ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Модели судебных системНаиболее часто иерархическая система судоустройства во многих странах носит трехступенчатый характер. На уровне первой инстанции находится категория судов, рассматривающих наиболее простые дела. Это не только мировые судьи в тех странах, где они сохранились, но и ординарные суды, наряду с которыми существуют и другие ординарные суды первой инстанции, призванные рассматривать более серьезные дела (напр., во Франции на первой судоустроительной ступени действуют суды малой инстанции и суды большой инстанции, различающиеся по компетенции). Вторая инстанция повсеместно носит название апелляционных судов. Их значение обусловлено тем, что наряду с основной функцией, а именно рассмотрением дел и жалоб на решения судов первой инстанции, на апелляционные суды возложены и некоторые функции организационного и контрольного планов. Кроме того, территориальные сферы деятельности этих судов отличаются обширностью. Существен и апелляционный порядок рассмотрения жалоб на решении судов первой инстанции, ибо он назначает исследование дела в полном объеме. Третьей и высшей инстанцией так же почти повсеместно является Верховный суд. Его правовой статус как высшего судебного органа в ряде стран подкреплен конституционно. Имеется несколько видов верховных судов. Основная различительная классификация на верховные суды, обладающие наряду с собственно судебными функциями также и правом конституционного контроля, и суды, таковыми правом не обладающие. Пример первых — Верховный суд США, верховные суды скандинавских стран в Европе. Пример вторых — Кассационный суд во Франции, суд того же наименования в Италии, Федеральная судебная палата ФРГ и др. Ст. 123 Конституции Испании устанавливает, что «Верховный суд, юрисдикция которого распространяется на всю Испанию, является высшей судебной инстанцией во всех областях судебной деятельности, за исключением того, что касается конституционных гарантий». Иногда различают кассационные и верховные суды, не связанные строго кассационным способом рассмотрения жалоб. Специфика в организации судов, конституционных и законодательных нормах, регулирующих работу этой части государственного механизма, может возникать в связи с федеративной структурой государства. Судебные системы в различных федерациях различаются в зависимости от уровня самостоятельности членов федерации, распределения компетенции между ними и центром, от соотношения федерального права и правовых норм, принимаемых в государственных образованиях, формирующих федерацию.
В одной из старейших федераций — США основная масса законов принимается в штатах, что соответствует десятой поправке Конституции США. На этой основе складывается дуалистическая структура судебной системы, в которую входят федеральные суды и относительно самостоятельная судебная система штатов. Власть судов штатов широка, т. к. в их ведении находятся все дела, не подпадающие на основе законов перечень дел, охватывающих судебной властью федерации. Дуализм судебной деятельности проявляется в том, что во многих случаях истец сам решает, обратится ему в суд штата или в федеральный суд. Промежуточным между американским дуализмом и централизованной формой организации судебной власти является судоустройство Канады. Конституционный акт 1867 года предоставил канадским провинциям право создавать гражданские и уголовные суды. Суды провинции рассматривают дела вне зависимости от того, применяются ли в конкретном случае федеральное право или право провинции. Более того, если в законе не оговорено иное, то дело будет рассматриваться в провинциальном суде. Деятельность Верховного суда придает унитарный характер судебной системе. Кроме того, федеральный парламент может создавать федеральные суды «для лучшего применения законов Канады». В 1971 г. вместо суда Казначейства был создан Федеральный суд, который рассматривает иски против федерального правительства, а также некоторые апелляции. Наличие федерального суда является основанием считать судебную систему Канады как «смешанную». Примером централизованной судебной системы в условиях федеративного государства может служить судоустройство ФРГ. В этой стране основная часть законодательства принимается федеральным законодателем. Структура судов подчинена не формальной идее, а принципам их специализации по характеру рассматриваемых дел (общей подсудности, трудовые, административные, финансовые, социальные). Суды земель выступают как вторая инстанция по трудовым и другим делам. По делам общей подсудности есть еще и высшие земельные суды, которые не являются, однако, верховными судами земель и обладают ограниченной компетенцией. Для финансирования судов второй инстанции, без промежуточных земельных звеньев, служит Федеральная финансовая палата. Если в землях ФРГ нет верховных судов, то на уровне федерации действует целая система высших федеральных органов, которые выполняют функции специализированных судов.
Участие населения в отправлении правосудия. Неоднозначно отношение конституций разных стран к принципу участия населения в отправлении правосудия. Лишь некоторые конституции содержат формулу «народ участвует в отправлении правосудия» (ст. 91 Конституции Австрии). Вопрос об участии народа в отправлении правосудия сводится к наличию в некоторых странах суда присяжных, а также участию шеффенов (заседателей) в рассмотрении определенных категорий дел. Суд присяжных возник в ходе установления либеральных демократий. Он позволил вовлечь в процесс правосудия сравнительно широкий слой представителей населения, контролирующих или ограничивающих властные полномочия профессиональных судей в интересах принятия решений по особенно серьезным делам, отвечающих общественному, а не цеховому — судейскому — правосознанию. Классический суд присяжных делится на «большое жюри», выносящее вердикт о виновности, и профессиональных судей, определяющих меру наказания. В своей структуре суд присяжных претерпел изменения. В некоторых странах сокращена численность жюри (иногда вдвое), и, следовательно, суд присяжных не обязательно идентифицируется с цифрой 12. В ряде стран отказались от принципа единогласного вердикта, он может быть вынесен и простым (или квалифицированным) большинством голосов членов жюри. В Англии присяжные участвуют в гражданских делах по соглашению сторон, причем весьма редко. То, что в нашей литературе называется судом присяжных заседателей, во Франции в действительности, особенно после судебной реформы 1958 года, таковым не является. Речь идет о суде ассизов, который состоит из трех профессиональных судей и девяти судебных заседателей, составляющих жюри и назначаемых из граждан, проживающих в данном департаменте. Профессиональные судьи и члены жюри образуют единую коллегию, отвечающую на вопрос о виновности подсудимого и принимающую решение о наказании большинством голосов. Тот же вид суда, что и в нашей стране, но в расширенном составе.
Монархия: понятие, признаки и виды
Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением. Монархия – такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная) Признаки монархии: · 1. Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично; · 2. Монарх пользуется властью пожизненно; · 3. Власть передается по наследству; · 4. Монарх юридически безответственен. Виды монархии: 1) В историческом аспекте: · - древневосточные, · - античные, · - феодальные (ранне-, сословно-представительные, абсолютные). 2) С точки зрения полноты власти: · - абсолютная – так ФГП, при которой верховная власть по закону принадлежит одному лицу - монарху. · - ограниченная - так ФГП, при которой верховная власть делится между монархом и представительными органом. Ограниченная монархия бывает: · а) сословно-представительная – такая ФП, при которой власть монаха ограничена сословно-представительными органами. · б) конституционная - такая ФП, при которой власть монаха ограничена представительными органами на основании Конституции государства. Конституционная монархия бывает парламентской (такая форма правления, при которой власть монаха ограничена практически во всех сферах государственной деятельности) и дуалистической (такая форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – монарху – Швеция, Япония, Дания). Признаки парламентской монархии: · 1) Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент; · 2) Лидер партии с наибольшим числом депутатских мест – глава государства; · 3) Фигура монарха символическая (в законодательной, исполнительной и судебной власти он ограничен); · 4) Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; · 5) Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монахом. Признаки дуалистической монархии: · 1) Это промежуточная форма между абсолютной и парламентской монархией; · 2) Наличие монарха и иных высших органов государственной власти (парламента и правительства); · 3) Назначение членов парламента монархом; · 4) Назначение членов правительства монархом, и ответственность правительства лично перед монархом; · 5) Монарх выполняет функции реального главы государства.
Республика: понятие, признаки, виды
Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением. Республика - такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Признаки республики: · 1. Существование единоличного и коллегиального главы государства; · 2. Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок; · 3. Осуществление государственной власти по поручению народа; · 4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; · 5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; · 6. Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства. Виды республики: · - парламентская - такая ФГП, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Греция, Италия); · - президентская - такая ФГП, при которой главой государства и правительства является президент (США); · - смешанная - такая ФГП, при которой существует баланс полномочий между президентом и парламентом (РФ). Признаки парламентской республики: · 1. Правительство формируется парламентом том из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте; · 2. Глава государства избирается парламентом; · 3. Глава государства обладает широкими полномочиями; · 4. Глава правительства назначается президентом; · 5. Правительство ответственно перед парламентом. Признаки президентской республики: · 1. Президент – глава государства и правительства; · 2. Президент обладает широкими полномочиями; · 3. Президент назначает членов правительства; · 4. Правительство ответственно перед президентом; · 5. Президент обладает правом вето на законы парламента и может самостоятельно издавать нормативные акты; · 6. Президент может распустить парламент. Признаки смешанной республики: · 1. Есть сильный парламент и президентская власть; · 2. Есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями; · 3. Президент не является главой государства; · 4. Правительство формируют президент и парламент; · 5. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.
Государственный (политический) режим: понятие и виды Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное — «государственный (государственно-правовой режим)». В отличие от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует ее функциональную сторону — формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти.
Формы государственно-территориального устройства в зарубежных странах Государственно-территориальное устройство – внутренняя национально-территориальная организация гос. власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, характер взаимоотношений между государством в целом и его частями, между центральными и местными органами. Форма гос.-терр. устройства отражает: составные части внутренней структуры государства; положение этих частей и взаимоотношения этих органов; каким образом строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой гос. форме выражаются интересы каждой нации. Формы гос.-территориального устройства: 1) Унитарное государство – единое, централизованное государственное образование, представляющее собой совокупность различных административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Признаки: на его территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, кредитная и налоговая политика; единые для всего государства высшие исполнительные, представительные и судебные органы; не имеет в своем составе других государств или государственных образований; составные части гос. суверенитетом не обладают; состоит из различных адм.-терр. единиц (провинция, округ, область); каждая из частей государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. 2) сложные государства – представляют собой союз государств или состоят из обособленных государственных образований, которые имеют ту или иную степень самостоятельности: – империи – насильственно создаваемые сложные монархические государства, во главе которых стоит правитель. – Федеративные государства – единые государства, состоящие из нескольких государственных образований, объединяющихся для решения общих задач центральной властью. Признаки: государственное образование, входящее в состав федеративного государства, является субъектом федерации и имеет собственное административно-территориальное деление; существуют две системы высших органов власти федеральных органов и органы власти членов федерации; как правило, субъекты имеют собственные конституции, уставы, определенный суверенитет и законодательную компетенцию; как правило, наличие общефедерального гражданства и гражданства субъектов федерации; федеральный парламент всегда двухпалатный, одна из палат которого представляет интерес субъекта федерации; компетенция федерального центра и субъекта федерации разделена: исключительное федеральное ведение, исключительное ведение субъекта федерации и совместное ведение. Принципы образования федерации: национальный; территориальный; смешанный. – Конфедерация – гос.-правовое объединение, союз суверенных государств. Конфедерации создаются для достижения определенных ограниченных целей в пределах конкретного исторического периода. Признаки: объединяются на основе договора; субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из нее; не имеют общих законодательных, исполнительных и судебных органов; не имеют единой армии, единой системы налогов и сборов, единого государственного бюджета; предметом ведения конфедерации является небольшой, четко оговоренный договором круг вопросов; образуются те органы, которые необходимы для достижения поставленных для них целей; субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказ применять акт союзной власти; внутри конфедерации устанавливаются границы, таможни между субъектами, нет союзного гражданства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|