ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Поэтическая организация ШестодневаШестоднев имеет свою уникальную поэтическую организацию. Слово Божие возвещает нам тайну Творения особым языком. Здесь есть своя ритмика, основанная на многочисленных повторах: «и сказал Бог» – 10 раз, «и увидел Бог» – 7 раз. В повествовании о шести днях мы видим единообразие. Все оно делается по образцу, данном в описании первого дня: «И сказал Бог…и стало так… и увидел Бог….и назвал Бог….. и был вечер и было утро…» Это способствует выразительности, запоминанию, а также приобщает читателя к ритмике смены дня и ночи. Кроме этого, мы видим здесь глубоко продуманную структуру. Так, Господь творит три стихии: небо, землю и воды. Каждой из них соответствует определенный день творения:
1-й день – вода (см. Быт. 1:2) 2-й день – небо (см. Быт. 1:7, 8) 3-й день – земля (см. Быт. 1:9, 10)
Этим трем дням соответствует то, что наполняет созданные в них стихии.
3-й день – наполняется земля (см. Быт. 1:12) 4-й день – наполняется небо (см. Быт. 1:16) 5-й день – наполняются моря (Быт. 1:21)
Таким образом, мы видим абсолютно симметричную структуру. Порядок создания соответствует порядку наполнения. При этом для каждого компонента симметрии мы находим свой глагол: 1 и 5 день – глагол бара; 2 и 4 – аса; 3 – земля является по слову Божию, сама же земля производит и зелень. 1-й день – вода (бара) 2-й день – небо (аса) 3-й день – земля 3-й день – растительность 4-й день – светила (аса) 5-й день – морские рыбы и пресмыкающиеся (бара) Эта фигура, состоящая из параллельных конструкций, соответствующих друг другу по принципу зеркального отражения, называется хиазм. Она используется преимущественно в поэтических текстах и свидетельствует о совершенстве формы произведения. В данном случае это поэтическое оформление сообщает читателю идею о совершенстве мира и Его Творца. Это не единственная структурная организация, которую мы можем видеть в Шестодневе. Можно указать на еще один ряд соответствий:
1-й день – свет 4-й день – светила 2-й день – воды, небо 5-й день – рыбы и птицы 3-й день – земля 6 день – звери, человек
Наконец, прот. Леонид Грилихес указывает на еще одну параллель: безвидной и пустой земле первого дня противостоит человек, созданный в шестой день из этой самой земли по образу и подобию Божию. Таким образом, некогда бесформенная материя теперь несет в себе совершенный образ Творца.
Хиазм это: а) поэтический прием структурной организации текста (+) б) богословская концепция (-) в) древнее ханаанское божество (-)
Литература
Прп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/). Алипий 1) Грилихес. Л., свящ. Шестоднев в контексте Священного Писания // Альфа и Омега. М., 2005, №2. С. 14 – 28. 2) Кашкин А. Священное Писание Ветхого Завета. Саратов, 2012. 3) Скобелев М.А. Библейское откровение о творении мира – «Шестоднев»: жанр, экзегеза, богословие // Сретенский сборник. Вып. 4. М., 2013. С. 3 – 40. 4) Снигирев Р., прот. Законоположительные книги Ветхого Завета. М., 2010. 5) Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. 6) Цыпин Л., прот. Вселенная, Космос, Жизнь – три Дня Творения. Киев, 2008. Тест №6
1. Что было сотворено «В начале»? а) небо (-) б) земля (-) в) небо и земля (+) г) тьма и бездна (-) д) твердь (-)
2. Господь сотворил «светила» на следующий день после творения: а) тверди небесной (-) б) света (-) в) рыб и птиц (-) г) суши и растительности (+) д) животных (-)
3. Животные были сотворены на: а) 1 (-) б) 2 (-) в) 3 (-) г) 4 (-) д) 5 (-) е) 6 (+) ж) 7 (-) день
4. Что было сотворено на следующий день после творения светил? а) человек (-) б) твердь небесная (-) в) рыбы и птицы (+) г) суша и растительность (-) д) рай (-)
5. Согласно мнению представителей секулярной науки, множественное число слова אֱלֹהִים (элог и м) – указание на: а) то, что это абстрактное существительное (-) б) Пресвятую Троицу (-) в) политеизм древних евреев (+) г) то, что это «множественное уважительное» (-)
6. Согласно визионерской гипотезе: а) мир был сотворен за шесть суток (-) б) творение продолжалось шесть световых дней (-) в) на протяжении шести дней Моисей получал откровение о творении мира (+) г) человеческая история разворачивается в пределах седьмого дня (-)
7. Дополните фразу: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;…» а) «мужчину сотворил вместе с женщиной» (-) б) «мужчину вместе с женщиной сотворил их» (-) в) «мужчину и женщину сотворил их» (+) г) «сотворил его как мужчину и женщину» (-)
[1] Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Беседа 1 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=1). [2] «…Небо и земля сотворены из ничего, потому что не были еще сотворены ни вода, ни воздух, не получили еще бытия ни огонь, ни свет, ни тьма: они произведены позднее неба и земли» (см.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1). [3] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 2 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_01=2). [4] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1. [5] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1. [6] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1. [7] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1. [8] См. Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Беседа 2 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=2). [9] См. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 9 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very=2_9). [10] См. Григорий Нисский, свт. О Шестодневе слово защитительное брату Петру (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Nisskij/o_shestodneve). [11] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1. [12] См. Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Беседа 6 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=6). [13] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1. [14] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1. [15] См. Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Беседа 7 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=7). [16] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1. [17] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1. [18] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1. [19] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 8 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_01=8). [20] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1. [21] Параллелизм (от греч. παράλληλος – идущий рядом) – расположение несущих единую смысловую нагрузку стихов в виде параллельных двустиший или трехстиший. [22] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12 (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very=2_12). [23] Ефрем Сирин, прп. См.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1. [24] Феофан Затворник, свт. Руководство к духовной жизни (из писем святителя Феофана) (см.: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/feofan_nastavleniya_v_duhovnoy_zhizni_056-all.shtml). [25] Толковая Библия под ред. Лопухина А.П. (см.: http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_01/1). [26] В этом смысле показательны слова прп. Ефрема Сирина: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании том представлены одни наименования: или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе этих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств» (см.: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1). [27] Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия (см.: http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija=1). [28] Блж. Августин. О граде Божием. Кн. 11, Гл. 6, 7. М., 2000. С. 520. [29] Иванов Н., прот. И сказал Бог. Опыт истолкования книги Бытия. Клин, 1999. С. 92. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|