Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Поэтическая организация Шестоднева




Шестоднев имеет свою уникальную поэтическую организацию. Слово Божие возвещает нам тайну Творения особым языком. Здесь есть своя ритмика, основанная на многочисленных повторах: «и сказал Бог» – 10 раз, «и увидел Бог» – 7 раз. В повествовании о шести днях мы видим единообразие. Все оно делается по образцу, данном в описании первого дня: «И сказал Бог…и стало так… и увидел Бог….и назвал Бог….. и был вечер и было утро…» Это способствует выразительности, запоминанию, а также приобщает читателя к ритмике смены дня и ночи.

Кроме этого, мы видим здесь глубоко продуманную структуру. Так, Господь творит три стихии: небо, землю и воды. Каждой из них соответствует определенный день творения:

 

1-й день – вода (см. Быт. 1:2)

2-й день – небо (см. Быт. 1:7, 8)

3-й день – земля (см. Быт. 1:9, 10)

 

Этим трем дням соответствует то, что наполняет созданные в них стихии.

 

3-й день – наполняется земля (см. Быт. 1:12)

4-й день – наполняется небо (см. Быт. 1:16)

5-й день – наполняются моря (Быт. 1:21)

 

Таким образом, мы видим абсолютно симметричную структуру. Порядок создания соответствует порядку наполнения. При этом для каждого компонента симметрии мы находим свой глагол: 1 и 5 день – глагол бара; 2 и 4 – аса; 3 – земля является по слову Божию, сама же земля производит и зелень.

1-й день – вода (бара)

2-й день – небо (аса)

3-й день – земля

3-й день – растительность

4-й день – светила (аса)

5-й день – морские рыбы и пресмыкающиеся (бара)

Эта фигура, состоящая из параллельных конструкций, соответствующих друг другу по принципу зеркального отражения, называется хиазм. Она используется преимущественно в поэтических текстах и свидетельствует о совершенстве формы произведения. В данном случае это поэтическое оформление сообщает читателю идею о совершенстве мира и Его Творца.

Это не единственная структурная организация, которую мы можем видеть в Шестодневе. Можно указать на еще один ряд соответствий:

 

1-й день – свет 4-й день – светила

2-й день – воды, небо 5-й день – рыбы и птицы

3-й день – земля 6 день – звери, человек

 

Наконец, прот. Леонид Грилихес указывает на еще одну параллель: безвидной и пустой земле первого дня противостоит человек, созданный в шестой день из этой самой земли по образу и подобию Божию. Таким образом, некогда бесформенная материя теперь несет в себе совершенный образ Творца.

 

Хиазм это:

а) поэтический прием структурной организации текста (+)

б) богословская концепция (-)

в) древнее ханаанское божество (-)

 

 

Литература

 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/).

Алипий

1) Грилихес. Л., свящ. Шестоднев в контексте Священного Писания // Альфа и Омега. М., 2005, №2. С. 14 – 28.

2) Кашкин А. Священное Писание Ветхого Завета. Саратов, 2012.

3) Скобелев М.А. Библейское откровение о творении мира – «Шестоднев»: жанр, экзегеза, богословие // Сретенский сборник. Вып. 4. М., 2013. С. 3 – 40.

4) Снигирев Р., прот. Законоположительные книги Ветхого Завета. М., 2010.

5) Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000.

6) Цыпин Л., прот. Вселенная, Космос, Жизнь – три Дня Творения. Киев, 2008.

Тест №6

 

1. Что было сотворено «В начале»?

а) небо (-)

б) земля (-)

в) небо и земля (+)

г) тьма и бездна (-)

д) твердь (-)

 

2. Господь сотворил «светила» на следующий день после творения:

а) тверди небесной (-)

б) света (-)

в) рыб и птиц (-)

г) суши и растительности (+)

д) животных (-)

 

3. Животные были сотворены на:

а) 1 (-)

б) 2 (-)

в) 3 (-)

г) 4 (-)

д) 5 (-)

е) 6 (+)

ж) 7 (-)

день

 

4. Что было сотворено на следующий день после творения светил?

а) человек (-)

б) твердь небесная (-)

в) рыбы и птицы (+)

г) суша и растительность (-)

д) рай (-)

 

5. Согласно мнению представителей секулярной науки, множественное число слова אֱלֹהִים (элог и м) – указание на:

а) то, что это абстрактное существительное (-)

б) Пресвятую Троицу (-)

в) политеизм древних евреев (+)

г) то, что это «множественное уважительное» (-)

 

6. Согласно визионерской гипотезе:

а) мир был сотворен за шесть суток (-)

б) творение продолжалось шесть световых дней (-)

в) на протяжении шести дней Моисей получал откровение о творении мира (+)

г) человеческая история разворачивается в пределах седьмого дня (-)

 

7. Дополните фразу: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;…»

а) «мужчину сотворил вместе с женщиной» (-)

б) «мужчину вместе с женщиной сотворил их» (-)

в) «мужчину и женщину сотворил их» (+)

г) «сотворил его как мужчину и женщину» (-)

 


[1] Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Беседа 1 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=1).

[2] «…Небо и земля сотворены из ничего, потому что не были еще сотворены ни вода, ни воздух, не получили еще бытия ни огонь, ни свет, ни тьма: они произведены позднее неба и земли» (см.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1).

[3] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 2 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_01=2).

[4] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1.

[5] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1.

[6] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1.

[7] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1.

[8] См. Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Беседа 2 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=2).

[9] См. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 9 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very=2_9).

[10] См. Григорий Нисский, свт. О Шестодневе слово защитительное брату Петру (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Nisskij/o_shestodneve).

[11] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1.

[12] См. Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Беседа 6 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=6).

[13] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1.

[14] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1.

[15] См. Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Беседа 7 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=7).

[16] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1.

[17] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1.

[18] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1.

[19] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 8 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_01=8).

[20] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1.

[21] Параллелизм (от греч. παράλληλος – идущий рядом) – расположение несущих единую смысловую нагрузку стихов в виде параллельных двустиший или трехстиший.

[22] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very=2_12).

[23] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1.

[24] Феофан Затворник, свт. Руководство к духовной жизни (из писем святителя Феофана) (см.: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/feofan_nastavleniya_v_duhovnoy_zhizni_056-all.shtml).

[25] Толковая Библия под ред. Лопухина А.П. (см.: http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_01/1).

[26] В этом смысле показательны слова прп. Ефрема Сирина: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании том представлены одни наименования: или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе этих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств» (см.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1).

[27] Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija=1).

[28] Блж. Августин. О граде Божием. Кн. 11, Гл. 6, 7. М., 2000. С. 520.

[29] Иванов Н., прот. И сказал Бог. Опыт истолкования книги Бытия. Клин, 1999. С. 92.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных