Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 34 ДЕМОКРАТИЯ




1. Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. Эволюция значения термина "демократия" отражает развитие человеческого общества. Сначала демократия рассматривалась как прямое npaвление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. В античности демократия считалась "худшей формой" правления. Режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы).

Новый этап в развитии концепции демократии начался с Великой французской революции. С тех

 

пор демократия рассматривается как направление общественной мысли, которое формирует цели соци-

 

ально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность.

 

Авторы различных теорий демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, ли-

 

бо из практики и опираются на нее при формировании системы правления.

 

2 Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции. Демократию

 

рассматривает как ответственное и компетентное правление. Источник власти – народ, выражающий

 

свою волю не прямо, а через своих представителей.

 

3 Теория прямой демократии. Ж.-Ж. Руссо, один из авторов этой теории отрицает принцип пред-

 

ставительности. По его мнению, демократия – прямое правление народа, который способен выразить

 

 

----------------------- Page 26-----------------------

 

свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа,

 

выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов.

 

4 Теория плюралистической демократии. Сторонники этой теории отрицают наличие в общест-

 

ве единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно,

 

так как люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Там образом,

 

общество рассматривается как совокупность социальных rpyпп, стремящихся к реализации своих инте-

 

ресов.

 

5 Элитарная теория демократии. Шумпетер И., последователь данной теории, использует об-

 

ратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода. Господствующая элита, избранная на оп-

 

ределенный срок, принимает функции политического представительства интересов большинства насе-

 

ления, лишенного на этот же срок возможности действовать.

 

Требования демократии определяют метод формирования институтов власти. Шумпетер И. отме-

 

чал: "Демократический метод – это порядок создания института для достижения политических реше-

 

ний, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством

 

конкурентной борьбы за голоса народа".

 

6 Теория социалистической демократии. В противоположность индивидуалистическим и груп-

 

повым носителям власти в условиях демократии данная теория трактует ее как форму классового гос-

 

подства. Здесь можно выделить два направления в трактовке демократического правления – ортодок-

 

сальное (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и реформистское (Э. Бернтштейн, К. Каутский).

 

В ортодоксальной интерпретации власть народа устанавливает только социалистическая демокра-

 

тия, но при коммунизме демократия, как принцип существования государства, отмирает вместе с госу-

 

дарством.

 

Социал-реформаторы понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения

 

разнородных социальных сил. Цели общества меняются по мере изменения условий жизни личности.

 

Каждая из этих моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический ре-

 

жим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку

 

требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толе-

 

рантности.

 

Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в из-

 

меняющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обще-

 

ствах.

 

Вопрос 35 АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ

 

1 Авторитарный (от лат. "autoritas" – власть) режим – государственно-политическое устройство

 

общества, в котором политическая власть осушествляется конкретным лицом (классом, партией, элит-

 

ной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима оставляет

 

авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отноше-

 

ний.

 

2 Характерные черты:

 

- концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;

 

- наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;

 

- ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как от-

 

дельных граждан, так и общественно-политических организаций;

 

- отсутствие огромного репрессивного аппарата;

 

- разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

 

- наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

 

3 Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, со-

 

провождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные эко-

 

 

----------------------- Page 27-----------------------

 

номические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится

 

невозможным. Во второй половине XX в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от

 

колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.

 

Вопрос 36 ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ

 

1 Тоталитарный режим – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного

 

(тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

 

Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" (весь, целый, полный). Он был

 

введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г.

 

это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фа-

 

шизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в

 

СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество

 

и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или

 

узкой группой лиц из правящей элиты.

 

2 Признаки тоталитарного режима:

 

• государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к

 

всеохватывающей власти;

 

• общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого;

 

в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; моно-

 

польный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, ре-

 

лигией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

 

• абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, кото-

 

рая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

 

• государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества ка-

 

налам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

 

• доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;

 

• господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государст-

 

вом, запрет оппозиционно настроенных сил;

 

• права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутст-

 

вуют веские гарантии их реализации;

 

• экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая,

 

общинная;

 

• наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен;

 

• централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

 

• невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных

 

органов;

 

• государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения

 

большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

 

Вопрос 37 ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ АВТОРИТАРНЫМ И

 

ТОТАЛИТАРНЫМ РЕЖИМАМИ

 

1 Одно из различий связано с пониманием цели, исторического назначения режима. Тоталита-

 

ризм связан с утопической идеей. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционно-

 

го переустройства общества. Их цель – выполнить конкретную задачу, а именно – вывести страну из

 

исторического тупика.

 

2 Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторита-

 

ризм предполагает наличие сфер общественной жизни, недоступных государственному контролю.

 

Принцип тоталитарного общества – "разрешено то, что приказано властью", а авторитарного –

 

 

----------------------- Page 28-----------------------

 

"разрешено то, что не имеет отношения к политике".

 

3 В тоталитарном обществе существует систематический террор по отношению к противникам, а в

 

авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение

 

возникновения оппозиции.

 

4 В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей – послушание и

 

скромность ("не высовываться"). При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от людей –

 

послушание и профессионализм.

 

Вопрос 38 ТОТАЛИТАРИЗМ И ДИКТАТУРА

 

1 Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX в.

 

Диктатура (от лат. "dictatura" – неограниченная власть) – режим правления одного лица или группы

 

лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых.

 

Диктатура возникла давно и имела множество исторических форм своего проявления. Первона-

 

чально, в республиканском Риме (V – I вв. до н.э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное

 

лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней

 

угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом в своих полномочиях и

 

сроках пребывания у власти.

 

2 Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую

 

роль играют государство и идеология. Термин "тоталитарный" ввел в политический лексикон лидер

 

итальянских фашистов Б. Муссолини (1883 – 1945). Цели фашистского движения состояли в создании

 

сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и под-

 

чинения всех общественных сил иерархическому принципу. Сущность тоталитаризма как нового поли-

 

тического порядка Б. Муссолини выразил формулой: "Все в государстве, ничего вне государства, ни-

 

чего против государства".

 

3 Теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле (1875 – 1994) раскрыл "тоталитарное содер-

 

жание" следующим образом: "Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или ду-

 

ховное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне го-

 

сударства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство, как объединение и унифика-

 

ция всех ценностей, дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает силы. Вне

 

государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синди-

 

каты и классы)".

 

4 Объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX – начале XX в., способствовали возникнове-

 

нию тоталитаризма. Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обуслови-

 

ло создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для

 

идеологического и политического контроля за личностью.

 

Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы

 

жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции.

 

Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального

 

регулятора и организатора взаимодействий индивидов, имеющих несовпадающие интересы. Опыт пока-

 

зал, что тоталитарные режимы возникают, как правило, при чрезвычайных условиях: нарастающей

 

нестабильности в обществе; глубоком кризисе, охватывающем все стороны жизни; при необходимо-

 

сти решения стратегической задачи исключительно важной для страны.

 

5 В западной политической науке тоталитаризм имеет следующие признаки:

 

• единственная массовая партия;

 

• монопольно существующая и признанная всеми идеология;

 

• монополия на средства массовой информации;

 

• монополия на средства вооруженной борьбы;

 

• террористический контроль со стороны политической полиции;

 

• централизованная система контроля и управления экономикой.

 

Один из важных признаков, абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на вла-

 

 

----------------------- Page 29-----------------------

 

ствующую партию, – принцип вождизма или фюрерства. Отражает низкий уровень развития демо-

 

кратического сознания, возникает как выражение потребности в символе нации в условиях социальной

 

нестабильности.

 

Вопрос 39 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В РОССИИ

 

1 Способы реализации политической власти в истории российского общества не оставались неиз-

 

менными. Трем периодам российской политической истории, качественно отличающимся друг от дру-

 

га – досоветскому, советскому и постсоветскому – соответствовали конкретные способ и характер госу-

 

дарственного правления. Сходство же этих трех периодов заключалось прежде всего в том, что россий-

 

скому политическому процессу на всем его протяжении больше соответствовала диктатура, чем демо-

 

кратия.

 

Традиционной абсолютной монархии, существовавшей со времен правления Ивана III до 1917 г.,

 

была характерна диктатура, то усиливавшая свою жесткость (как было при Иване IV, Петре I), то пере-

 

ходившая в умеренную авторитарную систему с элементами парламентаризма в лице Государственной

 

Думы и многопартийности (например, в конце царствования Николая II). Вся полнота власти сосредо-

 

тачивалась в руках монарха, который в своем правлении опирался не только на традиции, но и на наси-

 

лие.

 

Особой разновидностью диктаторского политического режима является диктатура пролетариата,

 

установленная после Октябрьской революции 1917 г. Диктатура пролетариата, по определению В.И.

 

Ленина, означала, что "только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские

 

рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за удержание и

 

укрепление победы, в деле создания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за

 

полное уничтожение классов".

 

На практике был создан политический режим партийной номенклатуры. Государство, руководимое

 

профессиональными революционерами, сосредоточило в своих руках всю полноту законодательной,

 

исполнительной и судебной власти, монополизировало национальную собственность. Постепенно

 

сформировавшийся новый класс партийно-государственной номенклатуры тяготел к олигархическому

 

характеру власти, социальную базу которой составили массовая Коммунистическая партия и Советы.

 

Правящее меньшинство осуществляло свою власть над большинством, опираясь не только на сильный

 

пропагандистский аппарат, но и на разветвленную карательную систему, средства политического тер-

 

рора и борьбы с инакомыслием. Вследствие этого режим со временем приобрел черты тоталитарности.

 

2 Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии приве-

 

ла к падению режима. Появились новые институты власти: президент, парламент, органы местного са-

 

моуправления. В 1993 г. была упразднена система Советов, формально являвшихся основой механизма

 

функционирования власти в стране.

 

Однако по характеру государственная власть мало изменилась, по существу она осталась автори-

 

тарной. Ей присущи:

 

- значительная концентрация власти в руках главы государства – президента, что сделало общест-

 

во весьма зависимым от его субъективной воли;

 

- слабое разделение политических ролей и функций, что говорит о неразвитости политического

 

механизма в целом. Чем выше степень дифференциации и специализации функций политических ин-

 

ститутов, тем выше их способность реагировать на возникающие в обществе новые интересы и потреб-

 

ности. Следовательно, пирамидальная структура власти, характерная для современной России, обладает

 

высокой степенью инерционности, субъективизма.

 

Последнее обстоятельство обуславливает и недостаточно высокую эффективность режима, прежде

 

всего, его неспособность надежно гарантировать все конституционные права и свободы граждан, реаги-

 

ровать на возникающие у них потребности.

 

В условиях чрезмерной концентрации власти в руках президента и исполнительных органов факти-

 

чески отсутствуют возможности постоянного действенного контроля за их деятельностью как со сторо-

 

 

----------------------- Page 30-----------------------

 

ны общества, так и со стороны законодателей. Это создает возможности для бесконтрольного расходо-

 

вания федеральных средств, для коррупции. Инструментами контроля в этих условиях могут выступать

 

средства массовой информации и зрелая партийная система. Однако конкурентная партийная система,

 

способная выявить и выразить интересы социальных групп, еще не завершила своего формирования.

 

Средства массовой информации в условиях рынка сами оказываются зависимыми от власти.

 

Вопрос 40 ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

1 Государство – это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию по-

 

литической власти и управление социальными процессами на определенной территории.

 

2 Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость

 

государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих

 

ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

 

3 С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политиче-

 

ской мысли. Выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государст-

 

ва: в теологической теории это – Божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психоло-

 

гической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в материалистиче-

 

ской – социально-экономические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы.

 

В литературе выделяются факторы, влияющие на образование государства: географические, этни-

 

ческие, демографические, информационные.

 

Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выде-

 

лить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается

 

как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного

 

удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

 

Вопрос 41 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

1 Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоя-

 

щих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политиче-

 

ских институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.

 

2 Внутренние функции:

 

• экономическая;

 

• социальная;

 

• организаторская;

 

• правовая;

 

• политическая;

 

• образовательная;

 

• культурно-воспитательная.

 

Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании эко-

 

номических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономическо-

 

го роста или осуществления санкций.

 

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании

 

здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в

 

страховании жизни, собственности, здоровья.

 

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые ре-

 

гулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разруши-

 

тельных действий экстремистов.

 

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культур-

 

ных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, воз-

 

можности самореализации в творчестве.

 

 

----------------------- Page 31-----------------------

 

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществ-

 

лении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям

 

широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.

 

Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим

 

рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспе-

 

чению здоровой, нормальной среды обитания.

 

3 Внешние функции – функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной,

 

технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внеш-

 

них угроз – обороны страны.

 

Вопрос 42 ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА

 

1. Признаки государства:

 

- наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, ма-

 

териализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю терри-

 

торию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления

 

и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);

 

- система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государствен-

 

ной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата,

 

людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

 

- территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех лю-

 

дей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, ве-

 

роисповеданию);

 

- суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в меж-

 

дународных отношениях);

 

- право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет

 

государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы

 

осуществления функций государства);

 

- монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить гра-

 

ждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность госу-

 

дарственной власти).

 

2 Структура государства:

 

По разделению власти:

 

- система законодательных (представительных) учреждений;

 

- исполнительно-распорядительные органы;

 

- судебные органы.

 

По выполняемым функциям

 

Органы, осуществляющие внутренние функции:

 

- охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);

 

- социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, комму-

 

нальной службы, транспорта);

 

- духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).

 

Органы, осуществляющие внешние функции:

 

- вооруженные силы;

 

- разведка;

 

- органы межгосударственных отношений.

 

Вопрос 43 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

 

 

----------------------- Page 32-----------------------

 

1 Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая, в основном, с пози-

 

ции двух подходов: формационного и цивилизационного.

 

2 При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки

 

(общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют

 

следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

 

Достоинства формационной типологии:

 

• использует плодотворную идею делить государства на основе социально-экономических факто-

 

ров, которые действительно влияют на общество;

 

• показывает поэтапный, естественно-исторический характер развития государства.

 

Недостатки:

 

• формационная типология однолинейна и характеризуется излишней запрограммированностью, в

 

то время как история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;

 

• недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).

 

3 При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки – культур-

 

ные, религиозные, национальные, психологические.

 

Достоинства цивилизационной типологии:

 

• факторы культуры выделены как существенные в определенных условиях;

 

• в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех

 

или иных цивилизаций, получается более "заземленная", близкая к реальности типология государств.

 

Недостатки:

 

• недооцениваются социально-экономические факторы;

 

• по сути эта типология не столько государства, сколько общества.

 

Вопрос 44 ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ

 

СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

 

В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций.

 

1 Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремле-

 

ние к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в кон-

 

ституциях многих европейских стран.

 

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., про-

 

возглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской

 

формой правления.

 

2 Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограни-

 

ченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше

 

любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству рас-

 

ценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависи-

 

мого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверени-

 

тета.

 

3 Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между выс-

 

шими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демо-

 

кратических начал и самостоятельности в решениях, т.е. наблюдается развитие самоуправления.

 

4 Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденция к ин-

 

теграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений

 

и дроблению уже существующих государств.

 

Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское

 

Сообщество, которое в 1994 г. пополнилось еще тремя государствами – Австрией, Швецией и Финлян-

 

дией и насчитывает 15 стран.

 

Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, т.е. дробления государств,

 

 

----------------------- Page 33-----------------------

 

создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из уни-

 

тарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятель-

 

ного государства.

 

Стремление к самостоятельности и обособлению можно оценить положительно, если бы процессы

 

дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Европа в последнее время переживает

 

более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность любой политической системы.

 

Поэтому политологи говорят о необходимости определения пределов для государств, образующихся на

 

базе национально-политических движений.

 

5 Важная тенденция в развитии современного государства – стремление иметь собственную

 

идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную функцию, когда не

 

существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая

 

объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической

 

судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способство-

 

вать укреплению стабильности государства.

 

6 Еще одна важная тенденция связана с сокращением бюрократического управленческого аппа-

 

рата и уменьшением расходов на его содержание. Государственные служащие-бюрократы имеют

 

свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.

 

Вопрос 45 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

 

1 Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму прав-

 

ления, форму государственного устройства и политический режим.

 

Форма государства определяет – кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем го-

 

сударственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно

 

связано через различные территориальные и политические образования с государством, как осуществ-

 

ляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

 

От формы государства зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государствен-

 

ных институтов.

 

2 Элементы формы государства:

 

• форма правления. Характеризует порядок образования и организации высших органов государ-

 

ственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей

 

формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

 

• форма государственного устройства. Отражает территориальную структуру государства, соот-

 

ношение между государством и его составными территориальными единицами. По форме государст-

 

венного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;

 

• политический (государственный) режим. Представляет собой систему методов, способов и

 

средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных прие-

 

мов государственного властвования различают демократический и антидемократический политический

 

(государственные) режимы.

 

Вопрос 46 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

 

1 Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий орга-

 

низацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с

 

населением.

 

В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и

 

республики.

 

2 Монархия (от греч. "monarhia") – это форма правления, при которой власть полностью или час-

 

тично сосредоточена в руках единоличного главы государства- монарха (короля, царя, шаха, императо-

 

 

----------------------- Page 34-----------------------

 

ра).

 

Признаки монархии:

 

• власть передается по наследству;

 

• осуществляется бессрочно;

 

• не зависит от воли населения.

 

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения наро-

 

да и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх, и ограниченными,

 

в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные ор-

 

ганы, ограничивающие его власть.

 

3 Республика (от лат. res – дело + publica – народ, "государственные, общественные дела") – это

 

форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть счита-

 

ется производной от воли избирателей или представительного органа.

 

Признаки республики:

 

- выборность власти;

 

- срочность;

 

- зависимость от воли избирателей.

 

4 В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно,

 

республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

 

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией вы-

 

борщиков, либо народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назна-

 

чает правительство и руководит его деятельностью. Президент наделяется правом отлагательного вето

 

(от лат. "запрет") на решения законодательного органа.

 

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и отвечает

 

перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум недоверия деятельности правительства

 

в целом, главы правительства, конкретного министра.

 

Официальной главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо

 

коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Его обязанности обычно ограничиваются

 

представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в консти-

 

туционных монархиях. Реальной главой государства выступает руководитель правительства.

 

Смешанные республики (полупрезидентские, полупарламентские). Их характерной чертой являет-

 

ся двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Президент и

 

парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает

 

главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства

 

председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения.

 

Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного

 

бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

 

Вопрос 47 ТИПЫ ГОСУДАРСТВ

 

1 Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, при ко-

 

торой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в

 

одинаковом отношении к нему. В таком случае право выступает способом взаимосвязи государства,

 

общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответст-

 

вуют основному закону страны – конституции.

 

Отличительные признаки правового государства:

 

• верховенство закона во всех сферах жизни общества. Закон устанавливает права и обязанности

 

участников общественных отношений. В законах учитываются тенденции социального развития, требо-

 

вания равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества;

 

• гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация гарантий обеспечи-

 

вается через принцип невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью го-

 

сударства создавать условия для реализации прав личности;

 

 

----------------------- Page 35-----------------------

 

• взаимная ответственность государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что государ-

 

ство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаим-

 

ной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граж-

 

дане не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязан-

 

ностей;

 

• принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

 

2 Социальное государство представляет собой форму организации государственной власти, для

 

которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования,

 

равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое

 

государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах соци-

 

альной справедливости, социального мира и гражданского согласия.

 

Функции социального государства не только сводятся к поддержке малообеспеченных семей, ин-

 

валидов, пенсионеров, безработных. Оно принимает на себя ответственность за поддержание своих

 

граждан, социальный мир в обществе. Становление социального государства в промышленно развитых

 

странах представляет собой новый шаг в государственном строительстве.

 

Согласно Конституции, Российская Федерация – социальное государство, политика которого на-

 

правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. В

 

Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантированный мини-

 

мальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцов-

 

ства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливают-

 

ся государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

 

Вопрос 48 НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

 

УСТРОЙСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Государственное устройство России исторически складывалась так, что сочетало в себе элементы

 

унитарного государства, федерации и конфедерации.

 

1 Унитарным оно было с точки зрения применения власти. Унитарное – это единое государство,

 

с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроиз-

 

водства. Функционирует единая система законодательства, единая правовая и денежная системы.

 

2 Федеративным оно могло считаться потому, что создавалось нередко на базе договоров как со-

 

юзное, т.е. народ вступал в Российскую империю (или Советский Союз).

 

Федерация – это такое государство, которое имеет в своем составе государственные образования

 

(республики, штаты, кантоны, провинции, земли), обладающие определенной самостоятельностью, со

 

своим административно-территориальным делением и законодательством.

 

В федерации имеются высшие федеральные органы власти и высшие органы власти на уровне

 

субъектов федерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский.

 

Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией. Для федерации

 

характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, од-

 

на из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая – общенациональные инте-

 

ресы.

 

3 Конфедеративным было потому, что некоторые государства сохраняли за собой право выхода

 

или добивались этого права различными способами, в том числе с помощью международного сообще-

 

ства, как, например, Польша и Финляндия.

 

Конфедерация – достаточно рыхлое объединение государств. Они существовали в определенные

 

исторические периоды в ряде стран, но очень быстро распадались или становились федерациями. На

 

практике конфедерация обычно являет собой союз нескольких независимых государств, объединяю-

 

щихся для проведения единой политики в определенных целях. В конфедерации отсутствуют единый

 

высший законодательный орган, единое гражданство, а страны- участницы конфедерации в полном

 

 

----------------------- Page 36-----------------------

 

объеме осуществляют международную деятельность.

 

По Конституции Советский Союз представлял собой федерацию, а по способам применения или

 

реализации самостоятельности – унитарное государство. Право на самоопределение, вплоть до отделе-

 

ния и образования самостоятельного государства, было записано во всех конституциях республик

 

СССР, и в начале 1990-х гг. оно было использовано всеми союзными республиками.

 

После распада СССР перед Россией остро встал вопрос о формировании новой государственности,

 

о принятии новой Конституции. Россия сейчас представляет собой федерацию, но фактически весьма

 

сильны центробежные процессы перехода от федерации к конфедерации.

 

В России сформировалась конституционно-договорная федерация, т.е. наряду с Конституцией от-

 

ношения между центром и субъектами федерации определяются и на базе двусторонних договоров. На

 

начало 1998 г. было подписано уже 40 подобных договоров.

 

Глава Счетной палаты Сергей Степашин на пресс-конференция 19.05.2004 г. заявил:

 

- за последние 10 лет Россия недополучила от приватизации 100 миллиардов долларов;

 

- за последние 12 лет из-за сокрытия налогов страна потеряла 4 годовых бюджета (т.е. около 360

 

млрд. долларов).

 

Еженедельник "Аргументы и факты" со ссылкой на американских экспертов утверждает, что за

 

годы российских реформ Запад заработал на вывозе природных ресурсов из России до 700 миллиардов

 

долларов.

 

При этом к 2000 г. внешний долг России составлял 158,4 млрд. долларов. К 2020 г. России пред-

 

стоит выплатить 212 млрд. долларов, из них 70 млрд. – только проценты.

 

По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, доходы 10 % самых бо-

 

гатых россиян превышают доходы 10 % самых бедных в 30 раз. В СССР аналогичный показатель со-

 

ставлял 4–5 раз. Социологи говорят, что разница в 10 – 12 раз является критической, дальше общество

 

нормально развиваться не может.

 

ВВП России по итогам 2003 г. составил лишь 79 % от уровня 1990 г. Социологические опросы

 

показывают: 80 % опрошенных считают, что в ходе приватизации их элементарно ограбили.

 

Вопрос 49 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

 

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Российская Федерация – Россия – есть демократическое государство, в котором власть разделена на

 

три составляющие: законодательную, исполнительную и судебную.

 

1 Президент РФ

 

• является главой государства;

 

• является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

 

• принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

 

• обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной вла-

 

сти;

 

• определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

 

• представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

 

2 Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ. Оно со-

 

стоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

 

К ведению Совета Федерации относятся:

 

• утверждение изменений границ между субъектами РФ;

 

• утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения;

 

• назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности;

 

• назначение на должность судей Конституционного Суда и Генерального прокурора и освобож-

 

дение последнего от нее;

 

• решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами государства.

 

К ведению Государственной Думы относятся:

 

 

----------------------- Page 37-----------------------

 

• дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ;

 

• решение вопроса о доверии Правительству;

 

• назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ;

 

• объявление амнистии;

 

• выдвижение обвинений против Президента РФ для отрешения его от должности.

 

3 Правительство РФ.

 

• осуществляет исполнительную власть;

 

• разрабатывает и представляет федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

 

• обеспечивает проведение в РФ единой финансово-кредитной и денежной политики;

 

• обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образо-

 

вания, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

 

• осуществляет управление федеральной собственностью;

 

• осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

 

• осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации

 

внешней политики РФ.

 

4 Суды РФ

 

Конституционный Суд:

 

• разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов органов государствен-

 

ной власти РФ и субъектов федерации Конституции РФ;

 

• разрешает споры о компетентности между органами государственной власти;

 

• дает толкование Конституции РФ;

 

• дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений Президенту РФ.

 

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам,

 

подсудным судам общей юрисдикции.

 

Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических

 

споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

 

Вопрос 50 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

 

1 Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государст-

 

вах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных

 

структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды) во всех сферах жиз-

 

недеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, политиче-

 

ских, социальных, духовных, религиозных и других.

 

2 Структура гражданского общества:

 

- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд,

 

предпринимательство);

 

- совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей (частных фирм),

 

частных собственников;

 

- общественные объединения и организации;

 

- политические партии и движения;

 

- сфера воспитания и негосударственного образования;

 

- система негосударственных средств массовой информации;

 

- семья;

 

- церковь.

 

3 Признаки гражданского общества:

 

• полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

 

• самоуправляемость;

 

• конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

 

 

----------------------- Page 38-----------------------

 

• свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

 

• всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;

 

• жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации;

 

• многоукладность экономики;

 

• легитимность и демократический характер власти;

 

• правовое государство;

 

• сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

 

Вопрос 51 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

1 Частная собственность является первой из главных причин возникновения и функционирова-

 

ния гражданского общества, превращения его в мощнейшую самоорганизующуюся общественную

 

структуру. Частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование

 

гражданского общества необходимым. Частные предприятия, земля, недвижимость (в том числе сда-

 

ваемая в аренду); ценные бумаги, приносящие доход; денежные средства, приносящие проценты; ин-

 

теллектуальная собственность, обладателями которой являются писатели, композиторы, изобретатели,

 

научные работники, – все это частная собственность.

 

2 Свободная рыночная экономика. Демократическое общество наряду с другими свободами пред-

 

полагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Соблюдая эти законы, можно ус-

 

пешно вести предпринимательскую деятельность. Однако противостоять законам рынка в одиночку

 

очень трудно. Эту задачу призваны облегчить разного рода объединения предпринимателей.

 

3 Государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граж-

 

дан. Необходима система информирования государства о конкретных интересах граждан, удовлетворе-

 

ние которых возможно лишь силами и средствами самого государства. Причина такой необходимости

 

заключена в исключительном многообразии интересов граждан демократического общества. Это связа-

 

но с теми свободами, которые гражданское общество предоставляет своим членам.

 

4 Условия возникновения и развития гражданского общества:

 

• социальная свобода, демократическое государственное управление, существование обществен-

 

ной сферы политической деятельности и политических дискуссий;

 

• гласность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оцени-

 

вать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их разреше-

 

нию;

 

• наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий.

 

5 Исторические типы:

 

- община;

 

- социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

 

- общество как совокупность граждан страны;

 

- мировое сообщество граждан.

 

Вопрос 52 КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

 

1 Переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался с подчинения го-

 

сударства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, соста-

 

вивших единую систему конституционализма. Соотношение государства и гражданского общества,

 

пределы вмешательства в жизнь граждан в разных странах имели конкретно-исторические формы.

 

2 Модели конституционализма

 

Типы конституционализма:

 

- действительный;

 

- мнимый.

 

Исторические формы (модели)

 

 

----------------------- Page 39-----------------------

 

Англо-американская модель конституционализма акцентирует внимание на свободе как домини-

 

рующей ценности, не допускает вмешательства государства в жизнь гражданского общества, которое

 

само определяет задачи государства.

 

Евроконтинентальная модель конституционализма (Западная Европа) основана на идее государст-

 

венного порядка и национального единства, особой роли государства, обеспечивающего свободу лично-

 

сти.

 

Российская модель конституализма означает создание институтов представительной власти при со-

 

хранении всей полноты власти в руках монарха.

 

3 По классическому правовому определению конституционализм, как парламентаризм и абсолю-

 

тизм, представляет собой конкретную форму правления. Абсолютизм – форма государства, в котором

 

вся полнота власти сосредоточена у монарха. Конституционализм противостоит абсолютизму как

 

форма правового государства, где отношения между государством и гражданским обществом регламен-

 

тируются правовыми нормами.

 

Характер отношений между народным представительством (парламентом) и правительством (ис-

 

полнительной властью) зависит от доминирования в механизме власти одного из двух принципов – пар-

 

ламентаризма или конституционализма. Парламентаризм означает зависимость правительства от ре-

 

шений парламента, а конституционализм предполагает независимость правительства от воли парла-

 

мента.

 

Формально-правовая сторона конституционализма означает наличие в обществе основного закона

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных