Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мотивированность. Этимология. Ономасиология.




Знаки мотивированны, т.е. план выражения равен плану содержания. Например, табличка с изображением сапога на мастерской по ремонту обуви. Понятно, раз нарисован сапог – значит что-то с обувью связанно. Мотивированные знаки в языке называются каноническими.

Мотивированность бывает:

Фонетическая:

звукоизобразительная – в слове непосредственно изображается впечатление от реально звучащих предметов (например, глаголы жужжать, шуршать, цокать); звукосимволическая - это отражение в слове впечатлений от предмета, но не самих звуков (например, иностр. Gbagbagba – большой, kitsi – маленький).

Морфологическая, мотивированность слова значением составляющих его морфем, (например, кофемолка, корни коф и мол, понятно, что связанно с кофе и смолоть).

Семантическая, мотивированность вторичных значений слова его первичным значением (например, дворник - уборщик улиц, дворник - очиститель стекла авто, яблоко - вкусный фрукт, яблоко - глазное круглое).

Ономасиология занимается механизмами наименования. Этимология занимается выяснением мотивированности слов, которые утратили ее, также она изучает происхождение слов. Этимология - «истинный», восстановление истинного смысла.

В лексике каждого языка существует значительное число слов, связь формы с содержанием которых не понятны носителям языка. Это происходит, потому что в процессе развития слово изменяется.

Целью этимологического анализа является определение того, в каком языке, по какой словообразовательной модели и с каким значением возникло слово, т.е. реконструировать первичную форму и значение. Примеры: жир от слова жить, пир - пить, печаль - печать, то, что жжёт, горе от слова гореть, горький, снегирь - прилетает, когда снег.

Мотивированный признак - признак, лежащий в основе наименования.

Этимология:1) раздел лингвистики, изучающий происхождение слов; 2) любая гипотеза о происхождении того или иного конкретного слова (реже — иной языковой единицы, например суффикса или идиоматического выражения). В этом последнем понимании различаются ближняя этимология — выявление затемнившихся с течением времени словообразовательных связей некоторого слова с другими словами того же языка — и дальняя этимология — выявление связей слова за пределами рассматриваемого языка.

Оносимологиятеория номинации; исследования от вещи или явления к мысли об этой вещи, явлении и к их обозначению языковыми средствами. Оносимология изучает все единицы языка с точки зрения осуществления ими номинативной, или репрезентативной, функции и, в частности, занимается вопросами номинативной техники и способами формирования единиц номинации разного уровневого статуса, разной протяженности и структуры, а также неодинаковых по способу представления действительности в знаках языка (напр.: мотивиров. и немотивиров. знаки, знаки с разной степенью расчлененности в подаче языкового содержания — ср. «двустволка» и «двуствольное ружье», «карета скорой помощи» и «скорая» и т. п.).

В современном языкознании представлена и более узкая трактовка оносимологии понимаемой лишь как учение о процессах называния словом и лексической объективации понятий, и более широкая концепция оносимологии. как области исследования всей номинативной деятельности в языке, отражающей и объективирующей членение мира в ходе познания его объектов и связей. Оносимология — перспективная н развивающаяся область исследования, в ее рамках ставятся мн. актуальные проблемы общего языкознания, особенно вопрос о сущности номинативной функции языка как тесно связанной с его коммуникативной и когнитивно-познавательной функциями. Эта связь проявляется особенно наглядно в процессе возникновения нового наименования как нового языкового знака.


31. Внутренняя форма слова. Деэтимологизация. Реэтимологизация.

Слово - знаковая единица языка. Внутренняя форма слова обычно определяется как сохранившееся в слове представление о первичном признаке, лежащем в основе понятия.

Утрата внутренней формы может происходить по разным причинам. Бывает так, что слово, послужившее основой номинации, выходит из употребления. Такова ситуация, напр., со словом кольцо: слово коло, от которого кольцо образовано при помощи суффикса, было вытеснено словом колесо (образованным от основы косвенных падежей слова коло).

Слово может быть предложением. Слово может состоять из одной морфемы. Семантика слова – то, что существует в нашем сознании.

Внутренняя форма слова – та часть лексического значения, которая представлена в звуковой оболочке. Изначально внутренняя форма есть у каждого слова (подорожник, овчарка, покойник)

Внутренняя форма слова со временем затемняется, перестаёт быть значительной для лексического значения – деэтимологизация.

Причины деэтимологизации:

1. Изменение самой обозначаемой реали (стрелять - стрелы а пушка, ружьё.)

2. Фонетические изменения в слове

3. Лексический состав - производящее слово исчезает из языка (устный - уста)

Реэтимологизацияпроцесс восстановления внутренней формы у деэтимологизации слова (сведетель - ведать – уходит, свидетель - видеть)

При реэтимологизации часто изменяется внешняя форма слова.

Реэтимологизация бывает: истиной – если внутренняя форма восстанавливается верно, и ложной – восстанавливается ошибочно (поликлиника- полуклиника, пиджак- спинджак)

Язык нуждается во внутренней форме. Она делает слово более понятным, но с другой стороны, Внутренняя не заменяет лексического значения, а иногда и стоит на последнем месте.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных