Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. Условия полит. модернизации.




Политическая модернизация – это совокупность политических процессов, направленных на существенное преобразование политической системы, на переход общества от традиционного к переходному, а затем и к современному состоянию.

Проблемы политического развития стран в переходных условиях наиболее полно описываются теорией модернизации, которая представляет собой совокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционных государств.

Типология политических систем по критериям их развитости:

- примитивные системы характерны для сообществ, которые находятся на начальной стадии своего политического развития (клан, деревня). В таких системах в одном лице могут совмещаться функции политического, религиозного и хозяйственного руководителя.

- традиционные системы. Для них характерна подданическая политическая культура и культура властвующего субъекта. Органы власти дифференцированы. Пример – политические системы феодальных обществ и монархии традиционного типа.

- модернистские (современные) системы присущи обществам современного типа. Они характеризуются высокой степенью дифференциации политических институтов (государственных и негосударственных), делением власти на три ветви, деятельностью партий, организаций и т.д. Модернистские системы открыты для дальнейшего развития.

Становление современного общества в западной Европе растянулось на несколько столетий, начиная с 16 столетия. В это время набрало силу западная индустриально-капиталистическая цивилизация, были заложены основы современных политических институтов и стилей поведения и начало формироваться гражданское общество.

 

Модернизационный аспект в политической сфере имел свои особенности:

- модернизация в Европе сопровождалась образованием нации, что способствовало активности национальных движений.

- в ходе модернизации стала осуществляться перестройка всей системы власти и управления в государстве, возросла роль права, стал внедряться принцип разделения властей

- в процессе модернизации значительно расширилась политическое участие граждан

Критериями модернизации являются:

- высокий уровень индустриализации и устойчивое экономическое развитие

- наличие развитых политических и управленческих структур

- значительное влияние факторов гражданского общества

- высокое качество жизни населения

- развитая профессиональная структура населения

- значительный удельный вес среднего класса в социальной структуре

Основными предпосылками модернизации выступают:

- консолидация этнического, территориального языкового пространства

- формирование государства и нации

- высокий уровень экономического развития

- доминирование городского населения над сельским

- достаточно высокая активность граждан в политике

- утверждение новых политических институтов, работающих в режиме представительства интересов различных социальных групп

Модели модернизации:

- классическая хаотическая (страны западной Европы, США, Австралия):

- синхронность созревания условий и факторов модернизации

- наличие стабилизирующих факторов

- растянутость по времени (14-19вв.)

- запаздывающая (неорганическая) (Балканские страны, Аргентина):

- отсутствие развитого рынка, гражданского общества, правового государства

- авторитарный характер власти

- форсированная (Южная Корея, Сингапур, Тайвань):

- ограниченные сроки модернизации (30-35 лет)

- ориентированность экономики на экспорт

- авторитарный характер власти, который обеспечивает стабильность и правопорядок

Условия эффективности политической модернизации:

- установление сильной исполнительной власти

- необходимый уровень социально-экономического развития

- последовательность в осуществлении преобразований

- установление одинаковых правил политической игры для субъектов политики

- достижение определённого согласия между политическими силами

- демократические убеждения политических лидеров

- достижения в области культуры и образования

- развитие внешнеполитических связей

В качестве результатов модернизации любой страны предполагаются черты, свойственные индустриальному (модернистскому) обществу:

- в экономике:

- утверждения в производстве индустриальных технологий

- рыночные отношения

- использование науки

- создание развитого промышленного сектора

- формирование услуг

- в социальной сфере:

- преодоление элементов сословности в общественных отношениях

- расширение области целерациональных отношений, основанных на профессиональных и рыночных критериях

- в политической сфере:

- развитие централизованных государств

- создание разветвлённой политической системы со специализацией её институтов

- формирование конкурирующих элит

- вовлечённость граждан в политику

- становление правового государства и гражданского общества

- в духовной сфере:

- развитие системы образования, науки, СМИ

- становление идейного многообразия (плюрализма)

Кризисы политического развития в ходе модернизации:

- революционный кризис (представляет собой неспособность правящей элиты управлять прежними методами и нежелание народных масс сохранять старую систему)

- кризис революции (заключается в утрате новой политической элитой поддержки со стороны основных общественных групп. Это происходит в ходе сужения социальной базы новой власти в результате усиления репрессий в отношении противников и др.)

- кризис распределения материальных и социальных благ (предполагает, что усиление экономического и социального неравенства вызывает разочарование населения и привод к протестным настроениям. Стратегией выхода может стать эффективная система налогообложения, система социальной и адресной помощи, поощрение бизнеса)

- кризис участия (обусловлен ростом групп интересов соревнующихся за доступ к рычагам власти)

- кризис идентичности (связан с поиском новых духовных ориентиров и крахом старых ценностей)

- кризис легитимности (возникает в результате несовпадения целей правящего режима и основной части граждан)

Выводы:

1) Модернизация – процесс перехода к современным демократическим обществам и к новому качественному уровню политической культуры и отношений. Модернизация это не копирование западных политических ценностей.

2) Модернизация – глобальный процесс непрерывного движения обществ к новому качеству политического бытия. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации, её содержание, темпы и результаты определяются традициями, менталитетом, уровне развития и т.д.

3) Модернизация в каждой конкретной стране – это длительный исторический этап последовательных преобразований. Её нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику и нетворчески применяя опыт других стран.

4) Политическая модернизация далеко не всегда приводит к утверждению демократических норм и принципов власти (Пример: Германия в 30-е годы).


40. Полит. культура: сущность, стр-ра, ф-ции.

Политическая культура – совокупность политический знаний и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности и политической активности людей. Поэтому политическую культуру нельзя сводить к знаниям и убеждениям.

Политическая культура содержит систему способов реализации знаний, является образцом политического видения.

Политическая культура тесно связана с понятием политическое сознание.

Политическое сознание – совокупность установок, ценностей, ориентаций, которые относятся к политической системе власти, поэтому политическое сознание – это условие и средство воспроизводства политической культуры.

Как правило, рассматривают уровни политического сознания:

- обыденный (формируется на основе будничного восприятия действительности)

- имперический (предполагает участие конкретного индивида/личности в деятельности, в ходе которой складываются систематизированные знания)

- теоретический (предполагает научное осмысление тех или иных событий, тенденций, фактов, на основе которого делаются соответствующие выводы)

Все три уровня сказываются на политической культуре. Политическое сознание – это и условие, и средство воспроизводства политической культуры.

Элементы политической культуры: - знания - учение- понимания- убеждения

Но они могут быть разного свойства, поэтому следует говорить о след. элементах полит. культуры:

- когнитивный элемент, который включает в себя:- интерес к политике- все те противоречивые тенденции, которые составляют политику

- оценочный элемент (оценка политических явлений через определённую призму политического сознания. К нормативно-оценочным можно отнести отношения между субъектами политики, массами. Степень культуры может быть разной)

- установочно-поведенческий элемент (стереотипы поведения). Эти стереотипы зачастую у политических субъектов связаны:- с конкретной ориентацией- с ориентацией относительно других- с ориентацией на самого себя любимого

Формы политической культуры:

- духовная (сюда включается опыт, традиции, нравы, ценности, играют большую роль в политической культуре)

- предметная (касается образцов организации политических институтов, определения способов деятельности)

Носители политической культуры:

- конкретные индивидуумы

- социальные группы

- определённые институциональные субъекты (государство, политические партии, общественные объединения)

Политическая культура содержит в себе разнообразные субкультуры, которые представляют локальные и относительно самостоятельные ценности, как правило, выражающиеся в интересах определённых социальных групп, которые вырабатывают свои приёмы общения, поведения и т.д.

Политические субкультуры формируются на основе различий:

- социальных классов

- национально-этнических

- религиозно-политических

- региональных

Есть также след. субкультуры:

- молодёжные

- феминистские (борьба за равноправие женщин и мужчин)

Функции политической культуры:

- обеспечивает накопление и передачу политического опыта, что необходимо для поддержания устойчивости системы политических отношений, при этом накапливается опыт, необходимый как для функционирования социальных структур, так и для ограждения вмешательства государства или посторонних лиц в жизнь семьи, корпораций.

- познавательная и воспитательная (связана с приобретением субъектом знаний, необходимых для успешной деятельности в политике. Эта функция направлена на воспитание личности на основе конкретных ценностей)

- нормативная (связана с первыми двумя, а прежде всего, со второй. Он обеспечивает стабильность политической системы, направлена на усвоение определённых существующих политических норм, нормативов, которые обеспечивают стабильность политической системы)

- коммуникативная (тесно связана с нормативной, обеспечивает политическое общение объектов, субъектов, между субъектами и объектами и т.д.)

- адаптационная (связана с потребностью человека к приспособлению к изменяющейся среде, приспособлению к определённым условиям)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных