ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 9 Государственный кредит и государственный долгЦель лекции: изучить экономическое содержание и значение государственного кредита, а также государственный долг и методы управления им. Основные вопросы: 1. Сущность и значение государственного кредита. 2. Классификация государственного кредита. 3. Международный кредит. 4. Государственный долг и методы управления им.
1.Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заёмщика, кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заёмщика средств. Объёмы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берёт на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно является гарантом. Государственный кредит должен носить производительный характер, так как с средства, мобилизованные с его помощью, подлежат возврату. В качестве подзвена финансовой системы государственный кредит обеспечивает формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства, так как с помощью госкредитных методов государство мобилизует временно свободные денежные средства предприятий и населения. Как финансовая категория государственный кредит выполняет 2 функции: перераспределительную и регулирующую. Роль государственного кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных денежных средств экономических агентов и направления их на финансирование первоочередных нужд государства. 2. Классификация государственного кредита производится по ряду признаков. По источникам происхождения государственный кредит делится на виды: внутренний, внешний и условный (когда государство выступает гарантом по кредитам юридических и физических лиц – берёт на себя ответственность за погашение займов). Под формой понимается внешнее проявление тех отношений, которые выражает государственный кредит. Основной формой государственного кредита являются займы, которые, в свою очередь, классифицируются по ряду оснований: - по субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и местными органами. По обращению на рынке – рыночные и нерыночные. Рыночные – свободно покупаются и продаются. Нерыночные - не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они выпускаются государством, чтобы привлечь определённых инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, на Западе нерыночные государственные облигации выпускаются для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний. По срокам обращения – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1 –5 лет) и долгосрочные (5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. По методам размещения займы делятся на добровольные и принудительные. Принудительные возникают в случае войн или других чрезвычайных ситуаций. Одной из форм принудительных займов является замораживание фондов в сберегательных кассах. Особенностью сберегательных касс в большинстве стран является особый статус. В отличие от обычных банков они не имеют права на совершение ссудных операций на фондовом рынке. Государство гарантирует сохранность таких вкладов, используя в свою очередь остатки на счетах в своих нуждах. По валюте займы делятся на натуральные и денежные. В истории СССР известны хлебный, солёный займы. Так, в 1922-1923 годах были выпущены натуральные займы – два хлебных и один сахарный. Выпуск их определялся быстрым обесценением денег в тот период. В этих же целях выпускались и золотые займы (то есть займы в золотом исчислении); стоимость золотых займов, как и выплачиваемые по ним доходы, определялась по курсу золотого рубли. Погашение натуральных займов производилось либо натурой, либо в деьгах по рыночной цене сахара или хлеба на момент погашения займа. По форме доходности займы делятся на процентные и выигрышные (лотерейные). Выплата по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Инвесторы стремятся получить стабильный доход, поэтому основной вид – процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Формой государственного кредита является обращение части остатков по вкладам населения в государственных банках на формирование ссудного фонда для финансирования государственных расходов. Следующая форма государственного кредита – привлечение средств эмиссионного центра страны. Методы государственного кредита разнообразны и соответствуют формам. В государственных займах – это способы, приёмы привлечения средств и их последующего возврата: они определяются условиями выпуска займов: методы определения доходности и получения дохода, сроки действия, способы размещения (свободная покупка, подписка, принудительное размещение), способы погашения. К методам также относятся и методы управления государственным долгом (конверсия, консолидация, унификация, рефинансирование). 3.Международный кредит – это займы, предоставляемые государствами, банками, а также другими юридическими и физическими лицами одних стран, государствам, банкам и иным юридическим и физическим лицам других стран. В связи с развитием внешнеэкономических связей всё более значительное место в сфере международного кредита занимают международные валютно-кредитные организации: МВФ, МБРР, ЕБРР, Азиатский банк развития и другие. Необходимость международного кредита определяется всей совокупностью экономических законов. Развитие международного кредита обусловлено следующими факторами: углублением международного разделения труда и экономической интеграцией; специализацией, кооперированием производства; неодинаковой обеспеченностью стран природными ресурсами и рабочей силой; необходимостью преодоления неравномерности экономического развития отдельных стран; необходимостью оказания экономической помощи развивающимся странам; торгово-экономическим сотрудничеством развивающихся стран с развитыми странами. 4. Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные проценты. В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик выделяют внутренний и внешний государственный долг. Кроме того, различают текущий и капитальный государственный долг. Капитальный представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных обязательств государства, включая начисленные проценты, а текущий – это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты по которым наступил. В практике Республики Казахстан дефицита бюджетов и государственный долг существенно отличается по формам финансирования и вызываемым последствиям. Значительная часть государственного долга представлена в виде задолженности по ГКО, которые представляют собой своеобразную пирамиду. Суммы, заимствованные государством под высокий процент, оседавший в качестве дохода коммерческих банков и других структур), постоянно увеличивают внутреннюю задолженность. К другим формам внутреннего долга относятся: задолженность Национальному банку по ранее полученным кредитам для покрытия дефицита бюджета; долг по займам у населения, хозяйствующих субъектов, оформленный в виде облигаций и других государственных ценных бумаг. Внешний государственный долг – сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определённую дату, подлежащая погашению в установленные сроки. Наличие внешнего долга является нормальное мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного долга становится опасным. Привлечение во всё больших объёмах займов может привести к экономической и политической зависимости от стран-кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации МБРР низким уровнем внешней задолженности считается отношение менее 18%, умеренным – 18-30%. Другими показателями такой характеристики являются: отношение валового внешнего долга к ВВП (низкая – менее 48%, 48-80- умеренная задолженность); отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая, 132-220% умеренная); отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% -низкая, 12-20% - умеренная). Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий. Обслуживание государственного долга представляет собой совокупные выплаты во времени вознаграждения(интереса), комиссионных и иных платежей, вытекающих из условий заимствования. Выплата доходов по займам и их погашение обычно производится за счёт средств государственного бюджета. Однако в условиях значительной государственной задолженности можно прибегнуть к рефинансированию, под которым понимают погашение старой задолженности путём выпуска новых займов. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка и аннуляция займов. Эти меры осуществляются в отношении внутренних займов. Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Аннулирование ценных бумаг государства может проводится по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, то есть банкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые отказываются признать обязательства предыдущих властей. Так, советская власть не признала финансовых обязательств Временного правительства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|