Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задание 5. Проанализируйте приведенный ниже текст.




1. Отметьте номер предложения, где выражена точка зрения автора на проблему функционирования русского языка.

2. Укажите, к какому стилю относится данный текст.

3. Укажите, к какому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится текст.

4. Сформулируйте, в каком значении употребляет автор текста глагол «вырождаться».

5. С какой целью автор использует слова-единицы молодежного жаргона?

6. Укажите способ образования следующих жаргонных слов: аскать, мэн, крезанутый. Чем вызван такой способ вхождения в русский язык новых слов?

7. Укажите предложения, в которых встречаются языковые средства (вводные конструкции), указывающие на субъективность точки зрения.

8. Укажите номер предложения, представляющего собой риторический вопрос.

9. Как называются следующие устойчивые выражения, употребляемые в тексте (под горячую руку, крепкое словцо)?

10. Напишите пословицу, к которой отсылает автор текста в абзацах 6, 7.

Александр Мелихов

(Петербургский писатель, публицист. Журнал «Мир русского слова», № 4, 2000, с. 35-36)

Кто вырождается – мы или наш язык?

Начать можно патетически: все, кому дороги богатство и красота русского языка, не могут не испытывать тревоги по поводу его вырождения, - продолжить каждый может и сам. Правда, с некоторого момента мнения тревожащихся начинают расходиться: одни считают, что надо срочно принимать какие-то языкоохранные меры вплоть до запрета иноязычных и жаргонных выражений – или хотя бы почаще требовать соблюдения литературных норм. Другие, настроенные более оптимистически, верят, что такая могучая бессмертная стихия, как русский язык, не нуждается в нашем бренном покровительстве: он усвоит (освоит) все загрязняющие ее влияния (вливания) и сделается только богаче и краше прежнего. Кто ближе к истине? Лично я склонен думать, что языки вообще не могут вырождаться – вырождаться умеют только люди. Если люди, имеющие в своем распоряжении какой-то изначально бедный язык, ощутят потребность выразить некие тонкие, сложные, возвышенные чувства, они либо позаимствуют те или иные чужестранные слова или сроднятся с ними так же интимно, как мы сроднились с галошами и кальсонами, либо придадут уже имеющимся словам новые, метафорические значения. В глубокой древности люди, по-видимому, гораздо больше интересовались внешним миром, чем миром собственных чувств, и, возможно, поэтому почти все слова, обозначающие движения нашей души, оказались метафорами каких-то физических явлений: человек вскипел, взорвался, опустился, прием может быть теплым, холодным, ледяным, писатель серым или блестящим… Благодаря этому, язык с бедным словарем способен оказаться более поэтичным, чем богатый.

Вульгарные слова и обороты тоже остаются таковыми лишь до тех пор, пока ассоциируются с породившей их вульгарной средой. Можно вообразить ситуацию в духе «Повелителя мух»: группа тинейджеров (виноват – подростков). Оказавшись на необитаемом острове, дала начало новому народу, у которого «аскать» означает «просить», а «лохануться» – «потерпеть неудачу». Проходят века, возникает разделение общественного труда. Развивается наука/искусство, и вот уже на этом наречии пишутся утонченные стихи, делаются научные доклады, и почтенные профессора ловят кайф, расчухивая базар какого-нибудь крутого мэна с толковым чердаком о новых методах лечения крезанутых.

Чувства тамошних образованных людей будут вполне подобны нашим, а следовательно, и язык их будет не хуже нашего. И беднее нас они будут только в одном: они не смогут в оригинале прочесть Пушкина и Толстого, в принципе понятных, но ужасно архаичных авторов. Люди, филологически одаренные, вероятно, будут смутно чувствовать красоту их языка, как мы ощущаем прелесть «Слова о полку Игореве» – но и только. Поэтому самым серьезным следствием неуправляемого дрейфа русского языка может оказаться устаревание русской классики. Поэтому главная цель охраны любого языка есть, по-видимому, охрана литературных памятников, литературных шедевров, написанных на этом языке.

Осуществить такую охрану в полной, идеальной мере дело невозможное. Несовместимое с развитием живой неуправляемой реальности. В наших силах лишь несколько замедлить этот процесс, занявши в вопросах языка предельно консервативную позицию – и тем самым оскучнить свою речь: оскучнение неизбежное следствие консерватизма.

<…> Кто не знает, насколько уместно бывает употребленное под горячую руку крепкое словцо? Но, увы, «сильные выражения» лишь до тех пор и сильны, пока у нас остается ощущение, что мы преступили некий запрет. Чем неукоснительнее запрет – тем острее это ощущение, а исчезни он вовсе – улетучится и соль самых что ни на есть соленых словечек и оборотов. Допуская в печать непечатные слова, мы обедняем структуру языка: имели две разновидности слов – дозволенные и недозволенные, - а получили только одну.

Вполне понятно, что писатели в стремлении «охватить» новые сферы жизни, придать своим «текстам» побольше пряности всегда будут протаскивать в печать что-то запретное – это их право, если не долг. Однако исполнение этого долга не должно быть легкодоступным и общедоступным делом. Хорошо бы устроить как-нибудь так, чтобы самые крутые новации были дозволены только Юпитерам, но не быкам и шакалам: пусть в шедеврах дозволялось бы что угодно, а литпродукция второго сорта ограничивалась бы языком Тургенева. Но это, увы, невозможно, ведь чем менее одарен автор, тем более он склонен считать себя классиком. Поэтому можно предложить критерий, до крайности грубый, но доступный проверке: если книга выдержала хотя бы два издания, то в третьем автору дозволяется заполнить все выпущенный места по собственному усмотрению. В третьем – не раньше.

Но, еще раз увы, – мы живем при демократии, а демократия – это равенство Юпитеров с быками. При явном тактическом преимуществе быков.

Только таким и бывает истинное вырождение – чернь начинает диктовать свой вкус аристократам, не осмеливающимся уже на внутренний протест.

Задание 6. Ознакомьтесь с алгоритмом речи-рассуждения по афоризму.

С. Е. Лец:

«На каждой горной вершине вы оказываетесь над пропастью».

 

1. Сформулируйте общий вопрос к афоризму. Ответ на него будет содержать главную информацию афоризма.

Что происходит, когда человек достигает горной вершины? – Он оказывается над пропастью.

2. Выделите в афоризме основные понятия, т.е. ответьте на вопросы: а) Кто главное действующее лицо? б) О чем идет речь?

«Человек»; «вершины»; «пропасти».

3. Определите вопросы, которые раскрывают смысл понятия:

а) Кто может считаться человеком, достигшим вершин?

- достигший определенного положения в обществе;

- получивший определенные результаты, признание в обществе;

- тот, у кого исполнились его желания;

- удовлетворившийся достигнутым;

- получивший стимул к дальнейшему покорению вершин.

б) Что является вершиной в жизни человека?

- выдающиеся достижения, успехи в науке, в политике, в искусстве, в спорте;

- исполнение желаний;

- слава;

- высшая власть.

в) Какие пропасти угрожают человеку?

- ошибки, неверные шаги,

- потери,

- падения, крах,

- разочарования.

4. Проведите работу с каждым понятием следующим образом: подберите определения к этому понятию; подберите глаголы, которые употребляются с этим понятием.

Вершины: желанные, заоблачные, притягательные; вершина славы, пик популярности; подняться, достичь, покорить.

Пропасти: тёмные, глубокие, коварные, подстерегающие, бездонные; упасть, рухнуть.

5. Обдумывая основную часть речи, определите круг вопросов, которые надо раскрыть. Эти вопросы будут служить смысловыми ориентирами и позволят избежать повтора одних и тех же мыслей.

а) Что такое «вершины»? Какие чувства испытывает человек, поднявшийся на вершину?

б) Что такое «пропасти»? Что чувствует человек, оказавшись в пропасти?

в) Всегда ли «пропасти» неизбежны?

6. Проанализируйте отношения, которые возникают между понятиями: каким образом связаны эти понятия? какие отношения или связи складываются между ними?

Каким образом связаны между собой вершины и пропасти в жизни человека?

- Никак не связаны. Карьера человека может складываться так удачно, что он даже не почувствует «дыхание пропасти».

- За взлетом следует падение. Ситуация полного краха будет казаться тем обиднее (восприниматься тем больнее), чем выше были достижения.

- Падение ведёт к возвышению («Не было бы счастья, да несчастье помогло»).

- Взлёт и поражение совпадают. «И пораженье от победы ты сам не должен отличать» (Б. Пастернак). Поражение может послужить уроком, ступенькой к достижению результата. Следовательно, поражения как такового не существует.

7. Далее следует сказать о том, как Ваше мнение соотносится с мнением автора афоризма и традиционными представлениями. Сформулируйте основной тезис своего выступления.

8. В зависимости от того, согласны ли Вы с автором, не соглашаетесь с ним или соглашаетесь частично, выберите вид аргументации: доказательство, опровержение или размышление.

Тезис: человека, достигшего вершины, притягивают пропасти.

Имена и факты, отражающие этот тезис:

- исторические события: возвышение и казнь Жанны Д’Арк; восстание декабристов и его разгром; жизнь и смерть Александра Грибоедова;

- политические деятели: Наполеон Бонапарт, Адольф Гитлер;

- литературные герои и ситуации: Мцыри (М. Ю. Лермонтов), Алеко (А. С. Пушкин).

9. В заключении сделайте вывод, который должен соотноситься и с тезисом автора афоризма, и с Вашим тезисом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных