристики под других участников коммуникативного акта.

Арго -социальная или профессиональная разновидность речи, характеризующаяся условностью, искусственностью, тайностью лексики; разновидность Социолекта

Ареал -область распространения данного факта или совокупности фактов языка; регион, в пределах которого распространен данный язык

Ареальная лингвистика - раздел языкознания, синтезировавший идеи и методы итальянской неолингвистики, лингвистической географии и др. для изучения территориального распространения языковых явлений, выявления ареалов взаимодействия языков, диалектов, языковых союзов и описания межъязыкового и междиалектного взаимодействия.

Графология -наука, занимающаяся изучением почерков

Эпитафика -наука о принципах расшифровки и толкования древних надписей, вырезанных, выгравированных или оттиснутых на каком-нибудь твердом материале

Витальность языка -жизнеспособность, выживаемость, устойчивость, способность языка к выживанию и развитию

Возрождение языка -совокупность мер государства, лингвистов и общественности, направленная на восстановление Мертвых языков, Умирающих языков, Исчезающих языков, Миноритарных языков

Генеалогическая классификация языков исходит из понятия родства отдельных языков между собой, родственными признаются языки, ведущие свое происхождение от одного языка-основы

Праформы -первоначальный вид генетически тождественных слов и форм родственных языков

Праязык -язык, являющийся общим для того или иного количества языков на основе родственных связей

Типологическая классификация языков исходит из сходства структуры (изоморфизма) языков на одном из уровней - морфологическом, синтаксическом и т.п.

Ареальная классификация языков заключается в составлении языковой картины мира, ареалов распространения отдельных языков или групп языков

Субстрат -элементы побежденного языка в системе языка-победителя, предполагает широкое этническое смешение и языковую ассимиляцию пришельцами коренного населения через стадию двуязычия

Суперстрат -результат растворения в данном языке языка пришлых этнических групп, ассимилированных исконным населением

Функциональная классификация языков дает представление о специфике языковых ситуаций, характеризует функции языка в обществе

Языковая ситуация -функциональная общность языков и их вариантов, обслуживающих некоторый социум

Метод -совокупность последовательных этапов исследования, основанная на общих принципах познания

Приемы изучения языка -конкретные действия исследователей над изучаемым материалом на уровне конкретных фактов устной и письменной речи.

Транскрипция -точная запись устной речи

Транслитерация -побуквенная передача иноязычных текстов

Внутренняя лингвистика изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления

Внешняя лингвистика занимается проблемами связи языка и общества, функциями языка в обществе, территориальным распространением языка и культуры народа и др. Проблемами

Логосическая (библейская) теория происхождения языка возникла на ранних этапах развития цивилизации. Слово, речь (помимо божественного происхождения) воспринимается как основа господства социальных сил над человеком, его разумом и общественным сознанием

Ономатопоэтическая теория происхождения языка -в основе этой теории лежит эволюционный взгляд на язык, внимание к исходным формам устной речи и использование данных психологии для построения картины языкового развития

Структура идеального в языке включает в себя энергию сознания - дух, энергию мышления - мысль, которые формируют идеальные элементы языка, именуемые его внутренней формой

Материальная сторона языка -звуки речи и различные системы письма

Сущность языка как биологического явления проявляется в том, что на биологическом уровне своим аналогом он имеет структуру биологического кода

Социальное в языке заключается в том, что он не передается по наследству, а усваивается под влиянием окружающих

Литературный язык -нормированный вариант общенародного языка, функционирующий в устной и письменной формах

Диалект -совокупность лексических, фонетических и грамматических особенностей того или иного языка, распространенных на определенной территории

Язык (по Соссюру) -система знаков и правил их комбинирования

Речь (по Соссюру) -использование языковой системы в целях общения

Виды речевой деятельности -говорение, аудирование, чтение, письмо

Стиль -функциональная разновидность речи

Семиотика -наука, изучающая всевозможные знаковые системы

Основные уровни языка -фонетико-фонологический, лексико-семантический, морфемо-морфрлогический

Промежуточные уровни языка -морфонологический, совообразовательный, фразеологический

Парадигматические отношения -отношения выбора, ассоциации, они основаны на сходстве и различии означающих и означаемых единиц языка

Синтагматические отношения -отношения единиц, расположенных линейно. Они понимаются как способность элементов сочетаться

Коммуникативная функция языка -язык выступает универсальным средством общения людей

Аккумулятивная функция языка -язык служит средством накопления общественного опыта и знаний, средством формирования и развития материальной и духовной культуры

Внутриструктурная функция языка -выражение языковой формой определенного содержания, смысла

Номинативная функция языка служит для ориентации человека в пространстве и времени, участвует в процессе познания мира

Перцептивная функция языковых единиц -единицы звукового строя обеспечивают восприятие языка

Сигнификативная функция языковых единиц -морфемы различают материальную оболочку слов, т.е. выполняют смысло-различительную функцию

Метаязыковая функция языковых единиц -функция структурных единиц, служащая для описания самого языка

Фонетика -раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка

Аспекты изучения звуков речи -аккустический, физиологический, функциональный

Перцептивная фонетика -изучение звуков речи с точки зрения их восприятия слуховым аппаратом человека

Тип звука, при котором смычка чередуется со взрывом -согласные дрожащие, вибранты [р, р']

Лабиализация -работа губ при произнесении звуков

Назализация -опускание небной занавески и продвижение вперед маленького язычка, который открывает проход для воздуха через носовую полость

Палатализация -подъем средней части спинки языка к твердому небу при произнесении звука

Линейные или сегментные единицы -фраза, такт, фонетическое слово, слог и сам звук

Суперсегментные или просодические единицы -слоговость (неслоговость), ударение и интонация

Артикуляционные признаки гласных звуков -место подъема языка, степень подъема языка, участие\неучастие губ, участие\неучастие небной занавески, долгота

Классификационные признаки согласных звуков -соотношение шума и голоса, место образования преграды, твердость-мягкость, способ образования преграды

Фонетические процессы видоизменения звуков в речевом потоке

Комбинаторные фонетические процессы -взаимное влияние звуков, находящихся в непосредственном или близком соседстве

Позиционные фонетические процессы -положение звука в слове

Редукция -изменение артикуляционных и аккустических характеристик звука, связанное с сокращением его длительности или ослаблением напряженности

Редукция согласных -оглушение звонких в абсолютном конце слова

Редукция гласных -изменение гласных в безударном положении

Количественная редукция гласных -в безударном положении происходит уменьшение длительности гласных неверхнего подъема, однако при этом характерный тембр звука сохраняется в любом слоге

Качественная редукция гласных -сокращается не только длительность звука, но и меняется характер его артикуляции

Ассимиляция артикуляционное уподобление звуков друг другу в потоке речи в пределах слова или словосочетания

Полная ассимиляция -оба взаимодействующих звука становятся совершенно одинаковыми

Частичная ассимиляция -после ассимиляции звуки сохраняют различие

Диссимиляция -расподобление двух одинаковых или подобных звуков

Интерпретация фонемы представителями Московской фонологической школы: фонема - единица языка, служащая для различения и отождествления морфем

Предмет изучения лексикологии -проблема слова в качестве основной единицы языка, типы лексических единиц, структура словарного состава языка

Семасиология -наука о значении языковых знаков любого уровня

Денотат -образ реальных или воображаемых предметов, воплощенных в словесную форму

Сигнификат -понятие, воплощенное в словесную форму

Слово -основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков

Коннотативный компонент значения состоит в дополнительной информации о слове эмоционально-оценочного, экспрессивного и стилистического характера

Прагматический компонент значения характеризует слово через его восприятие конкретным носителем языка

Основной классификационный признак лексического значения слова (по В.В. Виноградову) -признак свободы/несвободы значения

Лексическое значение слова -содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении

Грамматическое значение слова -обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение

Полисемия -возможность слова иметь несколько значений

Семантические варианты -несколько лексических значений слова

Метафора -перенос названия с одного предмета на другой по сходству тех или иных признаков

Метонимия -перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности

Синекдоха -метонимия, возникающая на основе в сязи между целым предметом и его частью

Омонимия -звуковое совпадение разных языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом

Полные омонимы -лексические единицы, у которых совпадает фонетический, фонемный состав и написание

Омофоны -лексические единицы, у которых совпадает фонетический, фонемный состав, но не совпадает написание

Омографы -лексические единицы, у которых совпадают написания, но различны звучания

Синонимия -языковое явление, заключающееся в семантическом сближении слов

Антонимия -языковое явление, заключающееся в противопоставлении значений слов

Антонимы-конверсивы -слова, выражающие действия и отношения как обратные

Градуальные антонимы -слова, выражающие такую противоположность, которая может градуироваться по степени проявления признака, свойства или явления

Комплементарные антонимы -слова, выражающие противоположность, не допускающую наличие среднего звена

Эвантиосемия -внутрисловное противопоставление значений

Термин -слово со строго определенным, чаще всего одним, специальным значением

Дефиниция -краткое определение предмета, явления, понятия, обозначенных данным термином.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных