Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
ОУ: МОБУ СОШ №7, ГО Сибай, РБ
Урок литературы в 6 классе по сказке-были
А.А. Платонова «Неизвестный цветок».
Тема урока: А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок».
Уроки доброты Платонова.
Учитель: Салихова А.С.
ОУ: МОБУ СОШ №7, ГО Сибай, РБ
Цели урока:
1. Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.
2. Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художественного произведения, анализировать, делать выводы, продолжить работу над навыкам выразительного чтения.
3. Способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как сострадание, любовь ко всему живому и жизни, трудолюбия, воспитание читательского вкуса.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийные средства.
Методические приемы: слово учителя, чтение по ролям, работа над закреплением литературоведческих понятий, работа с текстом, беседа по вопросам, цитирование, выразительное чтение, обобщение, выводы.
Ход урока.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Организационный момент.
| Цель: создать рабочую настроенность. Приветствие.
Здравствуйте, ребята.
| Настрой на урок
| Введение в тему, целеполагание.
| Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству писателя-философа Андрея Платоновича Платонова (Клементова). Он продолжает знакомить читателей с чувствами, которые возможно пробудить в человеке: способность проявлять добро, внимание, сострадание.
| Оформление записей в тетради.
| Актуализация опорных знаний
| В 5 классе мы читали рассказ «Никита»
-Вы помните этот рассказ?
-Что удивило Никиту в цветке?
| Обсуждение
| Работа над закреплением литературоведческих понятий.
| Какой приём использовал А.Платонов, наделяя неодушевленные предметы человеческими качествами?
| (олицетворение).
| Подготовка к восприятию сказки.
| Перед нами другая сказка. Сказка-быль «Неизвестный цветок», написанная в1950 году незадолго до смерти писателя и подаренная дочке Маше. Это своеобразное завещание.
|
| Словарная работа
| Что такое «завещание»?
Что значит «неизвестный»? подберите синонимы к слову.
-Где мог появиться цветок, чтобы быть неизвестным?
| (наказ на будущее)
(неведомый, незнакомый)
(Там, где никого нет)
| Создание проблемной ситуации.
| Итак, завещание Платонова - «Неизвестный цветок». Мы должны понять, что хотел сказать нам писатель. Тема нашего урока: «Уроки доброты Платонова»
|
| Выборочное чтение, беседа по тексту
| Читаем 1 абзац до конца.
Читаем 2 абзац и 1 предложение 3.
-легко ли было семечку? (очень трудно).
Читаем 3,4,5 абзац. Жизнь цветка не только борьба, но и радость.
| Открывают учебник стр. 33
| Постановка проблемного вопроса.
| Каким вы представляете себе цветок?
А вот каким его рисует автор: читаем 6 абзац.
Найдите в тексте: чем был обделен цветок? Почему он не видел себя?
С чем сравнивает его автор? как называется это средство выразительности?
| (слабым, нежным, но сильным духом)
(был слепой).
(со звездой)
(метафора - образное сравнение).
| Постановка проблемного вопроса.
| Как вы думаете, он так и проживет неизвестным? Для чего тогда он мерцал и благоухал?
Что заинтересовало девочку?
Почему девочка пошла на пустырь?
Как Даша увидела цветок?
Какие чувства вызывают у вас слова: один- никто- маленький?
-Почему Даша поцеловала цветок? (пожалела, проявила чувство сострадания).
-Для чего девочка привела ребят? Что её поразило в цветке, чем она хотела поделиться с друзьями?
Читаем 10 абзац и дальше до конца.
| (быть полезным другим).
(благоухание).
(вспомнила сказку.)
Выразительное чтение по ролям.
| Лексическая работа.
| Что значит «удобрить»?
| (сделать доброй)
| Постановка проблемного вопроса.
| Могла ли Даша забыть о цветке?
Читаем следующий абзац до конца.
Как земля отблагодарила ребят?
-А что же случилось с прежним цветком?
-Чем сын был не похож на отца?
| (пустырь покрылся цветами) (он повторился в своем сыне)
| Работа с текстом.
| Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в этом
|
| Работа над закреплением литературоведческих понятий.
| Что сказочного в произведении? Как называется этот вид тропа?
| (живой цветок) (олицетворение).
| Рефлексия.
| А что же является былью, только ли о цветке идет речь в произведении? Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. В чем заключается урок Платонова?
Что завещал Платонов, Какими нам надо быть?
Многие известные люди размышляли о смысле жизни. Каким афоризмом можно выразить вывод урока? (слайд 8)
«Жить- значить действовать». А. Франс.
«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций
«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, для чего его зовут». Суахали
«Неизвестный цветок» Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения.
Ребята, помогите мне оценить вашу работу, кто на ваш взгляд хорошо работал? Оценки.
| Беседа-размышление, выводы учеников.
| Домашнее задание
| 1.Прочитайте статью об авторе сказки стр. 30-32, 2.Нарисуйте, каким вы представляете себе цветок, дайте ему имя.
3.Как бы вы поступили, встретив такой цветок?
| Запись в дневниках.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|