Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экспериментальное общение.




Э.О. – процесс организации и регулирования взаимодействия экспериментатора и испытуемого в ходе психологического эксперимента.

Выделяют следующие факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:

1. Ошибки «отношения к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.

2. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.

3. Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов. Среди наиболее известных — «эффект плацебо», «эффект Хотторна», «эффект аудитории».

«эффект плацебо» - Термин «эффект плацебо» впервые ввёл в употребление американский врач Генри Бичер в 1955 году, хотя данный эффект был замечен ещё в 1700-х годах, тогда средневековые целители давали в качестве обезболивающего средства от головы грецкие орехи, настоящие же физиологические особенности были изучены только в 1970-х годах.

Так, согласно исследованиям, проведённым в 1970-х годах группой учёных во главе со Стэнли Милгрэмом (профессором Стэнфордского университета): «для пациентов с тревожными расстройствами наиболее эффективными оказались таблетки зелёного цвета, менее — красного, ещё менее — жёлтого. Напротив, при депрессии же, более действенными были таблетки жёлтого цвета, менее — зелёного, неэффективные – красного». И все же исследователи тогда не смогли сделать какой-либо однозначный вывод по результатам своей работы.

«эффект Хотторна» - когда испытуемые ведут себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора. Например, если провести тестирование детей в классе, затем сказать, что по полученным результатам у одной части класса, были обнаружены способности к музыке, у другой части к литературе, у третьей к математике, и добавить, что очевидно это отразится на оценках за четверть, то мы увидим влияние этой информации на успеваемость по соответствующим предметам.

«эффект аудитории» - Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории, был обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Эффект ярко проявляется у спортсменов на соревнованиях: разница в результатах, показываемых на публике и на тренировке. Зайонц обнаружил, что во время обучения присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает их результативные показатели.

Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента предлагается ряд специальных методических приемов.

1. Метод «плацебо вслепую», или «двойной слепой опыт». Ситуация, в которой сам экспериментатор не знает, какая группа получает «нулевое» воздействие, а какая подвергается реальному манипулированию. Существуют модификации этого плана. Одна из них состоит в том, что эксперимент проводит не сам экспериментатор, а приглашенный ассистент, которому не сообщается истинная гипотеза исследования и то, какая из групп подвергается реальному воздействию. Этот план позволяет элиминировать и эффект ожиданий испытуемого, и эффект ожиданий экспериментатора.

2. Метод обмана. Основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение касательно цели и гипотезы исследования. Выдуманные цель и гипотеза сообщаются испытуемым. Пример: «Эксперимент Милгрэма» - Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом. В одной серии опытов основного варианта эксперимента 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Лишь пятеро испытуемых (12,5 %) остановились на напряжении в 300 В, когда от жертвы появились первые признаки недовольства (стук в стену) и ответы перестали поступать.

3. Метод «скрытого» эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии в исследовании в качестве испытуемого. Художественной иллюстрацией этого метода является фильм: «Шоу Трумана», в котором герой телесериала не знал о своем участии в телевизионном шоу.

4. Контроль восприятия испытуемым ситуации. Обычно для этого применяется постэкспериментальное интервью. Кроме того, принимаются меры для того, чтобы учитывать или контролировать отношение испытуемого к экспериментатору и эксперименту, понимание им инструкции, принятие целей исследования.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных