Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. Система контроля над финансовыми потоками




Многие российские компании не понаслышке знают, что такое бюджетирование. Однако когда дело доходит до контроля исполнения бюджета и его анализа, большинство фирм сталкивается со множеством вопросов: каким образом осуществлять контроль, кто это должен делать, как оценивать возникшие отклонения.

В основе концепции бюджетного контроля лежат два понятия: план и факт. Цель контроля и анализа исполнения плановых бюджетных показателей - управление отклонениями, влияющими на финансовые результаты. В процессе контроля бюджетный контролер, во-первых, собирает, обрабатывает и анализирует информацию о фактических результатах финансово-хозяйственной деятельности. Во-вторых, выявляет отклонения от плановых значений и анализирует их причины. В-третьих, принимает управленческие решения по корректировке планов и бюджетов в допустимых случаях.

Чтобы осуществить эти функции, важно наладить эффективную систему контроля.

Проверенные методы

В компании может быть реализовано множество различных методов контроля бюджета. Многие из них являются узкоспециализированными и достаточно сложны (например, метод "освоенного объема" для оценки исполнения бюджета проекта). Мы остановимся на двух общепринятых способах:

- контроль бюджетов по отклонениям;

- оперативный контроль платежей (казначейский контроль).

Бюджет компании представляет собой финансовый план действий по достижению уровня прибыльности. Поэтому основой системы контроля должен быть контроль затрат. Для его реализации используется расчет отклонений, в ходе которого:

- выявляют отклонения на основе данных управленческого учета (если обеспечена однородность плановых и фактических данных);

- оценивают отклонения с точки зрения влияния на запланированный результат;

- определяют характер отклонений (например, регулярное или случайное) и их причины, которые могут быть как внутренними, так и связанными с непредвиденными изменениями внешних условий;

- подготавливают рекомендации и возможные управленческие решения на основе анализа отклонений.

Эти функции, как правило, выполняют финансово-экономические службы: планово-экономический отдел, либо отдел бюджетного планирования (в зависимости от организационной структуры предприятия).

Чтобы выявить отклонения, специалисты финансово-экономической службы постатейно сравнивают фактические и плановые данные. А для того чтобы оценить влияние отклонений на запланированный результат, они используют расчет удельного веса отдельных статей. На примере (см. таблицу) представлен расчет отклонений фактических величин от плановых: по доходным статьям (реализация по товарам) используется формула "факт" - "план", по расходным статьям - формула "план" - "факт".

Мы видим, что компания получила на 50 000 рублей меньше прибыли, чем было запланировано. Чтобы определить влияние на это отклонение доходных и расходных статей, нужно рассчитать удельный вес по формуле:

("отклонение по статье"/ "отклонение по прибыли") х 100%

В столбце "Отклонение" мы получили данные, которые говорят о том, что полученная фактическая прибыль на 25 процентов ниже запланированной. Это, в свою очередь, на 60 процентов обусловлено тем (столбец "Удельный вес"), что увеличились постоянные затраты. И, соответственно, на 40 процентов - тем, что уменьшилась реализация.

На основе данных расчетов специалист финансово-экономической службы подготавливает аналитическую записку о рекомендациях по исправлению текущей ситуации в следующем отчетном периоде. Например, согласно данным расчетам, предприятию необходимо увеличить продажи на 20 000 рублей и снизить расходы по статье "Охрана" на 10 000 рублей, а по статье "Заработная плата" - на 30 000 рублей. При этом у предприятия есть резерв 10 000 рублей на дополнительные расходы по аренде.

Контроль отклонений по своей природе является "контролем по факту свершившейся операции". Он не способен предотвратить единичного факта финансово-хозяйственной деятельности, который приводит к неблагоприятному изменению. Но он эффективен на длительных бюджетных периодах, если проводится на регулярной основе. То есть, контролируя отклонения, возникающие в месячных бюджетах, можно успеть принять управленческое решение и выравнить показатели по году. Например, компания по итогам девяти месяцев получает данные о перерасходе денежных средств по статьям "Расходные материалы" и "Реклама". Соответственно, необходимо внести корректировки в бюджет 4 квартала: сократить расходы по соответствующим статьям, установив жесткие лимиты или контроль казначейского исполнения бюджета. В итоге это позволит устранить возникшее превышение.

Таблица: Расчет отклонений фактических величин от плановых

 
Статья План, руб. Факт, руб. Отклонение, руб. Отклонение, % Удельный вес, %  
Наценка (реализация минус себестоимость реализации)     -20000 -6,67% 40%  
Товар А     -10000 -20% -20%  
Товар B     -20000 -20% -40%  
Товар C     +10000 +6,67% 20%  
Постоянные затраты     -30000 -30 60%  
Аренда     +10000 +33,33 -20%  
Зарплата     -10000 -50 20%  
Охрана     -30000 -60 60%  
Прибыль     -50000 -25% -  
             

Оценка отклонений и анализ

Перед тем как провести анализ отклонений бюджетных статей или показателей, необходимо определить, какие отклонения, прежде всего, важны. Например, для компании нет надобности производить анализ отклонения такого показателя, как курс валют - это внешняя среда, которая не управляема предприятием. И, напротив, показателями "производственная себестоимость" или "себестоимость реализации продукции" можно управлять. Для этого достаточно определить структуру себестоимости. Далее нужно определить предел допустимых отклонений. Как правило, его устанавливают в процентном отношении к запланированной величине. Величина данных отклонений может достигать 10 процентов, но в среднем варьируется на уровне трех-пяти процентов. Определение предела - это достаточно субъективная оценка. Как правило, компании руководствуются удельным весом данной статьи. Если удельный вес статьи "Заработная плата" составляет 30 процентов от всех затрат, то планирование будет более точное и предел допустимых отклонений будет составлять 0,5-1 процента. При планировании, например, канцелярских расходов, составляющих 0,05-0,1 процента от общей величины затрат, предел отклонений может быть установлен на уровне 5-10 процентов.

Контроль исполнения бюджетов и анализ обычно осуществляют планово-экономические службы. Для анализа исполнения бюджета используют такие виды анализа, как ранжирование, факторный анализ, "план-факт" анализ и прочие.

Ранжирование применяется в том случае, когда необходимо провести сравнительный анализ функциональных центров ответственности, бизнес-единиц, филиалов и т. п. по статьям бюджета. При этом выявляются наиболее доходные и/или наиболее убыточные подразделения или направлений деятельности. Например, ранжирование эффективно применяется, когда сравниваются бюджеты продаж по филиалам.

Факторный анализ предназначен для того, чтобы выявить факторы, повлиявшие на изменение значений анализируемых бюджетных статей или показателей. При этом виде анализа можно, например, определить влияние каждого из филиалов на общую сумму реализации товаров и услуг. Суть факторного анализа сводится к тому, чтобы определить причину отклонений показателей и выработать рекомендации по их устранению. Выше мы рассмотрели пример выявления отклонений от запланированного результата. Был определен удельный вес каждой статьи в общем изменении финансового результата. Тем самым мы провели факторный анализ.

План-факт анализ может проводиться как для всех основных, так и для отдельных операционных бюджетов. Его основная цель - выявить причины отклонений, а именно - какие из показателей, бюджетных статей, сценарных условий повлияли на исполнение бюджета компании.

Приведенные методы просты и эффективны при оценке отклонений, поэтому их применяет большинство российских компаний.

Казначейский контроль

Существенная составляющая системы контроля - контроль казначейского исполнения бюджета. То есть контроль поступления и расходования денежных средств, которые запланированы в бюджете движения денежных средств.

Оперативный контроль бюджета движения денежных средств, как правило, осуществляет бюджетный контролер. Он, руководствуясь утвержденными лимитами денежных средств, определяет статьи бюджета для финансирования сверхплановых расходов. Финансовый контролер оценивает каждую поступающую заявку на осуществление расчетов и выясняет, не превышает ли она лимит по соответствующей статье бюджета. Превышение лимитов в бюджетном периоде может допускаться только по специальному распоряжению уполномоченного должностного лица. Обычно им является финансовый или генеральный директор. Но когда речь идет о перераспределении расходов между различными бюджетными статьями, эти полномочия, как правило, закрепляются за самими финансовыми контролерами.

Казначейский контроль очень часто применяется в холдингах, где управляющая компания распоряжается денежными средствами филиалов. Сами филиалы лишь инициируют платеж, а финансовое управление головной компаний сравнивает его сумму с данными, заложенными в бюджете. И после этого принимает решение об оплате.

Пример 1

Филиалы одной золотодобывающей компании, расположенные в различных регионах, не распоряжаются денежными средствами, за исключением выплаты заработной платы персоналу. Все остальные расходы оплачивает головная компания, находившаяся в Москве. Существующая система казначейского контроля регламентирует все операции по движению денежных средств. Но при этом обладает достаточной гибкостью и предусматривает возможность перераспределять при необходимости денежные потоки между различными филиалами или бюджетными статьями расходов. Система позволяет повысить эффективность использования денежных средств компании. Например, когда на одном из филиалов возникает необходимость оплатить незапланированные работы по ремонту оборудования, компании не приходится привлекать дополнительные кредиты. Однако стоит отметить, что не всегда эта методика является действенной. Типичная ошибка при таком виде контроля - жесткое закрепление лимитов по всем статьям и неотлаженная система корректировки бюджета. В таких случаях предприятие лишено гибкости и не способно быстро реагировать на изменения. Предприятиям стоит это учитывать.

Пример 2

Так, бюджет одного металлургического завода строго регламентировал расходы по списанию технологических материалов на производство продукции. Закупка данных материалов рассчитывалась исходя из планируемой величины списания. Затем технология производства изменилась. В связи с этим появилась необходимость увеличить нормы расхода и приобрести более дорогие технологические материалы. При этом объем производства должен был оставаться на том же уровне. Сумма, указанная в заявке на приобретение материалов, была значительно выше установленной. Поэтому финансовый контролер, руководствуясь плановыми данными, ее сократил. Ведь корректировка расходов на закупку была разрешена только в случае увеличения объема производства. В итоге это привело к тому, что в следующем отчетном периоде снизились объемы производства.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что финансы предприятий (организаций) -- это относительно самостоятельная сфера системы финансов, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов предприятий в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков.

Общее определение экономического содержания финансов предприятий, звучит следующим образом, как системы денежных отношений, регламентированных государством, связанных с реальным денежным оборотом средств предприятия, его денежными потоками, формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов.

В процессе формирования и использования всех денежных источников, вовлекаемых в оборот средств предприятий и находящих отражение в его денежных потоках, возникает широкий спектр денежных отношений, которые выражают экономическое содержание финансов предприятий и одновременно являются объектом непосредственного финансового управления.

Финансы предприятий выполняют распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция проявляется в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Основным объектом реализации распределительной функции выступает прибыль предприятия.

Под контрольной функцией финансов предприятий следует понимать внутренне присущую им способность объективно отражать и тем самым контролировать финансовое состояние предприятия, отрасли и всей национальной экономики с помощью таких финансовых категорий как прибыль, рентабельность, себестоимость, цена, выручка, амортизация, основные и оборотные средства.

Рекомендуется решение следующих стратегических задач финансовой политики предприятия, адекватных рыночным условиям: максимизация прибыли предприятия; оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости; достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; создание эффективного механизма управления предприятием; использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов. Реализация финансовой политики предприятия должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике. Обобщение зарубежного опыта организации корпоративных финансов, опыта отечественных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет выделить следующие основные принципы современной организации финансов предприятий России: плановости, финансового соотношения сроков, взаимозависимости финансовых показателей, гибкости, минимизации финансовых издержек, рациональности финансовой устойчивости. Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия.

В практической части было дано объяснение такому понятию, как бюджетирование. В основе концепции бюджетного контроля лежат два понятия: план и факт. Цель контроля и анализа исполнения плановых бюджетных показателей - управление отклонениями, влияющими на финансовые результаты. В процессе контроля бюджетный контролер, во-первых, собирает, обрабатывает и анализирует информацию о фактических результатах финансово-хозяйственной деятельности. Во-вторых, выявляет отклонения от плановых значений и анализирует их причины. В-третьих, принимает управленческие решения по корректировке планов и бюджетов в допустимых случаях.

Чтобы осуществить эти функции, важно наладить эффективную систему контроля.

В компании может быть реализовано множество различных методов контроля бюджета. Мы остановились на двух общепринятых:

- контроль бюджетов по отклонениям;

- оперативный контроль платежей (казначейский контроль).

Так же мы конкретно разобрали это на конкретном примере. И рассмотрели несколько ситуаций, которые могут сложиться в этом процессе.

29. Домашние хозяйства как экономическая категория

Домашнее хозяйство - это экономическая единица, состоящая из одного человека или нескольких людей, которые ведут совместное хозяйство, что обеспечивает экономику факторами производства и использует заработанные средства для текущего потребления и оплаты услуг и сбережения с целью удовлетворения своих потребностей. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. [4, с.196]

Домашнее хозяйство - один из трех субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья. Данное понятие объединяет всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.

Основными признаками домохозяйства являются:

1. Совместное проживание и обустройство быта;

2. Совместное ведение хозяйства;

3. Обладание определенными ресурсами;

4. Самостоятельность в принятии хозяйственных решений;

5. Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

Домашние хозяйства классифицируются по следующим признакам:

1. Территориально - региональная принадлежность (местность, регион страны, природно - климатическая зона и т.п.);

2. Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики);

3. Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.);

4. Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.);

5. Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.);

6. Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.);

7. Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).

Учитывая то, что в семьях живет около 85 % людей и домохозяйство, в отличие от семьи, может состоять из одного человека, можно утверждать, что в домохозяйствах проживает фактически все население страны.

В Украине насчитывается около 17,5 млн домохозяйств, из которых более 12 млн (более двух третей) проживает в городах, 5,5 млн - в сельской местности. Интересным является тот факт, что, несмотря на длительный процесс сокращения численности населения в Украине, количество домашних хозяйств увеличивается. Вероятно, это отражает тенденции к отделению молодых семей, рост числа разводов и, как следствие, уменьшение количества человек в одном домохозяйстве.

Роль домохозяйств в экономике Украины трудно переоценить. Скажем, доля домохозяйств в производстве продукции сельского и лесного хозяйства составляет более 60 %, торговли - 15, строительства - 10, рыболовства - 6 %. Доля домохозяйств в конечном использовании валового внутреннего продукта составляет около 55 %. [15, раздел 12]

Финансы домашних хозяйств - это совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных средств, создаваемых в результате индивидуальной трудовой деятельности. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. В отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающие значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

Таким образом, в домашнем хозяйстве могут осуществляться любые виды деятельности, в результате которых создаются и используются финансовые ресурсы.

1.2 Функции финансов домашних хозяйств

Социально-экономическая сущность финансов домашних хозяйств проявляется через их функции.

Выделяют 4 основных функции домашних хозяйств:

1. Распределительная функция. Финансы домашних хозяйств, как и общественные финансы, являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения. Но если специфическое назначение общественных финансов состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость валового общественного продукта, выраженную в денежной форме, между различными хозяйствующими субъектами, то финансы домашних хозяйств обеспечивают дальнейшее распределение этой стоимости между всеми участниками домашнего хозяйства. Таким образом, они играют главенствующую роль на последней ступени распределительного процесса. В число участников домашнего хозяйства входят несовершеннолетние дети, совершеннолетние, но не работающие по различным причинам члены семьи. Часть национального дохода, которая пришлась на долю отдельного домашнего хозяйства, в той или иной пропорции распределяется между всеми его участниками именно в рамках распределительной функции.

Выполняя распределительную функцию, финансы домашних хозяйств обеспечивают материальными ресурсами непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы -- как одного из производственных факторов. Именно через эту функцию финансов домашних хозяйств происходит обеспечение каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни.

Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства -- часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей. К субъектам распределения относятся все участники домашнего хозяйства.

2. Контрольная функция. Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, т. е. уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. На эту величину влияет целый ряд факторов. Под их воздействием она может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому, имея целью поддержание обычного уровня потребления, домашнее хозяйство просто не может обойтись без контроля над распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием средств этих фондов. Экономика домашнего хозяйства опирается на достаточно сложный комплекс отношений между его различными участниками. Эти отношения определены различиями в возрасте, чертах характера, привычках людей, различным уровнем их потребностей и доходов. Вместе с тем нормальное развитие домашнего хозяйства возможно лишь в том случае, если его участники находят взаимопонимание при принятии экономических решений. Согласование экономических интересов различных участников домашнего хозяйства обеспечивается их регулированием, под которым понимается возможное изменение части располагаемого дохода, приходящегося на одного члена домашнего хозяйства.

3. Регулирующая функция. Поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого. Достигается это путем перераспределения финансовых ресурсов. Важно подчеркнуть, что на уровне домашнего хозяйства регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования. Свобода участников домашнего хозяйства в этом процессе не может быть ограничена государством.

4. Инвестиционная функция. Она заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств является материальной основой для выполнения данной функции. Часто инвестиционную функцию домашних хозяйств связывают только с долей капитализируемых доходов, т. е. используемых как сбережения (вложения средств в различные финансовые институты и в реальное производство). Но этот подход является односторонним. На самом деле и увеличение доли потребления является фактором, способствующим росту инвестиций в экономике. На это обращал внимание еще Дж. Кейнс, который выработал концепцию эффективного спроса, складывающегося из потребительского и инвестиционного компонентов. Сокращение потребительских расходов, какими бы факторами оно ни вызывалось, естественным образом сдерживает и развитие производства.

1.3 Роль домашних хозяйств в структуре финансовой системы

Таким образом, финансы домашних хозяйств являются одним из элементов финансовой системы государства. Каждый из этих элементов определенным образом влияет на процесс общественного воспроизводства. В каждой области финансовой системы процесс образования и использования фондов денежных средств имеет свои, присущие только ему характеристики. Роль, которую различные элементы финансовой системы играют в процессе ее формирования, определяет их особенности. Так, финансы предприятий являются основой финансовой системы, поскольку именно в предпринимательском секторе создается валовой внутренний продукт, распределяемый в ходе дальнейших финансовых отношений. Централизованные элементы финансовой системы играют важную роль в перераспределении денежных средств между отдельными отраслями, экономическими регионами, различными социальными группами населения.

Финансы домашних хозяйств имеют свои особенности, которые отличают их от других элементов финансовой системы.

Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Действительно, процесс создания и расходования централизованных денежных фондов, таких, например, как государственный бюджет, находится под жестким государственным контролем. Процесс формирования денежных фондов предприятия также в определенной степени определяется государством (требования к минимальному размеру уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета амортизационных отчислений и некоторых других элементов себестоимости и др.). Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Вместе с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате уровень реальных доходов домашних хозяйств возрастает.

Важной функцией финансов домашних хозяйств в системе общественного воспроизводства выступает также инвестиционная функция. Она заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств является материальной основой для выполнения данной функции. Часто инвестиционную функцию домашних хозяйств связывают только с долей капитализируемых доходов, т. е. используемых как сбережения (вложения средств в различные финансовые институты и в реальное производство). Но этот подход является односторонним. На самом деле и увеличение доли потребления является фактором, способствующим росту инвестиций в экономике. Сокращение потребительских расходов, какими бы факторами оно ни вызывалось, естественным образом сдерживает и развитие производства. В современной России из-за низкого уровня заработной платы предприятия не могут наращивать производство и товарооборот.

Глава 2. Анализ доходов и расходов домашних хозяйств

2.1 Анализ доходной части бюджета домашних хозяйств

Доходы служат основным источником, удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления и сбережения и обязательных платежей, т. е. осуществления расходов. Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется, прежде всего, в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.

Доходы домашних хозяйств можно разделять по различным критериям. Прежде всего, можно выделить доходы в денежной и натуральной форме. К последним относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огородничествах, а так же натуроплату от сельскохозяйственных предприятий, которые потребляются в домашнем хозяйстве. Если домашнее хозяйство часть продуктов производит с целью реализации на рынке, то доходами следует считать денежные средства, вырученные от продажи.

Денежные доходы домашних хозяйств подразделяют чаще всего по источникам поступлений. Общая их классификация такова:

* заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;

* пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

* доходы от предпринимательской деятельности;

* доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.

Номинальные доходы -- доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами -- располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.

В Украине среднемесячные общие доходы одного домохозяйства за январь - июнь 2010 г. выросли в сравнении с соответствующим периодом 2009 г. на 13,6% - до 3,165 тыс. грн, сообщает Госслужба статистики. Среднемесячные общие доходы одного домохозяйства в I полугодии 2009 г. составили 2 тыс. 784 грн.

За 6 месяцев 2010 года городское домохозяйство получало в среднем за месяц 3 тыс. 324 грн, сельское - 2 тыс. 810 грн. В среднем на одного члена домохозяйства общие доходы составили 1 тыс. 222 грн в месяц, в городских домохозяйствах - 1 тыс. 309 грн, в сельских - 1 тыс. 037 грн.

Часть населения со средними общими доходами в месяц (ниже прожиточного минимума) увеличилась в сравнении с I полугодием 2009 года в 1,6 раза и составила 28%. Среди жителей городов эта группа составила 23% населения, среди жителей села - 38%. [28]

Во II квартале 2011 года по сравнению с периодом предыдущего года номинальные доходы населения выросли на 13,3%. Имеющийся доход, который может быть использован населением на преобретение товаров и услуг, увеличился на 14,5%, а реальный имеющийся, определенный с учетом ценового фактора, - на 3,4%. Располагаемый доход в расчете на одного человека за II квартал 2011 года составил 5 074,0 грн., что на 14,9% больше чем в соответствующем периоде прошлого года.[22]

Расходы населения в I квартале 2011 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличились на 21,8%. Прирост сбережений составил 26 490 млн. грн. (Приложение 1)

Таблица 2.1

 
  ІI квартал 2011 года, млн. грн. процент к ІI кварталу 2010 года  
Доходы - всего 303 623 113,3  
1. Зарплата 131 059 115,9  
2. Прибыль и смешанный доход 40 934 120,8  
3. Доходы от собственности (полученные) 12 990 104,9  
4. Социальная помощь и другие полученные текущие трансферты в том числе: 118 640 109,2  
социальные пособия 67 345 109,2  
другие текущие трансферты 8 087 106,4  
социальные трансферты в натуре 43 208 109,7  
Расходы и сбережения - всего 303 623 113,3  
1. Приобретение товаров и услуг 248 734 123,4  
2. Доходы от собственности (уплаченные) 6 550 90,4  
3. Текущие налоги на доходы, имущество и другие оплаченные текущие трансферты в том числе 21 849 116,9  
текущие налоги на доходы, имущество и т.д. 15 141 118,5  
взносы на социальное страхование 4 091 117,8  
другие текущие трансферты 2 617 106,9  
4. Накопление нефинансовых активов - 242 х  
5. Прирост финансовых активов из них: 26 732 68,6  
прирост денежных вкладов и сбережений в ценных бумагах 17 033 52,5  
сбережения в иностранной валюте 23 162 х  
займы, полученные за исключением погашенных (-)   х  
Располагаемый доход 232 016 114,5  
Сбережения 26 490 65,5  
       

Согласно данным «GfK Ukraine» потребление домохозяйств будет возрастать под влиянием роста доходов. Среди потребителей преобладают оптимистические ожидания по поводу будущих доходов, которые достигли рекордных показателей в мае и сохранились на том же уровне в июне. Недавнее решение правительства повысить социальные расходы выступит дополнительным стимулом внутреннего спроса.

Если верить макроэкономическому отчету аналитиков, то увеличение потребления домохозяйств уже привело к росту объемов реального импорта на 39% г/г, что вдвое выше темпов роста реального экспорта. Вместе с тем домохозяйства сохранили высокий показатель сбережений на уровне 13%, в основном в иностранной валюте. При этом увеличение дефицита торгового баланса и значительный спрос на иностранную валюту для сбережений создает давление на обменный курс гривны, который сейчас нейтрализуется поступлением валюты от внешних займов и валютными резервами НБУ.

По данным Государственного комитета статистики на июль 2011 года проводился опрос среди домохозяйств по всей стране. Целью было выяснить порог бедности для украинцев и сколько нужно получать, чтобы не чувствовать себя бедными.

54,1% респондентов заявили, что им, чтобы не чувствовать себя бедными, нужно в месяц от 2700 грн на душу.

18% домохозяйств назвали желаемым среднедушевой доход в размере 1900-2300 грн.

Как сообщает Госслужба статистики, сельские домохозяйства традиционно называли меньшие суммы в сравнении с городскими. Каждому четвертому домохозяйству в селе для удовлетворения основных потребностей хватило бы до 1500 грн на человека в месяц. Среди городских домохозяйств таких нетребовательных оказалось в 1,8 раз меньше.

Домохозяйства с детьми чаще, чем остальные, называли суммы свыше 2700 грн (57% опрошенных). Бездетные хотят такого дохода в 52% случаев.

Также респондентам было предложено оценить, с какого уровня доходов начинается средний класс. Как и во всех предыдущих случаях, имелся в виду среднедушевой ежемесячный доход. Почти 60% домохозяйств назвали суммы свыше 5000 грн. 17% считают, что к среднему классу можно причислять получающих 4500-5000 грн. [25]

2.2 Заработная плата, как составляющая доходов домашних хозяйств

домохозяйство платеж доход потребление

Основное значение для работников государственной сферы и лиц наемного труда в частном секторе экономики играет оплата труда в различных формах. В соответствии с системой национальных счетов к ней относят:

1. начисленную заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;

2. выплаты за работу в особых условиях;

3. доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни;

4. премии и единовременные поощрительные выплаты;

5. плата за выслугу лет;

6. оплату ежегодных и дополнительных отпусков;

7. доходы от участия в прибылях (например, дивиденды на акции);

8. командировочные расходы и подъемные;

9. стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др.

В целях социальной защиты государство гарантирует населению минимальный размер оплаты труда. Оплата труда работников бюджетной сферы более жестко регламентируется государством, в первую очередь на основе тарифной системы. Основными элементами тарифной системы оплаты труда являются: тарифные ставки, тарифные сетки, районные коэффициенты, тарифно-квалификационные справочники, надбавки и доплаты за работу с отклонением от нормальных условий труда. Элементами тарифной системы являются также оклады рабочих.

Средняя номинальная заработная плата штатного работника предприятий, учреждений и организаций в июле текущего года составляла 2 749 грн., что в 2,9 раза выше уровня минимальной заработной платы (960 грн.). По сравнению с июнем текущего года размер заработной платы вырос на 1,5%. Вместе начисления за один оплаченный час в июле текущего года по сравнению с предыдущим месяцем уменьшились на 3,8% и составили 17,64 грн. (Приложение 2)

График 2.2 Динамика средней номинальной заработной платы по месяцам 2010-2011 гг.

Рост уровня заработной платы в июле текущего года по сравнению с июнем был зафиксирован в большинстве видов экономической деятельности. Темпы прироста этого показателя колебались в пределах от 0,5% в операциях с недвижимым имуществом, аренде, инжиниринге и предоставлении социальной помощи до 14,2% в сельском хозяйстве, охоте и связанных с ними услугах. В промышленности темпы прироста заработной платы были зафиксированы в пределах от 0,3% в производстве одежды, меха и меховых изделий; до 13,2% - в производстве резиновых и пластмассовых изделий. Одновременно в производстве пищевых продуктов, напитков и табачных изделий уровень показателя снизился на 0,1%, деятельности гостиниц и ресторанов - на 1,5%, здравоохранении и на данные социальной помощи - на 1,8%, лесном хозяйстве - на 2,5%, образовании - на 8,4%. Среди регионов темпы роста заработной платы колебались от 0,5% в Волынской области до 5,0% в Полтавской.

Продолжает удерживаться высокий уровень дифференциации размеров заработной платы по видам экономической деятельности. Так, наиболее оплачиваемыми в экономике традиционно оставались работники авиационного транспорта и финансовых учреждений, а среди промышленных видов деятельности - добыча топливно-энергетических полезных ископаемых и производства кокса, продуктов нефтепереработки, где заработная плата работников превысила средний показатель по экономике в 1,5-3,4 раза. Вместе абсолютный размер заработной платы работников рыболовства и рыбоводства, гостиниц и ресторанов, здравоохранения и предоставления социальной помощи, а также производства текстиля, одежды, меха, кожи и изделий из кожи, обработка древесины был значительно ниже и не превысил 67% от среднего по экономике.

Средний размер оплаты труда во всех регионах был выше уровня минимальной заработной платы, вместе с тем только в пяти из них заработная плата превысила среднюю по Украине: Киев - 4171 грн., Донецкая область - 3 187 грн., Днепропетровская - 2 885 грн., Киевская - 2 852 грн., Луганская - 2 811 грн. Низкий уровень заработной платы, который не превышал 78% от среднего по экономике, наблюдался в Тернопольской, Черниговской, Херсонской, Черновицкой и Волынской областях. [22]

В июле текущего года табельный фонд рабочего времени составил 168 часов и по сравнению с июнем увеличился на 5,7%. Каждый работник отработал в этом периоде 126 часов, т.е. на 3,5% меньше, чем в июне. При этом коэффициент использования табельного фонда рабочего времени составил 75,0%, что на 6,8% п.п. меньше, чем в июне т.г., и на 2,3 п.п. больше, чем в июле 2010г.

Таблица 2.3 Динамика показателей использования рабочего времени (Приложение 3)

 
  2011 год К сведению: июль 2010 года  
  июль июнь    
Фонд рабочего времени на одного штатного работника, час        
табельный        
фактически отработанный        
оплаченный        
Коэффициент использования табельного фонда рабочего времени, %   81.8 72.7  
         

С 1 декабря в Украине минимальная заработная плата составляет 1004 гривны, минимальная пенсия - 800 гривен, а размер прожиточного минимума - 953 гривны.

В течение 2011 года это последнее плановое повышение социальных стандартов в Украине. С 1 декабря 2011 минимальная заработная плата в Украине составляет 1004 гривны, а размер почасовой оплаты труда 6,04 гривны. Таким образом, за год минимальная заработная плата увеличилась на 63 гривны, а почасовая оплата труда на 0,38 гривен.

В 2011 году повышение минимальной зарплаты осуществлялось в 4 этапа:

§ с 1 января 2011 - 941 гривна

§ с 1 апреля 2011 - 960 гривен

§ с 1 октября 2011 - 985 гривен

§ с 1 декабря.2011 - 1004 гривны

С 1 декабря 2011 ставка работника первого тарифного разряда ЕТС составит 704 гривны, увеличившись по сравнению с октябрем, на 44 гривны.

В проекте закона о "Государственном бюджете на 2012 год", внесенным правительством на рассмотрение Верховной Радой Украины, предлагается в течение 2012 года 5 раз повышать социальные стандарты для населения, что позволит усилить социальную защиту самых уязвимых категорий граждан. [24]

Глава 3. Проблемы и перспективы развития домашних хозяйств Украины

3.1 Обязательные платежи домашних хозяйств

Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение. Величина этой статьи в бюджетах отдельных домашних хозяйств значительно изменяется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей.

Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй -- коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями.

Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных уровней; во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов; и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.

Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии c Налоговым Кодексом Украины-- налог на доходы физических лиц). Плательщиками налога с доходов физических лиц (НДФЛ) являются граждане Украины, лица без гражданства и граждане других стран, имеющие и не имеющие постоянное проживание в Украине. Для большинства доходов, полученных на Украине, ставка налога с доходов физических лиц составляет 15% (если размер заработной платы не превышает 10 000 грн, если превышает, то НДФЛ уплачивается в размере 17%). Домашние хозяйства обязаны также выплачивать налог с имущества, переходящего им в порядке наследования или дарения. Сумма налога зависит от стоимости переходящего имущества и степени родства нового владельца имущества.

К имущественным налогам тесно примыкает налог с владельцев автотранспортных средств. Его выплачивают граждане, владеющие грузовым или легковым автотранспортом, не подлежащим обложению налогом на имущество.

Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством могут устанавливать на своей территории местные налоги на физических лиц.

Кроме прямых налогов домашние хозяйства выплачивают и косвенные налоги. Прямые налоги, о которых говорилось выше,-- это лишь небольшая часть всех налогов, уплачиваемых участниками домашних хозяйств. Основная доля налогов, поступающих от физических лиц в государственную казну, приходится на невидимые ими косвенные налоги, содержащиеся в цене товара и выплачиваемые при его покупке. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж.

Следующая статья обязательных расходов домашнего хозяйства --коммунальные и другие ежемесячные платежи населения. Размер этой статьи зависит от места нахождения домашнего хозяйства. Очевидно, что жители крупных городов потребляют большее количество коммунальных услуг, чем жители небольших населенных пунктов.

Кроме коммунальных платежей домашние хозяйства должны ежемесячно оплачивать потребленное ими электричество, услуги городской и междугородной телефонной связи.

Доля этой части обязательных выплат домашнего хозяйства составляет в настоящее время около 16% общей суммы расходов украинских домашних хозяйств.

Оставшаяся после выплаты налогов, сборов, коммунальных и других ежемесячных платежей часть совокупных доходов домашнего хозяйства поступает в его полное распоряжение (располагаемые доходы) и расходуется с целью удовлетворения совместных и индивидуальных потребностей его участников.

3.2 Расходы на потребление

Существуют различные варианты классификации расходов домашних хозяйств на потребление. В соответствии с функционально-временным критерием расходы домашнего хозяйства на потребление целесообразно подразделить прежде всего на две статьи: текущие расходы и капитальные расходы.

К текущим расходам домашнего хозяйства следует отнести расходы на приобретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т. п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, таких, как услуги парикмахерской, прачечной, стоматолога и т. п.).

Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т. д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые участники домашнего хозяйства потребляют достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на них существенное влияние и определяет их жизнь в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на образование, на медицинскую операцию, на туристическую путевку и т. д.). [16, с.360]

Среди всех совокупных расходов домохозяйств 90% составляли потребительские расходы (в I полугодии 2009 г. - 88%).

Наиболее весомой статьей (55%) совокупных расходов домохозяйств продолжали оставаться расходы на питание (включая питание вне дома). В сравнении с I полугодием 2009 г. часть этих расходов увеличилась на 1,9 п.п.

На покупку непродовольственных товаров и оплату услуг (без расходов на питание вне дома) домохозяйства направили, как и в январе-июне прошлого года, 32% всех расходов.

Согласно результатам выборочного обследования условий жизни домохозяйств Киева, в третьем квартале 2010 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года среднемесячные совокупные расходы одного домохозяйства выросли на 8,4% -- до 4723,56 грн. Наибольшую долю совокупных расходов, а именно 41%, жители столицы тратили на питание, включая питание вне дома.

Так, по подсчетам Главного управления статистики в городе Киеве, при этом больше всего средств идет на мясо и мясные продукты.

В расчете на одно домохозяйство за месяц совокупные расходы на питание в третьем квартале 2010 г. составили 1943,82 грн. На одного члена семьи -- 756,35 грн. Стоимость питания в сутки для одного человека составила в третьем квартале 2010 г. 24,7 грн., тогда как в тот же период 2009 г. -- 23,3 грн.

Согласно расчетам, в среднем за месяц один человек потреблял в прошлом году хлеба и хлебных продуктов 6,3 кг на сумму 192,37 грн., рыбы и рыбопродуктов -- 1,6 кг (116,88 грн.), масла и других растительных жиров -- 1,5 кг (111,35 грн.), мяса, мясопродуктов и сала (в пересчете на мясо) -- 5,5 кг (462,81 грн.). Также один киевлянин тратит в месяц 218,31 грн. на молоко и сыр. А на овощи 161,21 грн. Питание вне дома обходится ему в 130,71 грн.[21]

Увеличение доли затрат на продукты питания обусловлено как ростом, порой необоснованным, цен на них, так и общемировыми тенденциями. К январю 2011 года цены на продовольствие во всем мире достигли исторического максимума. Такие данные обнародовала Организация объединенных наций. Как отметили экономисты, отчасти на подорожание повлиял Россия. Закрыв экспорт зерна из-за засухи, она способствовала скачку цен на пшеницу. А они существенно влияют на ценообразование в других категориях пищевых продуктов, сообщает ВВС.[29]

Таблица 3.1 Конечные потребительские расходы домашних хозяйств по целям (Приложение 4)

 
  в фактических ценах в постоянных ценах 2007 года  
    % к соответственному кварталу предыдущего года  
  млн. грн. % к итогу смена объема смена дефлятора  
           
Конечные потребительские расходы домашних хозяйств 205 526   14.1    
Продукты питания и безалкогольные напитки 85 467 41.6 14.2 12.4  
Алкогольные напитки, табачные изделия и наркотики 12 927 6.3 -0.6 18.5  
Одежда и обувь 12 649 6.2 29.1 1.8  
Жилье, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива 24 230 11.8 6.4 17.6  
Предметы домашнего обихода, бытовая техника и текущее содержание жилья 8 531 4.2 29.6 2.5  
Здравоохранение 9 252 4.5 10.2 6.7  
Транспорт 23 857 11.6   15.3  
Связь 4 678 2.2 4.2    
Отдых и культура 8 368 4.1 34.2 0.1  
Образование 3 054 1.5 0.7 8.6  
Рестораны и гостиницы 5 849 2.8 18.4 8.2  
Разные товары и услуги 6 664 3.2 19.4 7.2  
           

3.3 Стратегии выживания домашних хозяйств

Можно выделить несколько общих линий поведения, к которым прибегают в домохозяйствах для адаптации к изменяющимся условиям современной экономики и социальной жизни. Такие разновидности поведения мы будем называть стратегиями выживания и ниже приведем краткое их описание:

1. Уменьшение потребления. Основная цель - экономить на всем.

Покупать только дешевые продукты, дешевые или ношеные вещи, не покупать бытовой техники, не покупать книг, не ходить в театры, кино, не выезжать на отдых. Отказаться от всего, от чего можно отказаться без серьезной и немедленной угрозы здоровью и жизни. Часто это - единственно возможная стратегия для одиноких людей преклонного возраста, которые имеют не очень крепкое здоровье, не имеют участков земли и других источников дополнительных доходов и получают мизерные пенсии.

2. Переход к самообеспечению. Главная цель - организовать свою жизнь и главным образом быт таким образом, чтобы минимизировать потребность в деньгах. Производить самостоятельно все или почти все основные необходимые для жизни семьи продукты питания (овощи, фрукты, мясо, молоко). Излишки продуктов менять на другие продукты (например, мясо на муку, чтобы потом самому выпекать хлеб) или продавать на рынке за деньги. Деньги нужны для приобретения мыла, стирального порошка, платы за электроэнергию и другие необходимые для жизни товары и услуги. Таким образом целью хозяйства является нетоварное производство (не производство товаров на продажу), а удовлетворение потребностей семьи в конкретных продуктах. Такую стратегию осуществляют жители сельской местности или жители городов, которые имеют земельные участки.

3. Поиск дополнительной работы. Основная цель - иметь несколько независимых источников денег, чтобы не так остро ощущать последствия задержки и невыплаты заработной платы. Необходимо иметь достаточно высокую квалификацию, иметь работу, что дает возможность самостоятельно распределять свое рабочее время и иметь собственное рабочее место (студия, собственный офис или оборудованная комната в обычной квартире). Такую стратегию используют консультанты, эксперты, преподаватели, писатели, журналисты, программисты.

4. Основание собственного бизнеса. Основная цель - открыть свое предприятие (не обязательно большое), зарегистрировать его и начать деятельность уже на уровне юридического лица, вступая во взаимодействие с другими юридическими лицами (другими субъектами предпринимательской деятельности). Регистрация бизнеса основания для пользования банковскими кредитами, заключение контрактов, наем людей, получения прибыли. Однако такая деятельность предполагает налоги. Для реализации такой стратегии нужна не так специальное образование (хотя и она необходима), как специальный склад характера, желание быть предпринимателем.

5. Теневая деятельность. Основная цель - иметь альтернативные источники дохода, нигде не зарегистрированные и не облагаемые налогом. Это может быть мелкий бизнес, мелкая торговля, строительство и ремонт зданий и помещений, ремонт автомобилей или радиоаппаратуры, нелегальная работа за рубежом, мелкая контрабанда и т.д. Это может также быть работа по найму без контракта.

Отсутствие регистрации позволяет быстро разворачивать и сворачивать деятельность, мгновенно менять сферу деятельности, не платить налоги. Вместе с тем отсутствие регистрации означает конфликт с законом, связанный с этим риск, отсутствие социальной защиты и гарантий (оплачиваемый отпуск, пенсия, отпуск по уходу за ребенком, отпуск по болезни и т.д.). Теневой деятельностью нередко занимаются дополнительно до официально зарегистрированной работы, что не требует времени (но и не приносит доходов). При этом теневая деятельность обеспечивает денежный доход, а официально зарегистрирована работа дает социальные гарантии (возможность получать субсидии, отпуск, производственный стаж, пенсия и т.д.).

6. Использование социальных связей. Основная цель - найти возможность жить за счет помощи родственников, знакомых и, видимо, в определенной степени помощи государства. К такой стратегии прибегают люди, не имеющие работы, не имеющие доходов, но оказались в особых жизненных обстоятельствах. Как пример можно привести инвалидов (неспособных найти работу через физические недостатки или одинокие женщины с детьми (которые не работают, потому что самостоятельно воспитывают детей) [5, с.145-148].

Приведенный выше перечень стратегий фиксирует диапазон вероятных вариантов поведения. В чистом виде эти стратегии встречаются довольно редко. Часто семья и даже отдельный человек комбинирует несколько этих стратегий. Успешность адаптации к быстроизменяющимся условиям как раз и зависит от умения выбрать наилучшую стратегию поведения. Поэтому говорить лишь об эффективности той или иной стратегии неуместно. Можно только оценивать эффективность выбора для определенной семьи при определенных условиях. При этом следует учитывать, что далеко не всегда человек или семья в состоянии делать свободный выбор из всего очерченного спектра стратегий поведения. Зачастую мешает отсутствие определенных ресурсов - образования, здоровья, квалификации, опыта, иногда - воли и характера. Именно поэтому наиболее уязвимыми являются социальные группы, лишенные выбора, например одинокие пенсионеры. Можно попробовать оценить стратегии с точки зрения их перспективности и прогрессивности, считая прогрессом следования в сторону развития рыночной экономики и правового государства. С этой точки зрения, являются положительными стратегии 3 и 4, стратегии 1 и 2 можно оценить как бесперспективные, стратегия 6 заслуживает нейтральную оценку, а стратегия 5 выдается вредной в долгосрочном плане. Конечно, качественное исследование не дает оснований говорить о распространенности той или иной стратегии. Для анализа распространенности нужно проводить специальное количественное исследование. Вместе с тем доминирование определенных стратегий поведения домохозяйств может служить достаточно надежным косвенным индикатором прогресса продвижения к рынку[14,с.35].

Заключение

В настоящее время подход к понятию домашнего хозяйства как отдельной экономической категории весьма неоднозначен. Следует отметить несколько отрицательных сторон развития управления финансами домашних хозяйств в стране.

Доходная часть бюджета домашних хозяйств, на мой взгляд, недостаточно зависит от социальных выплат, что характеризует нестабильность общей доходности населения. К примеру, протекающий в данное время МФК, указывает нам на социальную незащищенность населения (резкий упадок уровня заработной платы, а так же возросшая безработица, сразу выявили низкие пособия по безработице, пенсии и т.д.), резкие сокращения доходов - повлекли снижение покупательной способности населения, что привело к снижению темпов производств и, как следствие, рабочих вакансий на предприятиях.

Одной из глобальных проблем государства в регулировании бюджета домашних хозяйств является отсутствие четкого контроля цен потребительской корзины. Зачастую, мы наблюдаем следующую картину: увеличивая социальные выплаты населению, тем самым пытаясь создать финансовую «подушку безопасности» доходов домашних хозяйств - мы не контролируем параллельное увеличение цен потребительской корзины населения, что увеличивает расходную часть бюджета и не приносит реально ощутимой прибыли от увеличения соц. выплат.

Так же, стоит отметить глобальную проблему самих домашних хозяйств - на низком уровне находится контроль и анализ собственных расходов домашними хозяйствами. Кредитная практика потребительского кредитования в нашей стране показываем нам отсутствие четкого понимания собственных расходов и доходов. Рядовая картина, когда отдельное домашнее хозяйство не рассчитав стабильности своих доходов, кредитуется под них в банках, что при малейшем изменении доходов в сторону уменьшения, приводит к появлению долгов у домашних хозяйств перед банками.

Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется, прежде всего, в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.

Структура расходов домохозяйства показывает, что расходы на продукты питания занимают преобладающую долю. Причем в городе эта доля выше. В сельской местности домохозяйства почти на треть обеспечивают себя за счет натурального хозяйства. Непромышленные товары (одежда, обувь, мебель, бытовая техника) составляют в городе почти 1/3, а на селе -- лишь пятую часть.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных