Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика, принципы и масштабы государственного регулирования экономики




При характеристике государственного регулирования эко­номики необходимо рассматривать по меньшей мере три его стороны: социально-экономическую, организационную и мето­дологическую.

Социально-экономическая сторона обусловливает необхо­димость рассмотрения государственного регулирования эконо­мической системы государства и позволяет раскрыть ее с точки зрения привязки к объекту регулирования с позиции сложив­шихся в ней форм собственности на экономические ресурсы и ре­зультаты хозяйственной деятельности. Именно социально-эко­номические отношения являются основным элементом экономи­ческой системы и системы государственного регулирования и определяются характером взаимоотношений людей, складываю­щихся под влиянием отношений собственности в обществе.

Отношения собственности в обществе возникли с самого на­чала его зарождения, они были и остаются краеугольным кам­нем человеческого бытия. Виды и формы собственности, харак­тер отношений собственности служат определяющими призна­ками экономической системы. В командно-административной системе преобладала государственная форма собственности на средства производства, а современная рыночная экономика опирается на весь спектр форм и отношений собственности ис­ходя из принципа их равных прав на существование.

Следует отметить, что социально-экономические отношения выступают в единстве с технико-экономическими, которые от­ражают отношения по поводу рационального использования ресурсов, их воспроизводства и определяются свойствами этих ресурсов, имеющимися технологическими возможностями.

Организационная сторона государственного регулирова­ния экономики закрепляет единство технико-экономических и социально-экономических отношений и проявляется через си­стему организации и управления народным хозяйством, его от­раслями и сферами. Она показывает, каким образом, через ка­кие хозяйственные формы осуществляется взаимодействие производительных сил и производственных отношений, какова их роль в реализации потенциальных возможностей, заложен­ных в отношениях собственности, что представляет собой си­стема органов управления, каковы их задачи и функции.

Методологическая сторона характеризует государственное регулирование как совокупность принципов, форм, методов, ис­пользуемых в системе регулирования, т.е. сам инструмент регу­лирования, методологическую базу, обеспечивающую выработ­ку различных вариантов достижения целей социально-экономи­ческого развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. В конечном счете именно от методологической базы зависит действенность систе­мы государственного регулирования в заданном направлении, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

Систему государственного регулирования необходимо стро­ить исходя из ряда объективных требований:

• она должна быть адекватна объективным условиям функ­ционирования и состоянию развития экономики на соответ­ствующем историческом этапе. Так, например, формируясь в условиях переходного периода, она должна исходить из много­образия форм собственности, многоукладности экономики, вы­сокой доли государственного сектора, неадекватности имею­щимся возможностям структуры производства и т.д.;

• она должна строиться на комплексном подходе, который предполагает, что механизм регулирования будет охватывать с разумной степенью "погружения" все экономические и со­циальные процессы, всю гамму оборотов и кругооборотов об­щественного производства и в равной степени срабатывать на всех уровнях управления;

• государственное регулирование должно представлять со­бой целостную систему, состоящую из взаимозависимых и увязанных между собой элементов, частей, подсистем, которые и образуют целостность, единство.

К важнейшим принципам государственного регулирования экономики следует отнести и общие принципы управления:

• принцип единства экономики и политики. Политика, яв­ляясь организационно оформленной системой интересов соот­ветствующих общностей людей, выражает их отношения друг с другом и с государством, направления деятельности государ­ства, обеспечивающие реализацию этих интересов, поэтому она выступает в качестве направляющего русла. Так как экономи­ческие интересы являются определяющими по сравнению со всеми другими, политика не может не быть концентрирован­ным выражением экономики. Обеспечивая приоритетное нача­ло в управлении экономикой, политика задает направления ее функционирования;

• принцип единства централизма и самостоятельности. Принимаемые государством решения должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учиты­вать их интересы, для того чтобы обеспечить воздействие на них в нужном для общества направлений*. Следует отметить, что соотношение централизма и самостоятельности может ме­няться в зависимости от конкретных исторических условий, от влияния внешних и внутренних факторов;

•принцип научности. Регулирующее воздействие государ­ства на развитие экономики должно исходить из сущности, со­держания и форм проявления законов развития природы и об­щества, опираться на достижения науки и техники во всех об­ластях знаний, использовать достоверную и адекватную предъ­являемым требованиям информационную базу, обеспечивать единство стратегических и тактических решений;

•принцип эффективности. При принятии управленческо­го решения он ориентирует на получение лучшего результата при наименьших затратах в процессе его реализации;

•принцип сочетания общих и локальных интересов. Этот принцип основан на приоритете интересов более высокого уров­ня и органической увязке интересов различных классов, слоев, групп и отдельных членов общества.

Однако масштабы государственного регулирования рыноч­ной экономики, глубина его проникновения в социально-эконо­мические процессы имеют определенные границы, обусловлен­ные, с одной стороны, интересами собственников (и это, по су­ти, главный аргумент, ограничивающий масштабы государ­ственного вмешательства), с другой — возможностями самого государства. В рамках этого можно говорить об относительных границах государственного регулирования и эффективности той либо иной меры (формы, инструмента, метода) его воздей­ствия. Так, например, государственный сектор и государствен­ный доход (бюджет, внебюджетные фонды), которые являются экономической основой государственного регулирования эко­номики, имеют свои границы: возможности роста государ­ственного сектора ограничиваются интересами частной соб­ственности, а увеличение доходов государства связано с соци­альными границами налогообложения, затрагивающими инте­ресы практически всех слоев населения, и с конъюнктурой са­мой экономики, ухудшение которой существенно сокращает бюджетные доходы. Совпадение интересов государства с инте­ресами собственников позволяет расширить границы государ­ственного регулирования, и наоборот, если их интересы расхо­дятся, эти границы сужаются.

По сути, глубина проникновения государственного регули­рования в социально-экономические процессы, сочетание ры­ночных и государственных регуляторов, различные комбина­ции форм и методов регулирования и являются отличительны­ми чертами многообразных моделей современной рыночной экономики. Вокруг государственного регулирования постоянно ведутся дискуссии и политическая борьба, но не по поводу его необходимости, а по поводу его масштабов, форм, интенсивно­сти и эффективности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных