Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОУ: МОБУ СОШ №7, ГО Сибай, РБ

Урок литературы в 6 классе по сказке-были

А.А. Платонова «Неизвестный цветок».

Тема урока: А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок».

Уроки доброты Платонова.

Учитель: Салихова А.С.

ОУ: МОБУ СОШ №7, ГО Сибай, РБ

Цели урока:

1. Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.

2. Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художественного произведения, анализировать, делать выводы, продолжить работу над навыкам выразительного чтения.

3. Способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как сострадание, любовь ко всему живому и жизни, трудолюбия, воспитание читательского вкуса.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийные средства.

Методические приемы: слово учителя, чтение по ролям, работа над закреплением литературоведческих понятий, работа с текстом, беседа по вопросам, цитирование, выразительное чтение, обобщение, выводы.

Ход урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент. Цель: создать рабочую настроенность. Приветствие. Здравствуйте, ребята. Настрой на урок
Введение в тему, целеполагание. Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству писателя-философа Андрея Платоновича Платонова (Клементова). Он продолжает знакомить читателей с чувствами, которые возможно пробудить в человеке: способность проявлять добро, внимание, сострадание. Оформление записей в тетради.
Актуализация опорных знаний В 5 классе мы читали рассказ «Никита» -Вы помните этот рассказ? -Что удивило Никиту в цветке? Обсуждение
Работа над закреплением литературоведческих понятий. Какой приём использовал А.Платонов, наделяя неодушевленные предметы человеческими качествами? (олицетворение).
Подготовка к восприятию сказки. Перед нами другая сказка. Сказка-быль «Неизвестный цветок», написанная в1950 году незадолго до смерти писателя и подаренная дочке Маше. Это своеобразное завещание.  
Словарная работа Что такое «завещание»? Что значит «неизвестный»? подберите синонимы к слову. -Где мог появиться цветок, чтобы быть неизвестным? (наказ на будущее) (неведомый, незнакомый)   (Там, где никого нет)
Создание проблемной ситуации. Итак, завещание Платонова - «Неизвестный цветок». Мы должны понять, что хотел сказать нам писатель. Тема нашего урока: «Уроки доброты Платонова»  
Выборочное чтение, беседа по тексту Читаем 1 абзац до конца. Читаем 2 абзац и 1 предложение 3. -легко ли было семечку? (очень трудно). Читаем 3,4,5 абзац. Жизнь цветка не только борьба, но и радость. Открывают учебник стр. 33  
Постановка проблемного вопроса. Каким вы представляете себе цветок? А вот каким его рисует автор: читаем 6 абзац. Найдите в тексте: чем был обделен цветок? Почему он не видел себя? С чем сравнивает его автор? как называется это средство выразительности? (слабым, нежным, но сильным духом)   (был слепой).   (со звездой) (метафора - образное сравнение).
Постановка проблемного вопроса. Как вы думаете, он так и проживет неизвестным? Для чего тогда он мерцал и благоухал? Что заинтересовало девочку? Почему девочка пошла на пустырь? Как Даша увидела цветок? Какие чувства вызывают у вас слова: один- никто- маленький? -Почему Даша поцеловала цветок? (пожалела, проявила чувство сострадания). -Для чего девочка привела ребят? Что её поразило в цветке, чем она хотела поделиться с друзьями? Читаем 10 абзац и дальше до конца. (быть полезным другим). (благоухание).     (вспомнила сказку.) Выразительное чтение по ролям.  
Лексическая работа. Что значит «удобрить»? (сделать доброй)
Постановка проблемного вопроса. Могла ли Даша забыть о цветке? Читаем следующий абзац до конца. Как земля отблагодарила ребят? -А что же случилось с прежним цветком? -Чем сын был не похож на отца? (пустырь покрылся цветами) (он повторился в своем сыне)
Работа с текстом. Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в этом  
Работа над закреплением литературоведческих понятий. Что сказочного в произведении? Как называется этот вид тропа? (живой цветок) (олицетворение).
Рефлексия. А что же является былью, только ли о цветке идет речь в произведении? Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. В чем заключается урок Платонова? Что завещал Платонов, Какими нам надо быть? Многие известные люди размышляли о смысле жизни. Каким афоризмом можно выразить вывод урока? (слайд 8) «Жить- значить действовать». А. Франс. «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций «Кто не отзывается на зов, отказывается от того, для чего его зовут». Суахали «Неизвестный цветок» Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения. Ребята, помогите мне оценить вашу работу, кто на ваш взгляд хорошо работал? Оценки. Беседа-размышление, выводы учеников.
Домашнее задание 1.Прочитайте статью об авторе сказки стр. 30-32, 2.Нарисуйте, каким вы представляете себе цветок, дайте ему имя. 3.Как бы вы поступили, встретив такой цветок? Запись в дневниках.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы учения о высшей нервной деятельности. | МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИКСИРОВАННЫХ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных