ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие и типология политических режимов.Политический режим – совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти и характеризует среду и условия политической жизни общества. Выделяют три механизма анализ, которых позволяет охарактеризовать политический режима: · Институциональный (отражает, как и какие институты действуют в политической системе, их значимость и способы воздействия); · Социологический (характеризует какие социальные группы существуют в политической системе, как строятся отношения между этими группами и государством, каковы и как соотносятся права и возможности различных групп в политике); · Идеологический (характеризует какие идеи и насколько свободно можно формулировать в политической системе). Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев: · характер и мера осуществления власти; · механизм формирования власти; · взаимоотношения общества и власти; · роль идеологии в жизни общества; · характер политического лидерства; · соотношение прав и свобод граждан; · положение средств массовой информации; · наличие демократических прав и свобод; · изменения в социальной структуре общества; · уровень развития политической культуры.
20, Классификация политических режимов. Тоталитарный – впервые уплотняется в 20 годы 20 века, основой теории Муссолини. Основные признаки режима: 1. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь. 2. Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, где отсутствует механизм преемственности и контроля за властью. 3. Общество полностью отчуждено от власти, но в политическом сознании присутствует единство власти и народа. 4. В обществе присутствует единая идеология, которая формирует идеи о «светлом будущем». 5. Лидер опирается на партию или группу, всегда харизматичен. 6. Запрещено все, кроме того, что приказано. 7. СМИ находятся под контролем государства, существует «закрытое общество». 8. Демократические права и свободы носят декларированный характер, государство гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание 9. Социальная структура общества имеет классовый характер. 10. Тоталитарная политическая культура доверяет политическому лидеру Авторитарный режим – основа которого осущ власть одного человека или узкой группы лиц. Основные признаки авторитарного режима: 1. Характер и мера осуществления власти – власть одного человека 2. Контроль и насилие не носят общественный характер. 3. Влияние власти распространяется на сферу политики и частично идеологию. 4. Власть формируется путем назначения и не имеет механизма преемственности 5. Граждане к власти относятся безразлично, где в основе находятся принципы патриархальности и опеки. 6. Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется. 7. Лидер обладает высокими полномочиями, где складывается режим личной власти. 8. Разрешено все кроме политики. 9. Осуществляется частичный контроль над СМИ. 10. Правовая свобода граждан ограничена в политической сфере. 11. В полит системе общества главная роль принадлежит исполнительным органам власти. Демократический – власть принадлежит народу, где обеспеч права и свободы человека. А. Линкольном: Демократия - правление народа, для народа, посредством народа. Признаки демократического режима: 1. Источником власти является народ. 2. Пределы власти устанавливаются конституцией и законами. 3. Власть выбирается гражданами на основе принципа преемственности. 4. Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует их деятельность. 5. Официальная идеология сущ, но сохраняется плюрализм мнений в идеологической сфере. 6. Политическое лидерство зависит от традиций и ценностей общества. 7. Разрешено все то, что не запрещено законом. 8. СМИ свободны и не зависимы и являются 4-ой властью. 9. Демократические права и свободы гарантируются конституцией и законами. 10. Для демократического полит режима характерна многопартийность, всеобщее избирательное право, разделение власти. 21 Государство как основной институт политической системы, его функции. Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий суверенную независимую власть в интересах граждан, проживающих на данной территории с помощью государственного аппарата на основе права. Концепции происхождения государства: · Патриархальная (Конфуций, Аристотель). · Теократическая (А. Августин, Ф. Аквинский). · Теория общественного договора (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк). · Тория насилия (М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин, Л. Гумплович) · Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) – базисом является экономика, надстройкой – политика, право, религия. Признаки государства: 1. единая территориальная организация политической власти. 2. общность людей, объединенных правовым союзом - гражданством. 3. органы и учреждения наделены властными полномочиями. 4. Суверенитет и независимость. 5. Монополия государства на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения. Функции государства: I. Внутренние функции: 1. Политическая – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами. 2. Организаторская – обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы. 3. Экономическая – стимулирование и регулирование экономической деятельности. 4. Правовая – установл правовых норм, поддерж правопорядка и законности в обществе. 5. Социальная – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизации социальной среды. 6. Культурно-воспитательная – охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации личности. II. Внешние функции: 1. Обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. 2. Развитие взаимовыгодного международного полит и экономического сотрудничества. 3. Участие в программах по преодолению глобальных проблем современности, экологического кризиса, предотвращение ядерной войны.
22 Формы государственного устройства и правления. Типы государств. Формы административно-территориального устройства: · Унитарное - не имеет в своем составе административно-территориальных единиц, обладающих суверенитетом, где действует единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. (Франция, Турция, Дания, РБ). · Федерация – устойч союз суверенных субъектов, где распределены полномочия между ними и центром полномочий. Субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, органы власти, не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: по территориальному признаку(США),национальному(Индия) или смешанному (РФ). · Конфедерация –временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.). · Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская. Формы государственного правления. 1.Монархия – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Выделяют виды монархии: · Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман). · Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония). · Дуалистическая – власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко) 2. Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым и зависит от воли народа или парламента. Различают 3 вида республики: · Президентская –является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Обладает правом законод инициативы и вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть). · Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Глава Правительства премьер-министр – глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции. · Полупрезидентская (смешанная) - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность.
23, Тенденция развития современных государств: правовое государство и гражданское общество. Правовое государство – тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем. Признаки правового государства: 1. Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством. 2. Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» Верховенство гуманных законов. 3. Разделение властей, общественный контроль за их функционированием. 4. Социальная основа государства – зрелое гражданское общество. Гражданское общество (Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Характерные признаки гражданского общества: · Гуманизм и стабильность социальных отношений. · Правовая защищенность каждого гражданина. · Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности. · Полит плюрализм, развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан. · Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти. · Равная ответственность государства, общества, личности. · Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, что обеспечивает верховенство права и свободы граждан
24. Понятие Конституции, её юридические и политические свойства. Конституция Республики Беларусь является ценностной, гуманистической парадигмой построения социального, правового, демократического государства. Идеологический компонент Конституции закреплен в разделении властей, обеспечении прав личности, формировании аксиологического подхода к правам человека, построения социально ориентированного правового государства. Конституция – основной закон государства, который определяет основы конституционного строя, права и свободы граждан, административно-территориального устройства, права центральных и местных органов власти, обладает высшей юридической силой. Гарантом Конституции РБ является Президент РБ А.Г. Лукашенко, который обеспечивает конституционные права граждан, стабильность развития белорусского общества. Функции Конституции: · Юридическая - конституция – это главный источник права, является базой для развития текущего законодательства и закрепляет основы конституционного строя, определяет основы правового положения личности · Политическая – определяет политическую систему общества, устанавливает основы организации власти, статус государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства. · Идеологическая - конституция наиболее авторитетный закон, обращается к признанным в обществе ценностям, убеждает человека следовать тому, что записано в Основном Законе. Все функции находятся в единстве, сочетаются и дополняют друг друга. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|