Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы эстетического воспитания.




Рассмотрим некоторые из них, применительно к процессу эстетического воспитания.

1. Связь воспитания с жизнью. Методологически этот принцип опирается на положение о единстве теории с практикой и требует в связи с формируемыми эстетическими убеждениями такой организации деятельности студентов, в которой не только реализовались бы усвоенные знания о мире, но и содержался эстетический элемент.

2. Единство воспитания, обучения и развития. Данный принцип реализуется в воспитывающем характере обучения, в единстве учебной и внеучебной деятельности воспитываемых.

Любая деятельность молодежи должна носить эстетическую направленность; в ходе ее должны формироваться не только идейно-политические, нравственные, но и эстетические идеалы.

3. Комплексный подход ко всему делу воспитания. Данный принцип предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования эстетически развитой личности.

На практике данный принцип предполагает единство целей, содержания и методов эстетического воспитания, единство всех этапов воспитательного процесса и всех его сторон.

4. Сочетание педагогического руководства с инициативой, самодеятель­ностью и самостоятельностью. Процесс эстетического воспитания — педагогически руководимый и управляемый процесс. Однако он предполагает большую активность студентов, которая возрастает, если в создаются ситуации, побуждающие к самостоятельности, социально полезному самоутвержде­нию.

5. Систематичность и последовательность воспитания. Воспитание, являющееся сложным, диалектически противоречивым процессом, требует систематического и последовательного взаимодействия воспитателей и воспитуемых с целью формирования у последних тех или иных качеств. Свою реализацию этот принцип находит в планировании работы по эстетическому воспитанию, в четкой организации всей воспитательной деятельности, в сле­довании всем этапам выработки эстетических взглядов, убеждений, идеалов, в преемственности содержания, методов и форм воспитания. Принцип исключает такую организацию воспитательного процесса, когда она представляет простую совокупность отдельных художественных мероприятий, мало связанных между собой, не учитывающих имеющийся эстетический опыт студентов, их интересов.

6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов. Принцип предполагает хорошее знание особенностей студенческого возраста, уровней сформированности эстетических убеждений, что позволяет правильно отобрать содержание воспитательного мероприятия, определить методы и формы его проведения.

7. Принцип креативности. Развитие творческого потенциала студента — суть и цель эстетического воспитания. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество — форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота, развиваются созидательные, общечеловеческие силы. Воспитание творчества — это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средст­ва эстетического воспитания позволяют формировать названные качества в условиях деятельности, отвечающих эстетическим потребностям.

Творческий потенциал формируется самым эффективным образом при систематическом восприятии художественных произведений и в процессе самодеятельного художественного творчества. В работе «О специфике искусства» Э.В. Ильенков отмечал, что «эстетически неразвитый индивидуум сильно проигрывает как сила творческая: для него характерен как раз формально-догматический тип интеллекта, свидетельствующий о недостаточном развитии продуктивной силы воображения, и именно потому, что последняя развивается и совершенствуется специально как раз искусством».

Произведения искусства — продукт творчества, и их восприятие предполагает соответственно творчество реципиента. «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа»,— считал Нильс Бор.

Способность искусства развивать образное мышление, культуру чувств, ценностные ориентации, достигать оптимального единства рационального и эмоционального в духовном мире личности позволяет вести речь о его эвристической функции, которая широко должна быть использована в учебно-воспитательном процессе. Отсюда следует, что никакое обновление высшей школы невозможно без специальной программы культурно-эстетической подготовки студентов.

Творческий процесс — важнейшее средство самопознания, ибо все, что создано человеком, наделено конкретной человеческой субъективностью. Про­дукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

С психологической стороны творческое преобразование мира оказывается возможным благодаря тому, что результаты этого преобразования приобретают для человека особое значение.

Говоря о роли природы, искусства и других средств эстетического воспитания в развитии творчества, надо помнить, что их эстетико-воспитательный эффект в полной мере ощутим в неразрывном сочетании с другими направле­ниями воспитания. Вне труда, творчества эстетическое воспитание не только теряет свою базу, но и цель.

Универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Но эстетическое воспитание дает желанный результат лишь тогда, когда для него созданы необходимые материальные и духовные предпосылки.

8. Принцип преемственности представляет собой одну из наиболее общих диалектических закономерностей и выражает объективные связи между явлениями в процессе поступательного развития.

Процесс преемственности предполагает:

1) передачу предшествующим поколением результатов своей деятельности последующему, а также творческую переработку и использование этого наследия.

2) взаимодействие старого и нового опыта, знаний, результатов деятельности; связь между различными этапами развития, с частичным повторением положительных элементов старого, их качественным обновлением, но на более высокой стадии; связь между новым и старым в процессе расширения и углубления знаний, умений и навыков на более высокой научно-практической основе.

Специфику преемственности в области эстетического воспитания можно выразить как необходимость формирования у молодежи психологической установки на обогащение духовного мира как на непреходящую ценность, нравственную основу. Кроме того, преемственная организация эстетического воспитания средствами искусства предлагает следовать от национального, на­родного искусства к интернациональному:

Принцип преемственности имеет следующие аспекты своей реализации: содержательный, методический и организационный.

Содержательный аспект предусматривает наличие четкой программы эстетического развития личности студента с первого по пятый курсы; методический аспект предполагает преемственность в выборе способов воспитания, а организационный — это последовательность в этапах воспитательной работы.

9. Принцип сочетания науки и искусства. Проблемы соотношения науки и искусства, познавательной и эстетической деятельности нашли свое достаточно полное решение в работах Э.В. Ильенкова, М.Ф. Овсянникова, М.С. Когана, В.И. Толстых, А.Г. Егорова, B.C. Старовойт и других.

Вопросу взаимосвязи науки и искусства придавали большое значение ученые, художники прошлого (Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой и др.), объясняя ее тем, что они отражают один объект — реальную действительность, тем, что являются результатом творческой деятельности людей, а также тем, что часто выполняют одни и те же функции. В системе многообразных функций науки и искусства ведущими являются функции познавательные и воспитательные, эффективность воздействия которых на личность зависит от уровня ее интеллектуального и эстетического развития, способности к восприятию, эстетическому переживанию.

На уровень такого развития влияют потребности в научных и художествен­ных знаниях, формирование которых — педагогическая проблема.

Говоря о возможности искусства решать вопросы познания, в науке отмечается, что искусство является средством просвещения, образования, что содержащаяся в нем познавательная информация огромна и существенно дополняет наши знания о мире, почерпнутые из газет, научных трактатов, из реального опыта, что, спрягая наш личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

Научное и художественное отражение действительности есть результат духовного и практического освоения человеком окружающего мира. Искусство и наука формируют в процессе своего воздействия на личность эстетическую и научную картину объективной реальности, которые органично дополняют друг друга.

Отличие науки от искусства в том, что первая дает людям знание законов объективного существования и развития материального мира, произведения искусства дают нам знание о том значении явлений действительности, которые они имеют для человека.

Взаимосвязь же науки и искусства заключается в том, что научное по­знание включает в себя эстетические компоненты (образное мышление, воображение, эстетические чувства, эстетические наслаждения). Искусство же ориентирует на целостный подход к решению проблемы.

Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отно­шений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на форми­рование взглядов, убеждений, идеалов личности.

Воспитательная функция науки реализуется через ее познавательную и мировоззренческие функции. В них диалектически взаимосвязаны научно-познавательные и эмоционально-ценностные моменты. Во всех областям челове­ческой деятельности в настоящее время для оценки труда употребляются понятия научности, оптимальности, эффективности, для соответствия которым человек должен развивать себя интеллектуально, нравственно, эстетически.

Все перечисленные принципы представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса эстетического формирования личности.

Заключение

 

Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Структуру эстетической культуры личности составляют:

- развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

- развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);

- степень совершенства эстетического вкуса;

- последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Принципы эстетического воспитания следующие:

- связь воспитания с жизнью;

- единство воспитания, обучения и развития;

- комплексный подход ко всему делу воспитания;

- сочетание педагогического руководства с инициативой, самодеятельностью и самостоятельностью;

- систематичность и последовательность воспитания;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;

- принцип креативности;

- принцип преемственности;

- принцип сочетания науки и искусства.

Все перечисленные принципы представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса эстетического формирования личности.

Литература:

1. *Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. – М.:Высш. Шк., 2002.

2. *Кривцун О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.

3. *Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / авт. кол.: В.А Балашов, Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев, Н.М. Морозова, В.С Остапенко, В.Н. Пристенский. – Воронеж: ВВШ МВД России, 1998.

4. *Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных