Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие, сущность и виды финансового контроля




РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «финансово-экономические основы государственного и муниципального управления»

на тему: «Государственный финансовый контроль»

 

 

Исполнитель: студентка

Группы ГМУс-14 ТВ

Монгуш Урана Николаевна

Проверила: преподователь

Ужегова Анна Михайловна

 

Екатеринбург 2016г.

Содержание

 

Введение. 3

1. Понятие, сущность и виды финансового контроля. 5

2. Цели и задачи государственного финансового контроля. 9

3. Предмет, метод и формы государственного финансового контроля. 11

4. Принципы государственного финансового контроля. 16

Заключение. 18

Список использованных источников. 20

 


Введение

Финансам как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, т.е. объективная способность создавать определенные последствия в экономике при их субъективной организации. Поэтому на практике контрольная функция финансов реализуется в форме финансового контроля.

Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью государственного устройства, одной из важнейших функций управления страной, обязательным условием нормального функционирования финансово-кредитной системы. Основные его цели: контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот. В странах c рыночной экономикой основными задачами служат контроль за своевременным и полным поступлением всех видов государственных доходов, использованием кредитных и привлеченных средств на покрытие дефицита государственного бюджета, своевременным финансированием затрат на социальную сферу, в том числе, на оплату труда, выплаты пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Развитие рыночных отношений не только не отменяет необходимости существования государственного финансового контроля, наоборот, на государственные органы ложится все большее количество функций по защите финансовых прав и интересов членов общества, введение способов по предотвращению и предупреждению злоупотреблений и краж.

Финансовый контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, результаты финансового контроля используются в финансовом планировании и в оперативном управлении.

Разрешение проблемы повышения эффективности государственного финансового контроля следует осуществлять с позиции системного подхода, а именно: финансовый контроль должен рассматриваться как важнейший элемент общегосударственного контроля, который в свою очередь является сложной системой общественного контроля; в процессе усовершенствования государственного финансового контроля должны учитываться принципы такой структуризации контроля в обществе, которая означает необходимость разворачивания взаимодействия системы государственного финансового контроля с контролирующими органами местного самоуправления; дополнение финансового контроля, исполнителями которого являются органы государственной власти и местного самоуправления, независимым финансовым контролем, который осуществляют аудиторы и аудиторские фирмы; получение субординаций при построении органов финансового контроля в структуре общегосударственных контрольных институтов.

Целью работы является изучение государственного финансового контроля.


 

Понятие, сущность и виды финансового контроля

 

В наиболее общем виде под финансовым контролем следует понимать контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления.

Под финансовым контролем следует понимать осуществляющую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность уполномоченных органов и должностных лиц в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки их экономической целесообразности.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором —упор делается на аналитическую сторону финансового контроля. [8. C.32]

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования. [14. C.37]

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики.Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.[18, с. 6]

Классификация финансового контроля может быть осуществлена по различным основаниям. В зависимости от времени его проведения выделяется предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Предварительный финансовый контроль проводится до принятия управленческих решений и совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Он носит профилактический, упреждающий характер.

Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, кап. строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной части бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.).

Помимо указанного существуют иные основания классификации видов финансового контроля.

По субъектам проведения контроль подразделяется на:

 государственный (муниципальный), который, в свою очередь, подразделяется на вневедомственный и ведомственный (внутриведомственный);

 аудиторский (независимый);

 внутрихозяйственный;

 общественный.

Государственный контроль осуществляется органами представительной власти и органами исполнительной власти общей компетенции.

Вневедомственный контроль осуществляется органами исполнительной власти межотраслевой компетенции, в частности, – Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля Минфина России, Главным управлением федерального казначейства Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ и государственными внебюджетными фондами — Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль проводится органами исполнительной власти отраслевой компетенции: министерствами, комитетами, департаментами и другими вышестоящими органами за деятельностью подведомственных им предприятий (объединений), организаций и учреждений. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок.

Аудит также представляет форму вневедомственного контроля, но сущность его проявляется в том, что он является независимым контролем. Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью предприятий и индивидуальных предпринимателей аудиторскими фирмами и частными аудиторами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

Внутрихозяйственный (внутренний) контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований проводится на предприятиях их руководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами).

Общественный контроль основан на положениях ст. ст. 24, 32 Конституции РФ и может осуществляться как отдельными гражданами и трудовыми коллективами, так и общественными объединениями.

В зависимости от источников получения информации контроль подразделяется на документальный и фактический. Деление контроля на документальный и фактический носит в известной мере условный характер, поскольку в основе этого разграничения лежат различные источники данных.

Так, источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и другая документация. Документальный контроль предусматривает использование указанных (в первую очередь – первичных) документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре, он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных операций. При этом количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливается путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания и других способов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные работы и услуги.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных