Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Архитектура стиля конструктивизм в 20 - 30-х годах 20 века




 

 

 

Эйфелева башня
Густав Эйфель
1889, Париж
Франция

 

 

Значительных успехов в 20 — 30-х годов 20 века достигла архитектура. Бурный рост городов, промышленности, развитие транспорта приходят в резкое противоречие с не соответствующей новым требованиям планировкой старых городов, с их узкими извилистыми улицами. Необходимость разрешить осложнившуюся проблему транспортного обслуживания и обеспечить нормальные санитарные и жилищные условия населению, порождают градостроительные проекты и новые формы расселения людей. Они характеризуются стремлением смягчить в городах социальные контрасты и устранить чрезмерную концентрацию населения. Вокруг больших городов в некоторых странах возникают города-сады с индивидуальными жилыми домами, промышленные города, рабочие поселки и т. д. со строго функциональным расчленением территории. Внимание архитекторов привлекли задачи не только промышленного, но и массового жилищного строительства, разработка жилых комплексов с экономными типовыми квартирами, рассчитанными на среднюю и низкооплачиваемую категорию людей. Больше внимания уделяется проектированию районов, архитектурному оформлению ландшафтов. Разрабатываются универсальная классификация улиц и принципы их сочетания, создаются сети городских магистралей, независимых от переходных улиц и рассекающих город на ряд обособленных пространств. В проектировании городов нового типа и крупных промышленных предприятий все более утверждаются принципы функционально-конструктивной системы, зародившейся на рубеже 19—20 веков. Этот стиль в архитектуре получил название конструктивизма. Провозвестником нового этапа в развитии архитектуры стала Эйфелева башня (высота 312 м), возведенная из сборных стальных частей к Всемирной парижской выставке 1889 года по проекту инженера Густава Эйфеля в знак вступления в новую эру машинного века. Лишенная утилитарного значения, ажурная башня легко и плавно взлетает к небу, воплощая мощь техники. Ее динамичная вертикаль играет важную роль в силуэте города. Грандиозная арка основания башни как бы объединяет виднеющиеся сквозь нее далекие перспективы городского ландшафта. Это сооружение оказало стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие архитектуры.

 

Развитие американского города, его лицо определили многоэтажные небоскребы Нью-Йорка, Чикаго и др. К началу 20 века архитекторы так называемой чикагской школы, возникшей в конце 19 в., разработали проекты небоскребов с нависающими стенами. Американские города, например Нью-Йорк, сохраняют резкий контраст между небоскребами (конторское здание «Эмпайр Стэйт Билдинг», начала 1930-х годов, в 102 этажа, высотой 407 м и Рокфеллер-центр, в 72 этажа, высотой 384 м, 1931—1947 годы) и множеством других различных по масштабам зданий. В истории русского конструктивизма профессиональные архитекторы проектировали всевозможные модульные конструкции жилых единиц, соединяющиеся между собой в большие комплексы, движущиеся по наружным стенам лифты и т. д.

Корифеем русского (советского) конструктивизма считается Константин Мельников. Начав с постройки российских павильонов на Международных выставках в стиле традиционной деревянной архитектуры, благодаря которым он приобрел международную известность, Мельников переходит к проектированию очень актуальных построек нового (революционного) типа и назначения - рабочих клубов. Клуб им. Русакова, построенный им в 1927-1928 годах, не имеет ничего общего ни с архитектурой предшествующего столетия, ни с архитектурой модерна. Здесь чисто геометрические бетонные конструкции организованы в некую структуру, форма которой определена ее назначением. Последнее замечание относится практически ко всей архитектуре модерна и 20 века и определяется как функционализм. В архитектуре конструктивизма функционализм приводит к созданию динамичных сооружений, состоящих из достаточно простых формальных элементов, совершенно лишенных привычного архитектурного декора, соединенных в соответствии с организацией внутреннего пространства и работой основных конструкций. Язык архитектурных форм, таким образом "очищается" от всего необязательного, декоративного, неконструктивного. Это язык нового мира, порвавшего со своим прошлым. Рождающийся архитектурный образ ясно передает динамику художественных процессов и жизни в постреволюционной России, упоение современными техническими возможностями.

 

Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Экстравагантная конструкция Бобура, как в обиходе называют Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, напоминает внешне огромную фабрику или нефтеперегонный завод. Сталь, стекло, сложное переплетение красно-синих труб, кабелей, лестничных площадок, прозрачные галереи эскалаторов и переходов, каких-то странных металлических деталей, вынесенных наружу. Прямо на тротуаре возле главного фасада этой необычной прозрачной конструкции толстые вентиляционные трубы, очень похожие на те, что можно увидеть на палубе судна. И вообще, при желании Бобур легко принять не только за нефтеперегонный завод, но и за корабль, пусть и в форме параллелепипеда. Бобур внутри лишен каких бы то ни было промежуточных опор и стационарных стен, а все его несущие элементы демонстративно вынесены наружу. По представлениям самих авторов, здание имеет открытую и гибкую структуру, подобно «машине, собирающей и передающей информацию». Архитектура Бобура программно не закончена и специально ориентирована на изменения в будущем. Все конструкции ярко окрашены, а общее цветовое решение информационно осмысленно: в красный цвет выкрашены транспортные коммуникации (лестницы, лифты, подъемники, эскалаторы), в желтый — электропроводка, в зеленый — трубы и устройства водоснабжения, в голубой — кондиционеры воздуха, белый — подача тепла. Но не следует думать, что подобный дизайн всего лишь бессмысленная прихоть очередного авангардиста. Просто архитекторы, приняв во. внимание стремительные изменения современной технологии, сочли нецелесообразным уводить под пол водопроводные и отопительные трубы, прятать в стены электропроводки и кондиционеры. Правда, многие расценили результат этого эксперимента как уродство. Центр Помпиду критикуют те, кому трубы и коммуникации, выставленные напоказ вдоль внешних стен здания, представляются бессмысленным уродством. Многие заявляют даже, что Центр вообще никакого отношения к архитектуре не имеет, что это всего лишь сляпанное на скорую руку техническое сооружение.

Но нашлись у здания и защитники, считающие его архитектурное решение остроумной и смелой идеей, которая к тому же рас ширяет оформительские возможности современного зодчества. Как греческий храм горделиво выставлял напоказ колонны, подпиравшие его крышу, точно так же и Центр Помпиду не стесняется показать металлический «костяк», на котором держится весь его корпус, и не скрывает необходимых элементов своего технического оснащения. Стиль «хай тек» предполагает, что по мере развития технологии грани между архитектурой и техникой будут стираться все больше и больше. На конкурс архитектурных проектов этого сооружения была подана 681 работа из 49 стран. Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже строился по проекту иностранных инженеров — итальянца Ренцо Пиано и англичанина Ричарда Роджерса. Комплекс раскрыл свои двери в 1977 году и сразу же. надолго возбудил всеобщее любопытство. Даже у входа в Лувр не всегда можно встретить такое количество желающих попасть в это святилище искусства, как здесь, в Бобуре.
В Центре Помпиду находится теперь главный парижский музей современного искусства, регулярно устраиваются выставки. Богатая публичная библиотека Бобура насчитывает более миллиона томов. На открытых стеллажах расставлены книги и журналы по всем отраслям знаний, на столах — аппаратура для чтения микрофильмов. Большое собрание диапозитивов, аудио- и видеокассет, магнитных пленок с записью музыкальных произведений доступно любому посетителю. С террасы ресторана на последнем, шестом этаже открывается ни с чем не сравнимая картина — крыши Парижа. О Бобуре уже написаны монографии, книги и несметное число статей, как сочувственных, так и напрочь отвергающих не только архитектуру здания, но и саму идею создания подобного центра. «Суперрынок культуры», «Ангар искусства»... Какими только эпитетами не награждали Бобур! Сейчас страсти несколько поутихли, а Центр Помпиду прочно вошел в список парижских достопримечательностей.

Он начал возводиться еще в 1930-е годы, когда на этом месте был просто гигантский пустырь заброшенной стройки. Но теперь Центр Помпиду заметно повлиял на жизнь старинного квартала. Люди тянутся сюда не только ради самого Центра, но и ради создавшейся вокруг него своеобразной атмосферы. В реставрированных домах открылись салоны, магазины. Пьяцца — площадь, примыкающая к главному фасаду комплекса, — стала ареной выступлений бродячих музыкантов, певцов, танцоров, фокусников, жонглеров. Где же, как не здесь, возле Бобура, вправе рассчитывать безработные артисты на благосклонное внимание парижской публики? Площадь перед Центром Помпиду оказалась еще одной счастливой находкой архитекторов: из всех поданных проектов только один этот оставлял половину отведенной под застройку территории свободной. На подступах к комплексу создана обширная пешеходная зона, таким образом, в Париже сохранился еще один оазис уличной жизни.

Центр Помпиду укрывает в своих стенах не только библиотеку и модульные выставочные помещения. Здесь есть еще кинотеатр и концертный зал, детская площадка для игр, несколько ресторанов и баров. В подвальных этажах Центра расположился Институт исследования и координации акустики и музыки, который представляет собой комплекс ультрасовременных акустических лабораторий. Его концепция разработана таким образом, чтобы сочетать оптимальные условия для акустических исследований с возможностью доступа широкой публики в демонстрационный зал. За ходом научных исследований зрители могут наблюдать через специальные смотровые окна.

 

Конструктивизм был характерен для России в 20-е - 30-е годы ХХ века, а в Европе и Америке в это же время становился популярным другой стиль, который, в основном касался интерьера. Он был назван "ар деко».

Итак… Согласно "Википедии", конструктивизм - это "советский авангардический метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве… Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов - ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма - фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени". Если современные загородные дома не похожи на фабрики-кухни 20-30-х годов прошлого века, то многие индивидуальные жилища имеют черты Дворцов культуры и даже рабочих клубов того времени.

"Термин ""конструктивизм", - использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась - "Конструктивизм".

А. М. Ганом провозглашалось, что "…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура - мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры". То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной".

Сегодня обладатели загородных домов и интерьеров в данном стиле не задумываются над тем, что являются последователями идеи Гана и, благодаря самому факту появления этих домов, "продолжают строить коммунизм". Конечно, мы иронизируем, но все же хотим показать, что сегодняшние загородные дома, построенные в стиле " конструктивизм ", "уходят своими корнями" в 20-е годы прошлого века.

Здесь мы немного забежим вперед и скажем об оценке данного направления одним из ведущих архитекторов той эпохи. Для этого мы обратимся к книге С. О. Хан-Магомедова "Андрей Буров", посвященной советскому архитектору Андрею Константиновичу Бурову, и приведем из нее цитату. В частности, в книге говорится, что "выступая в 1933 году на первой творческой дискуссии, Буров… отвергал концепцию конструктивизма… "Что же произошло с конструктивизмом? Конструктивизм поставил верно проблему в тот момент, когда нам надо было очиститься от ряда наслоений в архитектуре. Течение это возникло еще до Корбюзье самопроизвольно, как протест против того мусора, который накопился в архитектуре и в других пространственных искусствах. Тогда казалось правильным положить в основу функциональное задание. Но в процессе работы выяснилось, что одного этого задания недостаточно…

Необходимо разговаривать всеми доступными архитектуре средствами… Конструктивисты говорят, что то, чего они достигли и что сделали, этого достаточно, над этим благоволите работать. Они неправы, когда говорят, что все прекрасно, что все элементы выяснены в конструкции. Когда Корбюзье стал делать проект реконструкции Алжира, он пришел к логическому тупику. Если конструктивизм имеет ряд положительных заслуг, это все же не решает задач архитектора.

Не надо поспешно критиковать нашей новой работы над освоением наследства. Когда человек начинает что-то делать, ему всегда говорят, что это не так, что это никуда не годится; подождите, имейте терпение, дайте доделать. Конструктивизмом занимались 15 лет, и ему можно сказать: "довольно", а нам еще рано это говорить, мы только еще пытаемся выступать и начать работать, идя по новому пути".

В своих последующих текстах Буров… писал: "Главной ошибкой конструктивизма было: вывод архитектуры из техники. Техника сама по себе является побочным продуктом науки, следствием, симптомом, отходом определенного количества технических наук, а не философским обобщением науки в целом. Брались готовые элементы, несовершенные, материализованные воплощения эмпирических формул, выведенных для других потребностей и часто для других материалов".

Но… вернемся к 20-м годам прошлого века, когда конструктивизм "набирал обороты" и почти не подвергался критике.… "Функциональный метод, - говорится в "Википедии", которая помогает нам разобраться в теме, - есть теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926-1928 гг.), основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов". В конце прошлой беседы мы обещали уделить сегодня немного внимания одному из теоретиков архитектуры. Речь пойдет о М. Я. Гинзбурге, который (согласно "Википедии") "был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге "Стиль и эпоха" он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует "своей" исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит "…непрерывная механизация жизни", а машина есть "…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики". Возможно, Гинзбург не сказал ничего нового, но он сумел сформулировать идеи, которые возникали у архитекторов, независимо от того, какой эпохе они принадлежали. Любое новое направление, в том числе в архитектуре и интерьере, должно было стать "новым элементом быта, психологии и эстетики". Конструктивизм не являлся исключением

Отличительной чертой конструктивизма в интерьере являются четко продуманные функциональные решения, компактные объемы с ярко выраженным каркасом, техническая ясность архитектурной формы. Прямолинейность и минимализм – то основное, что отличает конструктивизм от других стилей. Формы повторяют геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

Для помещений свойственны открытые пространства с нечетким зонированием, прямыми четкими линиями и строгой геометрией. На показ могут выставлены несущие конструкции, а перекрытия и несущие элементы – быть центром всего интерьера. Не должно быть никаких элементов декора и мелких деталей, ничто не должно привлекать к себе внимания, все должно быть предельно просто и функционально.

Основной принцип стиля конструктивизм — рационализм. Здесь не найдешь никаких украшений в виде роскошной лепнины и позолоты. Материалы, которые применяет конструктивизм, функциональны и просты, также как и мебель в этом стиле. Металл, пластик, стекло и другие полимеры, делают стиль конструктивизм экономичным. Он не терпит в интерьере ненужных деталей, вычурных материалов и предметов декора, предметов обстановки.

Для стиля выбрана следующая цветовая палитра: белый, черный, красный, желтый, синий. Вместе с тем удачное сочетание ярких, жизнерадостных оттенков, эффектная и необычная подсветка, неожиданная асимметрия позволяют добиться очень красивого результата. Поэтому дизайн интерьера стиля конструктивизм популярен даже на сегодняшний день. Выверенные пропорции, применение кирпича, железобетона, стекла и отсутствие всякого декора. Вещи – мобильные и легкие, каждая из которых тщательно продумана и занимаем свое определенное место в интерьере.

Конструктивизм подстраивается под нужды человека, но не под веяния моды, он всегда прост и понятен, а интерьер в стиле конструктивизм удобен и целесообразен.

 

 

Ба́ухауз (нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933годы, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.

В XX веке многие принципы, определяющие внешний облик архитектуры, повсеместное употребление классических ордеров, продолжавшееся с XV поXIX века, были поставлены под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям, и, отринув орнаментику, архитекторы переломили многовековую традицию. Вначале новые здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и компактные формы нового стиля. У его истоков стоит Баухауз, теоретические посылки которого часто сводятся к лозунгу «функционализм», то есть что утилитарно, удобно, то и красиво. Однако это не совсем верно: лучшие создания функционализма красивы потому, что дизайнеры обладают вкусом и художественным чутьём[1].

В выпущенном школой «Манифесте» 1919 года архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными.[2]

Конструктивизм, рожденный в начале прошлого века, не утратил своей актуальности и сегодня. Современный индустриальный дизайн, городская архитектура, западная частная архитектура – везде видно влияние конструктивизма, родившегося в России. В России в частной архитектуре конструктивистские мотивы мало заметны, а вот на Западе этот стиль прочно вошел в арсенал современных архитекторов и дизайнеров, проектирующих частные дома и интерьеры.

Основным отличием конструктивизма в интерьерах и архитектуре – это четкие линии, минимализм в деталях и ярко-выраженная функциональность зданий и интерьеров. Интерьеры в стиле конструктивизма, в первую очередь, это голая функциональность без украшений и дополнительных деталей, которые не несут функциональной нагрузки.

Как ни странно, здания, выполненные в стиле конструктивизма, органично вписываются в окружающую среду. Это если говорить о загородных домах. С городской архитектурой сложнее. Часто конструктивистские «шедевры» рвут сложившийся архитектурный ландшафт города и выглядят, мягко говоря, странно.

В природные ландшафты постройки с налетом конструктивизма вписываются неплохо. И это не только заслуга архитекторов. Если вспомнить основную тенденцию стиля – минимализм и функциональность, то становится понятным, почему такие чисто функциональные строения хорошо смотрятся в природных ландшафтах. Природа сторонница минимализма.

«Конструктивизм – своего рода универсальный маркер. В повседневной практике он прежде всего характеризует однозначную логику объекта и среды, их структурность при многообразии подходов к решению пластических и пространственных задач, – рассказывает архитектор Алексей Комов. – И неважно, какой типологии и масштаба проект: дизайн столовой или генплан микрорайона».

 

Выступающие рассказали о новых трендах в обустройстве интерьера, а также о реализованных проектах. По словам Ильи Старостина, руководителя направления ASTARTA Decor Группы компаний ASTARTA, большинство проектов по обустройству офисного пространства несут в себе дух конструктивизма: они всегда лаконичны, функциональны, а главное – практичны, даже с учётом дизайнерских разработок.

«Например, когда мы разрабатываем новое интерьерное решение, прежде всего ориентируемся на то, сможет ли оно стать трендом и быть удобным в эксплуатации, – рассказывает Илья Старостин. – Плюсом в таком деле является собственное производство, где можно доработать и тут же посмотреть конечный вариант. Очень важно понимать, что дизайн и функционал – неразрывные понятия в архитектурных разработках».

Послушать лекцию собрались дизайнеры и архитекторы из Ялты, Симферополя, Евпатории, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы, студенты архитектурных и дизайнерских вузов. По словам Алексея Комова, получился не «заумный семинар, но живое общение с залом», по итогам которого никто не остался равнодушным.

 

 

Памятники конструктивизма: «Дом печати»

 

 

Дом печати построен для типографии и издательства крупнейшей на Урале газеты «Уральский рабочий». Строительство было начато по решению Обкома ВКП(б) в 1929 году и в 1930 году завершено.

Дом печати находится на пересечении проспекта Ленина и улицы Тургенева. Наиболее протяженным фасадом размещен по красной линии проспекта Ленина — главной городской магистрали, на постепенно понижающемся с востока на запад участке. Угол здания ориентирован на площадь Парижской Коммуны с Оперным театром в центре. улицы своеобразием внешнего вида и активно участвует в формировании облика проспекта Ленина. Окружающую застройку составляют крупные общественные здания и многоэтажные жилые дома с магазинами в первом этаже, построенные в конце 50-х — начале 60-х годов XX века.

С запада Дом печати примыкает к зданию Театра музыкальной комедии, с востока — к жилому дому и разделен с ним проездной аркой. В глубине участка образует двор.

Объем здания четырехэтажный, Г-образный в плане, с закругленным углом и заглубленным в лоджию центральным входом. За счет перепада рельефа западная часть здания имеет цокольный этаж. В основе поэтажных планов лежит сочетание просторных залов производственных цехов с рядами опор и помещений, размещенных по коридорной системе.

В трех этажах размещается типография, в четвертом — издательство. Уличный и дворовые фасады здания аналогичны, характеризуются простотой построения. Определяющим архитектурным мотивом всех фасадов являются ленточные окна на гладкой поверхности стен. На восточном фасаде горизонтали ленточных окон разрываются остекленным эркером лестничной клетки, начинающимся со второго этажа. Другие фасады архитектурных акцентов не имеют. Главный фасад отличается гармоничностью построения и деловой представительностью. Архитектура фасадов определена системой конструкций. Здание имеет железобетонный каркас.

Дом печати является примером производственного здания конца 20-х - начала 30-х годов XX века, возведенного в формах конструктивизма.

(По материалам книги "Свод памятников истории и культуры Свердловской области". Т1. – «Сократ», 2007.

. – С. 305-306)

 

план первого этажа.

 

 

Главпочтамт (Дом Связи)в Екатеринбурге - яркий пример архитектуры конструктивизма. Построен в 1934 году на месте двух купеческих усадеб. У входа в здание находится памятный металлический знак, обозначающий нулевой километр Екатеринбурга.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных