ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
55 страница. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности.'Эта задолженность должна отражаться заСписание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности.'Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Счет 007 должен присутствовать за балансом каждого предприятия, имеющего должников, чья неплатежеспособность признана судом. Одновременно со списанием с баланса дебиторской задолженности составляется проводка: Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на сумму списываемых с баланса невостребованных долгов при принятом в учетной политике методе формирования резерва, выполняется проводка по постановке списанного долга на забалансовый учет - Дебет 007. В случае, если организация не формирует резерв сомнительных долгов и списание дебиторском задолженности, не реальной к взысканию, осуществляется за счет финансовых результатов, постановка списанною долга на учет за балансом также является обязательным условием. Проводки при этом имеют вид: Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 76 - на сумму списываемых с баланса невостребованных долгов при отсутствии в учетной политике указаний на формирование резерва на подобные цели. Дебет 007 - постановка списанного долга и учет. В случае, если суммы ранее списанной дебиторской задолженности взысканы и поступили на счета или в кассу предприятия, в балансе выполняется проводка - Дебет 50 «Касса» или Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 91 — на сумму поступившей задолженности, ранее списанной с баланса. Одновременно с забалансового счета задолженность списывается проводкой - Кредит 007. Также счет 007 кредитуется, если закончился пятилетний срок наблюдения за указанной задолженностью и возможность взыскания полностью исчерпана., Аналитический учет по счету 007 организуется по каждому должнику и каждому долгу, списанному в убыток. 15.9. Учет обеспечения обязательств, полученных и выданных Счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» предназначен для обобщения информации о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечении, полученных под товары, переданные другим предприятиям на консигнацию. Развитие рынка ценных бумаг которые чаще всего являются средством платежа, потребовало ведения учета наличия и движения полученных гарантии в обеспечение выполнения обязательств и платежей. Кооме того, любое поедпоиятие передающее доугим предприятиям на консигнацию товары и получившее обеспечение под эти товары, также заинтересовано в их учете. Обеспечение (гарантия) представляет собой документ, где одно предприятие гарантирует другому выполнение обязательств в определенный срок на определенную сумму, и подтверждает, что готово погасить задолженность, если она образуется вследствие неисполнения обязательств. Если в гарантии не указана четкая сумма, то для бухгалтерского учета она принимается исходя из условий договора. Но все же следует избегать «безсуммовых» гарантий, не подтвержденных договором, так как их учет и, в последствии, взыскание задолженности по ним крайне затруднено. Полученные обеспечения приходуются по дебету счета 008 на основании полученного документа, и списываются по мере погашения задолженности или выполнения обязательств согласно договоренности. Аналитический учет на счете 008 ведется по каждому полученному обеспечению в отдельности. Итоговые проводки по счету 008 имеют вид: Дебет 008 - получена гарантия в обеспечение выполнения обязательств или обеспечение под товар, переданный другим предприятиям на консигнацию; Кредит 008 - списаны обеспечения в связи с погашением задолженности. Счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» контролирует выданные предприятием гарантии в обеспечение выполнения обязательств и платежей. По аналогии со счетом 008 в случае, если в гарантии не указана сумма, она определяется исходя из условий договора. Аналитический учет на счете 009 ведется по каждому выданному обеспечению. Наиболее распространенными ценными бумагами являются векселя, которые ведут к возникновению условных прав и обязательств организации. Выдавая поручительство по векселю, организация дебетует счет 009. При получении извещения об оплате выданного векселя, истечении сроков исковой давности или оплате векселя самим поручителем счет 009 кредитуется. Переданные (индоссированные) векселя также необходимо отражать на дебете счета 009 и снимать с учета при получении извещения об оплате векселя, истечении срока исковой давности или самостоятельной оплате. 15.10. Учет имущества и ценных бумаг, полученных в залог В соответствии ПБУ 5/01 стоимость материально-производственных запасов, переданных покупателю в залог, принимается к бухгалтерскому учету в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости. В соответствии с ГК РФ залог представляет собой один из способов обеспечения исполнения обязательств, сущность которого заключается в том, что кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства поручить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя). Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме. В нем должны быть указаны предмет залога и его стоимостная оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства. В договоре должно также содержаться указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество. Предметом залога может быть всякое имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота. Залог товаров (товарных-запасов, сырья, материалов, готовой продукции) с оставлением их у залогодателя, предоставляет право залогодателю изменять состав и натуральную форму заложенного имущества при условии, что их общая стоимость не становится меньше указанной в договоре о залоге. Уменьшение общей стоимости заложенных товаров в обороте допускается по мере исполнения обеспеченного залогом обязательства соразмерно исполненной части обязательства. При залоге товаров в обороте залогодатель не связан при проведении обычных коммерческих операций. Он вправе продать товары и закупить другие товары, сырье, материалы. Интерес залогодержателя заключается в том, чтобы общая стоимость имеющихся у залогодателя товаров соответствовала той, что предусмотрена договором о залоге. При передаче материально-производственных запасов в залог, залогодержатель не приобретает право собственности на эти материально-производственные запасы. Поэтому в балансе залогодателя передача материально-производственных запасов не отражается. В бухгалтерском учете данная операция отражается в аналитическом учете. Во-первых, материально-производственные запасы, переданные в залог, учитываются на отдельных субсчетах к соответствующим Счетам учета материально-производственных запасов по фактической себестоимости. Например, счет 41-1 «Товары, переданные в залог». Во-вторых, у залогодателя открывается забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».. На этом забалансовом счете материально-производственные запасы, переданные в залог, в соответствии с пунктом 26 ПБУ 5/01 учитываются по стоимости, оговоренной в договоре залога. У залогодержателя получение материально-производственных запасов в залог отражается на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». И только при неисполнении обязательства у залогодателя в бухгалтерском учете отразится реализация материально-производственных запасов по стоимости, оговоренной в договоре залога. У залогодержателя договорная стоимость товара, полученного в залог, снимается с забалансового счета 008 и принимается на баланс. При обременении ценной бумаги правами залога - эта ценная бумага может быть передана во владение залогодержателю, однако при этом залогодержатель не приобретает права собственности. Следовательно, он не может отвечать предметом залога, переданным ему во владение. Поэтому в балансе у залогодателя передача ему предмета залога не отражается. Приходование у залогодержателя переданных ему в залог ценных бумаг отражается на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и сумме оценочной стоимости предмета залога. Залогодатель, передавший в залог принадлежавшие ему ценные бумаги, отражает у себя факт обременения правами залога на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» в сумме оценочной стоимости предмета залога. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ГК РФ залогодателем ценных бумаг может быть либо их собственник, либо лицо, имеющее на них права хозяйственного ведения. 15.11. Учет износа жилого фонда и объектов внешнего благоустройства Счет 010 «Износ основных средств» появился относительнохедавно, в связи с введением нового плана счетов. Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении сумм износа по объектам жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.). Данный счет используется также в учете некоммерческих организаций по объектам основных средств по которым в соответствии с установленными правилами амортизация не начисляется. Начисление износа по указанным объектам производится в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений. При выбытии объекта сумма износа списывается со счета 010 «Износ основных средств». Аналитический учет должен быть организован по каждому имеющемуся объекту. Записи по счету 010 имеют вид: Дебет 010 — в конце года начислен износ по объектам внешнего благоустройства и жилфонда; Кредит 010 - начисленный износ по данным объектам списан в связи с их выбытием. Глава 16 u в некоммерчески ОРГАНиЗАЦиЯК В соответствии Федеральный закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого рпдепринимательства понимаются коммерческие организации, которые удовлетворяют следующим условиям: 1. В уставном капитале доля участия РФ и субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов. 2. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов; 3. Средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): — в промышленности - 100 человек; — в строительстве — 100 человек;. — на транспорте — 100 человек; — в сельском хозяйстве — 60 человек; — в научно-технической сфере - 60 человек; — в оптовой торговле — 50 человек; — в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 человек; — в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. По критерию численности к малым предприятиям могут быть автоматически отнесены (за исключением предприятий, занятых в розничной торговле и бытовом обслуживании населения) закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и производственные кооперативы. Без дополнительных критерией к субъектам малого предпринимательства отнсятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. При определении численности работников малого предприятия учитываются, с учетом реально отработанного времени, все работники, в том числе работающие по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений. Если в каком-то периоде превышен критерий численности, малое предприятие не имеет права использовать установленные для него льготы не только в том периоде, когда произошло нарушение, но и в последующие три месяца. При отнесении к субъектам малого предпринимательства иностранных юридических лиц имеются особенности. Иностранные юридические лица которые формально и отвечают критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства по российскому законодательству, но созданы в соответствии с законодательством иностранных государств не могут рассмтриваться как малые предприятия по законодательству РФ. Предприятия, созданные в соответствии с законодательством РФ, в уставном капитале которых доля одного или нескольких иностранных юридических лиц превышает 25 %, а также иностранные юридические лица осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства. Вместе с тем предприятия, созданные в соответствии с законодательством РФ и отвещающие критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, учредителями укоторых являются физические лица - граждане иностранных государств, должны рассматриваться как малые предприятия. 16.2. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях Ведение бухгалтерского учета на предприятиях зависит от применяемой на нем системы налогообложения. Приказом Минфина РФ от 21.12.98 г. утверждены типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Основой для формирования всех организационно-распорядительных документов МП является его учетная политика. Учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации. При этом утверждаются: ■ рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
■ формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; ■ методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; ■ порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; ■ правила документооборота и технология обработки учетной информации; ■ порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Простая форма бухгалтерского учета может применяться на предприятиях, где совершается незначительное количество хозяйственных операций (как правило не более тридцати в месяц) и не осуществляется производство продукции и работ, связанное с большими затратами материальных ресурсов. Простая форма предполагает ведение учета всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1. Данная книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств на определенную дату, их источники, а также составить бухгалтерскую отчетность малого предприятия. Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. Она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса. Мало предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в Форме Книги в которой учет операций ведется весь отчетный год В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней станице записывается число содержащихся в ней страниц которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии' а^о^ттис^пЗ налогеГпредприятия Поокончании месяца под- werac^a^^ao^KOB После°этого^в^с^ьдо то какпо^ му"чет!Гнеi 1 число следующего выводится сальдо по кажд°- Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета малого предприятия может применяться малыми предприятиями, осуществляющими производство продукции (работ, услуг). К данных регистрам относятся: - Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1; - Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям - форма № В-2; - Ведомость учета затрат на производство - форма № В-3; - Ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4; - Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5; - Ведомость учета реализаци - форма № В-6 (оплата); - Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-б (отгрузка); - Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7; - Ведомость учета оплаты труда - форма № В-8; - Ведомость (шахматная) - форма № В-9. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Для организации бухгалтерского учета по упрощенной форме малое предприятие на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и обеспечит контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета. Рабочий план счетов является элементом учетной политики и должен разрабатываться и утверждаться вне зависимости от того, какя форма ведения бухгалтерского учета выбрана малым предприятием. Имеються также особенности в составе бухгалтерской отчетности, предоставляемой малым предприятием. Малые предприятия, не перешедшие на упрощенную систему, ведут учет согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. Приказа Минфина России от 24.03.2000 г. № 31н). Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогобложения, учет и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку. Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогобложения, учет и отчетности и обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), если отсутствуют соответствующие данные. Согласно налоговому законодательству при выручке, не превышающей в месяц 1 млн руб. без НДС, налога с продаж, декларация по НДС представляется ежеквартально, также поквартально уплачивается и налог в бюджет. А с 2002 г. в соответствии со статьей 273 НК РФ независимо от статуса предприятия на определение выручки для целей налогообложения кассовым методом имеют право только те организации, сумма выручки от реализации товаров (работ услуг) без учета НДС и налога с продаж которых в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн руб. за каждый квартал 16.3. Особенности ведения бухгалтерского организациях (НКО) Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определены следующие источники формирования имущества некоммерческой организации (НКО): ■ регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); ■ добровольные взносы и пожертвования; ■ выручка от реализации товаров, работ, услуг; ■ дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; ■ доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; ■ другие не запрещенные законом поступления. Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов. В частности Законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ и законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» этот перечень существенно расширен и дополнен. Источники формирования имущества НКО
22 Бухгалтерский учет По большинству вопросов организации бухгалтерского учета и составления отчетности НКО использует те же нормативные акты, что и коммерческие организации: ■ Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; ■ приказ Минфина России от 29.07.98 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от, четности в Российской Федерации»; ■ ПБУ; ■ план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению (утверждены Приказом Минфина РФ от 11.10 2000 г. № 94н); ■ методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.) и другие документы. В отличие от коммерческих организаций, рассчитывающих последовательно выручку от продажи, себестоимость продукции (работ, услуг), прибыль, бухгалтерия некоммерческой организации учитывает целевые доходы и целевые расходы. Общие схемы учета в коммерческой и некоммерческой организациях
В НКО нет эквивалента понятия прибыли. Целевые расходыв НКО должны соответствовать целевым доходам. Однако это не означает, что по состоянию на 1 января все целевые средства должны быть израсходованы. Возможна такая ситуация, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет. В этом случае расходование целевых средств будет происходить в течение всего срока реализации программы. Если средств на исполнение программы не хватает, то часть расходов может быть покрыта в течение следующих календарных лет. Следует помнить, что средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью только на эти цели. Без письменного согласия жертвователя или грантодателя изменение целевого назначения средств невозможно. Если согласие не получено, средства следует вернуть. Средства, использованные не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета. В ходе осуществления целевых программ в НКО составляется смета доходов и расходов, рассчитанная на определенный период (месяц, квартал, год или любой другой более длительный срок). Смета утверждается высшим органом управления НКО. По окончании отчетного периода рекомендуется составлять отчет об исполнении сметы и утверждать его тем же органом, что и смету. Смета может быть рассчитана на ряд лет. Смета утверждается высшим органом НКО или ее исполнительным органом, если это предусмотрено уставом. По окончании отчетного периода рекомендуется составлять отчет об исполнении сметы и утверждать его тем же органом, что и смету. НКО может иметь более чем одну целевую программу. В этом случае смета составляется по каждой из программ. Программы могут иметь разные сроки их реализации. В каждой из программ целесообразно предусматривать отдельной статьей административные расходы. Некоммерческие организации самостоятельно определяют перечень своих программ, их содержание, перечень статей смет, а также размеры доходов и расходов по каждой статье. Они могут согласовывать свои-сметы только с'Жертвователями (благотворителями) и грантодателями, а также учредителями (членами, участниками). Государственные органы, включая и налоговые, не имеют права вмешиваться в деятельность НКО и вносить коррективы в направления расходования их средств, если такое использование носит целевой характер и соответствует уставным целям организации При необходимости НКО может пересматривать свои сметы, соблюдая необходимые формальности. НКО использует План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению (утверждены Приказом Минфина РФ от 11.10 2000 г. № 94н). План счетов для учета целевых доходов, так и целевых расходов НКО предусматривает счет 86 «Целевое финансирование». В тех случаях, когда НКО не занимается предпринимательской деятельностью и не имеет выручки от реализации, а действует только в рамках уставной непредпринимательской деятельности использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «ощехозяйственные расходы» при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации. Главное отличие налогообложения некоммерческих организаций от коммерческих организаций состоит в том, что все поступления, относимые к целевым, никакими налогами не облагаются. Поступления в качестве доходов от предпринимательской деятельности в НКО облагаются всеми налогами на тех же условиях, что и доходы коммерческих организаций.. В соответствии с налоговым законодательством некоммерческие организации обязаны вести раздельный учет целевых поступлений и доходов от предпринимательской деятельности.
Оформление расчетно-платежных документов в НКО В НКО большую важность имет точность формулировок при оформлении расчетно-платежных документов. Ошибки, совершенные при оформлении документов, могут привести к самым негативным последствиям. При получении пожерствований и других целевых взносов в НКО допустимы следующие формулировки: - «целевой благотворительный взнос на программу...»; - «целевое финансирование»; - «взнос на уставные цели»; - «членский взнос», «вступительный взнос» и т.д. Нежелательна формулировка «спонсорский взнос» в связи с тем, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|