Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Человек в процессе социализации. Человек как объект и субъект процесса социализации. Задачи социализации.




Человек как объект социализации. Каждый человек яв­ляется объектом социализации. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями муж­чины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно уча­ствовать в социальной и экономической жизни (профессио­нальная социализация), был законопослушным гражданином (по­литическая социализация) и т.д.

Эмиль Дюркгейм пола­гал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объекта социализирующих воздей­ствий общества.

Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию куль­туры общества, в котором ребенок родился. Универсальная задача социализации - сформировать у всту­пающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе.

Человек как субъект социализации. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваи­вающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.

Чарльз Кули считал, что индивидуальное Я приобретает социальное каче­ство в коммуникациях, в межличностном общении внутри первич­ной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение, что социальные явления и процессы необходимо рассматри­вать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.

Джордж Герберт Мид центральным поня­тием социальной психологии считал «межиндивидуальное взаи­модействие».

Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

Естественно-культурные задачи - достижение определенного уровня физического и сексуального развития.

На каждом возрастном этапе человеку необходимо: достичь оп­ределенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символи­ки, кинесического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), свя­занные с телом и полоролевым поведением; развить и (или) реали­зовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, спо­собы сохранения здоровья и оздоровления организма, физического саморазвития, управления своим психофизическим состоянием); перестраивать самоотношение к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями.

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые - специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

Специфические социально-культурные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жиз­ни общества.

Социально-психологические задачи - это становление самосоз­нания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я -концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Самоопределение личности предполагает нахождение ею опре­деленной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятель­ности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Самореализация предполагает реализацию человеком активно­сти в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимо­отношений. При этом необходимо, чтобы успешность этой реа­лизации признавалась и одобрялась значимыми для человека ли­цами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, соци­ально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.

Самоутверждение -достижение человеком субъективной удов­летворенности результатом и (или) процессом самореализации.

Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.

Важно отметить, что человек осознанно или неосознанно опре­деляет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Человек может изменить цели, искать более реальные пути их до­стижения, наконец, самоизменяться.

Решение задач всех трех названных групп является объектив­ной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы оста­ются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это де­лает социализацию человека неполной. В целом надо заметить, что поскольку человек активен в реше­нии объективных задач, в той или иной мере является творцом своей жизни, сам ставит перед собой те или иные цели, постольку он может рассматриваться как субъект социализации.

 

7. Социальное воспитание школьников в условиях модернизации российского образования.

Концепция соц. Воспитания школьников разработана научным коллективом под руководством Плоткина М.М. концепция – это попытка определить качественно-новый подход к социализации и воспитанию школьников, стремление отказаться от неэффективных устаревших норм и принципов.

Задача концепции – дать определенные критерии и ориентиры, предложить направление социального воспитания школьников.

Доминанты соц. воспитания: 1. Формирование гражданина, способного полноценно жить в демократическом обществе и своей жизнедеятельностью создавать его. 2. Человек, как целостная система: - как единство физического и духовного; природного и социального; наследственного и приобретенного; как составная часть человечества; человек как носитель коллективного опыта поколений. 3. Личность и её уникальность в единстве созидательного и творческого развития гуманизма, как основы высоконравственного отношении к миру, людям, к окружающему материальному и природному социуму. 4. Личность в социуме, в деятельности, в формировании отношений в социуме. 5. Деятельность, как феномен, преобразующий окружающий социум и природные силы самого человека.

Современная система развития соц. воспитания понимается как система основных научных достижений в этой сфере и в этот период и определяется рядом факторов среди которых, важнейшими являются взаимодействием и со-бытием. Взаимодействие предполагает взаимодействие субъектов и объектов соц. сферы.

Со-Бытие – совместная деятельность взрослых и детей в процессе их активного взаимодействия друг с другом.

Социально – педагогические основания соц.воспитания: 1) профилактический характер соц-педагогической поддержки, ориентированной на разные категории населения с целью возможно более раннего выявления проблем на основе дифференцированного подхода. 2) включение самих субъектов в решении собственных проблем, в активное участие в жизнедеятельности общества (волонтерские организации, внекоммерческие объединения).непримиримость к иждивенчеству и по всем формам потребительской психологии. 3) приоритет работы с семьей. 4) интеграция сил средств и возможностей государственных и негосударственных соц.институтов с целью полноценного их использования в соц.сфере. 5) повышение соц.педагогической компетентности специалиста. 6) признание и укрепление авторитета неправительственных и негосударственных общественных организаций. Развитие волонтерского инициативного движения (в т.ч.детей и молодежи.

8. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Воспитательные организации - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.
У всех воспитательных организаций общая задача - воспитание человека, но решается она каждой из них несколько по-разному, и роль их не только не одинакова, но и не равна.
Через систему воспитательных организаций общество и государство стремятся обеспечить равные возможности, с одной стороны, для воспитания всего подрастающего поколения, а с другой стороны - для реализации каждым своих позитивных потребностей, способностей и интересов.Функции воспитательных организаций в процессе социализации. В процессе социализации детей, подростков, юношей воспитательные организации играют двоякую роль.С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая социализация. С другой стороны, они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.В процессе стихийной социализации воспитательная организация как всякая социально-психологическая общность влияет на входящих в нее людей в ходе реальной практики взаимодействия ее членов, которая по своему содержанию, стилю и характеру не идентична, а порой существенно расходится с декларируемыми устремлениями воспитателей. На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих позитивных потребностей, способостей и интересов. Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей, их образования и индивидуальной помощи им.Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп. Социальный опыт - в широком смысле - единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.Взаимодействие в процессе социального воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет избирательный характер. Коллектив. Организационно социальное воспитание осуществляется в воспитательной организации через коллективы.В наиболее общем виде коллектив можно определить как формализованную контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации.
В воспитательной организации создаются первичные коллективы (классы, кружки, секции, клубы и т.п.), совокупность которых образует вторичный коллектив, охватывающий всех членов организации.
Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружающей действительности.
Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных норм и ценностей. По источникам, учитывая, что коллектив в то же время является открытой системой, они разделяются на три слоя. Первый - нормы и ценности, одобряемые и культивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями. Второй - нормы и ценности, специфические для общества, социальных, профессиональных, возрастных групп, не совпадающие с первыми. Третий - нормы и ценности, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входящие в коллектив.
В любом коллективе складываются две структуры отношений - формализованная и неформализованная.Формализованная структура коллектива создается его руководителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Неформализованная структура коллектива отражает неофициальные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отношений приятельства и дружбы.Отношения, складывающиеся в коллективе, существенно влияют на возможности развития и духовно-ценностной ориентации его членов.Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определенной социальной роли. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: социальный и психологический.Социальный аспект включает в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются содержанием и формами организации жизнедеятельности коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям (негативным санкциям). Психологический аспект - это субъективная трактовка членом коллектива своей роли, которая может не совпадать с социальными ожиданиями к предписаниями. Известный отечественный педагог Е.А. Аркин писал: «...когда ребенок погружается в поток коллективной жизни, тогда всплывают такие стороны детской индивидуальности, которые при всевозможных других условиях не могут проявиться или быть обнаружены. В коллективе, достойном своего имени, ребенок не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных