Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Древнейшие обычаи казахского народа




Туган жерге аунату – согласно данному обычаю, человека, долгое время прожившего в дали от родных мест, по возвращению на родину следовало обвалять в земле. Коротко смысл данного действия можно объяснить следующей пословицей – «все мы дети родной земли».

Аузына тукирту – дословно название этого ритуала переводится как «поплевать в рот». У древних казахов существовало поверье, согласно которому с капелькой слюны, переданной ребенку отважным батыром, популярным акыном или оратором, к малышу перейдет частичка гена одаренности данного человека. Благодаря чему, в будущем этому ребенку будет сопутствовать удача.

Ашамайга мингизу – обряд, в соответствии с которым 6-7-летнему мальчику полагалось дарить коня и камчу. Подобный ритуал являлся своеобразной «инициацией», пройдя которую ребенок провозглашался джигитом. В этот день старики благословляли юного наездника на ратные подвиги. После чего, родители устраивали в честь сына небольшой той (праздник).

Бастангы – старинный аналог современных молодежных вечеринок. Традиционно подобные торжества проводились сразу же после отъезда взрослых. Во время бастангы, гости, как привило, высказывали только одно пожелание - чтобы в дороге путников сопровождала удача и не настигла болезнь.

От своих предков - кочевых племен и народов, населявших просторы Евразии, - казахи унаследовали юрту. Это переносное жилище по своему устройству наиболее соответствует кочевому образу жизни, а по художественному оформлению ему нет равных. Конструкция казахской юрты состоит из разбираемого деревянного остова и четырехчастного войлочного покрова. Основой ее стен служит решетка (кереге), состоящая из отдельных звеньев (канат), которые образуют круговую стену юрты. Каждая такая секция представляет собой скрепленные по диагонали планки, которые свободно раздвигаются и складываются. Между двумя передними «канатами» устанавливается (привязывается) дверная рама с двустворчатой деревянной дверью (eciкили сыкырлауык) либо подвешивается войлок (киiз есiк). Купол юрты делают из изогнутых жердей (уык), а венчает его круглое навершие-обод (шанырак), которое является семейной реликвией, залогом продолжения рода. Юрты в разных частях Казахстана несколько различаются, основном формой купола. На юге купол юрты более высокий, крутой; на севере, в степном Казахстане, - более пологий. Установка и разборка юрты, хлопоты по расстановке и погрузке утвари являются занятием женщин, только тяжелый обод-шанырак поднимает мужчина. Раньше юрту перевозили вьюком на верблюдах или быках, позднее для этого стали использовать также телеги. Распределение внутреннего пространства юрты обусловлено традиционным расположением вешей, установившимся на протяжении многих веков, и вместе с тем ограниченностью плошади помещения, а также необходимостью часто сниматься с места. Центральное место юрты занимает очаг (ошак), оно почитается как святое место жилища. За очагом, напротив входа, находится наиболее почетное место (тор), застилаемое красивыми орнаментированными войлоком, коврами, меховыми подстилками. Позади него на деревянных подставках хранятся сундуки с одеждой, поверх которых помещают ковры, укладывают одеяла, подушки. Пространство слева от «тора» (от входа справа) считалось женской половиной - сол жак, связанной с хозяйственными заботами; а справа от «тора» (от входа слева): мужской - он жак. В мужской части юрты висела конская сбруя, находились орудия труда. В правой от входа половине юрты, за хозяйственной зоной располагалось также место отдыха хозяев. Здесь устанавливали деревянную резную кровать - тосекагаш, кереует (иногда заменявшуюся металлической, фабричного производства), которую часто завешивали пологом – шымылдык. B большинстве районов Казахстана юрту называют киiз уй, что означает «войлочный дом», но также «агаш уй» («дом из дерева», Западный Казахстан), «казак уй» (редко). Будучи умелыми скотоводами, казахи на протяжении столетий выработали рациональный способ чередования пастбищ, установили удобный порядок выпаса скота. Вся территория выпаса делилась на четыре, по временам года, типа пастбищ: кыстау, коктеу, жайлау, кузеу. Перекочевки - кош в основном совершались по направлению с юга на север и обратно, а в горных районах практиковалась вертикальная система кочевания: летовки (жайлау) находились на альпийских лугах, а зимние пастбища (кыстау) в предгорьях. Порой путь, совершавшийся При перекочевках, был весьма протяженным и достигал 800- 1200 км в одну сторону. Места стоянок наиболее сильных и многочисленных родов всегда находились на определенной территории, а на их кочевые пути никто не смел посягать. За время суровой зимы зимние пастбища истощались, скот изнурялся полуголодным существованием. Поэтому перекочевка на весенние пастбища была особенно радостной: перед караваном ехали в празднично одетые девушки. Вперед высылали конные дозоры, которые должны были проверить состояние пастбищ, выбрать наилучшие пути их достижения, наметить места стоянок. Но наиболее важным и ответственным периодом было пребывание на летних кочевьях, от которого зависели нагул скота, подготовка его к тяжелой зиме. Кочевые пути организовывались таким образом, чтобы они проходили через удобные перевалы, территории, богатые кормами, снабженные хорошими водопоями, в случае отсутствия которых выкапывались колодцы. Традиционный рацион «питания казахов ярко отражает сложившийся образ жизни кочевого общества. Основой питания служили молочные, мясные и, отчасти, мучные, крупяные продукты. Использовали молоко различных домашних животных, причем никогда не употребляли его в свежем виде. Но любимым напитком казахов всегда оставался кумыс, применявшийся и в лечебных целях. Для его приготовления кобылье молоко сливают в кожаный сосуд – саба и заквашивают его, после чего дают постоять день-два, часто взбалтывая в это время специальной мутовкой – пiспек. С наступлением осени, когда переставали доиться животные, начинала преобладать мясная и, в известной степени, растительная пища. Летом, когда основная часть скота отгонялась на отдельные пастбища дойных овец и коз пасли недалеко от аула, доили их дважды в день. Кобылиц доили пять- шесть раз в день, верблюдиц - три-пять раз в день. На летних пастбищах проводились подбор самцов-производителей, первая стрижка ягнят, шерсть которых шла на изготовление войлока. Женщины занимались прядением и изготовлением одежды, выделкой шкур, заготовкой молочных продуктов. На осенних пастбищах стригли овец, после чего приступали к валянию войлока, ремонту орудий, запасали топливо, которым служили кизяк - тезек и кый - ки, подготавливали к зиме жилища. Перед отправкой на зимние пастбища производили массовый забой скота для заготовки мяса: Cогым. Устное народное творчество было представлено пословицами, песнями, поэмами и сказками. В пословицах говорилось об отношении народа к феодальной верхушке: «Кто не нравится хану, нравится народу, кто нравится народу, тот не нравится хану», о жадности угнетателей: «Где осоки много — быки жирны, где тяжб много — правители жирны, где покойников много — муллы жирны», о праве открыто высказывать мнения большинства: «Народу рот сапогом не закроешь» и др. В песнях и сказках трудящиеся массы выражали надежды на лучшую жизнь, любовь к свободе, ненависть к угнетателям. Песни и сказки отражали также трудовую жизнь казахов, их быт, бесправное положение женщин. Издавна известно, что родители нередко выдавали молодую дочь против ее воли замуж за нелюбимого или за богатого старика, получая за это калым, Страдание и печаль этих девушек звучали в песнях-плачах:

Гусь по речке плывет за текучей водой,

Дом родимый покинуть пришлось молодой...

Капнет на воду кровь — кровь сейчас утечет,

Выйдешь замуж — далеко увозит чужой.

Широко были распространены в народе сказки о лукавом поманщике Алдар-Косе и его веселых проделках над богачами, сказки о животных. В волшебных сказках рассказывается о крылатом коне Тулпаре — верном спутнике и слуге сказочных героев. Любовь к родине и ненависть к иноземным поработителям отражены в героической поэме «Ер-Таргын». Герой поэмы Таргын представлен храбрым и честным богатырем. До сих пор среди казахского народа пользуется большой популярностью поэма «Козы-Корпеш и Баян-Слу». В ней прославляется чистая и верная любовь двух молодых людей и отстаивается право человека на счастье. Памятников казахской письменной литературы XVI—XVII вв. сохранилось немного. Однако и то, что дошло до нас, дает представление о жизни казахов того времени. Особенно интересен сборник летописей, опубликованный ученым И. Н. Березиным, где описывается история Казахстана XV—XVI вв. Автор сборника—казахский бий из рода джалаир. Он был взят в плен русским отрядом и доставлен в Москву. Свой сборник он закончил в 1592 г. в Москве и подарил его Борису Годунову. Ценные материалы по истории Казахстана содержатся в произведении Мухаммеда Хайдара «Тарихи-и-Рашиди», где рассказывается о Тоглуке-Тимуре (потомке чингизидов) в связи с историей народов Средней Азии. Интересные сведения о взаимоотношениях казахского народа с народами Средней Азии в XVII в. можно найти в труде Абулгази «Шежре-и тюрки», написанном на узбекском языке.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных