Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учение Кальвина о Таинствах

Физический знак,учрежденный Богом,который действенно обозначает благодать Божию или милостивое деяние Божие.(определение таинства по Дунсу Скотту)(канал благодати). За 4 века до этого было сформировано число таинств,сначала на Западе,потом на востоке.

В первой половине 16 века таинства подверглись критике реформаторов(природа таинств и их количество)

Богословие таинства (с точки зрения реформаторов) олицетворяло все то плохое,что было в средневековом схоластическом богословии.

Практическая причина-таинства представляли собой видимое лицо Церкви. И реформирование таинств означало бы всем заметные изменения в жизнь Церкви и общины.

Именно в доктрине таинств сами реформаторы поссорились между собой-лютеране и кальвинисты)

Центральной темой реформационного восприятия таинств было Божественное приспособление к человеческим слабостям. Кальвин-яркий выразитель этой идеи.

«Хорошие ораторы знает некоторую ограниченность своих слушателей в тех или иных вопросах.и они соответствующим образом приспосабливают свою манеру выступления к возможностям слушающей их аудитории. Они изменяют свою речь,чтобы она стала понятной для слушателей,избегают, где это необходимо, употребления сложных слов,употребляют аналогии и используют наглядные пособия. Так же поступает и Бог: ОН приспосабливает себя к нашим ограничениям,снисходит до нашего уровня, используя те речевые обороты, которые позволяют ему открыться возможно более широкому кругу людей. Никто из уровня своих способностей не исключается из участия в процессе познания Бога.Бог в состоянии использовать множество ресурсов для создания и поддержания веры:слова,аналогии,примеры,знания и символы. И Таинства следует рассматривать как важный элемент в этом арсенале ресурсов.

Опредение Таинства по Кальвину (4.14.1) «Таинство есть внешний знак, которым Бог запечатлевает в сознании людей обетования своей доброй воли по отношению к ним,укрепляя,тем самым,немощную человеческую веру.»

«Таинство никогда не бывает без предварительного обещания. Которое присоединено к нему,как своего рода,приложение,чтобы подтвердить и запечатлеть само обещание,делая его для нас более ясным… поскольку наша вера слаба, то если ее не поддерживать со всех сторон всевозможными средствами, она начинает колебаться, шататься, и в конце концов рушится. И здесь наш милосердный Господь по своей бесконечной милости, приспосабливает Себя к нашим возможностям. Поскольку мы являемся приземленными существами,тяготеющими к плотским вещам,не думаем о духовном и даже не воспринимаем его,то Он снисходит к нам,чтобы привести нас к Себе с помощью земных вещей и дам нам по плоти отражение своих духовных благословений». (4.14.3)

Кальвин отмечал, что благодать не привязана к определенным знакам,поэтому Святой Дух может воздействовать на человека и помимо таинств,однако таинство,как Божественное установление,поддерживает единство Церковной общины и поэтому без них нет истинной Церкви.

В отношении связи между знаком таинства и духовным даром,обоначающим этот знак,кальвин говорил: «в таинстве существует такая близкая связь между знаком и даром,который он символизирует, что можно легко переходить от одного к другому.Знак является видимым и физическим, то что обозначается-является невидимым и духовным. И все же ввиду близкой связи между знаком и тем,что обозначается вполне можно применить одно к другому.» «Верующие должны руководствоваться следующим правилом: когда бы они не видели символы,установленные Господом, они должны думать и быть уверенными в том, что в них присутствует истина того,что они символизируют. Если истиной является то, что видимой знак нам дан,чтобы запечатлеть невидимое, то получая символ тела,мы должны быть уверены,что нам дано само Тело».

Сохранилось всего два таинства-крещение и Евхаристия. Крещение-омовение,очищение грехов,Евхаристия-искупление.

1. Крещение связано с верой двояко-поддерживает веру христианина и служит исповеданием его веры для внешних. Что касается внутренней веры,то там три следствия крещения-знак и печать очищения человека от грехов. В нем Бог «повелевает,подтверждает и удостоверяет отпущение,покрытие и отмену всех грехов человека»(4.15.1)причем как грехов,совершенных человеком до крещения,так и в тех,которые он совершит после и принесет покаяние перед Богом.

Поэтому он считал излишним таинство покаяния,потому что в Крещении уже прощены все будущие грехи.

2. Крещение означает смерть человека во Иисусе Христе и новую жизнь в Нем.4.15.5

3. Сам Христос принял крещение от Предтечи, то христианское крещение свидетельствует о соединении верующего со Христом.

В отношении внешнего исповедания крещение служит знаком исповедания и желания быть с Богом,публичной демонстрацией приверженности к Богу.

Настаивает на законности крещения младенцев) Говорит,что это практика является традицией древней церкви,а не средневековым нововведением,возводит ее к ветхозаветному обрезанию,говоря о том,что как обрезанием показывалась принадлежность к завету,так и крещением показывается принадлежность к новому завету. Детей крестят по вере их родителей. Поэтому допустимо крещение только детей христиан.

Для самих детей –возрастание,укрепление в вере.

 

Евхаристия

В отношении таинства Евхаристии,кальвин указывал,что центром и основанием Евхаристии является духовное общение spiritualis communication со Христом,который вселяется в душу человека благодатным действием Св.Духа.В евхаристии человек получает уверенность в том,что на него распространяется спасительная жертва Христа,о которой напоминают хлеб и вино.4.17.2

Соединение со Христом в Евхаристии не тождественно просто субъективной вере. Но есть реальное,объективное приобщение ко Христу. «Иисус Христос животворит наши души субстанцией своей плоти. Его плоть вливает в нас жизнь,хотя и не проникает в нас.» 4.17.32.

Способ духовного причастия души человека в плоти Христа К. называл высокой тайной,непостижимой разумом и призывал не придумывать ей человеческие объяснения.

Он полностью отвергал учение о пресуществлении,считая,что Евхаристические хлеб и вино именуются Телом и Кровью Христовыми не потому, что они изменяются неким образом в реальные физические Тело и Кровь,но по метанимии(per metoumian) то есть,как знак,указывающий на вещь, на Христа,единого в двух природах.

Согласно Каливину, «Христос не заключен локальным образом и телесным образом в Хлебе и Вине».4.7.13 Поэтому в Евхаристии верующим преподаются хлеб и вино,как знак и одновременно,как сам Христос,как обозначаемое ими,однако не физически,а духовно.Реально приобщает.

Возражая Лютеру и прочим лютеранам, которые учили о вездесуществе Воскресшего Тела Христа, и развивали теорию сосуществления,кальвин утверждал,что физическое тело Христа пространственно ограничено и находится на небе,то есть в неком конкретном месте.

In coelo ut in loco

Поэтому в Евхаристии речь идет не о причастности к реальному телу Христа,а к подтверждению духовного единства с ними. 4.17.16-17

 

По Кальвину,таинства учат христиан ценить творение.Материальные элементы таинства могут означать благодать,благость и щедрость Бога. Кроме того,он критикует поврежденность таинств католических,но при этом признавал,что католическое крещение,хотя и совершается по излишне усложненному чину,сохраняет свою действенность вопреки нечестию людей,так как совершается во имя Отца,Сына и Св.Духа.

Считал,что истинное крещение приобретает действенность только в соединении со Христом в истинной Церкви.

Но совершаему католиками мессу истинной вечери Господней отказывался принимать.

«Месса есть жертвоприношение,необходимое для отпущения грехов»-не согласен.

Главное заблуждение католиков в учении о Евхаристии-представление о принесении повторной искупительной жертвы через священника.

Относительно других 5таинств католиков-Кальвин говорит,что в них нет признака таинства-знака,как воли или обещания..

Богослужение носит минималистский характер. Лишены любых священных изображений. Все это отвлекает от богослужения.уводит к чувственному,к душевному вместо духовному. Лавки без пуфов,молитвенник с набором псалмов и молитв,стол-престол,скатерочка благообразная,библия,кувшинчик с цветами.пение псалмов,проповедь,органа нет,оркестра нет,пение общинное.хлеб квасной.

 

 

АНГЛИКАНЕ

Англиканская церковь Anglican Church, Ecclessia Anglicanа;

В мире 80 миллионов англикан,третье христианское сообщество,третья ветвь протестантизма.

Англиканская церковь-два смысла.

1) Anglican Church- Церковь Англии

2) Применяется ко всем церквям,исторически связанных с церковью англии и разделяющие ее доктрины.

Архиепископ Кентерберийский-примас верховный. Вот признак (2).

Не имеет никаких прав. Распространены эти церкви в странах английской колонизации. В России никогда англиканство представлено не было.(3 прихода)

История систематического просвещения христианства Англии началась с (6 столетие),Августин Кентерберийский,жил при папе Григорие Двоеслове.

К концу 15 века Англия пережила период феод. Раздробленности и гражданскую войну-войну Алой и Белой Розы-Йорки и Ланкастеры.

Пользу из этой войны извлекла третья сторона.При Генрихе 7 Тюдоре война закончилась,начало 16го века. 1485-1509,а его сын с 1509 по 1547.

Началась новая династия королей-Тюдоры.

Главную подготовку к реформации в Англии провело католическое духовенство. К 15 веку духовенство стало вольно жить,особенно монахи. Увлекались псовой и соколиной охотой,шатались по тавернам. Наложницы за деньги и прочее.

Началась Реформация в Европе. Вести доносились до Англии,события,тексты читались,трактовались.
Но для реформации в Англии нужен был повод. Но он был косвенным.

Королевская реформация –реформа Церкви пошла сверху,от короля и правительства. Что побудило? Религия Генриха 8 была неопределенной,зависела от религии его жен.

Когда лютеранские взгляды попали в Англию он сам написал апологетический трактат против них,за что от папы Климента получил титул «защитник веры».

Проблема у Генриха-новая династия,и все новое признается легитимным непросто. Вышла загвоздка. Еще при Генрихе 7 его сына Артура поженили с принцессой Екатериной,дочерью Фердинанда и Изабеллы,испанских объединителей. Артур был болезненным и через 3 месяца скончался после свадьбы. Союз с Испанией актуальности не потерял. Остается Генрих будущий 8, но есть канонические препятствия,что нельзя после первого брата жениться на его жене. И начинаются переговоры с Римом,чтобы получить объединителей. Можно подумать и так,что брак был,а начала супружеской жизни не было,настолько был болезненным Артур.

И папа дал разрешение. Генрих берет вдову Артура в жены. Но было ощущение,что чтото с этим браком не ладно..душок остался…Родилась дочь Мария. И больше не было детей,кроме двух выкидышей. Генрих 8 уже король. Сам Генрих мужик нормальный,но от других спутниц дети рождались и М и Ж.

Начинает думать,что делать. Есть кардинал Томас Уолси,секретарь его Томас Кромвель, советники всякие.

Кромвель предложил,что надо сказать папе,что Генрих осознал,что живет во грехе, готов понести наказание и лишь бы развелись.

Екатерина же была тетей Карла 5,император Германской империи и король Испании.

Поэтому нельзя было говорить ни папе,ни Генриху,что Екатерина приблудная женщина при короле Англии. Папа отказал.

Тогда Кромвель с Крамвером,еще одним клириком предложили такое:давайте запросим не папу,а Европейские университеты,канонистов. И все они сказали,что брак был не правильным. Париж,Сорбона,Германия..

Заручившись этими бумагами и поставим одного из Томасов(не понял,какого) архиеп. Кентерберийским они сами в Англии расторгли брак.

Генрих спешил,был еще молодым. Появилась зазноба,фрейлина Екатерины,Анна Болейн и за нее Генрих захотел замуж. Но сама она сказала,что или я женой вашей буду,или никем.

И Генрих соглашается на супружество. Сначала тайно,потом публично. Папа Климент в ответ отлучает Генриха от Церкви,мол, брак незаконен.

Генрих в 1529 году собирает сессию парламента. До 1536-парламент реформации. И принял целый ряд законов,которые ограничивали юрисдикцию, финансовые права и влияние папы в Англии.

Законы.

1532-об ограничении Анна-ты(ежегодные выплаты на римскую кафедру, которые платила вся католич. Европа)

1533-об ограничении аппеляций к Риму.(нельзя жаловаться в Рим)

1534-закон о церковных назначениях.(король все утверждает и назначает). Окончательный разрыв с Римом.

1534-об отмене папских диспенсаций, отмене выплат и пенни и папских диспенсаций.

1536-об отмене папской юрисдикции в отношении английского духовенства.

Вершина этого законодателства- Акт о супрематии.-1534-превозгласил короля верховным главой Церковь и узаконил независимую от рима нац. Церковь Англии. А первенствующим архиепископом назван Кентерберийский..был еще Йоркский.

Под контролем короля оказались конвокации(соборы) английского духовенства, назначение на церковные должности,финансовые поступления от церковного имущества и десятина.

К королю перешли земельные владения церкви,в результате 1535-39 секуляризации церк. Имущества. Были распущены все монастыри.поэтапно: 1) комиссия по диссолюции(распущению). Она приезжала,выявляла недостатки в монастыре. И предлагала самим распуститься или разбирательство. Сначала распустили мелкие,потом и крупные монастыри.

Предлагалось ехать в Европу,если не согласен, или переходить на приход, или становиться мирянином,жениться. 8-10 процентов уехали, немного ушли в подполье,после стали мучениками, а остальные ушли по приходам..

Населению и дворянам от диссолюции был плюс: монастырские земли частично отдавались дворянам,частично королю. Крестьяне хотели быть королевскими,больше выплат и прочего.

Не обошлось без уничтожения реликвий,икон,статуй и др,разорили могилу арх.Кент. Томаса Кента,отличавш. Любовью к риму

Монастыри передались в частную собственность. Дворянские родовые гнезда. Сохранялась Эббе в названии.

 

Королю дано было право менять доктрину церкви,утверждение структуры.

Вероучение это сначала затрагивало минимально. Духовенству разрешили жениться. Повысило лояльность к короне.

1 документ о вероучении-1536 год-Десять статей.Разработал комитет реформации,арх. Кент. Томас Крамвер В этой документе было-разрыв с рим.католич. доктриной,признавалось только Крещение,Евхаристия и покаяние,декларировался протестанский принцип об оправдании верой. В конце 30-х годов Генрих разрешил издавать и распространять англ.переводы Библии. 1539год-вышло издание Большой Библии.

Религиозные воззрения Генриха зависели от политики. Анна Болейн тоже родила дочь,была уличена в измене,казнена. Третья жена родила мальчика,но умерла при родах. Потом женился на протестантке Анне Клевской,по портрету,наущение Крамвера.портрет отличался от реальности. Поселилась отдельно, не была супругой по факту. Потом была католичка Екатерина, уличена в измене—казнена.6 статей были поставлены вместо 10. Последняя жена тоже протестантка. Только он вскоре умер,прожил с ней недолго. Всего было шесть жен.

Ввел запрет чтение толкований Библии мирянами. Было все очень неопределенно.

Эдуард 6 1547-1553. Стал королем в отроческом возрасте,регенты.

Отменил 6 статей,отменил запрет на толкования,гомилии

1549 год-издана книга общих молитв.(2 изд. 1552 год)- уставила единый чин англиканского богослужения,значительно упростив порядок службы,и перевела все на английский язык. Было вероучительное введение,и там закреплялось только два таинства и символическая трактовка Евхаристии в духе Кальвина. Издание сопроводалось актами о единообразии.

1552год-изданы 42 статьи веры(кальвинистский дух)

1553 год смерть Эдуарда.

И вошла на престол его сводная старшая дочь-Мария Тюдор.1553-1558годы. Католичка

Была далеко от протестантизма. Запомнила историю ее семьи,матери,отца. Стала восстанавливать католич. Порядки, расчитывала на помошь Карла 5го.

Женатым священникам сказали оставить своих жен,попытались восттановить богослужение, католич. Порядок богослужения,гонения на протестантов. 300 человек сожжено,тюрьмы ссылки. Отсюда «Мария Кровавая».

Гонения Томаса Крамвера. Отставили,заключили в тюрьму вместе с др.протест. епископами. Подписал отречение от протест. Взглядов. Его тем не менее приговорили к казни. Когда его вывели, он начал говорить о грехах и страстях,а потом сказал не об отречении от протестанства,а наоборот-проклял папу и прочее. Сожгли.

Мария умерла,взошла сводная сестра Елизавета 1, 1558-1603 год, дочь Генриха и Анны Болейн. Всю жизнь девственница,без мужа и отношений. Англия с ней возвеличилась. Стояла на протестантской позиции. Был принят новый акт о супрематии,изложении англиканского вероучения-39 статей веры,сохранившившихся до сего дня. И издана новая книга гомилий.

Был избран и утвержден доктринальный путь англиканской церкви-via media-средний путь. И два с половиной века англикане были наиболее близки к Православию-не было папизма,была иерархия..не было крайних протестантских взглядов. Притом монарх-глава Церкви-у нас тоже такое было.

Средний путь не удовлетворял два типа дисседентов(несогласных)-английских католиков, и радикальных протестатов(пуритан). Не нравилось,что слишком красивые службы,похожи на католическую,епископы, облачения..

Было сформировано при Елизавете репрессивное законодательство против дессидентов в 80е-90е годы. Против католиков в первую очередь. Они были наиболее опасны.

Католиков обязали ходить на англик. Богослужение под угрозой штрафа и заключения. Должны были платить за англик. Приход,как и сами англикане. Лишались права занимать гос.должности.(так как присяга монарху,как главе церкви). Лишались права получать ученые степени в университетах.

Антикатолическое законодат. В Англии просуществовало до 1826 года. Только после этого появились католические клирики официально.

1571-антипуританский закон (о некоторых беспорядках в отношении священнослужителей).

Пуритане критиковали, не выказывали явного неповиновения властям. А богослужение совершали по женевскому кальвинистскому общему молитвеннику.

Елизавета создала Высокую комиссию, писали доносы, многие пропуританские священники заменены на более лояльных.

После Елизаветы королем стал сын ее родственницы Марии Стюарт, которую она же казнила.

Яков 1-1603-1625.

Свод канон в 1604 году и Библия короля Иакова 1611-дозволенная версия.

После него-Карл 1. Его казнили. Мушкетеры не помогли.

Протекторат Оливера Кромвеля. Сам не захотел быть королем,сына Карла позвали править. Яков 11-все. Тюдоры кончились.

Вильгельм 111 Оранский- 1689-1702 год. Гессенская(Гановерская) династия.(по ныне существует)

Его жена-дочь короля Якова 11.

В 1689-акт о веротерпимости. Легализовал неангликанских протестантов(диссидентов)

Баптисты,квакеры.

В 18 веке богослов.полемика утратила свою остроту. Был найдет уникальный выход:в рамках одной конфессии были объединены люди разных взглядов. Конец 17-начало 18 века –применение высокой церкви и низкой церкви.

Высокая церковь-те члены, общность скорее с католической традицией.

Низкая-те, которые ближе к радикальному протестантизму. И так до сих пор.

Существуют мирно на уровне отдельных приходов.

Начало 19го века-англокатолицизм, оксвордское движение.

Некоторые члены его переместились в Католицизм. Монашество возникло..

В 19м веке получилось распространение движение-Широкая церковь.

Хотели поместить вероучение в историко-научный контекст.

В 20м столетии после 1 мировой войны возникло движение за автономизацию церкви от гос-ва,придание большей степени свободы церкви от государства.

Но только в 1974 году в Англии был принят закон «о Церкви Англии,ее богослужении и доктрине» который впервые признаю юридическое право самой церкви в лице ее генерального синода вносить изменения в вероучения и изменять порядок богослужения. До того,все вероучение и богослужение принималось парламентом и утверждалось монархом.

Сейчас связь анг.церкви и гос-ва связаны с назначением епископов. Подготавливаются внутри церкви, а утверждает премьер-министр. Дают две персоны в порядке предпочтения. Он может принять одну из них,а может обе отклонить. И подписывает это королева. Условная роль.

 

Вероучение Англиканства.

Доктрина представляет собой уникальный синтес учения католического,лютеранского и кальвинистского. Наиболее авторитетные источники

1) Книга общих молитв

2) 39 статей веры (пропротестантский характер)

Основной источник вероучения-Св. Писание.

6 статья «Оно,Писание, содержит все необходимое для спасения, так что то,что нельзя прочесть в нем или что не может быть доказано посредством его, того нельзя требовать от кого либо,чтобы он веровал в него или чтобы то считалось и требовалось,как необходимое для спасения.

Учения о Предании в 39 статьях не содержится. Только в 34 статье говорится о преданиях церкви-литургических обычаях. Главный критерий правильности их-не противоречить Слову Божию.

Анг. Церковь ограничивает Предание 5 веками христианства и 4 вселенскими соборами.Признаются все Символы веры-Никео-константиноп. С филиокве,апостольский и афанасиев символ.(Посколько эти символы могут быть доказаны самыми верными ручательствами Св.Писания)

Доктрина основывается на Писании и на том учении Св. Отцов, которое согласуется с Писанием.

Доктринальным положением англ.Ц является проповедь и богослужение на национальном языке(24 статья)

Триадология-придерживается с древней традицией, но исхождение Св.Духа от Отца и Сына.

В христологии нет серьезных отступлений от Православного учения.

Сотериология-протестантская доктрина об оправдании только верой. Заслуги Христа через веру. 11 статья Значение добрых дел для спасения отрицаются,хотя добрые дела и трактуются как плоды веру,указывающие на ее истинность.

Англ. Учение включает и кальвинистское учение о предопределении. И намерении Бога «еще до сотворения мира спасти избранных по их вере во Христа» 17 статья

Нет учения о церкви,как Тела Христова. В 19 статье Видимая церковь противопоставляется невидимой.

Видимая Церковь-собрание верующих людей,которым проповедуется истинное Слово Божие и должным образом совершаются Таинства. Видимая церковь неоднократно согрешала в вопросах веры(19 статья) Вселенские соборы были человеческими собраниями, не всегда управлявшимися Св.Духов(21 статья) Церковь своей властью может устанавливать обряды и порядок богослужения и выносить решения в спорных доктринальных вопросов(19 и 20 статья)Однако авторитет церкви ставится в зависимости от Св.Писания. Она не может устанавливать ничего, что бы ему не соответствовало.

Таинства-только два. Крещение и Вечеря Господня(Евхаристия). Статья 25.

5 оставшихся-не имеют подтверждения или прообраза в Евангелии. И не имеют такой природы как Крещение или Вечеря Господня. Большие и меньшие таинства.

Крещение принимается как в младенчестве,так и в зрелом возрасте.

Причастие под обоими видами.статья 30

Евхаристия-таинство нашего искупления смерти Христовой так что для тех, кто правильно,достойно и с верой принимают его,хлеб-причастие Тела Христова,а чаша-причастие Крови Христовой. Люди же недостойные и лишенные живой веры,хотя телесно и видимым образом вкушают Таинство Тела и Крови Христовой,однако же они нисколько не приобщаются Христу.29 статья

Тело Христово дается,принимается и съедается на Вечере только небесным и духовным образом,а средство,которым Тело Христово принимается и съедается на Вечере есть вера.

Англиканство отрицает повторную искупительную жертву…

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение основных механических свойств материалов по диаграмме растяжения | Загрузка с диска или флешки с Windows 7 для восстановления


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных