Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологический смысл активности развивающейся личности человека




 

Эпистемологичность представлений о личности можно компенсировать, если обратиться к вопросу о целесообразности осознанной активности. Смысл и цель этой активности состоят в воспроизводстве человека как личности в его индивидуальном опыте. Иначе говоря, для конкретного человека важны не столько результаты активности, объективно воспроизводящие, воплощающие его личность, сколько самоактуализация и самоосуществление личности, субъективно переживаемые в этих результатах. Наивысшее удовлетворение собою переживается человеком как обретение и удвоение, умножение себя в результатах, достигнутых, что самое главное, самостоятельно.

Для продуктивности личности важнейшим становится аспект самой лентификации человека, его субъектных и индивидуальных свойств, а поэтому субъектно определенная продуктивность приобретает права антропологической категории, а не только экономической, психологической или нравственной характеристики людей.

Источники, цели, процессы и результаты активности личности в пределе прежде всего субъектны. Более того, и все «объективные» (объективно регистрируемые) компоненты активности также субъектно обусловлены — как субъектные по происхождению. Можно беспристрастно констатировать, что личность и субъект, конечно, могут рассматриваться объективно, например по объективным компонентам продуктивности, но функциональная асимметрия человеческой активности в сторону субъектности не предвещает больших успехов естественных или социальных наук в объектном понимании реального человека.

Развитие человечества и, в частности, всей науки в целом не может быть осознано вне конкретного понимания субъектности. Субъектная асимметрия всех функций человеческой активности от физиологической до социальной показывает, почему с помощью рефлексии (самосознания) нельзя объяснить проблемы, возникающие на уровне субъекта активности, и почему эта рефлексия не может являться психологической вершиной личностного: по Б. Г. Ананьеву, «вершиной» всей структуры человеческих свойств является именно субъект деятельности (воплощенный в личности).

Вершиной и сущностью личности человека с точки зрения современной антропологии являются не (само)сознание, не общественные отношения, не его достижения (продуктивность), а осознанная (в принципе) субъектность, включая и бессознательную субъективность. Мера осознания субъектности и индивидуальности может быть различной по качеству. На примере самой необходимости обсуждения проблемы объяснения субъектности, относимого к сознанию, очевидно, что до сих пор эта проблема была поставлена «вверх ногами».

Самосознание есть, безусловно, величайшее достижение эволюции живого к человеку; это такое благоприятное обстоятельство, которое принципиально возвысило человеческую субъектность над животной особенностью. Но это обстоятельство — отдельная сторона человека, а не его универсальная причина. Самосознание человеку не столько дано, сколько должно быть развито, и это развитие требует воли, ума и чувства в социально-историческом становлении субъектности, в напряженной субъектной активности конкретного человека.

В этой связи отметим, что принцип, предлагающий исследователю искать ключ к низшему в высшем (классический принцип абсолютности и субординации в научном объяснении), в истории предмета науки о личности недостаточен. Ключ может быть найден только в сфере координации и в относительности связей самосознания и субъектности. Ни то, ни другое понятие в содержании предмета личности не являются ни «высшим», ни «низшим»: осознанная субъектность личности человека формируется, развивается и реализуется как целостность — иначе человек также не может быть понят как целостный, обретающий себя человек — при восхождении от абстрактного к конкретному бытию.

В то же время в силу субъектной асимметрии активности личности, а также в силу того, что, например, в психологии детства, в психоанализе и в психологии установки наработан значительный научный и практический капитал критического понимания сознания и значения бессознательного, следует отметить генетическую и содержательную первичность субъектного начала по отношению к началу самосознания. Гносеологическое рассмотрение проблемы субъектности и самосознания остается в ведении философии человека.

Заключая, подчеркнем, что объектом теоретической и практической антропологии является личность, рассматриваемая в процессах ее эволюции. Поэтому эволюция личности в свою очередь является предметом социально-антропологического познания человека. С точки зрения психологии личности, где личность представлена как развивающаяся, она становится и объектом, и субъектом осознанной активности человека. При этом личность рассматривается в единстве саморазвития ее индивидных, индивидуальных и субъектных особенностей. Предметом психологии личности в этом случае является развитие личности. Взаимноопосредующими сторонами развития личности выступают объективно осознаваемое социально-историческое бытие человека и субъектность его активности. Реальной моделью этого общего положения является взаимное опосредование субъектных и объектных компонентов продуктивности и мотивации в содержании социальной активности развивающейся личности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных