Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 2. Сознание, бессознательное. Самосознание.




Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.

Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. В психологиибессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня.

Несколько основных классов проявлений бессознательного:

• Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами

• Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности

• Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.

• Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Стадии (или этапы) развития самосознания:

• Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

• К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

• К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

• Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

• Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

• Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

• Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

• сознание своей тождественности;

• сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

• осознание своих психических свойств и качеств;

• определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

• Самопознание — получение информации о себе.

• Эмоционально-ценностное отношение к себе.

• Саморегуляция поведения.

Значение самосознания:

• Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

• Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

• Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

 

Билет №21






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных