ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Характеристика, принципы и масштабы государственного регулирования экономикиПри характеристике государственного регулирования экономики необходимо рассматривать по меньшей мере три его стороны: социально-экономическую, организационную и методологическую. Социально-экономическая сторона обусловливает необходимость рассмотрения государственного регулирования экономической системы государства и позволяет раскрыть ее с точки зрения привязки к объекту регулирования с позиции сложившихся в ней форм собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности. Именно социально-экономические отношения являются основным элементом экономической системы и системы государственного регулирования и определяются характером взаимоотношений людей, складывающихся под влиянием отношений собственности в обществе. Отношения собственности в обществе возникли с самого начала его зарождения, они были и остаются краеугольным камнем человеческого бытия. Виды и формы собственности, характер отношений собственности служат определяющими признаками экономической системы. В командно-административной системе преобладала государственная форма собственности на средства производства, а современная рыночная экономика опирается на весь спектр форм и отношений собственности исходя из принципа их равных прав на существование. Следует отметить, что социально-экономические отношения выступают в единстве с технико-экономическими, которые отражают отношения по поводу рационального использования ресурсов, их воспроизводства и определяются свойствами этих ресурсов, имеющимися технологическими возможностями. Организационная сторона государственного регулирования экономики закрепляет единство технико-экономических и социально-экономических отношений и проявляется через систему организации и управления народным хозяйством, его отраслями и сферами. Она показывает, каким образом, через какие хозяйственные формы осуществляется взаимодействие производительных сил и производственных отношений, какова их роль в реализации потенциальных возможностей, заложенных в отношениях собственности, что представляет собой система органов управления, каковы их задачи и функции. Методологическая сторона характеризует государственное регулирование как совокупность принципов, форм, методов, используемых в системе регулирования, т.е. сам инструмент регулирования, методологическую базу, обеспечивающую выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. В конечном счете именно от методологической базы зависит действенность системы государственного регулирования в заданном направлении, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач. Систему государственного регулирования необходимо строить исходя из ряда объективных требований: • она должна быть адекватна объективным условиям функционирования и состоянию развития экономики на соответствующем историческом этапе. Так, например, формируясь в условиях переходного периода, она должна исходить из многообразия форм собственности, многоукладности экономики, высокой доли государственного сектора, неадекватности имеющимся возможностям структуры производства и т.д.; • она должна строиться на комплексном подходе, который предполагает, что механизм регулирования будет охватывать с разумной степенью "погружения" все экономические и социальные процессы, всю гамму оборотов и кругооборотов общественного производства и в равной степени срабатывать на всех уровнях управления; • государственное регулирование должно представлять собой целостную систему, состоящую из взаимозависимых и увязанных между собой элементов, частей, подсистем, которые и образуют целостность, единство. К важнейшим принципам государственного регулирования экономики следует отнести и общие принципы управления: • принцип единства экономики и политики. Политика, являясь организационно оформленной системой интересов соответствующих общностей людей, выражает их отношения друг с другом и с государством, направления деятельности государства, обеспечивающие реализацию этих интересов, поэтому она выступает в качестве направляющего русла. Так как экономические интересы являются определяющими по сравнению со всеми другими, политика не может не быть концентрированным выражением экономики. Обеспечивая приоритетное начало в управлении экономикой, политика задает направления ее функционирования; • принцип единства централизма и самостоятельности. Принимаемые государством решения должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы, для того чтобы обеспечить воздействие на них в нужном для общества направлений*. Следует отметить, что соотношение централизма и самостоятельности может меняться в зависимости от конкретных исторических условий, от влияния внешних и внутренних факторов; •принцип научности. Регулирующее воздействие государства на развитие экономики должно исходить из сущности, содержания и форм проявления законов развития природы и общества, опираться на достижения науки и техники во всех областях знаний, использовать достоверную и адекватную предъявляемым требованиям информационную базу, обеспечивать единство стратегических и тактических решений; •принцип эффективности. При принятии управленческого решения он ориентирует на получение лучшего результата при наименьших затратах в процессе его реализации; •принцип сочетания общих и локальных интересов. Этот принцип основан на приоритете интересов более высокого уровня и органической увязке интересов различных классов, слоев, групп и отдельных членов общества. Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют определенные границы, обусловленные, с одной стороны, интересами собственников (и это, по сути, главный аргумент, ограничивающий масштабы государственного вмешательства), с другой — возможностями самого государства. В рамках этого можно говорить об относительных границах государственного регулирования и эффективности той либо иной меры (формы, инструмента, метода) его воздействия. Так, например, государственный сектор и государственный доход (бюджет, внебюджетные фонды), которые являются экономической основой государственного регулирования экономики, имеют свои границы: возможности роста государственного сектора ограничиваются интересами частной собственности, а увеличение доходов государства связано с социальными границами налогообложения, затрагивающими интересы практически всех слоев населения, и с конъюнктурой самой экономики, ухудшение которой существенно сокращает бюджетные доходы. Совпадение интересов государства с интересами собственников позволяет расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если их интересы расходятся, эти границы сужаются. По сути, глубина проникновения государственного регулирования в социально-экономические процессы, сочетание рыночных и государственных регуляторов, различные комбинации форм и методов регулирования и являются отличительными чертами многообразных моделей современной рыночной экономики. Вокруг государственного регулирования постоянно ведутся дискуссии и политическая борьба, но не по поводу его необходимости, а по поводу его масштабов, форм, интенсивности и эффективности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|