Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовые основы регулирования аудиторской деятельности




Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Основные правовые и законодательные документы по аудиторской деятельности в Российской Федерации приведены в библиографическом списке. Из приведенного перечня нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности можно выделить: кодексы и федеральные законы, постановления Правительства РФ, положения, утвержденные министерствами и ведомствами, федеральные стандарты.

В [16,17,18,19, 21 и др.] отмечается, что в мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности.

Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, Германия, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций регулирования наиболее целесообразной представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности, представленная в табл. 1.

Таблица 1

Система нормативного регулирования аудита

 

Уровни регулирования Виды и наименования нормативных документов Область регулирования и использования Степень разработанности
I Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе Закон принят
II Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг Федеральные стандарты (разработано и утверждено 9 стандартов). Российские правила (стандарты) (разработано и утверждено 29 стандартов)
III Законодательные и подзаконные нормативные акты. Внутренние правила (стандарты) саморегулируемых организаций аудиторов Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне саморегулируемых организаций Разработаны в соответствии с ФЗ нормативные документы в области аттестации аудиторской деятельности и пр. Разрабатываются саморегулируемыми организациями аудиторов
IV Нормативные документы министерств и ведомств Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский Министерствами и ведомствами принят и разрабатывается ряд документов
V Внутренние аудиторские стандарты При проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

 

Как видим, система включает 5 основных уровней, расположенных сверху вниз. Каждый уровень включает определенные виды документов, области регулирования и степень их разработанности.

Обязательный аудит

Федеральный закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет обязательный аудит как ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1. Организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества.

2. Ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах.

3. Организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. Объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.

5. Организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены. Однако перечень субъектов обязательного аудита должен осуществляться в отношении других организаций или индивидуальных предпринимателей, если предусмотрен федеральным законом. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, аудиторы-предприниматели проводить обязательный аудит не могут.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных