ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Риторический канон как центральный раздел общей риторикиОбучение речи начинается с формирования умения ориентироваться в условиях общения – в речевой ситуации. Для классической риторики существенным является понятие речевой ситуации (где? с кем? зачем?), описание которой было дано еще Аристотелем (оратор – предмет, о котором он говорит, – лицо, к которому он обращается с речью). Без учета специфики аудитории речь не может быть успешной, эффективной. Разработка речи начинается с уяснения ее темы (о чем говорить?). Разработать тему можно, лишь четко сформулировав цель (чего хочу добиться?). Тема, направленность и цель речи близки и тесно связаны с заглавием речи. Цель реализуется через систему задач, которые всегда конкретны и соответствуют обстоятельствам (условиям) общения. Следующее, что важно уметь разработать или изобрести, это определить главную, «царствующую» (Н.Н. Кошанский) мысль (идею, содержание), которая приводит выступающего к результату. Назовем это тезисом выступления. Далее продумывается композиция – расположение текста, реализующего цели и задачи выступления в пространстве и во времени конкретной ситуации публичного общения. Здесь же требуется осмыслить и подобрать способы, приемы и средства аргументации – речевые (языковые) средства выражения идеи в данной ситуации. Единица деятельности – выступление. Продукт – речевое сообщение конкретного жанра (разновидности). Технологически речевое действие удобно разделить на 3-4 фазы: 1,2 – докоммуникативные (изобретение, планирование речи), 3 – коммуникативная (произнесение), 4 – посткоммуникативная (фаза контроля). Каждая из них представляет собой совокупность сложных действий (этапов). Этому учили еще древние греки, определив 5 этапов риторического канона (от греч. kanon – правило). В “Риторике” Аристотеля названы следующие этапы: Инвенция, «изобретение» – изобрести, что сказать. Диспозиция, «расположение» – расположить изобретенное. Элокуция, «украшение» – словесное оформление мысли. Запоминание (лат. Memorio) – репетиция, заучивание речи. Произнесение (лат. Aktio hupokrisis) – актерское исполнение (речь не только произносится, но и разыгрывается с использованием жестов, мимики, голосовых данных). Разработать тему речи – подразделить на ряд подтем, или микротем, которые в совокупности и составят тему, – помогают знания о понятийной форме мышления. В риторике для обозначения этого процесса употребляется термин «общее место», «топ». Топ – инструмент логического обеспечения речи, смысловая модель. У Аристотеля смысловая модель-топ используется для изобретения содержания речи, как доказательство, как довод (аргумент). В своей «Риторике» он представляет 28 топов. Топ «определение» занимает ведущее место. Он чаще всего следует сразу после вступления. Например: иллюстрация – изображение, сопровождающее и дополняющее текст. Определение – важный элемент структуры речи. Топ «целое и части». Изобретение содержания речи осуществляется с помощью модели «целое и части». Это значит идею надо рассмотреть, как часть целого; рассмотреть части идеи, которые ее составляют (убранство комнаты – стол, кровать, стулья, шкафы). Для усиления выразительности речи используется смысловая модель «свойство». Следует выбирать существенные признаки и не избегать собственных оценок. В организации мышления и речи необходима смысловая модель «сопоставление». Сравнение – поиски сходства (синонимы); противопоставления – поиски различного (антонимы). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|