Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Закон гармонизирующего диалога




Билет 37. Риторика как наука об искусстве речи и о способах речевого воздействия. Основные законы риторики. Роды и виды красноречия. Подготовка выступления.

Риторика

– теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Поскольку речь – это инструмент управления и организации социальных и производственных процессов, Р. формирует норму и стиль общественной жизни. Современная Р., как наука изучает законы и правила ведения речи в разных видах и жанрах современной словесности, Р. как искусство предполагает умение эффективно говорить и писать, развитие речевых способностей.

Основные законы риторики

Законы современной общей риторики способствуют эффективности речи и успеху речевого общения в различных ситуациях: и в процессе непосредственного взаимодействия с тем, кому речь адресована; и в ситуации публичного выступления.

 

Закон гармонизирующего диалога

эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.
Риторика принципиально отрицает возможность "речи, обращенной к самому себе". В риторике не только говорящий, но и слушатель понимается как лицо активное, деятельное.

Принципы диалогизации речевого общения
Для того чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить активный отклик на речь говорящего, надо знать принципы речевого поведения.
Первый принцип - внимание к адресату.
Риторика рекомендует, обдумывая речь, заранее составить "социальный портрет слушателя (аудитории)". Он создается в результате ответов на следующие вопросы:
1) социальное положение слушателя
2) размер аудитории (количество человек);
3) возраст;
4) круг особых интересов адресата и набор "запретных тем",
5) почему и зачем люди собрались; что будут делать в результате собрания, конференции;
6) как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата;
8) как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда? Каким образом?

Второй принцип диалогизации речи - это принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата. Поэтому риторика рекомендует на протяжении всей беседы или выступления показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата, каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов.
Третий принцип — конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания.
1) Обязательно должны быть примеры
2) Обратите внимание на образность речи. (метафоры)
3) Отбирайте слова: лучше употребить не родовое понятие, а видовое (не головной убор, а шляпа; не транспорт, а троллейбус).
4) Продумывая структуру речи, формулируйте тему или отдельные вопросы как можно конкретнее.

2. Закон продвижения и ориентации адресата
который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован "в пространстве" речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.
Прежде всего нужно продумать общую структуру речи, должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата,
Легче воспринимать высказывание, если соблюдаются принципы построения всей фразы. Фраза должна иметь четкую структуру. Необходимы осмысленные паузы, правильно выбранный темп речи. Повторы должны не мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки, выводы.

3. Закон эмоциональности
требует, "чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует "
Существует множество выразительных средств, разработанных риторикой, которые делают речь выразительной. Самое сильное из них - это метафора (перенос на основе сходства признаков). Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу.

4. Закон удовольствия
Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Прежде всего созданием игровой установки, "загадок", которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом ( ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения), каламбуром, игрой слов - вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню.
При публичном выступлении не нужно забывать о том, что адресат воспринимает речь на слух, что он должен постоянно концентрировать внимание, чтобы понять все, что говорит оратор. Неясная, путаная, однообразная речь утомляет слушающего. Потому необходимо научиться менять темп и ритм речи, высоту голоса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных