Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет, задачи и цели риторики




Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Предмет, задачи и цели риторики……………………………………….5

2. Синтетический характер риторики……………………………………...8

Заключение…………………………………………………………………………9

Список используемой литературы……………………………………………….11

Практическая часть………………………………………………………………..12

Введение

Риторика – искусство владения словом – один из неотъемлемых элементов общей культуры. Без слова нет человека. Без знания основ ораторского искусства, умения говорить грамотно и интересно нет (и не может быть) полноценной личности. Без постоянного совершенствования словесной практики и обобщающей ее теории не может быть прогресса ни в науке, ни в искусстве, ни в политике. Неудивительно, что ныне, в эпоху глубоких социокультурных перемен, риторика переживает вторую молодость.

Жизнь показала, что основной тенденцией развития современной культуры всего мира является неуклонное возрастание роли идей, доносимых до народа при помощи слова: слова письменного и устного, звучащего в парламенте, на митингах, в судах, на разных форумах, в интервью, во всех видах дискуссий и полемик.

Не только деятель политики, искусства, науки, образования, педагогики, юриспруденции, бизнеса должен уметь в любой обстановке отстоять свое мнение, свои жизненные интересы, свое место под солнцем. Оратор должен уметь сказать в нужный момент нужное слово.

Для оратора язык – главнейшее оружие, с помощью которого он решает триединую задачу: пленить, доказать, убедить слушателей и тем самым подчинить их себе. Поэтому публичная речь – своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Не будет иметь успеха даже самая содержательная и интересная речь, если она произнесена пресным языком. Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть целый ряд образов. И если произносимые ораторам слова не вызывают образов, они только утомляют публику

Не менее значимо для риторического успеха и умение выражать свои мысли ясно, коротко, просто, доступным и понятным массовому слушателю языком.

Цель данной работы состоит в рассмотрении риторики как науки.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. предмет, задачи и цели риторики;

2. синтетический характер риторики.

 

 

Предмет, задачи и цели риторики

Согласно Ю.В. Рождественскому риторика, научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста[1].

В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени.

Традиционная риторика была противопоставлена грамматике, поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты.

Предметом современной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными разрядами словесных произведений — только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Во всем многообразии видов и родов произведений словесности риторика изучает определенный аспект словесного творчества — аргументацию. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство[2].

Предмет риторики — произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.

Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Сложились два основных направления.

Первое направление (основоположником является Аристотель) связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. Это направление в риторике принято называть «логическим»[3].

Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят Исократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Это направление в риторике принято называть «литературным»[4].

В эпоху эллинизма «литературное» направление укрепилось и вытеснило «логическое» на периферию дидактической и научной риторики. Это произошло, в частности, в связи со снижением роли политического красноречия и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после падения демократических форм правления в Греции и в Риме. В Средневековье такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику. На определенном этапе сторонники «литературной» риторики вообще перестали заботиться о том, годятся ли их речи для эффективного убеждения кого-либо. Развитие риторической парадигмы в данном направлении завершилось кризисом риторики в середине восемнадцатого веке[5].

Соотношение сил изменилось в пользу «логического» направления во второй половине двадцатого века, когда на смену старой риторике пришла неориторика, или новая риторика. Ее создатели были преимущественно логиками. Они создавали новую дисциплину как теорию практического дискурса. Наиболее весомую часть последней составила теория аргументации. Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этим неориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением.

Неориторика не отвергла результатов, полученных в русле «литературного» направления. Некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи. Сегодня можно говорить о мирном сосуществовании и взаимном обогащении «логического» и «литературного» направлений при доминировании первого[6].

Большинство определений помещают дисциплину в русло одного из двух направлений. Новые представления о дисциплине отражаются в ряде современных определений риторики.

Определения в русле «логического» направления: искусство правильной речи с целью убеждения; наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (А.К.Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С.И.Гиндин); убеждающая коммуникация (Й.Коппершмидт); наука речевых действий[7].

Определение в русле «литературного» направления: Филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего, прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой [8].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных