Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Индуктивные и дедуктивные универсалии

Алфавиты.

Восточные.

Распространение алфавита в пределах персидской державы от малой Азии до Индии привело к созданию нескольких разновидностей письма.

Важнейшие: - арамейское (сирийское)

- квадратичное (еврейское)

Возникли как консонантное письмо. Позднее стали обозначаться гласные и дифтонги, сначала – непоследовательно. Затем – в обязательном порядке.

 

Западные.

Базовым для всех западных алфавитов является греческое письмо, при этом архаическое греческое письмо по форме почти буквально совпадает с финикийским. В последствии греки сделали окончательный шаг в развитии консонантно – вокального письма, стаои обозначать на письме гласные, ввели дополнительные буквы, изменили направление письма.

 

С течением времени укрепилось единое написание - слева направо, которое использовалось в письменностях, восходящих к греческой традиции.

 

Греческое письмо.

Восточно – греческое. На его основе возникли византийское, древне – готское и славянско- кирилловское.

 

Западно – греческое. На его основе возникла латиница через этрусское письмо.

 

Славянское письмо было разработано на основе добавления к 24 буквам византийского греческого письмо еще 19 букв.

 

Кириллица использовалась православными славянами, а также до 19 века румынами. Кириллица и глаголица почти полностью совпадали по составу, порядку и значению букв, резко различались по форме.

 

Современный русский алфавит – упрощенная кириллица, претерпел ряд реформ от Петра I до 1918 года.

 

Специальные виды письма.

1.Транскрипция – передача фонетических единиц какого – либо языка с помощью специальной системы записи.

Виды транскрипции

Фонетическая – точная передача звучания текста с помощью графических средств.

 

Фонематическая – система записи, при которой графическое отражение получают только единицы, имеющие смыслоразличительный характер.

 

Практическая – запись звучания иноязычных слов средствами национального алфавита с учетом их произношения.

 

2. Транслитерация – передача текстов, записанных с помощью одной графической системы с средствами другой графической системы. В отличие от транскрипции, транслитерация ориентирована на написание слова.

От практической транскрипции транслитерация отличается своей универсальностью. Она не ограничивается буквами какого – либо одного алфавита.

 

3. Стенография – особая система письма, целью которой является ускорение процесса фиксации живой речи.

Знаки стенографии – видоизмененные буквы или их элементы.

 

43. Методы лингвистических исследований.

Типология.

В общенаучном масштабе типология — это метод исследования разнообразных и внутренне сложных объектов путем выявления их общих или сходных черт и группировки, объединения объектов с учетом меры этой близости в некоторые классы (группы, типы).

Существует два вида типологизирования: 1) анкетный и 2) эталонный.

Анкетный способ состоит в том, что исследователь приписывает набор признаков (с положительным и отрицательным значением) классифицируемым языкам.

Эталонный метод охватывает более широкий круг: 1) исследователь использует какой-либо естественный язык в качестве типичного представителя определенного класса языков, а затем, имея ряд таких эталонов, распределяет остальные языки по классам через сравнение их с типичными представителями этих классов; 2) Язык — эталон специально конструируется следующими способами: а) оптимальная система, в которой формально выражены все типологизируемые категории (тогда переход от языка-эталона к конкретным языкам будет осуществляться по правилам свертывания (нейтрализации) некоторых эталонных противопоставлений, а виды этой нейтрализации станут параметрами, задающими классы языков); б) минимальная система, в которой выражены лишь инвариантные (общие) для рассматриваемых языков свойства (тогда переход от языка-эталона к конкретным языкам будет осуществляться по правилам развертывания эталонных категорий).

Индуктивные и дедуктивные универсалии

Говоря об универсалиях, иногда имеет в виду непосредственно изучаемую реальность — языки мира, иногда — высказывание о языке. Собственно универсалии понимаются по-разному: 1) как явления, присущие всем или почти всем языкам мира; 2) как любое высказывание, верное для всех или почти всех языков мира.

В зависимости от способа выражения универсалий различают универсалии дедуктивные (аксиоматические) и индуктивные (эмпирические). Дедуктивная универсалий — это теоретическое допущение о том, что некоторое свойство должно быть присуще всем языкам. В такого рода допущениях имеет место дедукция — логический вывод о свойстве отдельных объектов на основании суждения о классе таких объектов.

Индуктивная универсалия — это некоторое свойство, которое обнаружено во всех доступных для наблюдения языках и поэтому считается присущим всем языкам мира. Иначе говоря, свойство отдельных объектов распространяется на весь класс объектов — все языки мира.

Дедуктивные универсалии строятся из наблюдений и размышлений над некоторой ограниченной совокупностью конкретных языков и затем индуктивно «проверяются» на более широком языковом материале. Нередко индуктивные универсалии не только подтверждают, но и конкретизируют, тем самым содержательно обогащают дедуктивные предположения.

Не раз указывалось, что познавательной ценностью обладают только индуктивные универсалии, в то время как дедуктивные — это вывод или следствие из уже имеющихся общетеоретических представлений о языке, т.е. Не новое значение, а лишь по-новому представленное знание. По сути дедуктивные универсалии — это заключенные в форму универсалий некоторые ключевые высказывания, как бы извлеченные из общей теории языка.

Описательный метод. Цель: установление фактов и явлений, включение их в обиход научного исследования. Приемы: наблюдение с интуитивным выделением языковых единиц и сведением их в совокупности. Первые грамматики пользовались этим методом.
Описательный метод находит применение в полиевой лингвистике – она описывает языки, которые не имеют своей письменности. Известные исследователи: Уорф, Блумфилд, Бодуэн де Куртенэ.
Очень близок к описательному – метод лингвистического эксперимента (эксперименталных исследований). Эксперимент – форма научного опыта, представляющая собой систематизированное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта. Отдельные стороны и связи этого объекта с другими выявляются в процессе контролируемых пробных действий наблюдателя. Одним из первых предложил использовать эксперимент Щерба. В своей работе он выделяет 3 типа эксперимента:
а) эксперимент как способ проверки адекватности теоретических построений фактов языка;
б) можно произвольно сочетать слова и систематически заменяя одно другим, меняя порядок и интонацию, наблюдать получающиеся при этом различия;
в) анализировать отрицательный языковой материал (неправильное употребление слов), чтобы увидеть сдвиги.

 

Язык и речь.

Язык – система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание.
-идеален

-абстрактен

-потенциален

-социален

-конечен

-стабилен

-богат

-независим от обстоятельств общения

-имеет уровневую организацию

 

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени облеченное в звуковую или письменную форму.

-материальна

-конкретна

-реальна

-индивидуальна

-бесконечна

-переменна

-не всегда богата

-контекстна и ситуативно обусловлена

-линейна

 

Разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем: 1) социальное от индивидуального; 2) существенное от побочного и более или менее случайного.

Язык не есть функция говорящего субъекта, он — продукт, пассивно регистрируемый индивидом; он никогда не предполагает предварительной рефлексии, и анализ в нем выступает лишь в области классифицирующей деятельности...

Наоборот, речь есть индивидуальный акт воли и понимания, в котором надлежит различать: 1) комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодом с целью выражения своей личной мысли; 2) психофизический механизм

Язык и мышление

Виды мышления:

Практическое – действенное или кинетическое

Образное – наглядно – образное или чувственно – образное

Словесно – логическое или абстрактно - логическое

 

Мысль формируется и передается с помощью форм языка.

 

Язык и мышление тесно связаны, но не тождественны.

 

Язык:

-материален

-законы языка национальны

-единицы языка: фонема, морфема, слово, предложение, текст

 

Мышление:

-идеально

-интернационально

-единицы мышления: понятие, суждение, умозаключение

 

В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия изменяется.

-На начальном этапе язык симулирует развитие мышления

-Развитие письменности усиливает воздействие языка на общение

-В целом, в неразрывном единстве языка и мышления, мышление является ведущим

-Воздействие мышления на язык находит отражение в расширении значения слов, в количественном росте лексического и фразеологического состава языка.

Мышление как способность мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки может быть образным, техническим и логическим. Образное мышление предполагает живость восприятия, единство представления, понятия и оценки. Оно находит своё выражение в поэтической речи, в художественных произведениях живописи, музыки, архитектуры, в кинофильмах, телеспектаклях и телефильмах. Техническое мышление соединяет образ и понятие с техническим их воплощением. Логическое мышление построено на строгом соблюдении правил употребления понятий и построения суждения.

Язык является средством и орудием всех видов мышления, он материализует и выражает сознание - прежде всего словарным составом. Слова обращены к миру вещей и миру понятий. Слова называют предметы и выражают знания.

Язык как средство выражения и передачи мысли. Роль языка как орудия мышления проявляется прежде всего в формировании и выражении мыслей - результатов мышления, познавательной деятельности. «Самые высшие достижения человеческой мысли, - говорил М.И. Калинин, - самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если они не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык - это орудие для выражения мысли.

Язык выражает и передаёт не только интеллектуальные сообщения, но и чувства - эмоции и волеизъявления. По целям высказывания различают функциональные (модальные) разновидности предложений, которые, как известно, бывают повествовательными, восклицательными, побудительными и вопросительными. На этом основании выделятся виды когнитивной функции, а именно - информативная (функция передачи сообщения), волюнтативная (функция передачи волеизъявления) и интеррогативная (вопросительная).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Следы эргативных форм в современных языках | Устройство речевого аппарата. Работа голосовых связок.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных