Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






По продолжительности закрепления




· Кратковременная

· Долговременная

· Оперативная

Законы памяти:

ü Закон интереса(интересное запоминается легче)

ü Закон осмысления(чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится)

ü Закон установки (если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче)

ü Закон действия (информация участвующая в деятельности т.е. применение знаний на практике)

ü Закон контекста (при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями, новое усваивается лучше)

ü Закон торможения(при учении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.

ü Закон оптимальной длины ряда(длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.)

ü Закон края (лучше всего запоминается информация, представленная в начале и конце)

ü Закон повторения (лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз)

ü Закон незавершённости(лучше всего запоминается незавершённые задачи, действия и т. д.)


Мышление – опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира.
Виды мышления:

– наглядно действенное мышление - вид мышления который опирается на непосредственное восприятие предмета и реальное преобразование ситуации в процесс действия с предметом.
- наглядно-образное мышление – в отличии от наглядно-действенного мышления ситуация преобразуется лишь в плане образов.
- вербально-логическое мышление – это вид мышления которое осуществляется при помощи логических операций с понятиями.
Выделяют также:

-теоритическое

- практическое,

- логическое,

- творческое(креативное).
Качества творческого мышления – оперативность, динамичность, объективность, широта, гибкость(подвижность), проблемный характер подхода к изучаемым явлениям.

 

В ходе мыслительного процесса широко используется различные операции мышления:

- Анализ,

- синтез,

- сравнение,

- обобщение,

- абстрагирование


Воображение - процесс состоящий в создании новых образов объектов и явлений, на основе имеющихся знаний и представлений. Воображение возникает в процессе трудовой деятельности, когда необходимо решить проблемы и задачи в определённой ситуации.
Виды воображений:
-пассивное и активное (непроизвольная произвольная)
-репродуктивное
-творческое
Формы воображения
-фантазия
-мечта
Речь- это ничто иное как выражение мысли; психический процесс результатом которого является слово.
Функции речи:
1. в общении (коммуникативная и экспрессивная)
2. в мышлении (обозначение и обобщение предмета)
Особенности психических процессов специфически для управленческой деятельности:

- восприятие – это социальная перцепция, необходимо развивать наблюдательность.

- память – мобилизационная готовность
- креативность – развивать качество творческого мышления
- речь - грамотное и логически обоснованная речь

 

Тема: Социальная подструктура личности. Направленность личности.
1) социализация личности. Стадии социализации. Механизмы социализации. 2) Система регуляции поведения и деятельности личности.

Вопрос № 1
Социализация - процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладения и принятия общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.
социальное становление человека происходит в течении всей жизни и в разных социальных группах. Особенно значимым по мнению психологов своим результатам и последствиям являются первые 15-25 лет.
Стадии социализации(по Петровскому):
- адаптация (детство) маленький человек- выступает как объект общественных отношений., на который направлено воздействие родителей, воспитателей, учителей, на этой стадии происходит вхождение в мир людей. Человек осваивает элементарные нормы и правила поведения, до подросткового периода. Человек усваивает опыт приспосабливаясь, он подражает тем людям которые его окружают.
- индивидуализация –на этой стадии происходит обособление человека или индивида, он усвоил определённые культурные нормы, и уже способен, как он считает проявить себя как уникальная индивидуальность. Он желает выделиться среди других (выражается критическим отношением к общественным нормам поведения)
- интеграции, которая предполагает достижения определенного баланса между человеком и обществом. Человек находит оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации.
В этой стадии наблюдается и в позднем юношеском возрасте, когда появляется желание найти свое место в обществе.

Психологи также выделяют стадию устойчивой социализации(трудовой), она продолжается весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии человек не только усваивает социальный опыт но и воспроизводит его.
- после трудовая стадия.(выход на пенсию.)
Механизмы – способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.

Выделяют следующие механизмы:
- идентификация(поло – ролевая идентификация – усваивает психологические черты, характерные для определённого пола)
- социальная фоссилизация – предполагает стимулирование влияния одних людей на поведение других.
- социальная инквизиция – психологический эффект, проявляется в негативном тормозящем влиянии одного человека на другого
комфортность – некритическое принятие исследования господствующих в обществе стандартом, авторитетом как правило формирующимся по средствам группового давления человек превращается в обезличенного обывателя лишённого самобытности и оригинальности.
- конформизм – некритическое восприятие исследование господствующим в обществе стандартом,авторитетом, как правило формируется по средствам группового давления человек превращается в обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности.
Результатом социализации является усвоение стереотипов поведения, усвоение действующих социальных норм, усвоение традиций и обычаев, формирование системы ценностных ориентаций, формирование нравственных качеств личности, развитие навыкав социального взаимодействия. Результат – «Я концепция».
«Я концепция». – относительно устойчивая осознанная переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе на основе которой строится взаимодействие с другими людьми и отношение к себе.
Институты социализации -социальные общности, организации, учреждения, призванные оказывать на психическое развитие личности. К ним относят: семью, школу, дошкольные учреждения, различные учреждения образования и другие организации.
Регулирование социального поведения осуществляется по средствам системы социальной регуляции поведения деятельности.
Включает следующие компоненты:
- социальная позиция

- социальная роль,

- социальный статус

- социальные ожидания

- социальные установки и ценности
Социальная позиция – общественное положение индивида с которым связаны его определенные права и обязанности, каждая позиция, предписывает ряд объективных требований и требует их соблюдение.
Социальный статус -положение которое занимает человек в системе межличностных отношений, определяющих его обязанности права и привилегии.
Виды социальных статусов:
1. прирожденный или приписываемый статус(национальность, пол, статус благодаря стечению обстоятельств, но не по личной воле человека(невестка)).
2. достигнутый статус приобретается при помощи усилий самого человека. Определяется: должностью, званиями, ученой степенью, профессиональной принадлежностью. Человек не может быть совершенно лишен социального статуса, и он может обладать одновременно несколькими статусами.
Социальная роль – модель поведения личности направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятых норм и обусловленная статусом.

 

Тема: Направленность личности
1) мотивационно- потребнастная сфера(потребности и мотивы)
2) теория мотивации.

Вопрос № 1

В психологии принято считать, что в основе человеческого поведения лежат потребности. (нужда).
С точки зрения психологии человек старается удовлетворить потребности, таким образом потребности мотивируют активность определяют характер и направленность всех действий и поступков человека.
Процесс образования потребностей очень сложен и многообразен.
Человек только тогда испытывает удовольствие, ощущает себя комфортно, и бывает удовлетворен собой когда он способен соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Новые потребности могут возникать в процессе усвоения человеком новых форм поведения, приобретения определённых умений и навыков. С развитием потребностей развивается мотивационно потребностная сфера.
Мотив- осознанное внутреннее побуждение к активности.
В мотивационную сферу кроме мотивов и потребностей входят: интересы, стремления, влечение, убеждение, стереотипы поведения, жизненные цели и ценности,мировоззренческие ориентации.
В психологии все потребности делят на

Ø материальные и физиологически необходимые

Ø духовные и эстетические

Ø социальные, которые могут проявляться в общении,в социальном признании, в служении обществу, само актуализации, а так же к ним относят потребности направленные на существование в обществе.(познание самого себя, материальных и социальных явлений, а так же эмоциональных отношений)
2 вопрос
Все теории мотивации делятся на 2 группы:
1) содержательные теории (теория Масслоу, Герсберга)

2) процессуальные теории

 

Тема: Эмоционально волевая сфера психики
1) эмоции и чувства и их классификация.
2) природа психических состояний. Характеристика состояния психической напряженности
3) стресс, причины возникновения. Регуляция. Профилактика.
4) воля как психический процесс. Основные волевые качества человека.
Эмоции – это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний. Эмоции всегда связаны с удовлетворением или неудовлетворением каких либо важных для человека потребностей.
Чувства – интеллектуально насыщенные проявления психики которое определяется социальными, нравственными, общественно историческими условиями, влияющими на формирование личности, характеризующиеся большей устойчивостью,глубиной, продолжительностью переживаний.
Чувства это высший продукт культурно эмоционального развития человека.
Классификация:
-моральные(нравственные)
-интеллектуальные(в процессе умственной деятельности)
-эстетические(переживаются в связи с восприятием окружающего мира в них отражается красота и гармония в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми).

Все эмоции и чувства классифицируются на

- стенические (повышают активность деятельности человека)

-астенические (переживания которые снижают деятельность человека).
Вопрос № 2
Психическое состояние – целостная характеристика психической деятельности личности за определенный период времени, оказывающий своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов явлений и действительности.
Психические состояния определяются прошлым опытом человека, физическими и моральными качествами.
На психическое состояние людей влияют успехи в учебе, труде, жизни, взаимопонимании, уважении. К психическим состояниям относят: гармонию, монотонность, усталость, которые влияют на формирование настроения.
Состояние эмоциональной напряженности
- тревога
- страх
- аффекта
- фрустрации
- стресс
Состояние тревоги – особое состояние психической напряжённости человека возникающее в результате неопределенной иногда неосознаваемой приближающейся опасности.
Виды:
- личностная
- ситуативная
Страх – боязнь конкретной угрозы.
Особой разновидностью страха на уровне неограниченных состояний психики(неврозов, психозов) являются фобии

Фобии –на вящие неадекватные переживания имеющее в своей основе боязнь конкретного содержания.
Вопрос № 3

Стресс – состояние психической напряженности обусловленное адаптацией психики человека его организма в целом, к сложным изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Три фазы стресса:

- тревога

- мобилизация

- истощение

Существуют мобилизующий эффект стресса т.е. активизирует внутренние резервы психики человека, его приспособительные способности, его волевую, познавательную активность, таким образом является стимулирующим фактором и положительно влияет на жизнедеятельность человека. При длительном воздействии стресса по мере истощения защитных резервов организма возникает деструктивное воздействие стресса.

Аффект – это кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера стремительно овладевающий человеком, бурно протекающий характеризующий значительные изменения сознания, частичным снижением волевого контроля.

Фазы:
- подготовительная фаза

- кульминация

- истощение эффективного возбуждения.
Фрустрация – крушение плана. Это реакция возникающая в условиях конфликта между неудовлетворенными желаниями и существующими в обществе ограничениями. Результатами фрустрации могут быть различного рода преступления как правило направленные против общества и личности, потеря смысла дальнейшего существования и смысла жизни.

Вопрос № 4

Воля – способность человека ставить цель, выбирать способы ее достижения, преодолевая препятствия.
Волевые качества:

v целеустремлённость

v решительность

v самостоятельность

v инициативность

v настойчивость

v выдержка

v мужество и др.

 

Структура волевого действия:

§ осознание цели и стремление достичь её.

§ Осознание ряда возможностей достижения цели

§ Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности (пути и средства достижения цели соотносятся с системой ценностей)

§ Борьба мотивов и выбор

§ Принятие одной из возможностей в качестве решения (здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, осуществляется уточнение планирования) – принимаем решение.

§ Осуществление принятого решения

§ Продление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижения поставленной цели.

 

Тема: Свойства личности

1. Темперамент

2. Характер. Акцентуация характера.

3. Способность и задатки в психологии.

Вопрос № 1

Темперамент – индивидуально психологические свойства индивида характеризующие его со стороны особенностей протекания процессов нервной системы (возбуждение и торможение).

Теория:

1. Гуморальная(Гиппократ)

2. Конституциональная

3. Связана с деятельностью центральной нервной системой (Павлов). В соответствии с этим учением 3 – и основных свойства нервной системы:

- сила

- уравновешенность

- подвижность

В сочетании и получают 4 типа высшей нервной деятельности.

Сангвиник – обладает быстрой скоростью реакции, поступки обдуманы, жизнерадостный, подвижность нервной системы обуславливает высокую приспособляемость к новым условиям.

Холерик – не терпелив, резкие движения, вспыльчивость, быстро действует, и быстро говорит, не может долго заниматься одной работой, быстро обучается новому делу.

Флегматик – спокойный, уравновешенный, производит впечатление «толстокожих», медлителен, добросовестный, надёжный, трудно убедить в новшестве, стремится сохранить сложившийся стиль.

Меланхолик – впечатлительный, ранимый, глубоко переживающий, в стрессе он становится скован, боится насмешек и недопонимания, не ищет поводов для конфликтов.

Вопрос № 2

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Становление характера происходит процессе социализации, в процессе включения личности в различные по уровню социальные силы (семья, друзья)

Зная характер можно предвидеть как человек поведёт себя в тех или иных обстоятельствах, а значит направлять и корректировать поведение.

Структура характера – закономерная зависимость между отдельными чертами характера.

Группа

1. По отношению к другим людям

2. По отношению к самому себе

3. По отношению к делу

4. В отношении человека к вещам

Хнорф Акцентуация(выявление отдельных черт)

Леонард и Лычко вывел типы акцентуации:

Ø Гипертивный - приподнятое настроение, повышенная психическая активность;

Ø Циклоидный - чередование хорошего и плохого настроения с различными периодами. Период от нескольких недель до нескольких месяцев;

Ø Лабильный – резкое изменение настроения;

Ø Сенситивный- повышенная впечатлительность, обострённое чувство не полноценности;

Ø Психа астенический – высокая тревожность, мнительность, склонно к самоанализу сомнениям;

Ø Эпилептоидный- скованность и агрессивность;

Ø Неустойчивый – поиск новых впечатлений и компаний

Ø Конформный – чрезмерная подчинённость и зависимость от мнения окружающих.

Ø Демонстративный – высокая потребность к признанию, характеризуется актерством, неискренностью, импульсивностью.

Вопрос № 3

Способности – индивидуальные свойства личности обеспечивающие успех в деятельности и обучении.

Изначально каждый из нас имеет определённые задатки.

Задатки – врождённые наследственно обусловленные анатома - физиологические особенности мозга, нервной системы, органы чувств, движения, функциональные особенности организма человека.

Виды:

· Общие – обеспечивающие в целом относительную лёгкость и высокую продуктивность овладения знаниями и различными видами деятельности: - элементарные (ощущать, чувствовать) и – сложные (учению, труду)

· Специальные – к определённой деятельности которая помогает достигать высоких результатов.

Уровни:

· Одарённость – единство общих способностей человека обусловливающей диапазон его индивидуальных особенностей уровень и своеобразие его деятельности.

· Талант – высшая ступень развития способностей личности к определённой деятельности, проявляется в своеобразии оригинальности и эффективности подхода к решению задач.

· Гениальность.

 

Тема: Межличностные отношения и общения

1. Сущность и характеристика межличностных взаимоотношений.

2. Характеристика общения, его виды и средства

Вопрос № 1

Межличностные отношения – это объективно- переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

По содержанию могут быть

1 Официальными и неофициальными

2 Деловыми и дружескими

По структуре межличностных взаимоотношений:

1. Вертикальные – здесь существует система взаимоотношений

2. Горизонтальные- отсутствует иерархия,

Межличностные взаимоотношения развиваются в динамике. Они зарождаются,закрепляются, достигают определенной зрелости,после чего могут ослабевать. Чтобы они не ослабевали их нужно постоянно подкреплять. На динамику и формы проявления межличностных отношений влияют условия развития, уровень организации совместной деятельности, психологическая совместимость, уровень культуры, психологический климат, общее эмоциональное состояние и настроение. Межличностные взаимоотношения можно изучать при помощи наблюдения,социометрии, а так-же различных методик изучения, сплоченности группы и коллектива.

Вопрос № 2

Общение - это процесс взаимодействия людей, направленных на взаимное понимание,познание, установление и развитие взаимоотношений, предполагающих взаимовлияние на состояние, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

Структура общения характеризуется тремя взаимосвязанными сторонами:

1. Коммуникативный- взаимный обмен информации между партнерами по общению, передачи и приема знаний, идей, мнений, чувств.

2. Интерактивная- обмен действием т.е. организация межличностного взаимодействия. В основе типов взаимодействия лежит кооперация и конкуренция.

3. Перцептивная-процесс восприятия одним партнером по общению другого, на основе формирования впечатлений о человеке.

Виды общения:

1. Контакт «масок»-формальное общение,набор выражения лица, жестов, стандартных фраз, которые позволяют скрыть ненужные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение – оценивание другого человека как нужного или мешающего объекта.

3. Формально-ролевое – общение происходит исходя из социальной роли. В этом общении регламентировано и содержание и средство общения.

4. Деловое-это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью,информацией и опыта, предполагающее достижение определенного результата, решение проблемы и реализации определенной цели.

Формы делового общения- деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.

5. Межличностное-общение друзей.

6. Манипуляторное- направленно на извлечение выгоды от собеседника.

7. Светское-закрытое общение, люди общаясь, говорят то, что положено в таких случаях.

8. Управленческое общение – как основной вид управленческой деятельности, это общение с целью руководства людьми, изменения их деятельности для решения специфических, управленческих задач.

В общении с подчинёнными руководитель отдаёт распоряжения, указания, рекомендует, совершенствует, а также получает обратную информацию, даёт оценку работы подчинённых.

Формы управленческого общения:

1. Субординационное – это общение, на основу которого положены административно – правовые нормы.

2. Служебно – товарищеское –общение между коллегами на основе административно – моральных норм.

3. Дружеское – общение на основе морально – психологических норм взаимодействия.

Средства общения:

· Вербальное

· Не вербальное

Вербальные средства – это прежде всего человеческая речь, которое использует для общения языковую систему знаков. При помощи речи осуществляется кодирование информации.

Не вербальное общение – это язык«телодвижений» включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Функции:

Ø Дополняют речь;

Ø Заменяют речь;

Ø Создают образ партнёра по общению;

Ø Идентификаторы актуальных психических состояний личности, выступают в роли уточнения вербального сообщения.

Ø Усиливаю эмоциональную точность сказанного.

Специалисты утверждают, что с помощью слов передаётся 7% информации, 38% - при помощи звуковых средств, и 55: - мимика, жесты, поза.

Невербальное общение проявляется бессознательно.

Все невербальные сигналы можно разделить на 6 основных групп: поза, жестикуляция, телодвижения, дистанция, интонация.

1. Походка – стиль передвижения в пространстве. Составляющие походки: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении. По походке можно определить – самочувствие, возраст и характер человека.

2. Поза – это положение человека. Поза формируется в зависимости от статуса человека.

3. Существуют разнообразные жесты, среди них выделяют – открытости, замкнутости, флирта, оценки, перестраховки, нервозности, самоконтроля, подозрения, скрытости.

Разные народы в разных культурах имеют различные способы жестикуляций(меньше всего жестикулируют жители северных районов)

Конкретный смысл жестов различен в разных культурах, однако во всех культурах есть сходные жесты. Коммуникативные – жесты приветствия, прощания, привлечения внимания.

Модальный – одобрения, доверия, недоверия.

Описательные – имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Закрытые – человек отгораживается от окружающих, перекрывает своё тело руками или посторонними предметами.

4. Мимика – это движение мышц лица. Мимические сигналы универсальны, они в меньшей степени зависят от культурных традиций, они выражают эмоциональные сообщения.

Сигнал подвижность мимики – быстрая сменяемость восприятия,впечатлений, зависимость психики от внешних раздражителей.

Малоподвижная мимика –указывает на постоянство психических процессов. она ассоциируется с устойчивым настроением, уравновешенностью.

В мимических выражениях лица есть 6 основ эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение.

При помощи знаний невербалики человек может элементарно распознать ложь.

Признаки обмана проявляются в мимике, телодвижениях, голосовых модуляциях, дыхании, длительных паузах между словами, в оговорках, в интонации, а самое главное, когда жесты расходятся со словами.

Дистанция(или зоны пространства)—существуют различные зоны пространственной территории: интимная зона (до 45 см.); личная или персональная зона (от 45 до 120 см); социальная зона(120 до 400); публичная зона(от 400 до 750 см.).

 

 

Тема: Межличностные конфликты.

1. Психологическая сущность конфликта

2. Управление конфликтами и способы их разрешения.

Вопрос № 1

Конфликтология – изучение конфликтов

Конфликт – противоречие возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов специальной и личной жизни.

Конфликт – столкновение противоположных интересов, целей, идей, убеждений и т.д. которое сопровождается острыми отрицательными эмоциями.

Последствия

· Деструктивные – мешают взаимопониманию между людьми, затрудняют принятие решений, ведут к нестабильности и беспорядкам, сопровождаются неприятными переживаниями.

· Конструктивные – источник развития, сигнал к изменениям (решению) конфликта приводит взаимоотношения на новый, качественно иной уровень.

Структура конфликта:

v Конфликтная ситуация - совокупность объективных и субъективных условий, при которых возможно возникновение и развитие конфликта.

v Субъекты конфликта – несколько человек

v Предмет конфликта – причина конфликта, его движущая сила,которая лежит в основе противоречия

v Образ конфликта – осознание несовместимости, взглядов, потребностей.

v Инцидент – первоначальное действие которая провоцирует конфликт

v Конфликтное взаимодействие – совершение участниками конфликта действий направленное на реализацию в конфликте из собственных интересов.

v Исход конфликта.

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт.

Динамика:

ü Возникновение конфликтной ситуации, назревают противоречия.

ü Осознание ситуации как конфликтной – участники понимают несовместимость целей.

ü Переход к конфликтному поведению

ü Разрешение конфликта

Виды:

1. Внутри личностный конфликт – происходит внутри одного человека.

2. Межличностный конфликт – между несколькими людьми.

3. Конфликт между личностью и группой.

4. Межгрупповые – по количеству участников.

Виды по степени эмоциональной окрашенности:

1. Деловые – сфера формальных отношений между людьми.

2. Эмоциональные- не формальная сфера между людьми.

По лежащему в основе противоречию:

1. Мотивационные – конфликты интересов, вызванные ситуацией затрагивающие цели и мотивы.

2. Понятивные - конфликты ценностей разногласия между участниками из –за несовместимости представлений, имеющих особое значение

От сфер проявления:

1. Семейные

2. Служебные

3. Бытовые

4. На предприятиях:

· Организационные – связаны с организацией и условиями деятельности.

· Производственные – специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива

· Трудовые – столкновение по поводу трудовых отношений (целей, условий, организации)

· Инновационные – по причине возникновения инноваций.

Причины возникновения: - объективные и – субъективные.

Объективные:

- ограниченность ресурсов

- статусно – ролевые позиции участников конфликтов

- Отношение господства к подчинению.

Субъективные:

- конфликтный характер

- иллюзия

- психические состояния

Вопрос № 2

Управление конфликтами – целенаправленное воздействие по устранению или минимизации причин породивших конфликт.

Управление конфликтами –воздействие на коррекцию поведения участников конфликта на всех этапах его развития.

Управление конфликтами:

- анализ –проанализировать ход развития конфликта.

- предупреждение и профилактика деструктивного конфликта

- по возможности из деструктивного в конструктивный

- разрешение конфликта.

Одним их методов разрешения конфликтов – переговоры.

Этапы переговорного процесса:

1. Подготовка к переговорам

2. Начало переговоров

3. Поиск приемлемого варианта решения

4. Завершение переговоров

В организации существует две группы методов управление конфликтами:

1. Структурные – они связаны с изменением структуры организации. К ним относят: введение специального интеграционного механизма(для конфликтующих подразделений)

2. Межличностные – состоят в выборе стиля поведения:

· Уклонение - избегание конфликта

· Приспособление – отказ от своих интересов в пользу партнёра

· Конкуренция – отстаивание своей позиции без учёта интереса компаньона.

· Компромисс- характеризуется тактикой взаимных уступок

· Сотрудничество – выработка взаимовыгодного решения удовлетворяющего обоих.

Типы конфликтных личностей:

§ Демонстративные

§ Ригидные

§ Неуправляемые

§ Сверхточные

§ Рационалисты

§ Безвольные

 

Тема: Взаимодействие людей в малых группах.

1. Понятие группа. Классификация малых групп.

2. Стадии развития малых групп. Механизмы групповой динамики.

3. Социально – психологический климат малой группы. Психологическая совместимость.

Вопрос № 1

Группа- объединение двух и более людей деятельность которой сознательно корректируется для достижения общих целей.

Признаки малой группы:

1. Пространственное и временное соприсутствие даёт возможность личных контактов.

2. Наличие цели совместной деятельности.

3. Наличие в группе организующего начала (лидера).

4. Разделение персональных ролей.

5. Наличие эмоциональных отношений между членами группы.

6. Выработка специфической групповой культуры.

 

Классификация групп

 

Условные Реальные

 

Лабораторные Естественные

 

Большие Малые

 


Сложившиеся

Стихийные Организованные Становящиеся

Виды групп:

§ Первичная

§ Вторичная

§ Формальная

§ Не формальная

§ Членства

§ Рефренная

§ Временная

§ Стационарная

Вопрос № 2

Уровни развития группы:

1. Диффузная группа – объединяет время и место

2. Ассоциация – для незначительных обществ, отношения в которых необходимы для организации совместной деятельности.

3. Корпорации.

Коллектив -группа объединённыхобщими усилиями, задачами, проектами людей, которая достигла совместной деятельностью высоких результатов, высокого уровня развития.

В коллективе формируются специфические формы межличностных коммуникаций(отношений) которые характеризуются сплочённостью участников коллектива, особенностями ценностно-группового единства, члены коллектива объективно обязательны и каждый член коллектива вносит свой ценностный вклад обще значимое для всех дело.

Коллектив – высокий уровень развития группы.

2 вопрос продолжение… механизм групповой динамики

Групповая динамика – процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости, взаимовлияния в целях удовлетворения как личных так и групповых интересов и потребностей.

Механизм Групповой динамики Френсиса Иву кока:

1. притирка- на этой стадии члены группы присматриваются друг к другу, определяется степень личной заинтересованности что бы работать в этой группе, личные чувства, переживания формируются или скрываются

2. ближний бой – группа начинает реально оценивать вклад лидера, образуются группировки, разногласия обсуждаются более открыто, группа начинает способы достижения согласия, стремится наладить эффективные взаимоотношения

3. экспериментирование - актуальной становится проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы, возникает интерес к тому как можно работать лучше, принимаются меры к реальному повышению эффективности работы группы.

4. эффективность – группа приобретает опыт успешного решения проблем, и использование ресурсов, возникающие проблемы исследуются реалистически и решаются творчески, управленческие функции могут делегироваться то одному то другому члену группы в зависимости от конкретной задачи.

5. зрелость- группа функционирует как коллектив сплочённый вокруг хорошо осознаваемых всеми реальных общих целей, которые сведены цели индивидуальные, действуют прочные связи между членами группы, группа демонстрирует отличные результаты, и устанавливает высокие стандарты своих достижений.

Вопрос № 3

Социально психологический климат – психологический настрой группы или коллектива, который оказывает влияние на образ жизни людей, на их самочувствие, работоспособность, уровень творческой и личной реализации.

Психологический климат - сложная система многообразных положительных и отрицательных эмоциональных состояний, совместных коллективных переживаний.

Функции

§ интегральная – таких эмоциональных состояний людей которые заключаются в сплочении группы.

§ стимулирующая – выражается в повышении общего жизненного тонуса членов группы, мобилизации на выполнение стоящих перед группой задач.

§ социально - познавательная- помогает лучше осознавать, правильно оценивать результаты свое труда, выделять решённые и не решённые проблемы и вопросы

§ стабилизирующая- способствует формированию у сотрудников чувства мы

Социально психологический климат зависит от среды, и уровня развития коллектива проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности, и все стороннему развитию личности в группе.

Тема: системный психологический подход в управлении

1 Психология управления как наука

2 Основные направления развития

3 психологические закономерности управленческой деятельности

 

Вопрос № 1

В процессе управления осуществляется систематическое информационное взаимодействие субъекта управления с его объектом.

Одним из непременных условий эффективного функционирования системы управления является соответствие субъекта управления его объекту.

Требования: руководитель как субъект управления должен быть компетентным, хорошо ориентирующимся во всех звеньях управленческой системы, должен обладать управленческой культурой иметь хорошие организаторские способности, обладать психологическими знаниями и уметь их использовать в профессиональной деятельности, должен уметь принимать обоснованные управленческие решения и реализовывать их в практической деятельности.

Психология управления как наука призвана обеспечить психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления

Предметом исследования психологической науки – психологические закономерности управленческой деятельности. Конкретное проявление предмета психологии управления может быть представлено на следующих уровнях психолога – управленческой проблематики:

1. психологические аспекты деятельности руководителя(психологические особенности управленческого труда), психологические анализ личности руководителя, психологические аспекты принятия управленческого решения..

2. психологические аспекты деятельности организации например мотивация труда, ценностные ориентации организации управления процессом и формирования, формальная и неформальная структура организации, закономерности формирования благоприятного социально – психологического климата в организации, проблема психологической совместимости

3. психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации – проблема создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия, проблемы управленческого общения, информированность как фактор повышения эффективного управления, методы воздействия на подчинённых.

Психология управления - отрасль психологической науки которая объединяет достижения различных наук и изучает психологические аспекты управленческой деятельности и направлено на оптимизацию и повышение эффективности процесса управления.

Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в начале 20 века, и развивалось постепенно совместно с развитием управленческой мысли.

Тенденции развития управленческой мысли на современном этапе

1 В настоящее время появляется очень много научных работ по управлению и психологии управления в частности.. распространяются программы обучения менеджменту (МБА), обобщается управленческий опыт разных стран что свидетельствует о профессионализации науки управления.

2 практическая направленность современного развития науки управления выражается в том что на практике возникает необходимость использования психологических знаний.

3 увеличение и многослойность управленческого аппарата

4 ориентация на человека как на наивысшую ценность процесса управления.

3 вопрос..

В своей практической деятельности руководителю необходимо учитывать законы динамики психических процессов.

 

Законы

1. Неадекватности самооценки

2. Неадекватности отображения человеком человека

3. Расчипления смысла управленческой информации

4. Самосохранения

5. Компенсации

6. Зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур.

Тема: Руководитель и психологические функции руководителя в системе управления.

1. Личность как субъект и объект управления.

2. Руководство и лидерство

3. Стили руководства

Личность – индивид обладающий развитым сознанием способностью к трудовой деятельности занимающий определённое положение в обществе и выполняющее определённую роль.

Структура личность по Платонову.

Он выделял в структуре личность четыре подструктуры:

1. Социально – обусловленные особенности (интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение) – всё это формирует направленность личности.

2. Подготовленность личности к деятельности – запас имеющихся у человека знаний и навыков, привычек – опыт личности

3. Свойственные только для него и типичные только для него устойчивые особенности протекания психических процессов.

4. Биологические – обусловленные особенности(темперамент, задатки)

Если рассматривать личность как объект управления то руководитель должен изучить структуру личности своих подчинённых для того чтобы эффективно управлять ими.

Управленческая деятельность своеобразна по своим целям, задачам, условиям, результатам, она сложна, многофункциональна, поэтому к руководителям применяется ряд требований:

1. Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.

Способности руководителя делят на:

§ Общие – говорят о высоком интеллекте руководителя.

§ Специальные – формируются благодаря специальным знаниям и усилиям.

Подготовленность к управленческой деятельности предполагает специальное образование и опыт работы.

2. Деловые качества – креативность, организаторские способности, энергичность, стремление к лидерству, целеустремлённость.

3. Личные качества – убеждённость, принципиальность, чувство долга, трудолюбие, чуткость, внимательность.

Исследование деятельности руководителя и опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал что, менеджеры должны обладать следующими качествами:

ü Энергичность;

ü Инициативность;

ü Решительность;

ü Широта взглядов, глобальный подход;

ü Умение влиять на подчинённых;

ü Уверенность в себе;

ü Уравновешенность;

ü Стресса устойчивость;

ü Способность к творческому решению задач;

ü Умение обучать и развивать подчинённых;

ü Умение правильно использовать своё время;

Вопрос № 2

Проблемы лидерства и руководства имеют тесное взаимодействие и принадлежат категории междисциплинарных научных проблем.

В общественном сознании понятие лидер и руководитель практически не различаются.

Общей характерной чертой как управления так и лидерства является взаимодействие людей и влияния на них.

Менеджмент – управление людьми в организации на основе динамичных методов анализа, решений и коммуникаций при цели достигаются путём использования планомерных организованных и контролируемых средств.

Менеджмент ориентирован на управление людьми для достижения цели предприятия.

Лидерство – тип управленческого воздействия, основанный на наиболее эффективном на данной ситуации сочетаний, различных источников власти, направлено на побуждение людей к действию для достижения цели.

 

Психология и педагогика

Тема: развитие обучения и воспитания личности

1. Пути и условия осуществления гармоничного развития личности (самост.)

2. Теоритические и методические основы обучения

2.1. Сущность и структура процесса обучения

2.2. Динамика и промежуточные стадии формирования продуктов обучения

2.3. Принципы обучения

2.4. Методы обучения

 

2.1. Процесс обучения - это часть целостного педагогического процесса. Обучение реализует 3 основные функции:

1. Обучающая (формирование знаний, умений, навыков)

2. Воспитательная (формирование взглядов, убеждений, мировоззрения, качеств личности)

3. Развивающая (развитие мышления, памяти – психических познавательных процессов, а так же эмоционально-волевой сферы)

Особенности процесса обучения заключаются в том, что в учебном процессе не ставится задача новых открытий, а требуется их творческое усвоение. Учебный процесс строится с учетом возрастных особенностей студентов или учащихся. Для обучения характерен ускоренный темп познания явлений действительности. Многие знания приобретаются опосредованно.

Ведущая роль в обучение отводится педагогу, который использует систему основных принципов, методов и форм обучения, контролирует и анализирует процесс обучения и его результат, а так же стимулирует активность обучаемых, оказывает им помощь.

2.2. Мотив Восприятие Осмысление Закрепление на практике ЗУН(знания, умения, навыки)

Динамика формирования обучения:

1 стадия. Побуждение к деятельности – стимулирование и мотивация.

2 стадия. Восприятие информации, знаний, научных фактов. Создание чувствительного образа

3 стадия. Осмысление информации. На этом этапе формируются знания входе сравнения, анализа, синтеза обучаемый познает суть и смысл изучаемого явления.

4 стадия. Стадия усовершенствует знания, понятия, суждения. Происходит закрепление через неоднократное повторение.

5 стадия. Формирование продукта деятельности, применение на практике.

6 стадия. Анализ и оценка результатов т.е. человек выявляет для себя чего он достиг, определяет достоинства своих достижений, либо дает оценку своим достижениям.

2.3. Принцип обучения - руководящие идеи, основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методики обучения.

Принципы:

• Принцип научности предполагает отбор научного материала для содержания учебных дисциплин в соответствии современным состояниям развития науки и уровнем развития обучаемых;

• Принцип наглядности требует самой широкой наглядности (рисунки, схемы, презентации);

• Принцип систематичности и последовательности;

• Принцип сознательности и активности отображает необходимость формирования познавательной мотивации у обучаемых через их активную деятельность;

• Принцип доступности

• Принцип прочности

• Связь теории с практикой

• Групповой и индивидуальный подход к обучению

2.4. Метод обучения - способы совместной деятельности преподавателя и студента с целью передачи знаний, формирования умений и закрепления навыков.

Методы:

1) Традиционная классификация методов обучения по источнику информации:

А) Словестный метод (объяснение, рассказ, лекция, дискуссия)

Б) Наглядный метод(иллюстрация, демонстрация, наблюдения, презентация)

В) Работа с книгой (изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, составление конспекта, чтение)

Г) Практический метод (целый ряд упражнений, опытов, кейсов, а так же практика)

Д) Видео-метод (с использованием компьютера, использование информационно-образовательных ресурсов).Сегодня все чаще в своей практике в ходе обучения преподаватель использует активные методы обучения.

Особенности активных методов обучения: принудительная активизация мышления

• Обеспечение постоянной вовлеченности обучаемых в учебный процесс

• Самостоятельная выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемого

постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе диалоговой и поли логовой формы организации учебного процесса

К активным методам относятся: деловые и ролевые игры, пресс-конференции, теоритические поточные конференции в рамках какого-либо курса или дисциплины, занятие, аукционы, мозговой штурм, творческие отчеты, меж предметное занятие, коллоквиумы, семинары. Активные методы обучения в большей мере развивают личность, создают условия для творческого развития самообучения, самообразования, самовоспитания. Помогает ориентироваться в изучаемом предмете так, чтобы уметь находить ответы на возникающие вопросы, формирует умения рассуждать на языке дисциплины. Чаще всего используются парные и групповые формы организации деятельности на занятиях.

 

Тема: Педагогика в системе наук о человеке

1. Общность педагогической и управленческой деятельности

2. Педагогика как наука и искусство обучения и воспитания

3. Основные категории педагогики и их характеристика

4. Система педагогических наук

5. Методы педагогических исследований

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и в образе мышления.

По классификации предложенной Климовым педагогическая профессия и управленческая относятся к группе профессий человек - человек, главное отличие этих профессий от других заключается в том что они относятся к классу управляющих профессий так и преобразующих одновременно имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом интеллектуально, эмоционального и физического развития, формирования его духовного мира на менеджера в современных условиях накладывается функция раскрытия ресурса успеха своих подчинённых

 

Основное содержание педагогической и управленческой составляет взаимоотношение с людьми, своеобразие этих профессий состоит в том что они по своей природе имеют гуманистический, коллективный и творческий характер.

2 вопрос

Педагогика – наука об обучении и воспитании человека, а в широком смысле это передача накопленного жизненного опыта од одного поколения к другому в соответствии с законами, принципами, закономерностями.

Предметом педагогических исследовании – педагогический процесс, осуществляемый в учебно – воспитательных учреждениях.

Цель воспитания на современном этапе – способствовать умственному нравственному эмоциональному и физическому развитию личности развивать её творческие возможности, формировать гуманистических отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета и индивидуальности личности, с учётом её возрастных особенностей.

Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социально – экономического развития и научно – технического прогресса, а также от достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможности общества и учебных заведений.

Задачи

1. Научное обоснование, развитие систем образования, содержания обучения и воспитания.

2. Изучение сущности и закономерности развития и формирования личности, в условиях специально – организованного образования.

3. Разработка эффективных форм организации образовательного процесса и методов его осуществления.

4. Выявление закономерностей и формирования принципов процесса обучения и воспитания людей

5. К практическому возникновение и развитие педагогики

3 вопрос

Категория – основные педагогические понятия выражающие научные обобщения, отражающие сущность наук принято называть педагогическими категориями.

Категории:

ü Воспитание

ü Обучение

ü Образование

ü Формирование

ü Развитие

ü Педагогический процесс

Воспитание - это понятие употребляется в широком и узком, социальном и педагогическом значении.

В широком соц. смысле – передача накопленного опыта от старших поколений к младшим, здесь под опытом понимается: знания, умения, способы мышления, нравственные, этические правовые нормы… - всё что создано в процессе исторического развития.

В узком соц. смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов, с целью формирования у него определённых знаний взглядов убеждений нравственных ценностей полит. Ориентации подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле – специально организованная целенаправленная управляемое воздействие, преподавателей на человека с целью формирования у него заданных качеств и осуществляемое в учебно – воспитательных учреждениях

В узком педагог. смысле – процесс и результат воспитательной работы направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение - специально – организованный, целенаправленный управляемый процесс взаимодействия преподавателя – студентов, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения.

Знание – отражение человеком объективной действительности в форме фактов представлений, понятий и законов науки.

Умение – готовность сознательно и самостоятельно выполнять теоритические и практические действия на основе усвоенных знаний

Навыки – действия доведённые до автоматизма (совершенства) путём многократного повторения.

Образование – объём систематизированных знаний, умений, навыков способов мышления, который приобрёл обучаемый в специально – организованном учреждении образования

Главным критерием оборванности – системность знаний и системность мышления.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием различных факторов: (экологических радиация, социальных, психологических, экономических)

Формирование личности – процесс и результат её развития под влиянием среды наследственности и воспитания.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Развитие человека – процесс становления личности под влиянием внешних, внутренних управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Различаю психическое, физическое и общее развитие личности.

Под психическим понимают развитие интеллекта,воли, эмоции, потребностей способностей характера.

Под физическим – развитие организма мышц подвижности суставов.

Общее – развитие психических, физических нравственных и других качеств личности.

 

Тема: воспитание как целенаправленное воздействие на личность

1. Сущность. структура,содержание воспитания

2. Принципы

3. Методы

4. Семейное воспитание.(сами)

Воспитание возникло с появление человеческого общества, оно обеспечивает её существование и преемственность, подготовку его производительных сил и развитие человека.

Роль воспитания в жизни общества велика, т.к. оно на прямую связанно с программой социально – экономических преобразований, переходам к рыночным отношениям, сменой идеологических приоритетов.

Основные цели воспитания:

1 формирование всесторонней и гармонично – развитой личности

2 Приобщение человека к культуре

3 формирование отношения личности к миру людями себе

4 воспитание социально – компетентной с чувством гражданской ответственности личности

5 развитие самосознания потребности в самосовершенствовании

Исходя из заданных формируются соответствующие задачи воспитания реализация которых наполняет воспитание соответствующим содержанием

Задачи воспитания

1. воспитания гражданина своей страны реализует эту задач патриотическое гражданское правовое воспитание

2. формирование духовности личности

3. воспитание экономического мышления – реализует экономическое воспитание, предполагает формирование уважения и готовности к труду, формирование профессионализма и компетентности желание совершенствоваться в избранном направлении

4. воспитание психо – физического здоровья, реализуется через формирования и умения, поддерживать состояние морально жизненного равновесия и психолог. Комфорта и не допускать значительных отклонений норм физического здоровья. Способствует реализации этой задачи – физическое воспитание

5. гармонизация отношений с природой – формирование умения анализировать экологические проблемы, бережное отношение к природе её ресурсам, необходимость личного участия в охране природы

Под содержанием воспитания понимают систему знаний умений качеств человека, устойчивых привычек поведения, которые должны выработать воспитанники в соответствии с поставленными целями, задачами, требованиями.

В содержание воспитания входит:

ü гражданское воспитание

ü Нравственное

ü Патриотическое

ü Правовое

ü Трудовое

ü Умственное

ü Физическое

ü Экономическое

ü Эстетическое

Принципы воспитания – общие исходные положения в которых выражены требования к содержанию методам формам организации воспитательного процесса.

Система принципов:

1. Общественная направленность воспитания – основы правила реализации этого принципа связаны с необходимостью формирования в процессе воспитательной деятельности общественно – ценных и значимых мотивов деятельности.

2. Связь воспитания с жизнью и трудом - заключается в привлечении воспитанников к различным видам общественно полезной деятельности а также развитие способностей к творческому труду понимание общих основ современного производства, уважение к людям создающим материальные и духовные ценности, тем самым понимание роли труда в жизни общества и каждого человека, понимание значения экономической базы общества, для удовлетворения растущих запросов его граждан.

3. Опора на положительное – этот принцип предполагает выявление положительно в человеке и развитие на этой основе не достаточно сформированных положительных качеств, для реализации этого принципа ни в коем случае не приемлема конфронтация, противопоставление сил и позиций(между родителями и детьми) для реализации этого принципа воспитание необходимо строить на сотрудничестве ни в коем случае не акцентировать внимание на недостатках а наоборот вселять уверенность в возможностях достижения высоких результатов.

4. Гуманизация воспитания – гуманное отношение к личности уважение его прав и свобод, недопущение наказаний унижающих честь и достоинство личности, понимание позиции воспитанника даже тогда когда он отказывается выполнять предъявлять выполняемые требования

5. Личностный подход – постоянное изучение индивидуальных особенностей личности(взгляды привычки)

6. Единства воспитательных воздействий – принцип требует что бы все лица организации общественные институты причастные к воспитанию действовали сообща предъявляли к воспитанникам согласованные требования, помогали друг другу взаимно дополняя педагогическое влияние.

3 вопрос.

Метод – совокупность средств и приёмов педагогического воздействия на сознание чувство волю с целью формирования – качеств, привычек поведения.

Методы:

1. Самый сложный и самый эффективный – метод убеждения

2. Ободрения и осуждения

3. Упражнения

4. Требования

5. Контроля

6. переключения

4 вопрос

Семья – ячейка общества, которое состоит из 3 и не менее 3 человек.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных